Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Слушайте непосредственных участников событий!
Тут как всегда палка о двух концах. Историй от участников второй мировой и последющих войн не соответствующих реальности и не выдерживающих какой либо критики полно. И человек любит свои историй приукрасить, а кое что и умолчать.
Поэтому в идеале, красивая эмоциональная история из уст участника событий должна подтверждаться сухими документами.
Как говорят современные журналисты: должна быть верификация.
 
Евгений Савицкий, дважды Герой, совсем немного за 30. Савицкий был талантливым летчиком, начальником водил пилотажную группу. За войну 24 сбитых! При этом начал войну комдивом а в конце 1942 стал командиром корпуса и воевал до победы. Это ориентировочно 3 дивизии.
А был беспризорником в детстве!

!
Без названия (39).jpeg
 
Но главное мы победили, начистили рыло бубновым, размалеванным и это бесспорный факт!!
Если по большому счёту, то начистили им рыло в основном не мы. (с осени 43-го, 70% ИА противника было уже на Западе), но случалось били, как равные. И оставшиеся в живых "бубновые" честно признавали это на старости лет. Т.е. на уровне индивидуального мастерства, у нас всегда находились отдельные индивидуумы, даже в 41-м, а на уровне организации масштабных операций - всё очень медленно прогрессировало.
 
Давайте вспомним достойного человека.
Ива́н Семёнович По́лбин (14 [27] января 1905, село Ртищево-Каменка, Симбирская губерния — 11 февраля 1945 года, Бреслау, Нижняя Силезия) — советский военачальник, гвардии генерал-майор авиации (25 октября 1943 года). Дважды Герой Советского Союза[1] (23 ноября 1942 года и 6 апреля 1945 года, посмертно).


.
1615c6ea9e25f05d04f1e8fe6c8e1083.jpg
20091129-pankov.jpg
Полбин_Иван_Семёнович.png



Рядом пикировщики Полбина, исполнители "вертушки" и др.
 
Смотрел недавно интервью в ранеными участниками СВО, и один из них сказал:
Историки! Не изучайте войну по документам, в донесениях такого напишут...что вы будете иметь совершенно фантастическое представление о событиях! Слушайте непосредственных участников событий! 😵 Это наверное только к нашему времени относится.
Всё хорошо в меру, полный нигилизм в отношении документов тоже глупость. Историков не стоит считать идиотами, добросовестные исследователи постоянно перекрестно проверяют все источники.
 
Полбин. Савицкий. Да тот же Покрышкин. //

+ Захаров Г.Н.

Согласен, но это все комдивы на 12 фронтов.
Зачем же вы так о наших комдивах?
Какая цель вот так походя ляпнуть глупость? Всё же проверяется за 5 минут.
Мачин, Додонов, Иванов, Орлов, Куманичкин, Лобов, Забалуев, Захаров, Сандалов, Исаев, Шинкаренко. Это первые попавшиеся, а так это десятки летчиков, командовавших дивизиями и продолжавших воевать лично.
Все перечисленные совершали боевые вылеты, почти у всех есть сбитые, ну Сандалов бомбер (на пешках).

П.С. Стараниями одного из участников ветка скатилась в офтоп.
Может быть, лучше всё-таки о тактике штурмовки, причем желательно не "я ,я, я" (я, например, тоже стрелял и бомбил и с СВМ и с разных углов, но то ж полигон, смысл кричать об этом), а как это происходило в годы войны?
 
Последнее редактирование:
По мне ,так отвлеклись на 180º. Тема про истребителей в штурмовиках.

Вспомнить август по октябрь 1941год, ,Одесса.,где истребители выполняли все мыслимые и немыслимые задачи ,т.к. ничего другого небыло. И полёты с улиц города, и особенно подбитыми возвращяться на эти улицы?!?!. Когда в полевых условиях приспосабливали направляющие для РС ,сначало по две пары,потом по четыре. Когда телефон не умолкая прося о помощи хоть мало мальски приостановить шествие германских войск на разных участков фронта вокруг Одессы,что им и удавалось судя по благодарным словам командующих.. Когда истребители всем полком ударили по аэродрому в Бельцах парализовав на неделю немецкую авиацию на этом участке фронта. Так рассказывают очевидцы тех времён ещё жившие в 1991году.
И на тот момент ,истребитель действительно как боевая единица , лучьше всего приспособлена для атак по наземным целям ,разведке,бомбометанию. Но это разговор о правильном и умелом его применении. На тот момент,это была самая дешёвая боевая единица и универсальная. Дешёвизна как по стоимости ,как по эксплуатации,затрат как и БК и ГСМ и по экипажу.. Малоразмерность,маневренность, скорость- тактически имеет больше преимуществ перед СБ ,Пе 2 и Ил 4.Ил 2,пока не берём в счёт на 1941год. Су 2 погоду не делали и немного их было.
 
Малоразмерность,маневренность, скорость- тактически имеет больше преимуществ перед СБ ,Пе 2 и Ил 4.Ил 2,пока не берём в счёт на 1941год. Су 2 погоду не делали и немного их было.
Совершенно верно. Массовое применение ИА и даже местами АДД непосредственно по переднему краю - вынужденная мера.
Всю войну основой ударной авиации были Ил-2 и Пе-2. В 1941 они имелись в гомеопатических количествах, а основной фронтовой бомбер СБ в силу слабых оборонительных возможностей был практически беззащитен против истребителей и нес огромные потери при минимальных результатах.
Потому и применяли всё, что есть в наличии, в соответствии с обстановкой. БУИА-40 я цитировал.
Кстати, тогда и зарождались две различные концепции маневренного ударного самолета, разошедшиеся впоследствии на ИБА и ША.
 
Уважаемый коллега, направляющие для РС приклепывали к обшивке или силовому элементу. Обычная работа, в полевых условиях.
Возникает вопрос затрат и результата. В 1941-1942 особо никто не задумывался. И тем не менее в основном на штурмовку направлялись старые самолёты, Чайка, И-16 и др. Новые самолёты мне кажется как то приберегали. Не защищен истребитель от огня с земли. Только маневр.
 
Стараниями одного из участников ветка скатилась в офтоп.
Может быть, лучше всё-таки о тактике штурмовки,
Смотрю на это с болью в сердце. Две страницы не по теме. Сергей Фролович, если Вы хотите пообсуждать то, что обсуждаете, откройте другую ветку.
 
Хорошо я Вас услышал.
Очень интересная статья. Спасибо журналисту дотошному.
Позволю короткий комментарий.

Цитата.
На ваш взгляд, реально ли истребителю-бомбардировщику заменить штурмовик (при штурмовке) и пикирующий бомбардировщик (при уничтожении точечных целей), при условии сравнимости их ударной нагрузки? Ну, например, будь бы у вас такой «суперла» с четырьмя 20 мм пушками и 1000 кг бомбовой нагрузки.

«Ил» заменить истребителем? Да ты что?! Ни под каким видом! Знаешь, что такое штурмовка? Это самолет несется над самой землей на малой высоте, причем на этой высоте он вынужден пребывать относительно долго. На малой, потому, что при штурмовке специфика целей определяет именно такую высоту нанесения ударов. Из пушек и РС с 1000 м никуда не попадёшь! Надо спуститься хотя бы на метров 800-т (а лучше 600-т и ниже). А как спустишься низко, тебя не то, что зенитка, обычный пулемёт собьёт. Вот смотри, мы при штурмовке «своих» целей, для ведения огня из пушек, вводили в пологое пикирование на высоте 600 м, а выводили, чуть ли не над самыми макушками деревьев. Будь бы у немцев нормальное зенитное прикрытие, они бы нас в капусту порубили. Нет, на небронированной машине, при сильном зенитном прикрытии цели, штурмовать нельзя.
То о чем уже говорили.
Немного поправлю журналиста, сто метров отклонение при бомбометании это наверное ошибка. Опытный истребитель, если нет ПВО кладет бомбу с отклонением 10-15 метров. Малую бомбу надо бросать точно.
 
Последнее редактирование:
Немного поправлю журналиста, сто метров отклонение при бомбометании это наверное ошибка. Опытный истребитель, если нет ПВО кладет бомбу с отклонением 10-15 метров. Малую бомбу надо бросать точно.
Не совсем так.
А какова была точность вашего бомбометания?
Ну, на полигоне, отличным результатом считалось попадание двух бомб в стометровый круг. Это хорошая точность. Я, на полигоне, часто двумя бомбами попадал.
Летчик (не журналист) говорит о попадании в круг, отклонение при этом не более 50м, причем залпом. Соответственно, хотя бы одна бомба попадает существенно ближе 50м от цели.
Не супер-пупер конечно, но... С условием, что техника выполнения отрабатывалась буквально "на коленке", неплохо.
 
Истребители начала войны, а именно И-153 "Чайка", И-16, МиГ-3, на которых вынуждены были штурмовать наши герои, чьи воспоминания тут приводились, были мало приспособлены для штурмовки. Тут и спорить нечего. Мало приспособлены главным образом в силу слабой бронированности и соответственно уязвимости от огня с земли. Так, Покрышкин, встретивший войну на МиГ-3, отмечал полное отсутствие защиты лётчика спереди. Отсутствовало даже бронестекло перед лицом.
 
Из воспоминаний дважды ГСС Ворожейкина Арсения Васильевича (52 лично сбитых + 13 в группе). Цитируется по: Ворожейкин А. В. Рассвет над Киевом. - М., 1966, стр. 30.
" ... Худяков снова заговорил про сорок первый год. В июле и августе гитлеровцы рвались к Киеву. Лëтчики тогда по нескольку недель не выбирались из кабин своих самолётов. То и дело вылетали на штурмовку.
- Летим как-то над дорогой. Мать честная! Лавина за лавиной - пехота, танки, мотоциклисты, всех полно. Ни одна пуля не пролетит мимо. Весь боекомплект расстреляли. А фашисты прут и прут! Наших танков не видно. Киев рядом. Зло взяло. И давай мы колëсами утюжить прямо по головам. Пробрало - разбежались, черти, опустела дорога. А когда мы вернулись на аэродром, не узнали своих самолётов: все были в крови, а у многих и винты погнуты. Зато задержали фашистов... "
 
Лавина за лавиной - пехота, танки, мотоциклисты, всех полно

не узнали своих самолётов: все были в крови, а у многих и винты погнуты.

Это как так можно было среди танков , грузовиков и мотоциклов изловчиться только по живой силе вермахта ?...
 
Это как так можно было среди танков , грузовиков и мотоциклов изловчиться только по живой силе вермахта ?...
Не знаю. Но много позже, в феврале 1944-го, когда фрицев гнали по заснеженным полям в Корсунь-Шевченковском котле, лëтчики тоже рассказывали, что привозили в маслорадиторах скальпы...
 
Эпизод из жизни и сражений одного авиаполка в районах Подмосковья в трудную осень 1941-го. Из книги Геннадия Семенихина "Над Москвою небо чистое" (М., 1965). (Произведение художественное, однако, автор имел непосредственное отношение к ВВС, с 1940-го служил младшим авиаспециалистом, в годы войны был военкором, совершил ряд боевых вылетов воздушным стрелком, а значит имел чёткое представление о жизни, быте и подвигах боевых лётчиков, что служит достаточной гарантией реалистичности рассказанной истории.) Итак, глава пятая, штурмовка "ишачками"...

"Четыре тупоносых истребителя И-16 озверело рубили винтами прохладный сентябрьский воздух. Тонко высвистывали моторы однообразную песню, сливаясь в один мощный голос. Стартовали самолёты рано, когда едва рассвело и на востоке, за гребёнкой леса, только-только обозначилась алая полоска зари. В этом и заключался замысел Султан-хана, разработавшего тактический план штурмовки вражеского аэродрома. Накануне полёта он, водя пальцем по сгибу карты, горячо доказывал сдержанному начальнику штаба Петельникову:
– Немец педант. Мы уже на собственном горбу это проверили. В шесть ноль-ноль у них подъём и завтрак, потом они начинают много-много больших и малых неприятностей нам делать. Но без четверти шесть мои джигиты застигнут их врасплох. Я ещё раз повторяю: немецкий лётчик от своих правил не отступает. Завтра Султан-хан с вашего разрешения этим и воспользуется.
– Убедили, – согласился Петельников, умевший быстро оценивать обстановку.
…Сейчас самолёты шли клином. Несколько вырвавшись, летел впереди на своей «единице» Султан-хан; слева от него вёл истребитель лейтенант Барыбин, весёлый курчавый парень с раздвоенной от осколочного ранения губой; справа сквозь плексиглас козырька обозревал горизонт мрачноватыми, словно остановившимися, зелёными глазами старший лейтенант Красильников; и, наконец, замыкающим в группе шёл Алёша Стрельцов. Мотор его латаной машины работал бесперебойно, и стрелки на доске приборов подтверждали, что поношенный организм машины способен провести в воздухе ещё немало часов.
Шли на бреющем почти над самой землёй. Алёша любил такой полёт: в нём особенно полно ощущаешь скорость и свою власть над машиной. Сейчас он косил глазами влево на хвост соседнего самолёта, потом переводил взгляд вперёд. Этот настороженный взгляд так и ощупывал землю: нет ли на маршруте опасного по высоте препятствия? Кто его знает, может ведь внезапно появиться высокая колокольня или какая-нибудь неожиданная горушка. Их четвёрка то взмывала над замаячившими впереди холмами, то припадала снова к земле, если под крылом была равнина.
В девяносто пятом истребительном полку, длительное время выполнявшем разведывательные задания, в отличие от других полков фронта на многих машинах уже были радиостанции. На Алёшину машину почти перед самым вылетом тоже установили радиостанцию, но без передатчика. Передавать Алёша ничего не мог, зато каждую команду Султан-хана слышал сквозь треск эфира довольно сносно. Его растрогало, что в этом трудном даже для опытных лётчиков полёте капитан успел справиться чуть насмешливо, ласково и о нём:
– Ну как, самый маленький? Качни крыльями, если не устал.
И Алёша, выполняя команду, два раза с крыла на крыло наклонил свой «ишачок», давая понять: нет, не устал.
Давно уже растаяли в утренней дымке взбежавшие на холм позолоченные купола городских церквей.
Алёшу удивило, что, насмешливый и вспыльчивый на земле, Султан-хан в полёте становился добрее и спокойнее.
– Самый маленький! – вновь окликнул он Алёшу. – Не рви сильно ручку. Подходим к линии фронта. Зенитки ударят – не шарахаться. Внима-а-ние!
Алёша увидел под левой плоскостью своего истребителя шоссе, косо перечеркнувшее лес. Вблизи города оно было оживлённым, забитым движущимися на фронт и в тыл автомашинами и повозками. Сейчас его необычная пустынность неприятно царапнула по сердцу. В редких лесочках по склонам балок, прикрытые маскировочными сетями, стояли артиллерийские орудия. На такой большой скорости Алёша их, может, и не рассмотрел бы, но суетившиеся на огневых позициях солдаты махали им пилотками. «Счастливого пути желают», – улыбнулся Алёша, и от этого ему стало и спокойнее и теплее.
Еще через две минуты, не более, он увидел на крутом откосе всю в желтых осыпях зигзагообразную траншею, и больше ничего. «А где же передовая, где войска?» – спросил он себя тревожно.
Скользнула под крылом узкая белобрысая речушка в зарослях ивняка, и Султан-хан прокричал:
– Прошли линию фронта! Не зевай!
Истребитель уносил Алёшу все вперёд и вперёд, земля под крыльями казалась необжитой, словно вымершей. «Пугает, – подумал Алёша про Султан-хана, – какой же тут фронт!»
И вдруг из лесочка, что был впереди, дружно ударили дробные очереди спаренных крупнокалиберных пулемётов. Алёша глянул влево: оттуда тоже, как ему показалось – прямо в него, с гулким эхом палили зенитки. Это короткое, никогда не забываемое «пах, пах» он отчётливо расслышал даже за рёвом моторов – до того оно было сильным, одновременно вырывающееся из многих стволов.
– Берём ниже! – приказал Султан-хан, и вся четверка припала к острым верхушкам елей. Теперь снаряды зениток рвались над кабинами. Султан-хан увёл за собой группу вправо, и вспышки зениток остались позади. Прекрасно изучив оборону противника, он вёл сейчас свою четвёрку по изломанным отрезкам маршрута, совсем не так, как это предусматривал предварительно составленный на земле расчёт, над которым трудились и Петельников, и комиссар, да и сам Султан-хан. Он вёл «ишачков», постоянно заметая следы, обходя дороги и населённые пункты. Когда Алёша успел взглянуть на картушку компаса, то увидел, что летит не на запад, а на восток. «Что такое? – удивился он. – Или капитан сбился с маршрута, или ему отдали приказание возвращаться, отменили задание? А может, это и вообще тренировка, о которой меня не предупредили?»
Впереди на горизонте всплыл медный окаёмок солнца, легкими парусами скользнули робкие перистые облачка. А земля, такая путаная и неясная оттого, что она была совсем близко под крылом, все продолжала мчаться и мчаться навстречу. И Алёшу уже клонило в сон от этого непрерывного, мелькания предметов, сливающихся в единый пестрый покров, от монотонного гудения моторов. «Где мы? Почему идём на восток?» – думал он, взглядывая на отсчёт компаса.
Внезапно Алёша увидел впереди узкую строчку железнодорожного одноколейного пути, будочку обходчика, и голос Султан-хана, злой и весёлый, раздался в ушах:
– Впереди цель. Атакуем. Все за мной, джигиты!
Самолёт капитана стремительно взмыл вверх, делая крутую горку. Барыбин и Красильников, как привязанные, скопировали каждое его движение и одновременно с ним выскочили на высоту в пятьсот метров. Алеша замешкался и приотстал. Поднявшись, словно на гребень, на эту высоту, он успел всё же оглядеться. Он увидел впереди себя ровную, хорошо утрамбованную поляну и в центре её широкую бетонированную полосу. Вдоль рулёжных дорожек, распластав белые крылья, стояли большие двухмоторные самолёты. С высоты казалось, что они влипли в землю. Чернели безмолвно винты. Возле самолётов виднелись горы красных и белых ящиков с бомбами.
От первых трёх истребителей, летевших левее, отделились «эрэсы», выплюнув желтые пучки огня. «Надо и мне», – сверкнуло в сознании Алёши. Впереди по аэродрому мчалась грузовая автомашина, забитая людьми. Алёша вдруг всем своим существом ощутил, что его правый «эрэс» угодит в неё или по крайней мере разорвётся очень близко, и нисколько не удивился, что это случилось именно так. Столб огня и дыма окутал машину, и, перевёрнутая набок, она ещё некоторое время ползла по лётному полю. Куда угодил левый снаряд, Стрельцов не заметил, но, когда он, чтобы не врезаться в набегавшую землю, резко выхватил ручку управления и заставил свой «ишачок» снова набирать высоту, а потом опять зашёл по центру аэродрома, он увидел, как буйное пламя пожирало останки грузовика.
Хлыстом ожёг его голос Султан-хана:
– Осторожнее, оглашенный! Пристройся!
Три машины, успев второй раз прочесать аэродром, ложились на обратный курс. Если бы Алёша, не атакуя цели, последовал за ними, он бы неминуемо их догнал и пристроился. Но он сгоряча спикировал на центр аэродрома ещё раз, спикировал неудачно, потому что опоздал с открытием огня, и еле-еле вывел свою машину в горизонтальное положение. Белая полоса бетонки была под самым хвостом истребителя, когда он, задрав широкий капот, устремился вверх.
Машина уносила Алёшу от аэродрома на большой высоте. Сзади ударили зенитки. Алёша посмотрел на пузырек компаса и вздрогнул. Он шел курсом на запад. Когда он развернулся на восток, ни справа, ни слева не было ни одного самолёта.
«Где же капитан? Где Барыбин, Красильников?» – подумал Алёша. Ему стало жутко оттого, что он теперь совершенно один над землёй, занятой врагом, где из каждого лесочка на него могут обрушиться зенитки."
 
Назад
Вверх