Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

меньше ссылайтесь на Панова
Будем снисходительны. Ветераны вспоминают это в старческом возрасте, что-нибудь перепутают, что-то забудут... Но других воспоминаний у нас нет, а без них начнутся сплошные догадки и фантазии. Если хотя бы 95% рассказанного соответствует минувшим реалиям (подлинной истории), это заслуживает самого пристального внимания.

Мужики, кончайте офф-топить.
 
Будем снисходительны. Ветераны вспоминают это в старческом возрасте, что-нибудь перепутают, что-то забудут... Но других воспоминаний у нас нет, а без них начнутся сплошные догадки и фантазии. Если хотя бы 95% рассказанного соответствует минувшим реалиям (подлинной истории), это заслуживает самого пристального внимания.

Мужики, кончайте офф-топить.
А где Вы увидели офф-топ ?...Это же форум ...всего то лишь. Всестороннее обсуждение. , с небольшими отклонениями.Расслабьтесь..
 
Еще один из примеров живучести военных самолетов времен второй мировой....
Старший лейтенант 11 гв. иап П.Савушкин прилетел с одной консолью крыла и без левого оперения стабилизатора - ЛаГГ-3 зацепился за трос неприятельского аэростата наблюдения.
Вот примерно в таком виде приземлился ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Савушкина!!


1598291596402.png
 
Поддамся офф-топу. Что вы тут.. всякие то фейки, то рисунки. А вот это видели? Лобик крыла "Киттихоука" после двойного (!) тарана (сбиты Ме-110 - двухмоторный (!) истребитель и Ме-109) гвардии старшего лейтенанта Алексея Хлобыстова. После таранов приземлился на базовом аэродроме.
Khlobistov-hero.jpg
 
Последнее редактирование:
Уж больно на скрин из "Ил-2" похоже. Больно глянцевый.
ИМХУ
ЗЫ. И ЦВЕТНОЙ!!!😁
Поговаривают, что все-таки разработчики игры слизали с реального фото...Хотя были и пострашнее развороченные ИЛы , которые долетали до своих.
Ну а пока очередное фото уцелевшего чудом "Корсара"...
1598299897468.png
 
Вот примерно в таком виде приземлился ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Савушкина!!
Не верю!
Ну а пока очередное фото уцелевшего чудом "Корсара"...
После столкновения с другим самолётом на земле? 😜 В пользу этого говорят не сброшенные подвесные баки. Не будут их тащить на повреждённом самолёте домой.
И нелетабельно такое. У "Корсаров" и так были проблемы с поперечной управляемостью на малых скоростях.
 
Последнее редактирование:
После столкновения с другим самолётом на земле? 😜
Не летабельно такое. У "Корсаров" и так были проблемы с поперечной управляемостью на малых скоростях.
"

Истребитель F4U1 "Корсар" из эскадрильи VFM-113 2-го лейтенанта Элсона Фрейзера (2/Lt. Alson C. Frazer), возвратившийся на базу после тяжелейших повреждений, лишивших его левой консоли.

Утром 22 июня 1945г. Корсары из VFM-113, участвовавшие в налете на военно-морскую базу Куре столкнулись в воздухе с группой японских истребителей N1K2-J "Шиден-Кай" из элитного 343 кокутая, укомплектованного морскими летчиками-ветеранами, набранными со всех уголков агонизирующей японской империи.



Когда внезапно атакованный Корсар 2-го лейтенанта Элсона Фрейзера настиг залп четырех 20мм пушек Шидена, американский летчик увидел, что часть левой консоли буквально снесло... Тем не менее, после этого он сумел заложить левый вираж, затем перевернулся и ушел в пике", отрываясь от Шидена. В результате, энергичных маневров остатки висевшей "на соплях" консоли окончательно "остались за бортом", а японский истребитель уверенно висел слева на хвосте, однако скорость его была чуть выше скорости Корсара, что спасло американского летчика - японец проскочил немного вперед, так что кабины пилотов оказались напротив друг друга... После чего они разошлись в облаках. Положение Фрейзера осложнялось также тем, что замки подвесных баков заклинило, не позволяя избавиться от балласта. Тем не менее, летчику удалось дотянуть до Окинавы и совершить посадку."
 
Будем снисходительны. Ветераны вспоминают это в старческом возрасте, что-нибудь перепутают, что-то забудут... Но других воспоминаний у нас нет, а без них начнутся сплошные догадки и фантазии.
Книгу Панова лет 5 назад здесь уже разбирали подробно. Было предположение, что она написана его сыном, который "не в теме", по воспоминаниям отца. К тому же, с учетом "текущего момента".
Другие воспоминания есть. Пример-приводившиеся мной выше беседы с ГСС Н.Голодниковым, в которых даны чёткие ответы на многие важные вопросы. Также, большую работу провёл А. .Драбкин.
 
Продолжение про живучесть... Немецкий бомбардировщик Heinkel He-111H с повреждениями от зенитного огня, полученными, предположительно, после ночного авианалета на Лондон. И долетевшего обратно в Германию.

1598302269993.png
 
Было предположение, что она написана его сыном, который "не в теме", по воспоминаниям отца. К тому же, с учетом "текущего момента".
Это вряд ли.
Панова читать нужно обязательно, если интересуешься историей. Дело в том, что Панов, не очень большой начальник и книгу писал в преклонном возрасте, акцентировал не на точности изложения событий, а на эмоциях которые владели людьми в те времена. А без понимания чувств людей живших в то время невозможно понять всю сложность ситуации того времени.
Насчёт "текущего момента". В конце восьмидесятых, девяностых, когда зубы у коммунистов-чекистов под истёрлись,страх перед ними ослаб и было разрешено печататься без контроля ЦК КПСС, начались публикации воспоминаний участников войны, здесь и Астафьев, и Рабичев, и Никулин, да и много ещё кого. Но писатели фронтовики всю войну провели в окопах и на своей шкуре испытали действия "умелых" командиров, может быть от этого и пытались воспользоваться "текущим моментом". Однако Борис Черток, куда как более чем успешный в СССР человек, в своих "Ракеты и люди" тоже пишет с учётом "текущего момента".
Разница между Чертоком и Пановым в том, что Панов описывает свою жизнь, своё состояние души, а Черток писал энциклопедию советского ракетостроения. В одном из томов он прямо пишет: если я сомневался в каких то событиях или датах, то встречался с другими участниками этих событий и мы вспоминали всю правильную последовательность этих событий. И даже при таком скрупулёзном подходе его "Ракеты и люди" оказалась написанной с учётом "текущего момента".
Эххх!!
 
Разница между Чертоком и Пановым в том, что Панов описывает свою жизнь, своё состояние души,
Да, у него очень подробно расписано, что и когда он съел! 😆
А "текущий момент" там состоял в возрождающейся бандеровщине и показать все уродства СССР была главная задача.
 
Я открыл эту тему, желая понять и проанализировать то, как рождалась по ходу начавшихся боевых действий не вполне свойственная истребителям штурмовая тактика. Лётчики, выполнявшие интернациональный долг в Китае, признаются, что раньше им этим заниматься не приходилось. Это значит, что в Китае их на штурмовку не отправляли. Из сборника "В небе Китая. 1937-1940" явствует, что советские лётчики участвовали только в двух видах боёв - истребительный (истребители против истребителей и истребители против бомбардировщиков) и бомбардирование дальними бомбардировщиками (иногда они, сбросив бомбы, спускались для того, чтобы дополнительно накрыть огнём из своих пулемётных точек, как было на Тайване 23 февраля 1938 г.). Не знаю точно, но полагаю, что и в Испании нашим истребителям штурмовать не приходилось. Был ещё Халхин-Гол и Финляндия, но и там вряд ли штурмовали истребители. Собственно эта практика появилась, как тут уже говорилось, не от хорошей жизни. Когда больше нечем, а немцы прут и прут по всем дорогам иногда в три попутных колонны, чем-то надо было противодействовать.

Так, сходу, скрепя сердце, со страхом перед близкой смертью ("чайки", "чижи", "ишачки", миги не были защищены от зенитных пулемётов и пушек), со свойственной русскому человеку смекалкой рождалась тактика, преследующая две основных цели: как нанести максимальный урон врагу и как самим избежать потерь.

Ещё один пример из боевой практики Панова Дмитрия Пантелеевича тем же жарким летом 1941-го в окрестностях Киева.
и-153.jpg


Пример 6.
«В этот же день, 29 июля 1941 года, наша эскадрилья получила приказ нанести штурмовой удар по колонне войск противника в районе Обухова. Вася Шишкин вёл всю эскадрилью. Действительно, в районе цели мы обнаружили до сорока немецких автомашин. С первого же пуска ракеты Вася поджег бензоцистерну. Вверх взметнулся огненный факел с дымной шапкой. Мы обрабатывали колонну до тех пор, пока количество факелов не выросло до девяти, а колонна автомашин противника была полностью охвачена огнём, дымом, пылью. Как рассказывал мне потом Вася Шишкин, в момент атаки он заметил, что его мотор начал сильно греться. Давление масла упало до 0. Термопара головок цилиндра подскочила до 360 градусов. Всё ясно — мотор работает без масла. Пуля пробила масляный бак самолёта, и 22 литра масла быстро убежало в это отверстие. Было понятно, что мотор вот-вот заклинит, а затем вспыхнет пожар. Самолёт протянул еще километров 15 от цели, и Шишкин был вынужден приземлиться на территории, занятой врагом.
Что было делать? Своего командира мы любили, и нам не хотелось его терять. Вовремя заметив беду, которая с ним случилась, мы построились каруселью и принялись кружиться над местом приземления Шишкина. Место, где он приземлился, было ровным, без естественных препятствий. Влас Куприянчик, любивший опасные дела, вышел из строя и посадил свой самолёт рядом с подбитой “Чайкой” Шишкина. Вася выскочил из своей машины и принялся забираться в кабину к Власу. Пока они пристраивались в тесной кабине, к севшим “Чайкам” уже пылила автомашина с немецкими солдатами. Уж не помню, кто из ребят вышел из строя и гонялся за ней, тарахтя пулеметами, пока не поразил. Машина остановилась, немцы разбежались по полю и залегли. Конечно, все были очень рады, что спасли своего командира. Должен сказать, что Влас Куприянчик был до предела храбрый летчик. За спасение командира в бою приказом командующего фронтом он был награжден орденом Ленина. К сожалению, посмертно. Через неделю Влас погиб, а известие о его награждении пришло в полк дней через десять. А ранее мне не раз приходилось запрещать Власу Гавриловичу снижаться во время атак до самой земли и пикировать ниже высоты в 150 метров над землёй — по Боевому Уставу ВВС. Я не раз говорил Власу, что боевые уставы написаны кровью и не будет большого подвига погибнуть попусту. Но молодой задорный парень смело отвечал: “Мы, товарищ комиссар, не из трусливого десятка”. Что ж, извечное: если бы молодость знала, если бы старость могла." »
 
Не знаю точно, но полагаю, что и в Испании нашим истребителям штурмовать не приходилось.
Как-то, в Испании, республиканские истребители провели очень удачную штурмовку аэродрома. С тех пор, видимо, и вошло в обиход.
 
Назад
Вверх