Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Штурмовка не штурмовиками тянется ещё с первой мировой войны, для подавления не только огневых точек противника, но и нанесение урона кавалери и колонн пехоты. Тактика таже, внезапность, со стороны тыла или солнца. Летали почти на ультралайтах. И также была создана оборона против атак истребителей летящих на малой высоте или двухместных истребителей или разведчиков типа выазен л или фарман 30,если это конница то спешивались и стреляли залпом по команде...
Такую же тактику обороны использовали и в гражданской войне. Также в 18году сам т.Ленин написал директиву о низколетящих аэропланов которые имели максимальную эффективность против конницы и пехоты. Многие красвоенлёты летая на истребителях типа ньюпор 17.. 24 бис, сопвич триплан Братолюбов, сопвич кэмл и спадах использовали именно штурмовку с малых высот.
Следующий этап в борьбе с бандитизмом и басмачами также использовали либо двухместные разведчики и истребители.
Тоесть, разговор о том что использовался не специализированый парк штурмовиков, ибо его небыло совсем, а приспосабливали имеющий парк самолётов истребителей и разведчиков. Именно эти аппараты были задействованы, так как лтх были близки, по скорости и вооружению.. Сопвич полутараплан, моран парасоль, ньюпор 10,бристоли.
Испания. Есть описания о штурмовках на и15 и и16,и большее повреждения получали не от воздушных боёв, а от атак наземных целей.

ТЗ в союзе создавали не на голом месте. Прекрасно зная преимущества штурмовых ударов. И тренировки велись не только по конусу, но и по наземным мишеням. И говорить о том что пилот ркка не имел навыков в штурмовых делах некорректно. Особенно о том что рс только по самолётам стреляли. Там же на холкин голе были использованы по наземным целям.
 
Есть описания о штурмовках на и15 и и16,и большее повреждения получали не от воздушных боёв, а от атак наземных целей.

ТЗ в союзе создавали не на голом месте. Прекрасно зная преимущества штурмовых ударов. И тренировки велись не только по конусу, но и по наземным мишеням. И говорить о том что пилот ркка не имел навыков в штурмовых делах некорректно. Особенно о том что рс только по самолётам стреляли. Там же на холкин голе были использованы по наземным целям.
Истребители И-16, И-15бис, И-153, которые хоть и «умели» наносить бомбо-штурмовые удары по пехоте, кавалерии и стационарным целям, все же обладали недостаточной эффективностью в борьбе с бронетехникой, столкнувшись с той же проблемой отсутствия адекватного противотанкового вооружения . Стоявшие на вооружении в СССР реактивные снаряды не обладали приемлемой точностью, а авиабомбы, сброшенные с малых высот были опаснее для самого самолета больше, чем для противника.
Неадекватная верхушка страны Советов так и не научилась противоборствовать интригам конструкторских школ между собой и не могла делать правильные выводы в пользу Действительно достойных вариантов.
Как один из примеров .... "

"Концепцию одномоторного тяжелого пушечного истребителя-штурмовика еще в 1940 году предложил Н.Н. Поликарпов, выступив с проектом И-174 или ИТП (истребитель тяжелый пушечный), основным назначением которого являлось бы:

-ведение активного воздушного боя с самолетами противника, главным образом, уничтожение бомбардировщиков.

- поражение наземных целей: танков, броневиков, зенитных батарей, пулеметных гнезд и т.п.

-сопровождение бомбардировщиков.

В основе проекта ИТП лежал истребитель Поликарпова И-200, переданный в отделившееся перед войной КБ Микояна и воплощенного в жизнь в истребителе МиГ-3. Вооружение ИТП было весьма мощным: одна пушка ШФК-37 калибра 37 мм (50 снарядов) и две синхронные пушки ШВАК калибра 20 мм (по 200 снарядов на каждую). Интересно, что по заявленным летно-тактическим данным ИТП даже с мотором М-105П имел более высокие летно-тактические характеристики, чем пушечный истребитель А. С. Яковлева Як-3 М-105ПФ2 (1945 г.). Следует отметить, что при использовании ИТП в качестве противотанкового самолета он по основным летным данным и вооружению вполне соответствовал требованиям к самолету поля боя.
Оценки показывают, что в типовых условиях боев летчик с отличной летной и стрелковой подготовкой на пушечном истребителе ИТП с противотанковым вариантом вооружения (одна Ш-37 и две ШВАК) уже в первой атаке мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz. IV Ausf G (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,15-0,1, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - 0,9-0,8, что было значительно выше результата, который мог показать штурмовик Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ-23. Машина Поликарпова проходила испытания в начале 1942 года и, в принципе, подтвердила заявленные параметры, однако откровенные интриги против Н.Н. Поликарпова не позволили довести ИТП до ума. Испытания и доработки затягивались, а смерть конструктора в 1944 году поставила крест на великолепном самолете.
1598392075060.png
 
Истребители И-16, И-15бис, И-153, которые хоть и «умели» наносить бомбо-штурмовые удары по пехоте, кавалерии и стационарным целям, все же обладали недостаточной эффективностью в борьбе с бронетехникой, столкнувшись с той же проблемой отсутствия адекватного противотанкового вооружения . Стоявшие на вооружении в СССР реактивные снаряды не обладали приемлемой точностью, а авиабомбы, сброшенные с малых высот были опаснее для самого самолета больше, чем для противника.
Действительно, в том виде, штурмовики из этих самолётов никакие, а их использование приводило к неоправданному расходу главного ресурса-людей, квалифицированных пилотов.
Однако, из И-15 и 153 могли получиться неплохие пикирующие бомбардировщики при условии оборудовании их соответствующими бомбодержателями(собственно большинство зарубежных пикировщиков 30-х гг были небольшими одномоторными самолётами да и успешное применение А-36 "Апач" подтверждает), однако проблема с живучестью.
Вот что могут сделать истребители с соответствующим вооружением, Р-39 с 37-ми мм пушками в данном случае.
Еще случай. Летали на «свободную охоту», четверкой. Я ведущий. Попался нам немецкий танкер, «на глаз» 3000-3500 тонн. И, главное, без сопровождения! Я команду: «Штурманем!» Я зашел, проштурмовал, хорошую очередь дал, вывел метров на 25-ть. Он тоже постреливал, да ладно… Мой ведомый проштурмовал, потом ведущий второй пары, а четвертый говорит: «Горит, ничего не вижу!» Я ему: «Ну, выходи, не лезь». Смотрим, идет к берегу, пылает во всю. Прилетели, докладываем: «Сожгли танкер, тыщи три с половиной». А нам: «Да, что вы там сожгли, всего 38 снарядов израсходовано!» Вы, мол врите, да не заговаривайтесь. 38 снарядов на 3,5 тыщи! Я им: «А, что этого мало?! В эту коробку 38 снарядов!» Вначале все смеялись, а потом наши агентурные разведчики сведения дали, что такого-то числа, там-то выбросился немецкий горящий танкер, 3,5 тысячи. Все подтвердилось. Вот так – 38-мь 37 мм снарядов уничтожили корабль в 3,5 тысячи тонн!
Но это-не про И-153, Як-1 или МиГ-3. ЛаГГ-3 с пушками Ш-37 выпускались в 41-м году малой серией и тогда ещё имели все "детские болезни" данного типа.
"Концепцию одномоторного тяжелого пушечного истребителя-штурмовика еще в 1940 году предложил Н.Н. Поликарпов, выступив с проектом И-174 или ИТП (истребитель тяжелый пушечный), основным назначением которого являлось бы:

-ведение активного воздушного боя с самолетами противника, главным образом, уничтожение бомбардировщиков.

- поражение наземных целей: танков, броневиков, зенитных батарей, пулеметных гнезд и т.п.

-сопровождение бомбардировщиков.
Поликарпов предложил, а Яковлев уже весной 1941-го года вывел на испытания подобный самолёт И-30, которой получил положительную оценку в НИИ ВВС и в июне 1941 года последовало решение правительства о запуске с-та в серию под названием Як-3. Это была цельнометаллическая машина с мотором ВК-105, вооруженная 3-мя пушками ШВАК и 2-мя пулемётами ШКАС. Вот такой самолёт мог эффективно совершать бомбоштурмовые удары и уничтожение тяжелых бомбардировщиков противника. Но это совпало с началом войны, и естественно, запуск в серию остался на бумаге. 🙁 Примерно равнозначный ему Як-9Т появился лишь в 1944-м году.
 
Считаю , что штурмовики (модификации) С.А.Кочеригина могли очень существенно и своевременно повлиять на театре военных действий. ИМХО. Но всегда находили "технические причины" , что бы отодвинуть его опытные разработки в тень.Особенно Ш(ММШ) с М-81 и Ш(ЛБШ) с М-88.
ММШ М-81 был построен, испытан и рекомендован в серию в качестве ближнего бомбардировщика. Самолет получил обозначение ББ-21 и был принят к серийному производству на заводе No. 292. Однако вскоре, вместо ББ-21, заводу поручили внедрять истребитель И-28, а затем и Як-1...

Яковлев старался...
 
Запросто. Рулями отбалансировал и летишь. Летали же с бомбами под олеой консолью или с разным остатком топлива в крыльевых баках слева и справа
 
И-15, И-16 и И-153 штурмовики были получше чем Яки, ЛаГГи и МиГи. В силу звездообразного воздушника, который своим "лбом" защищал лётчика с фронта не хуже бронеплиты. Немцы Фоккеру дополнительно морду забронировали(капот) и получился неплохой истребитель-бомбардировщик-штурмвик с батареей из четырёх стволов и бомбами на внешней подвеске. К тому же живучесть воздушника выше, чем у водянки, которой одна пуля в радиатор или в рубашку и привет. А у воздушной звёзды бывалоча по нескольку цилиндров выносило и до дому добирались. Жаль Су-6 не успели довести, мог получше Ил-2 аппарат получиться.
ИМХУ
 
И-153 , И-16 никоим образом не могли реально штурмовать объекты, прикрытые хоть каким-то ПВО. Если И-16 мог выдержать пару попаданий 20-мм снарядов, то И-15 и его модификации на это не годились совершенно и вспыхивали , как спичные коробки. Подлетел к линии фронта, нанес ОДИН удар всем, что есть, и на этом все. Надо обратно, пока не подтянулись истребители противника и не проснулась ПВО.
 
И-153 , И-16 никоим образом не могли реально штурмовать объекты, прикрытые хоть каким-то ПВО. Если И-16 мог выдержать пару попаданий 20-мм снарядов, то И-15 и его модификации на это не годились совершенно и вспыхивали , как спичные коробки. Подлетел к линии фронта, нанес ОДИН удар всем, что есть, и на этом все. Надо обратно, пока не подтянулись истребители противника и не проснулась ПВО.
Роман Скоморохов засрал весь интернет своими умозаключениями, которые теперь принимаются правдой и копипастятся налево и направо. Интересно, он может внятно обьяснить почему якобы И-16 целых два снаряда держит, а И-153 якобы нет. А уж то что единственным штурмовиком он считает Ил-2.....

Штурмовка на видео(не Илом). Выбрать смотреть на Ютубе.
 
А уж то что единственным штурмовиком он считает Ил-2.....
Уж, про Ил-2"столько написано перенаписано...и хорошего и плохого. Скажу одно. Общался с ветераном , который воевал в полку ИЛов и рассказал много чего . Например , что когда отменялась задание на штурмовку из-за погоды , то экипажи полка облегченно вздыхали...
 
Уж, про Ил-2"столько написано перенаписано...и хорошего и плохого. Скажу одно. Общался с ветераном , который воевал в полку ИЛов и рассказал много чего . Например , что когда отменялась задание на штурмовку из-за погоды , то экипажи полка облегченно вздыхали...
Не показатель. На войне любая передышка в боевых действиях - облегчение. Рвутся в бой восторженные придурки. И в кино.
ИМХУ
 
Не показатель. На войне любая передышка в боевых действиях - облегчение. Рвутся в бой восторженные придурки. И в кино.
ИМХУ
Увы , но в этом случае показатель и еще какой.. Не будем повторяться , что самый короткий "век" в авиации РККА (во время ВОВ) , был у штурмовиков. Про стрелков Ил-2 и говорить-то страшно. На одного погибшего летчика их приходилось несколько . Вот и "мой" ветеран рассказывал , что от ихнего полка (около 40 самолетов) через несколько дней осталось пара Ил-2. Имеется ввиду , без нового пополнения. Вот такие дела...
 
С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80. (С)

Это ведь была концепция относительно малоскоростного самолета штурмующего передние позиции врага, а броня защищала только лекгого стрелкового оружия, крупнокабиберными пулеметами и пушками прошивался. Насколько это эффективная концепция? Запад например пошел другим путем-ударные скоростные, слаборонированные самолеты, , и не сказать что у них такие потери как у ИЛ-2 на самолетовылет
 
Это ведь была концепция относительно малоскоростного самолета штурмующего передние позиции врага, а броня защищала только лекгого стрелкового оружия, крупнокабиберными пулеметами и пушками прошивался. Насколько это эффективная концепция? Запад например пошел другим путем-ударные скоростные, слаборонированные самолеты, , и не сказать что у них такие потери как у ИЛ-2 на самолетовылет
Подковерщина ,царившая в НКАПе , похерила Великолепнейшие проекты и реализовывала совершенно посредственные изделия ,типа ,ИЛ-2.. Опять-таки вспомним конструктора Кочеригина , который непременно должен был носить неформального "короля штурмовиков ".(Поликарпов носил "короля истребителей"). Вот его последнее Творчество , штурмовика в одном лице и пикирующего бомбардировщика - ОБП М-90.
1598476367995.png




Вооружение машины состояло из двух размещенных в центроплане 12,7-мм пулеметов БК конструкции М. Е. Березина с боекомплектом по 200 патронов на каждый, двух расположенных по бокам фюзеляжа выше оси самолета синхронных пулеметов нормального калибра ШКАС с боезапасом по 750 патронов на ствол.

Бомбовая нагрузка включала 500 кг бомб. При этом в «шахте» фюзеляжа могла подвешиваться одна крупнокалиберная бомба, либо ФАБ-500, либо ФАБ-250. При сбросе таких бомб с пикирования специальный параллелограммный механизм подвески обеспечивал вывод бомбы за пределы площади, ометаемой винтом.

Под крылом имелись два держателя, обеспечивающие подвеску двух бомб типа ФАБ-250 или ФАБ-100. Сброс бомб с подкрыльевых держателей был возможен как с горизонтального полета, так и с пикирования.

Полетный вес ОПБ М-90 по проекту — 3480–3700 кг. Максимальная скорость полета при нормальном полетном весе по расчетам была очень высокой — до 625 км/ч на высоте 7000 м.

Скоростная дальность полета — 700 км, предельная дальность (в перегрузочном варианте) — 1100 км. Время подъема на высоту 7000 м — около 8 мин. Посадочная скорость — 120 км/ч. Практический потолок — 11000 м. Удельная нагрузка на крыло — 193 кг/кв. м.
Более подробно : Кочеригин ОПБ-5

И сравните с ЛТХ Ил-2...

ЛТХ:
tab_corner_right.gif
Модификация Ил-2
Размах крыла, м 14.60
Длина, м 11.60
Высота, м 4.17
Площадь крыла, м2 38.50
Масса, кг
пустого самолета 4525
нормальная взлетная 6060
Тип двигателя 1 ПД Микулин АМ-38
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 1575
взлеьная 1 х 1665
Максимальная скорость , км/ч
у земли 370
на высоте 411
Практическая дальность, км 685
Скороподъемность, м/мин 417
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), один 12.7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов),
8 РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).
tab_corner_right.gif
 
Слабовато стрелковое вооружение ОПБ, а большая часть Ил-2 оснащалась уже пушками ВЯ, кал. 23 мм.
И некорректно сравнивать проект с серийным самолётом. 😉
 
Слабовато стрелковое вооружение ОПБ, а большая часть Ил-2 оснащалась уже пушками ВЯ, кал. 23 мм.
И некорректно сравнивать проект с серийным самолётом. 😉
Прямо над твоим постом аыложена ссылка (синим шрифтом). Там все описано . И про "вооружение" , и про "серии"....Хотя , еще можно тебе напомнить про развитие ряда (модификаций) Ю-87 , которая со временем " обзавелась" пушечным вооружением. И. ОПБ не стала бы исключением ( к гадалке не ходи..) , уж поверь...
А про "уникальную внушительную серию" Ил-2 , которая также имела " уникально-внушительный список" потерь , я думаю , тебе обьяснять будет неразумно.Потому как Ты в курсе и все знаешь до мелочей....
 
Есть ещё нюанс-в ходе войны, интерес к пикирующим бомбардировщикам стал угасать у основных воюющих стран, обнаружились существенные недостатки этого способа поражения целей и наоборот появились альтернативные. Так для уничтожения бронетехники, оказалось эффективнее осыпать её большим количеством мелких кумулятивных бомб.
Концепция же тихоходного бронированного штурмовика возродилась в виде Су-25, А-10 и ударных вертолётов кстати.
Еще о сравнении ОБШ и Ил-2 могу написать следущее:
Смешанная конструкция менее эффективна в весовом и технологическом отношении, чем цельнометаллическая поначалу у Ил-2.
Бронекорпус из плоских листов с внешними обтекателями технологически проще, но менее эффективен, чем корпус Ил-2.
В общем, нельзя однозначно утверждать, что концепция Ил-2 была хуже.
Известно, что Ил-2 "утюжили" позиции противника, и этим сильно ему досаждали, а ФВ-190 наносили стремительные удары. Но последние как-то не оставили глубокого следа в памяти наших сухопутных войск.
 
Последнее редактирование:
интерес к пикирующим бомбардировщикам стал угасать у основных воюющих стран, обнаружились существенные недостатки этого способа поражения целей и наоборот появились альтернативные
Алексей , ты вроде бы окончил один из престижных авиационных ВУЗов страны , а иногда пишешь откровенную ерунду.. Су-24(М) и Су-34 - что по твоему ?...Скажешь , мол , фронтовые бомбардировщики..И будешь прав только частично. Потому как , они могут выполнять и функцию штурмовика и пикирующегр бомбардировщика.Как с достаточной высоты , так и с сверхмалых высот. В начале эксплуатации на Су-24 даже устанавливали ПТУРСы , потом отказались , так как уже был на подходе "Грач". Опыт Афганистана и других горячих точек полностью показало беспроигрышность такой конструкторской концепции , что и подтверждается сегодня в Сирии..
Касаемо " памяти в народной" самолета Ил-2 , выпущенного в количестве более 36000 единиц , также в памяти ( в горькой) осталась и " Штука" Ю-87 , которая сделала работы больше , чем наши все "Илы" ...и выпущенной всего около 5700 единиц...Как-то так.
 
Если бы Фоккеров наклепали бы 36000 штук и всех отправили бы на восточный фронт, неприятные воспоминания остались бы
 
Назад
Вверх