Так, из очевидцев, никто по пунктам и не расписал свои ощущения от "методы"...!
Одни брызги восторга,без объективности...
Таки расписываю.
Итак, «ощущение от методы». Домбров говорил, что методика базируется на трёх китах: собственно методика, самолёт и инструктор. Программу методики по пунктам вправе излагать, наверное, только Домбров, но вопрос не в этом.
Я изложу свои субъективные ощущения от обучения, кто-то, возможно, воспринял обучение по-другому.
Начнём с методики. Суть её не в том, чтобы явить путь в небо каждому желающему. Традиционная система обучения более комфортна. Но человек, мотивированный на обучение и получение результата, прошедший обучение по одноместной системе получает ряд преимуществ, среди которых, наверное, самое главное – психологическая подготовка. Ты сразу приучаешся делать всё и отвечать за всё происходящее с тобой и самолётом самостоятельно. Когда ты один в кабине, тебе никакой инструктор уже не поможет. Радиосвязи тоже нет, лишний информационный канал на первых порах – только помеха, когда учлёт и так находится в состоянии информационной перегрузки. Чему лично ты научился – именно это и находится в твоём распоряжении для выполнения задачи. Но и подгонять особенно инструктор тебя не будет. К примеру, научившись делать пробежки, ты сам определяешь момент когда тебе перейти к выполнению подлётов. Т.е. ты сам принимаешь решение: прибрать газ, приближаясь к скорости отрыва, или переходить на новый этап обучения. На указателе скорости прыгающая стрелка заняла нужное положение, ручка чуть-чуть на себя… И вдруг тряска прошла, земля почему-то ушла вниз, и ты поплыл в пространстве, и положение твоё необычайно чувствительно к каждому движению ручки, к толчку педалей… А что дальше делать-то? Что делать?! Я один в самолёте!!! Растерянность и паника тут же готовы захватить твой разум, ты уже чувствуешь их… Инстинкт самосохранения заставляет взять себя в руки, так, действуем чётко, без резких движений, усилием воли заставляем себя преодолеть растерянность, вспоминаем порядок действий… Так, линию горизонта устанавливаем в нужное место по лобовому стеклу. О! По тангажу выровняли! Дальше, крен, курс… Порядок. Над полосой летим ровно. Газ убираем. Планируем… Выравниваем, выдерживанием… Небольшой козлик на посадке, пробег… Ура-а-а! Маленькая победа над собой! Так, а почему козлик? Ага, смотреть надо не перед собой, а влево вниз, что ж – есть над чем работать…
Самолёт. Про Коршун и Беркут сказано достаточно, что либо добавить трудно. Беркут – это усовершенствованный Коршун. Лично мне Беркут понравился больше Коршуна, кабина удобнее, консоль кабины дюралевая. Конструкция этих аппаратов доводилась и совершенствовалась несколько десятилетий непосредственно для одноместного обучения, с учётом многочисленных поломок и ремонтов, укреплялись нужные узлы, совершенствовалась форма, менялась технология изготовления. Надёжность и функциональность аппарата показала себя на сборах в Ватулино. Ни одной поломки. Этим всё сказано. О недостатках… На том Беркуте в Ватулино стоит старенький мотор от Бурана, который быстро перегревается на больших оборотах. На старте, дав РУД до отказа (обороты примерно 5500), ты имеешь в запасе не более минуты для взлёта и набора высоты, после чего мотор начинает перегреваться и требует сбавления оборотов хотя бы до 4900. Эта особенность заставляем тебя с первого же полёта вести многоплановый контроль полёта. Скорость, высота, вертикальная скорость, обороты двигателя, температура в каждом цилиндре… Так что, даже недостатки могут иметь обучающий эффект.
Инструктор. Человек, прекрасно знающий методику обучения, матчасть, умеющий отлично летать, хороший психолог. Ключевое звено, на котором держится вся методика. Человек, для которого это не только способ заработка, но и образ жизни, способ самовыражения.
Кроме всего прочего, я наблюдаю явный психотерапевтический эффект, заключающийся в повышения уверенности в себе и личной самооценки (без зазнайства). Вот такие дела. Ну и хочется продолжать летать, конечно. И увидеть знакомые лица. А если еще ded сало опять привезёт с Украины
😀…