ВОПРОС ЛИЧНО К ВЛАДИМИРУ ПАВЛОВИЧУ.Сегодня на СН-640,где цельноповоротный стабилизатор,измерил углы отклонения.10 вверх,10 вниз.Переживаю,наделаю сейчас кочалок,из рассчета 20 вверх,15 вниз,и получится очень чувствительная ручка.Для маленького самолета это не хорошо.Может давайте урежем-вверх 15,вниз 12.
Эффективность руля лишней не бывает; а недостаточной - сплошь и рядом.
Чувствительность же, самолета, к отклонению РВ, обусловлена следующим:
- Степенью продольной устойчивости: при передней центровке, самолет сложно вывести из равновесия по тангажу из сбалансированного состояния.
- Удлинением ГО: при бОльшем удлинении, отклонения на равный угол, даст бОльшее изменение Су оперения.
- Степень аэродинамической осевой компенсации: при расположении оси поворота ЦПГО, при симметричном профиле, вблизи четверти хорд, усилия на ручке будут мизерными; смещение оси вперед, приведет к наращиванию усилий при той же реакции самолета, вплоть до того, что руль не свернуть (не на такой размерности).
- Если на ЦПГО не ставить сервозагружатель - то при брошенной ручке, оно просто становится по потоку и флюгирует, аэродинамически устраняясь, а фокус, соответственно, сдвигается вперед, обнуляя устойчивость по тангажу.
- И от площади ЦПГО, естественно ( или соотношению площадей РВ/стабилизатор).
Вывод из сказанного таков: если отклонение РВ/ЦПГО не приводит к срыву на его поверхности, то бОльший возможный угол отклонения даст возможность полетов при более передней центровке с бОльшей продольной устойчивостью - а подобрать приемлемую чустввительность можно кинематикой сервозагружателя.