Установка болтов с зазором в авиации

1

IMG_20210531_215614.jpg
 
Честно говоря, попахивает некомпетентным бредом. Обычно в катерно-яхтенном деле действительно не рекомендуют стальной (не важно, рж или нерж) крепеж или дельные вещи ставить на эпоксидку, но причина вовсе не в коррозии, а в существенной разнице коэфф. теплового расширения металла и эпоксидных смол, отчего между ними через сезон и идут отслоения.
О некомпетентности автора дополнительно говорит и его следующий абзац насчет "хорошей адгезии смолы к металлу". Она оч сильно разная, эта адгезия, к разным металлам, а подготовка поверхности ну вообще очень разная.
 
Всем привет
Не хочется плодить лишние ветки. Но коль здесь зашла тема о болтах, спрошу здесь

Существуют различные клей-герметики или фиксаторы для резьбовых соединений. Подскажите какой лучше использовать?

Дело в том что собираю Скай, а у нас в конструкции множество болтов.
Понимаю что устанавливаю авиационные гайки (самоконтр), но все же хотелось более надежности. Поскольку не все гайки в труднодоступных местах в будущем можно будет контролировать.

Заранее спасибо
 
Существуют различные клей-герметики или фиксаторы для резьбовых соединений. Подскажите какой лучше использовать?

Дело в том что собираю Скай, а у нас в конструкции множество болтов.
Понимаю что устанавливаю авиационные гайки (самоконтр), но все же хотелось более надежности.

Обычно в рук-ве по сборке указывается, где и какой фиксатор должны использоваться. Если этого нет - то применение жидкого фиксатора зависит от труднодоступности, вероятности последующих разборок и степени подвижности узла. Различают три типа соединений - подвижные, малоподвижные и неподвижные. Для первых обязательна механическая фиксация (шплинт, булавка и т.д.), для вторых - если гайка-самоконтра с капроновым ободом, то фиксатор в зависимости от труднодоступности и вероятности последующих разборок, для третьих - просто для успокоения - разъемный (синий) фиксатор.
Что до марки, то просто любой из известных - Loctite, ABRO, LiquiMoly, PermaTex и т.д..
На всяк случай: часто спрашивают, можно ли самоконтры с капроном ставить повторно. На практике используют два основных критерия: 1) можно, не более трех раз (это от фонаря) 2) обычно: если самоконтра накручивается сквозь капроновый ободок от руки, ее выкидывают и заменяют новой.

Все это придумал не я, это сложившаяся мировая практика.

Ну и не забываем, что СКГ с капроном можно ставить только туда, где температуры никогда не бывают выше 120 градусов.
 
2) обычно: если самоконтра накручивается сквозь капроновый ободок от руки, ее выкидывают и заменяют новой.
О-о-о, это уже поздно (если от руки)!
Лично я использую самоконтры только один раз, так спокойнее...
 
Бред какой-то, а не тема. У кого "нормальные" "взрослые" ЛА - покупают запчасти (в данном случае крепеж) сертефицированный .... и не парятся о маркировке, посадках. А кто занимается самодеятельностью - тому особо и не проверить соответствие крепежа на предмет подделки... "сырой стали" из автомага запчастей. Но парадокс этого форума таков, что обсуждать бред - достать болтики у авиазавода колхознику для своего ероплана - это приветствуется, а обсуждать авиапроисшествия - нельзя, ибо такая тема удаляется с корнем отсюда с сайта.
И про "зазоры" - судя по статистики сделанных самодельных ЛА - процентов 30% только поднимаются в воздух, а из них 5% могут длительно эксплуатироваться. Какие "нахрен" зазоры? Не смешите, ваши темы с зазорами нужны только на заводе при массовом производстве и прям ими заморачиваться "доморощенному" строителю с 30% успеха постройки совершенно незачем.
 
А кто занимается самодеятельностью - тому особо и не проверить соответствие крепежа на предмет подделки... "сырой стали" из автомага запчастей.

Открываем ГОСТ Р 52627-2006, смотрим в таблицу 3, пп.5.3 - 5.5 - твердость болтов.
Замерить твердость всех купленных болтов и сверить с маркировкой на шляпке - дело минут. Приборчики не дорогие и доступные.

Для полного успокоения пару болтов выборочно можно порвать - для чего см. таблицу 6 и 8 того же ГОСТа. Если жалко рвать - таблицы 7 и 9.
 
Открываем ГОСТ Р 52627-2006, смотрим в таблицу 3, пп.5.3 - 5.5 - твердость болтов.
Замерить твердость всех купленных болтов и сверить с маркировкой на шляпке - дело минут. Приборчики не дорогие и доступные.

Для полного успокоения пару болтов выборочно можно порвать - для чего см. таблицу 6 и 8 того же ГОСТа. Если жалко рвать - таблицы 7 и 9.
Недорогие и доступные показывают погоду, а не твредость в HRC)). Нормальный твердомер стоит около 100 т.р. А так - да, можно и металлографию сделать, выборочно) И ударную вязкость проверить...
 
Недорогие и доступные показывают погоду, а не твредость в HRC))

Пробовали или так, лишь бы брякнуть? Я вот пробовал и продолжаю пробовать, и дешевые и дорогие, в силу профессии. Дешевые отличаются бОльшей погрешностью. Но не настолько большой, чтоб спутать, к примеру, 50 и 55 HRC. На всякий случай, для определения твердости вообще не нужен прибор. Достаточно набора простых эталонов, которыми можно поцарапать (или не поцарапать) испытуемую поверхность. Набор таких эталонов есть у каждого под рукой. Даже у домохозяйки на кухне.

Ну и про вторую часть моего комментария, где про то, как проверить болт абсолютно точно, методом разрыва - вы чета скромно умолчали. Предпочли не заметить. видимо. На всякий случай, вот вам еще один ГОСТ на более простой способ проверить болт , порвав его - ГОСТ ISO 898-7-2015.

Ну или ставьте болты из нержавейки. Там всего 3 варианта по прочности: А2-50, А2-70 и А4-80. Расчитайте конструкцию на А2-50 и спите спокойно.
 
Последнее редактирование:
Пробовали или так, лишь бы брякнуть? Я вот пробовал и продолжаю пробовать, и дешевые и дорогие, в силу профессии. Дешевые отличаются бОльшей погрешностью. Но не настолько большой, чтоб спутать, к примеру, 50 и 55 HRC. На всякий случай, для определения твердости вообще не нужен прибор. Достаточно набора простых эталонов, которыми можно поцарапать (или не поцарапать) испытуемую поверхность. Набор таких эталонов есть у каждого под рукой. Даже у домохозяйки на кухне.

Ну и про вторую часть моего комментария, где про то, как проверить болт абсолютно точно, методом разрыва - вы чета скромно умолчали. Предпочли не заметить. видимо. На всякий случай, вот вам еще один ГОСТ на более простой способ проверить болт , порвав его - ГОСТ ISO 898-7-2015.

Ну или ставьте болты из нержавейки. Там всего 3 варианта по прочности: А2-50, А2-70 и А4-80. Расчитайте конструкцию на А2-50 и спите спокойно.
1. Применял и УЗ и по методу отскока, закаленую сталь от ст 20 конечно отличат, но для этого достаточно напильника или полотна ножовки.
2. Насчёт iso 898-7 - устройство не сильно проще твердомера.
3. Вот про нержу согласен, однако не всегда можно ограничиться пределом текучести 210 МПа (А2-50), даже у 20 - 245 МПа.
 
Было дело- на первом паралете на редукторе эксцентриковую ось шкива винта зажимал болт м10. Поставил обычный 8.8, думаю, 10ка, достаточно. На первом полете начал буксовать ремень. Продтянул, полетел. Опять буксует. Поехал домой, погазовав, нашел, что уходит натяжка ремня. Поставил автомобильный болт 10.9, черненький такой, с мелкой резьбой, да и затянул "от души"(думал сорву резьбу -но болт оказался действительно крепким). Гаечку корончатую еще и шплинтиком законтрил. Больше натяжка ремня никуда не убегала...
Болты брал в магазине "Крепеж". Там есть авто болты и наши, и метрические. На ответветственные узлы ставлю авто, 10.9. Самый простой способ проверки - попробуй сорвать на болту резьбу в тисках. Крепкий болт так просто не сдаеться!
Гайки, тоже надо искать хорошие. Сейчас есть такая возможность выбора.
А говорить, что надо авиакрепеж использовать - так кто спорит, надо. Но это делают только авиаинженеры да перфекционисты до мозга костей, остальные - на свой страх и риск ( которые у всех свои).
Кстати, авто болты с подбираю с нужной мне длинной тела и резьбы, размеров более чем достаточно, ничего не режу.
 
скажите кто в курсе. попадалось где то в темах,можно или нет дорезать резьбу на авиаболтах? писали что можно но нужно брать затяжку в запас?
 
Артур123
Лучше не дорезать т.к в большинстве авто и авиа болтов резьба накатная/уплотненная/.Просто подберите болт по размеру или подложите шайбы.
 
скажите кто в курсе. попадалось где то в темах,можно или нет дорезать резьбу на авиаболтах? писали что можно но нужно брать затяжку в запас?

Если болт работает только на срез (ухо вилка, то можно, но при этом его нельзя будет затягивать, вообще.

А в чем проблема то нужный болт найти?
С Америки закожите, через неделю будет у вас. Авиация всё таки.
 
Назад
Вверх