Мне посчастливилось принимать самое непосредственное участие в постройке и испытаниях Е-7. Я познакомился с ребятами и подключился к проекту в 2006 г., когда еще далеко не самолет, а только пустая коробка фюзеляжа, волею судьбы заброшенная за океан и оказавшаяся на авиационном салоне в Ошкоше, вызывала лишь удивление у посетителей.
После окончания выставки было принято решение о постройке самолета на юге США в районе Атланты. Мы заключили контракт с небольшой местной компанией HAWK, специализировавшейся, в основном на ремонтах и обслуживании самолетов Цессна. Они предоставили нам ангар и взялась осуществить сборку. Работа замедлялась тем, что создавался прототип нового самолета Е-7 и на момент сборки многие узлы еще не были окончательно спроектированы, а чертежи доделывались по ходу работы. Российские инженеры и техники неоднократно приезжали и часто выполняли эту работу на месте. Кроме фюзеляжа, о котором я уже упомянул, из России были привезены шасси и моторама, а также каркасы крыльев, которые еще ранее были изготовлены для Шерпы и к тому времени уже находились в США.
Не умаляя вклада каждого участника этого проекта, и особенно, подчеркну, Эдуарда, без которого вообще ничего бы не состоялось, мне особо хотелось бы отметить роль в становлении Е-7 замечательного пилота Ричарда Хесса. Ричард, в прошлом боевой летчик, а ныне действующий коммерческий пилот Дельты, владелец компании International Jets занимающейся ремонтом и обслуживанием Л-39, красавец, миллионер. Он с самого начала был неравнодушен к самолету. Возможно, это связано с тем, что его сын был когда-то женат на русской и он часто вспоминает, как ездил в Москву на свадьбу сына. Ричард много раз подходил к нам, интересовался процессом постройки и с первого дня знакомства твердо заявил, что хочет испытывать Е-7. Особенно его радовал двигатель, который он называл "пуленепробиваемым". Именно Ричард Хесс впервые поднял самолет и блестяще выполнил всю программу испытаний. Первый полет состоялся 10 марта 2009 года. Трудно передать то напряженное ожидание, с которым все присутствующие в тот день местные пилоты, ветераны и знатоки, следили за самолетом, вырулившим и замершим в начале взлетной полосы. Между собой они иронически прозвали его Godzilla. Но Ричарду это прозвище не нравилось и от него пошло потом неофициальное название E-7 - "Bush Hog". Самолет завораживал и приводил в восторг всех, кто его видел. Но я уверен, не было ни одного, кто поставил бы 10 против одного, что это русское чудо когда-нибудь поднимется в воздух. А самолет полетел сразу да еще как! From Russia with love - говоря про Е-7 любит повторять Ричард это название популярного фильма.
Я никогда не забуду испытательный полет с максимальной нагрузкой, который состоялся спустя месяц, 8 апреля 2009г. Загрузили несколько коробок с тяжеленными колесами от Л-39 и вдобавок Ричард попросил меня полететь с ним, чтобы записывать показания приборов. Отказаться было нельзя, и я почему-то вспомнил притчу про традицию инженеров стоять под мостом во время испытаний. Когда самолет выруливал, мне казалось, что он живой и недовольно кряхтит. Колдун прочно стоял поперек полосы и я был уверен, что Ричард не отважится рисковать с таким сильным боковиком. Разгонялся самолет вечность. По-моему прокатились больше половины полосы, а все не оторвались. Чертовски неприятно когда сидишь пассажиром и от тебя ничего не зависит. Но наконец несколько толчков - самолет стукается полосы поочередно колесами в попытке взлететь. Наверняка со скольжением, потому, что, оторвавшись, он сильно приводится к ветру. Скороподъемность не превышала 1 м/сек, но этого было достаточно, чтобы благополучно выполнить всю программу. Ричард старался не перегружать двигатель, чтобы не перегреть. Можно много рассказывать про достоинства и недостатки этого самолета, но скажу одно, после этого полета лично у меня полностью исчезли все сомнения в прочности и надежности этой замечательной машины.
Да, в США рынок самолетов забит, и кризис оказывает серьезное влияние, и сфера применения бушплана в стране, заполненной аэродромами, невелика, но, несмотря на это, поток посетителей у стенда Е -7 на Сан-н-Фане не иссякал. Не удивительно, что самолет недолго ждал своего покупателя.
Хочется надеяться, что Е-7 - замечательное детище российских инженеров, наконец вернется домой и обретет рождение и счастливую жизнь в России.
Евгений.
www.pomoguvam.com (технические характеристики, фотографии и видео клип).