Вопрос по выбору материала для фюзеляжа высокоплана

Не стреляйте в инженера, он чертежит как может
  ;D  Думаю дело обстоит еще проще: 12-й запускали в серию сразу после войны, на тех же заводах где делали 3-й и 9-й... и накопились изрядные запасы Зогсы.... а технологии под неё были заточены.... Вот и всё.  P.S.  На 12-м хвостовая опора от 7-го... 😉

Это была, скорее всего, прямая причина. В то время также ограниченно применяли для ферм сталь М, под этим обозначением могла скрыватьяс хромомолибденовая сталь 30ХМА, аналогичная 4130. Любопытно, но даже в фермах тяжелых высоконагруженных истребителей Як невозможно было реальзовать предел прочности стали 30ХГСА безотносительно к ресурсу из-за того, что раньше достигались критическеи напряжения при сжатии стержней фермы. И зачем тогда было городить печи для отжига целых фюзеляжей после сварки?

Еще до Як-12 был построен самолет Як-10 с мотором М-11ФМ и ФР, который был высокоплан с V-образними подкосами как Як-12, но без предкрылка. Он был выпущен небольшой серией и совсем неплохо летал. В книге Шаврова про него немного написано, в том числе сказано, что ферма фюзеляжа сварена была из стали М.  
 
в том числе сказано, что ферма фюзеляжа сварена была из стали М
 ....которая применялась мало и запускать её в производство было нерентабельно....других проблем в послевоенной стране хватало.... А из запасов военного ещё хромансиля,  до последних времен делались всяческие стремянки, "леса"регламентные и прочее авиационное технологическое оборудование.... 😉
 
а могла и не скрываться
Может "Сталь М" это сталь мягкая отожженая,
к стати низко углеродистые стали здорово варятся в атмосфере кислорода, что здорово для любительской постройки т.к. такая сварка проста и широко распростр.
в отличии от высоко легированных напр 30ХГСА которые необходимо варить в атмосфере аргона.
 
В СССР также не могли вообразить эксплуатацию ЛА по состоянию, частную авиацию и пр. Наука о прочности и материаловедение находились в эмбриональном состоянии. Расчетные случаи и основные методики были спионерены у немцев, как и хромансиль.  
 
В СССР также не могли вообразить эксплуатацию ЛА по состоянию, частную авиацию и пр. Наука о прочности и материаловедение находились в эмбриональном состоянии. Расчетные случаи и основные методики были спионерены у немцев, как и хромансиль.  
Лож 🙂
 
Мне "посчастливилось" проектировать и строить летательные аппараты из всего того, что было перечислено выше.

Здесь, вопрос скорее в совмещение свойств материалов и грамо :~)тной конструкции. 😉
И я полностью с этим согласен. При любой конструкции и материалах все равно приходится работать.
Выбор материала и конструкции в большей степени определяется возможностями технологии, квалификации и снабжения.
Деревянная конструкция позволяет сравнительно легко исправлять ошибки изготовления. Имеет прстой ремонт.
Конструкция из Д-16Т требует делать все сразу хорошо. Наличие большой номенклатуры комплектующих.
Меньше всего комплектующих у пластика, но требуется трудоемкая и дорогая оснастка. Да и значительно более жесткие требования к условия в производственном помещении - стабильная температура и влажность, вентиляция.
Сварная ферма имеет большое количество мест ручной подгонки труб, узлов по месту и в пространстве. Квалификация сварщика должна быть высокой. Большой объем рихтовки конструкции после сварки.
Поэтому лучшее решение - разумный и продуманный компромисс.
Как возможный образец - самолет Glastar.
Защита экипажа при аварии - сложный и трудоемкий вопрос. В трудах РИИГА когда то видел очень интересную работу на эту тему. Если кто найдет - поделитесь.
Самое сложное - обеспечить необходимую длину деформации конструкции. Чем длинне путь торможения тем меньше перегрузка. Автомобильные принципы последовательного разрушения конструкции здесь применимы.  Пассивнаые методы защиты - в кабине экипажа не должно быть острых углов (как у детской мебели). Прочность привязных ремней и мест их крепления и т.д.  🙂
 
В СССР также не могли вообразить эксплуатацию ЛА по состоянию, частную авиацию и пр. Наука о прочности и материаловедение находились в эмбриональном состоянии. Расчетные случаи и основные методики были спионерены у немцев, как и хромансиль.  
Denis! За что ты так Родину не любишь?
 
Glastar - образец как не надо делать самолеты. Напомню, что у этого самолета пласиковый фюзеляж с ферменной конструкцией, встроенной в среднюю часть. Распространенная ошибка - недоучет нагрузок, действующих на хвостовую балку. Маневренные нагрузки на оперние бывают большими даже если нормальная перегрузка колеблется около нуля. Поэтому хвост постоянно гнется и скручивается. Дл яхвостовой балки и оперения особенно жестко стоит вопрос снижения массы. Таким образом, имеем комплекс противоречивых требований. На самолете Glastar можно видеть стремление снизить массу пластиковой хвостовой балки за счем ее ужаетия, то же самое и на мамолете СТ. Однако, получаются нехорошие аэродинамические последствия. Одно из них - плохое демпфирование рыскания на закритических углах атаки - тенденция к плоскому штопору. Что касается снижения сопротивления, то хвостовая балка не есть место, где чего-то существенного можно добиться вылизыванием поверхности. На 90% сопротивление фюзеляжа определяется формой носовой и средней части. Мы ведь нетделаем капот из тряпки?  
 
В СССР также не могли вообразить эксплуатацию ЛА по состоянию, частную авиацию и пр. Наука о прочности и материаловедение находились в эмбриональном состоянии. Расчетные случаи и основные методики были спионерены у немцев, как и хромансиль.  
Denis! За что ты так Родину не любишь?

Одно дело родина как место где родился, другое дело, как вела себя власть. Для нас этот вопрос, пожалуй посложнее, чем для немцев. Правители СССР убили и замучили народа больше, чем Гитлер. И еще оболванили. А сейчас мы сталкиваемся с последствиями.
 
 
при изготовлении любителем ... ферма дюралевая или из нержавейки.
30ХГСА не подходит для сварных любительских конструкций т.к. Требует термообработки после сварки(борьба с высокими ост напр, улучшение характеристик материала ), ЕЁ сильно ведёт(высокие остат напр), возможно возникновение трещин после сварки(высокие остат напр).
По сравнению с 12Х18Н10Т - 30ХГСА, можно сказать, вообще не ведет при сварке. Сварки не нужно бояться, сварку нужно уважать.

Книга Поплавко, "Сварка в самолетостроении" http://ifolder.ru/10253190
 
Присмотритесь внимательно к конструкции По-2 (светлая память Поликарпову). Насколько умно и грамотно выполнена конструкция. 🙂
 
Присмотритесь внимательно к конструкции По-2 (светлая память Поликарпову). Насколько умно и грамотно выполнена конструкция. 🙂

На фирме Де Хевиленд работали умные и грамотные инженеры. Поликарпов кое-что относительно удачно перенял, многого вообще не понял. И не факт, что делал это Поликарпов собственными извилинами.  
 
Denis писал(а)Сегодня :: 07:19:00:
На фирме Де Хевиленд работали умные и грамотные инженеры. Поликарпов кое-что относительно удачно перенял, многого вообще не понял. И не факт, что делал это Поликарпов собственными извилинами.  
 
Не приходилось видеть, ваше фото, в галерее фотографий выдающихся российских авиаконструкторов, или может я не там смотрел!? 🙂
 
А галерея выдающихся российских авиаконструкторов состоит из 2 человек. При этом выдающиеся они только по происхождению. Один из них основную часть своей творческой жизни прожил в США, другой - на Украине. Фамилии можно не называть - они всем известны.
 
Самое главное чтобы у них (выдающихся) был главный воспеватель, а для других главный хаятель. Ошибки, или если хотите недоработки, есть в каждой конструкции, и чем дольше работа над ошибками, тем лучше аппарат(ы).
Возвращаясь к теме поста - материал для фермы фюзеляжа или для ХБ нужно выбирать исходя из: возможностей проектирования, возможностей изготовления, возможностей финансирования. А уж что получится - то и сгодится.
 
По сравнению с 12Х18Н10Т - 30ХГСА, можно сказать, вообще не ведет при сварке. Сварки не нужно бояться, сварку нужно уважать.

Книга Поплавко, "Сварка в самолетостроении"
Угу в 2.5 раза примерно.
Но нержавейка гораздо спокойней переносит последующую правку т.к. мение хрупкая.
 
Присмотритесь внимательно к конструкции По-2 (светлая память Поликарпову). Насколько умно и грамотно выполнена конструкция. 🙂

На фирме Де Хевиленд работали умные и грамотные инженеры. Поликарпов кое-что относительно удачно перенял, многого вообще не понял. И не факт, что делал это Поликарпов собственными извилинами.  

 Поликарпова называли "королём истребителей"; И-16, И-180, И-185 - лучшие истребители своего времени. Мог ли "кое-что не понявший" человек это сделать?
 
И-16, И-180, И-185 - лучшие истребители своего времени

Разве ? Последние два - не вышли из стадии опытных образцов, а первый не имел концептуальных наследников.
 
Назад
Вверх