Из проведенных расследований катастроф 2018 года самолетов х-32 "Бекас" причинами стали:
1. Разрушение наконечника тяги управления рулем высоты, находящейся внутри фюзеляжной балки.
В 2005 году Забава остановил эксплуатацию "Бекасов" до замены дюралевых наконечников на наконечники из нержавеющей стали. Механизм повреждения наконечников не исследовался. Теперь наконечники из нержавейки ломаются не через 350-400 часов налета, а через 800-1000 часов. Можно предположить, что имеет место быть нежесткость хвостовой балки, резонанс самой тяги от работы силовой установки, провоцирование изгиба наконечника промежуточной качалкой, т.к. изгиб наконечника с последующим разрушением происходит только в одной плоскости - перпендикулярной оси вращения качалки.
2. Утомляемость пилота, полет к препятствию против низко расположенного относительно горизонта солнца, ошибка в определении дистанции до препятствия, позднее начало преодоления препятствия с крутым подъемом, потерей скорости и вводом в крен для разворота без разгона - потеря скорости, выход на режим сваливания, ошибка пилота, пытающегося исправить крен, что усугубляет концевой срыв и попадание в режим штопора на фатально малой высоте.
3. Как недостаток - неспрофилированное горизонтальное оперение и нежесткость хвостовой балки. Неспрофилированное горизонтальное оперение теряет несущую способность при отказе силовой установки. Коэффициент статического момента Аго составляет половину требуемого значения - с работающим двигателем обеспечивается струйное управление от отклонения РВ. Нежесткая хвостовая балка деформируется под действием разгруженного крыла и натяжения тросовой проводки управления, это приводит к уменьшению угла обтекания стабилизатора от скоса потока за крылом и к "клевку". Управляемость восстанавливается только после набора скорости 180 км/ч. Высоты на это как правило не хватает. Результат - отвесное пикирование и столкновение с землей с поломкой балки и её запрокидывание на двигатель.
1. Разрушение наконечника тяги управления рулем высоты, находящейся внутри фюзеляжной балки.
В 2005 году Забава остановил эксплуатацию "Бекасов" до замены дюралевых наконечников на наконечники из нержавеющей стали. Механизм повреждения наконечников не исследовался. Теперь наконечники из нержавейки ломаются не через 350-400 часов налета, а через 800-1000 часов. Можно предположить, что имеет место быть нежесткость хвостовой балки, резонанс самой тяги от работы силовой установки, провоцирование изгиба наконечника промежуточной качалкой, т.к. изгиб наконечника с последующим разрушением происходит только в одной плоскости - перпендикулярной оси вращения качалки.
2. Утомляемость пилота, полет к препятствию против низко расположенного относительно горизонта солнца, ошибка в определении дистанции до препятствия, позднее начало преодоления препятствия с крутым подъемом, потерей скорости и вводом в крен для разворота без разгона - потеря скорости, выход на режим сваливания, ошибка пилота, пытающегося исправить крен, что усугубляет концевой срыв и попадание в режим штопора на фатально малой высоте.
3. Как недостаток - неспрофилированное горизонтальное оперение и нежесткость хвостовой балки. Неспрофилированное горизонтальное оперение теряет несущую способность при отказе силовой установки. Коэффициент статического момента Аго составляет половину требуемого значения - с работающим двигателем обеспечивается струйное управление от отклонения РВ. Нежесткая хвостовая балка деформируется под действием разгруженного крыла и натяжения тросовой проводки управления, это приводит к уменьшению угла обтекания стабилизатора от скоса потока за крылом и к "клевку". Управляемость восстанавливается только после набора скорости 180 км/ч. Высоты на это как правило не хватает. Результат - отвесное пикирование и столкновение с землей с поломкой балки и её запрокидывание на двигатель.