Есть такое понятие -Критический Двигатель. Внизу обьяснение ....С чего это вдруг?
На самолетах с двумя и более двигателями отказ одного из них более неприятен, чем другого. Например, на четырехмоторном самолете отказ крайнего (первого или четвертого) двигателя вызывает большую ассиметрию тяги, чем отказ второго или третьего, и требует большего отклонения рулей для парирования, следовательно, сильнее снижает характеристики самолета.
В случае винтовых самолетов или турбовентиляторов с высокой степенью двухконтурности становится важным направление вращения винтов.
На многих самолетах двигатели и винты вращаются в одну сторону, при этом реактивный момент кренит самолет в противоположную от вращения винтов сторону. Предположим, что винты вращаются по часовой стрелки (как у большинства западных двухмоторников) и отказывает левый двигатель. В этом случае реактивный момент правого двигателя будет кренить самолет влево и при этом на левом крыле, которое уже не обдувается винтом, упадет подъемная сила, что еще усилит момент на левый крен. В случае отказа правого двигателя реактивный момент частично скомпенсируется уменьшением подъемной силы на правом крыле и потребуется значительно меньшее отклонение элеронов. В этом случае критический двигатель — левый. Помимо реактивного момента надо учитывать и вращающуюся струю воздуха от винтов, "ударяющую" в киль и создающую разворачивающий момент по рысканью.
Свою долю вносит еще и P-factor. На больших углах атаки (полет на одном двигателе будет происходить с большим углом атаки, чем на двух, особенно опасно на взлете) одна сторона вращающегося винта создает больше тяги, чем другая. Если воздух набегает на винт под углом к горизонтальной плоскости самолета, то идущая вниз лопасть будет иметь больший угол атаки, чем идущая вверх (очень похожий процесс происходит на вертолетах, там для этого есть автомат перекоса), и точка приложения силы тяги оказывается смещена в сторону вращения. Если винты вращаются по часовой стрелке, то у левого двигателя эта точка смещается ближе к фюзеляжу, а у правого — наоборот, дальше от фюзеляжа. Относительно пи-фактора отказ левого двигателя опять же опаснее, чем правого.
На двухмоторных самолетах, где винты (или вентиляторы) вращаются в разных направлениях, критического двигателя нет.
Вот отказ одного из двигателей одностороннего вращения..
Последнее редактирование: