Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
“Severok”... Заокеанский племянник... Повстречал недавно на скользких дорожках лётной судьбы.

F2EDA151-9AAE-403D-ACEF-DD5175985C0F.jpeg
 
Да уж. Колёсики и боковые шасси явно не для русских полей🙂
____________

Привет друзья!
Так получилось. Я чуть не успел доделать основной прошлый отчет, а впереди уже началась новая дорога.

20210416_140749_copy_768x955-01.jpeg


Идем на Воркуту! И поднимаемся вновь по широтам выше, на север.
Планирую попасть к проливу Югорский Шар и с помощью друзей вывезти остатки планера #самолет_Северок к ближайшим населённым пунктам. Если конечно его части еще на месте.

Эта экспедиция была бы однозначно невозможна без поддержки всех, кто реально помогает и заинтересован в развитии Малой Полярной авиации.
И хочу вас обрадовать, интерес этот гораздо выше, чем мнимая забота чиновников о безопасности полетов, благодаря которой вся отрасль превратилась в полуподпольное, забитое проблемами и невыполнимыми требованиями существо.
Очень рад новым веяниям из стен СовФеда, который на днях собрал обсуждение проблем со всеми заинтересованными лицами.
_____________
Ну а пока. Прошли Ярославль и Данилов, впереди поздним вечером Вологда.

Из переписки
"Едем в паровозике. Народу полно. Внизу две женщины, мальчик напротив наверху 12 лет один едет с Владимирской обл до Коноши. Говорит серьезно расставляя слова,
- По семейным обстоятельствам."

Женщина внизу, с вахты возвращается. Живет в Инте, это перед Воркутой, Ездит через каждые три недели в Мск!

Перекусил и в Ярославле взял еще пару быстрых вермишелек.
Зашла и вышла куча народа, Т +17 град.

20210416_173245_copy_1024x867-01.jpeg


В Данилове поразился. Мы стоим полчаса и разминаю ноги. Рядом тепловоз подходит к грузовому составу, открывается окно и внутри машинист в маске.
Спрашиваю, - Вы же один в кабине, зачем маска?
- Сейчас везде маски, отвечает.

20210416_200423_copy_1024x834-01.jpeg


Со мной в пути новый замечательный рюкзак от Bask на 130 литров. Не успел отрегулировать лямки и начал сшибать дверные проёмы в электричке. Зато все-все вошло внутрь!

20210416_144637_copy_600x1067-01.jpeg
 
Последнее редактирование:
Вологду прошли вчера к 10-ти вечера в насыщенных красках конца перрона. В стоящем слева составе, ФСИН окружила вагон и то ли выгружала, то ли загружала ЗК.
Жаль соплеменников.

7ZctialgT6A.jpg


Ночь прошла штатно. Как обычно кто-то из соседей по полкам прилично похрапывал.
С 9 утра Котлас-Узловой. Станция техническая залитая солнцем и пылью от проезжающих по грунтовке рядом машин.
За 30 минут по всем вагонам успевают пройти машины выкачивающие с помощью шлангов биотуалеты, а проводники выносят мусор.

Tm7nt7v9kfs.jpg


Рядом с моим вагоном метрологическая лаборатория. Мужики перетащили из нее целую кучу пластиковых бутылок.
- Нет, нет, никакого отношения к метро.
Как мне рассказал мужик с бородкой, стоящий рядом, в вагоне расположена различная аппаратура для поверки или настройки измерительных приборов, работающих на благо РЖД.

В Котлас прибыли в 10 03 и стояли час. У вокзала меня встретил Алексей Тропников и чуть позже подтянулся, Геннадий Андреев.
Маленькое кафе рядом с вокзалом и весьма приличная солянка. Здесь мы посидели, обсудили новости и планы.
Леша в отпуске и скоро собирается в деревню к отцу, помочь со скважиной тяжело перенесшую затяжные холода.

4lFncMrjZ4E.jpg


- Если бы тебя сразу встретить с поезда, говорит Гена, - то вполне реально доехать до Двины и посмотреть ледоход, это очень красиво!
Чуть позже Гена и прислал несколько фото с берега.

-UqIVsfqmx8.jpg


У вагона мы попрощались обнялись. Я вручил Леше и Гене рукотворный напиток авиатора - "Северок" крепостью 50 град, который делаю теперь сам, с любовью и верой. Раньше меня очень выручал полярник, Виктор Гладышев, который несколько лет поддерживал наши экспедиции напутственным словом и замечательным выдержанным самогоном 🙂

Гена с Лешей в ответ вручили тяжеленный пакет с курочкой, фирменным пивом, копченностями и мягкой водочкой.
Спасибо, друзья!
Я все порывался еще раз обнять их на прощание, но проводница грозила мне своей суровой желтой палкой и больше никуда не выпустила ))

IMG-20210417-WA0032-01.jpeg


Чуть прибавляется снега на обочинах насыпи и среди леса.
Микунь с ярким красочным небом осталась в памяти снимка в 15 30.

GUSyRzn1B2U.jpg


20210417_153514-01.jpeg


За окном пошел дождь.
В 20 30 прошли Ухту и 21 30 Сосногорск.
 
Мягкий снежный привет из Воркуты, друзья! И спасибо за оценки к заметкам!
Новости. Из дорожных в городские.

В Сосногорске было очень красиво. В искринках льда. Страшно красиво тем, что было страшно скользко. Минус 1 Дежурная по станции заботливо объявляла, что гололёд на перроне, но желающих посыпать песком этот гололёд видно не было.

20210417_211225-01_copy_941x529-01.jpeg


Инта проснулась в вагоне к 5 утра. Солнце ярко светило через окно и я уже не уснул. Вышло прилично народу и моя попутчица, вежливая вахтовичка.
Проверенные временем собаки подождали угощения, задирая мордочки к тёплому тамбуру. Но от нашей смены они так ничего и не поимели.

Пью с удовольствием горячий кофе под стук колес и наблюдаю как дымка опустилась вдали и окутала приличную тундровую даль. Уже через десяток минут состав снова вышел на залитую солнцем поверхность.
Я всегда смотрю на северную местность двойным взглядом- человека обычного, отмечающего краски природы и пилота, понимающего сложность погоды и риск полета в таких условиях.

20210418_113716-01_copy_529x941-01.jpeg


Мы у Воркуты.
Здесь близость Уральских гор и арктических морей создают свою неповторимую метеорологическую атмосферу, которая меняется очень часто и требует максимальной собранности от авиаторов.
И ещё. Очень не хочется говорить об этом.
Десять лет государство совершенно планомерно душило Малую частную авиацию.
Специально пишу в прошлом времени "душило", надеясь на изменения.
Сейчас ситуация дошла до патовой. В огромной России почти пустое небо.
Под предлогом безопасности полетов мы не имеем летных происшествий, потому что не летаем. Замечательные стратеги из Росавиации взяли на вооружение тактику
- Мы искореним аборты тем, что стерилизуем мужчин и женщин.
Что же вы, после аварий на дорогах не запрещаете всем россиянам владением автомобилем?

Так вот.
Это я просто зашёл издалека. Мы ждём изменений и уверен мы их получим. Но со змеёй за пазухой.
Сейчас в стране есть огромная востребованность к полетам Малой авиации, но новые пилоты или молодежь пришедшая для полетов в северных арктических условиях на небольших частных самолетах не будут иметь должного опыта.
Опыта, который мог бы быть наработан за прошедшее десятилетие и был окончательно потерян по вине росавиации и надзорных органов, тех же самых прокуратуры и ФСБ сделавших невозможной активное развитие и работу аэродромов АОН и полетов.

Теперь, при развитии полетов мы получим новый всплеск авиапроисшествий и катастроф ответственность за которые должно разделить аморфное и препятствовавшее активному развитию АОН государство.
Нужно это помнить, когда вам в следующий раз после специально подобранных жутких слов и кадров отрабатывающие заказ журналисты и чиновники скажут, что Малая авиация опасна и неподготовлена.
‐----------------
В Воркуте у поезда встретили. Огромное спасибо, Владимир Мережко и Сергей Щербак. За помощь с транспортом и жильём вам, друзья!

20210420_184445-01_copy_661x529-01.jpeg


Привел себя в порядок, разобрал вещи и отправился на базу в район Заречный, там где в ангаре у Александра Абганеева раньше стоял мой Северок.

IMG_0718-01_copy_565x529-01.jpeg


Среди остатков своих вещей нашел несколько стальных стяжек, верёвку и канистру под бензин. Все это очень пригодится в нынешней экспедиции.
Глоток чая с Сергеем Берсеневым и Григорием Бегали. Спасибо за то, что помогали полетам, мужики!

20210422_095306-01.jpeg


20210419_193449-01_copy_949x529-01.jpeg
 
Рад видеть на связи, друзья!
---------------------
19 апреля.
Несмотря на поднявшуюся метель иду повидаться в магазин Аляска к Надежде Кожевниковой.

20210422_104049-01.jpeg


У домов на Димитрова огромный сугроб и вижу двух мелких девочек уже завершающих успешное восхождение.

20210419_153422-01-01.jpeg


Я одет в классную куртку Певек от #Bask и задача проверить ее в различных погодных условиях.
Что очень понравилось наличие и вверху и внизу больших карманов с верхними дополнительными тёплыми отсеками. Вот если бы можно, я бы такие же теплые доп.карманы сделал и внизу куртки. Спасение для замерзших рук или девайсов. У меня например оба верхних тёплых карманов оказались заняты телефоном и фотоаппаратом. Стоило положить телефон после работы на улице в нижний карман, как он показал разряд и выключился. Замёрз.

Нижняя часть куртки длинная, отлично защищает, но карабкаться на сугроб не получится, ноги широко не расставить. Помогли молнии по бокам. Их немного расстегиваешь и проблема решена.
Огромный тёплый капюшон закрывает плотно голову с шапкой и часть лица.
Короче, отличная куртка!

20210420_164008-01.jpeg


- Девочки, а можете меня сфоткать? Хотелось бы снимок и со стороны. Юные альпинистки уже скатились кубарем с горки и с большим энтузиазмом нафоткали меня опытными руками.
— Вот, спасибо, не уходите!
Теперь мой черёд их фоткать, только вначале сходил и вручаю по чупику из Магнита рядом.
- Еще раз спасибо, Тоня и Маша.

20210420_164502-01_copy_575x529-01.jpeg



В помещении магазина Аляска, Надя сделала с помощью друзей уютную фото студию.
Чуть позже приехал Вячеслав Борукаев и Виктор Богино.
Было так здорово и тепло душевно. Будто еще недавно мы встречались все у Нади в культовом баре Боцман.

20210420_164710-01_copy_752x529-01.jpeg


20 апреля.
С Вадимом Повонским едем в Воргашор уточнить выезд вездехода. Вадим, мой друг он постоянно помогает в полетах. Северок не раз выполнял маршрутные полеты с его базы близ п.Советский.

20210419_194250-01_copy_695x529-01.jpeg


На западной кольцевой дует прилично. Работает снегоочистительная техника.
Приехали в Воргашор к гаражам.
Если все нормально, то вечером стартуем на север - к Каратайке. По вездеходной дороге это 250км. Северок спрямляя набирал 180км. От Каратайки на северо-восток пойдем уже снегоходами и это будет уже отдельная история.

Как и прежде помогает мне в дороге к Каратайке предприниматель из Воргашора и доброй души человек, Джалил Рафиев.

IMG_0729-01.jpeg


Запустил свой трекер Иридиум от РАОПА-России. Теперь будет возможность давать сообщения друзьям и близким с просторов Большеземельской тундры и Югорского п-ва.
Спасибо за поддержку Владимир Тюрин и Андрей Иванов.

20210418_194630-01_copy_941x529-01.jpeg
 
Из Воркуты на север.

Чем человек отличается от животного существа? Своей ответственностью.
Перед своими близкими, перед обществом. Данным своим словом. И ответственностью за свои поступки.
Есть еще возможность исправить или спасти положение - сделай.

Поздний вечер.
Вадим привез меня в Воргашор. Я пожал руку Джалилу и сказал ему огромное спасибо за то, что взял меня в рейс и помог с бензином в Каратайке. Загрузили в вездеход МТЛБ вещи, экспедиционные продукты и еще одну канистру с бензином для снегохода в Каратайке.
С вездеходчиком, Андреем мы уже знакомы по прошлым поездкам, а его помощник в пути, Виктор помогает в погрузке.

20210420_215840.jpg


22 часа.
По окраине пустынного Воргашора прошел наш вездеход и совсем скоро началась тундра.
Мы идем после теплой снежной метели в плотной дымке и увидеть след от ушедших несколько дней назад на Амдерму машин, очень непросто. Часто по интуиции, когда сойдя со следа, груженный под завязку МТЛБ начинает сурово грести брюхом.

Выручает трек вездеходной дороги на навигаторе. В него достаточно часто вглядывается водитель Андрей, корректируя маршрут движением рычагов управления - притормаживая соответствующие гусеницы.
Витя, мой тезка сидит справа у небольшого окна и вглядывается вперед в залитую слепящим холодным светом мощных прожекторов снежную целину. Дымка настолько плотная, что видно вперед только на несколько десятков метров.
Едем втроем.

1yRQOuzOyNo.jpg


Меня удивило, что Андрей только периодически смотрит в навигатор, иногда уже точно теряя след или уйдя с маршрута. Что мешает закрепить девайс рядом с собой и смотря на экран, вести вездеход увереннее?

20210420_222104_copy_1220x686.jpg


Через два часа мы наткнулись на здоровенный обгоревший утепленный ящик из под продуктов. Рядом использованный огнетушитель, закопченные упаковки от молока, консервов, стирального порошка. Что за перепитии разыгрались на северных маршрутах?

За четыре часа прошли всего 40 километров. До высоты с соответствующим названием- Сороковая.
В принципе любой бегун нас бы обогнал. Но если учесть что за плечами вездехода под 4 тонны, то бегун тут не катит 🙂
.
Где-то рядом у нас произошел обрыв ремня генератора. Не успели заметить и остановились чай попить. Заглушились. После двигатель уже не запустился...

20210421_015330_copy_915x686.jpg


Два часа прождали помощь в виде снегохода с зарядной станцией отправленного с Воргашора. Вездеход остыл и внутри мы уже начали подмерзать, когда с севера появился небольшой двухосный колесник "Зырянин"

20210421_041003.jpg


Двое парней дали нам зарядку со своего генератора через кабель и вскоре дизель МТЛБ уверенно заурчал. Двинулись дальше, предварительно отправив обратно спасителей на догнавшем нас снегоходе.

20210421_043818.jpg


Метаморфозы погоды.
В 12 часов ночи небо уже покрылось пред утренней синевой, а к 4 утра дымку свежими лучами солнца начало прореживать и вскоре сдуло как будто её и не было...

2hHfGCDcPIs.jpg
 
Последнее редактирование:
Из Воркуты на север..
Продолжение..

В районе реки Тарью, часы показали 6 утра.

zDKdScuzY7M.jpg


Навстречу нам попалось три вездехода и дальше по их следам идти было гораздо легче.
Между Малым и Большим Пауком расстояние по прямому самолетному маршруту 27 км. Тут вездеход спустился на прочный лед, практически без признаков воды и полетел!

YRkVE2MLv60.jpg


На Большом Пауке, названном так из-за впадения речки в Каратаиху и большой излучине остановились для отдыха и сна. Вид со спутника на место действительно подтверждает название.
Сейчас сторожем на базе Роман. Помню как мы с Северком пурговали здесь у Романа несколько суровых зимних дней.
На фото слева. Виктор, Андрей вездеходчик и Роман.

ygJj7T6YqM8.jpg


В начале я поймал его в кадр.

U0kUFF_BNPM.jpg


Потом он посмотрел на меня и говорит,
- Как то странно пахнет этот ваш пластмассовый Доширак. И ещё опаснее выглядит.
- Странные вы, люди! Не могли в эти коробки оленину или на худой конец обычную курицу положить?

FYGcHlBVgHo.jpg


Расположились на нарах и вскоре я вырубился.
Выехали с радушного балка уже в пол второго дня. Рома проводил нас фоткая.
Далее дорога по звенящему льду.

Андрей хороший вездеходчик и механик. Несмотря на возможность топить по полной, временами переходит на пониженную и дает возможность остыть натруженному мотору.

B4n2ROW8M20.jpg


Мы с Витей переместились на свежий воздух на переборку двигательного отсека. Яркое солнце и искрящийся снег на склонах, грохот гусениц на почти чистом льду...

QoydOLskVdc.jpg
 
Форумчане, спасибо за оценки.
----------------------

Прибытие в Каратайку.

...Спутниковый трекер РАОПА-России закреплен на новом рюкзаке от Bask и дает сигналы о передвижении каждые 20 минут. Какие бы еще впереди не ждали нас приключения вдали от населенных пунктов, мой Ин Рич позволяет надежно передавать местоположение и текстовые сообщения.

yxFafirvf1E.jpg


Сделав большой крюк на запад по руслу реки, в начале пятого вечера встретили три вездехода идущих со стороны Амдермы и Каратайки. Сейчас экипажи на отдыхе.

5X8HooSUM4I.jpg


Был рад увидеть Сергея Солдаткина с неплохим уловом. На льду и щучка и налим и хариус.

nlun3vT7ayE.jpg


На Каратайку уходим взяв с собой одного из вездеходчиков наших коллег и помпу с двигателя в ремонт.
Километров за десять на реке появились длинные участки неглубокой наледи. Предвестники большой воды.

1AUNFADS_nE.jpg


Примерно здесь же на двигателе прогорела прокладка под коллектором. Выхлоп стал черным как и наши лица, потому как Андрей открыл двигательный отсек и продолжил путь с поднятой крышкой ))

В 18 24 вездеход пройдя после реки часть пути по еще не открытой тундре, пересек р.Янгарей и поднялся в поселок.

BtKb8IvpQuA.jpg


Выгружались у Андрея Беркута, пожали с ним руки.
Практически сразу за мной приехал Эдуард Нефедов и мы загрузили вещи в небольшую волокушу.
Но прежде чем уехать подошел и попрощался с нашим экипажем..
- Андрей и Витя, большое спасибо вам, что довезли!

На фото поселок Каратайка. Район выгрузки вездехода.

FB_IMG_1620373965944.jpg
 
Виктор, улыбнул, авиатор!
-----------------

НАО. Поселок Каратайка.
Жизнь и люди.


Ещё в поезде на Воркуту я сочинил небольшое четверостишие для первоклашки Виолетты из Каратайки. Виолетка дочка моих близких многодетных друзей, Эдуарда и Изабеллы Нефедовых. Здесь в доме Нефедовых я всегда находил тепло и кров во время полетов.
Очень надеялся, что успею приехать ко дню ее рождения и поздравить. Для этого прихватил с собой и сладкий подарок.
Вездеход пришел вовремя!

22 апреля.
Эдик рано утром уехал в тундру, а мы с Беллой и Волеттой пили чай. После нескольких повторений, легко!

"У меня сегодня праздник,
Мне сегодня 8 лет.
Всех зову на угощение
И подарков жду в ответ!"

В обед Виолетта пришла со школы и конечно же получила свой подарок, а в субботу они уже собрались компанией и вкусным тортиком от родни, Дмитрия и Маши.

wbimVOV07oo.jpg


Стоит замечательная солнечная погода. Тепло. Но в поселке ещё просто море снега.
Неожиданным подснежником из тропинки по которой ходим, появилась ручка детского велосипеда. От немаленькой Нивы у дома виднеется только крыша.

Рядом с вездеходом стоят ненецкие нарты. Пойдут с нами к проливу Югорский Шар. Недавно Эдуард отремонтировал их отдав местным рукотворным мастерам.

gV_MlLYi-fA.jpg


В расчет за работу в поселке помимо денег активно идет и спиртное. Жаль, но часто на улицах и в рабочие дни можно увидеть нетрезвых местных жителей.
Разгадка простая - работы в поселке немного, в основном бюджетная сфера.
Люди дорожат своим рабочим местом.

Из одного в другой конца прошёлся неспеша. Зашёл в гости к Андрею Беркуту, передал привет от друзей. Несколько лет назад мы все вместе и самолет Северок участвовали в выброске отважных путешественников, Бориса и Сергея из Каратайки на Воркуту.

o5gn8qO5gME.jpg


На обратном пути покупаю вкуснейший хлеб и выпечку в поселковом магазине. Приятно увидеть женщин и продавцов и директора Татьяну. Мы, в принципе, все уже давно знакомы в лицо.

Конечно цены на продукты в среднем в полтора-два раза выше воркутинских. Вспомнив о непростой дороге можно и не удивляться. Продукты первой необходимости дотируются. Крупы, сахар чуть дороже материковой цены. Хлеб почти 50, но булка большая и очень вкусный. Уже говорил об этом.
Остальное..Ну, например десяток яиц стоит 160-180руб, картошка, лук, морковь 80-100, полторашка пива 250-300р, водка 500, колбаса вареная около 600 руб.

qzoWoP_ZPGQ.jpg


В обед приехал Эдуард.
Сегодня у семьи вторая прививка Спутником от коронавируса. Лишний раз подтверждает, что в НАО очень большой процент привитых.
Я так, например при прохождении лётной медкомиссии сдал в конце марта кровь и у меня было порядка 120 антител. Честно говоря ничего в этом не понимаю, наверно это много. Но, лишний раз сам позже не против привиться.

23 апреля.
+2 градуса. Пасмурно.
Ожидаемый мороз, как и наш выезд, к сожалению откладывается. Причины серьезные.
Где-то на буровых полетел генератор, Эдуарду позвонили, попросили помочь. Нужно отдать должное, отзывчивые здесь люди и деньги играют далеко не самую главную роль. Эдик с собой берет небольшую таль и едут вдвоем с братом. Как они будут таскать небольшим коллективом трехсот килограммовый генератор я примерно представляю. Это, жесть.
Снова, очень рано он уезжает.

А у меня появляется отличная возможность показать фото утренника из садика. Маленькие арктические северяне с помощью воспитателей сегодня подготовили выступление. Понятно, что меня из-за карантина не пустили бы посмотреть вживую, но фото и видео мне отправила, Изабелла. Она работает в садике. За что ей огромное спасибо!

FVftUontLOg.jpg


После обеда захожу к Андрею Нефедову.
Наш завтрашний маршрут совпадает первой частью с его планами и решено идти порядка 60 км на север вместе.

V26HX9PbVDY.jpg


С Андреем и его супругой Леной с большим удовольствием пили чай. На столе малосольный арктический голец и мне очень приятно попробовать нежную рыбку, узнав, что голец пойман Василием Филипповым из поселка Варнек на Вайгаче.

HpcoJBAXLRU.jpg


Ещё из дневных дел.
Гера, сын Нефедовых неплохо варит металл, учась по профильной специальности в Нарьян-Маре. Сегодня у него задача удлинить бур для ловли рыбы.
Когда я увидел насколько тонкие стенки у трубы бура, то закрались смутные сомнения. Запасные ножи к буру я то привез с собой, но свой прочный бур оставил дома. Ладно.
Бур обрезали и удлинили классно.

fzoFHbct8UY.jpg


Пока отец уехал, Гера собирает снегоход Буран на старой раме. На этих Буранах они всей ватагой с ребятами возят питьевую воду с озера. А забавная собачка Джулька, пушистая и с короткими лапками гоняет повсюду за ними.

znQ0hP1v0PU.jpg


Вечером приехал уставший, но довольный, Эдуард, все у них с генератором прошло успешно.
На ужин жарили навагу.
Решено, что идем к проливу Югорский Шар двумя снегоходами. Вторым с нами пойдет брат Эдуарда, Анатолий. Так будет надёжно и без перегруза. С собой две волокуши и нарты.

Продолжение уже вскоре..
 
Виктор, вы рассказываете интересные вещи, вид изнутри на жизнь на севере, про путешествия такие, не заказанные под журналистов, а обычные обычных северных людей. Такого репортажа ни один журналист не снимет.
Черт возьми. У вас должен быть канал на ютубе с аналогичными зарисовками: как варят бур, как Гера собирает старый снегоход, как проходит утренник в саду. Как вы едите наконец на вездеходе.
Просто должен быть такой канал.
И дублирование того что вы нам пишите на том же Дзене должно быть. Потому что там аудитория, там вы можете большему народу рассказать о проблемах АОН. Да наконец денег заработать - они вам не помешают.
 
Спасибо большое за ваши мысли и советы, коллеги! Слышу вас и делаю выводы. И про канал видео и про Дзен.
Обещаю продвинуться 🙂
Ну, а пока продолжим отчет о том как самолет Северок не только летал, но и благополучно вернулся из крайней экспедиции!
 
"Конец был прост, пришёл тягач, и там был трос, и там был врач". (В.С. Высоцкий).
Пишите Виктор, пишите. Всё крайне жизненно интересно.
С уважением.
 
Спасение самолёта Северок

НАО. Поселок Каратайка -пролив Югорский Шар, бухта Черная


Утро.
Над тундрой стоит влажная дымка. Постепенно, днями, хоть и очень медленно увеличиваются черные проталины. Ветерок совсем слабый, температура 0 градусов.
Сборы продуктов и вещей закончены. Масло, бензин в норме, запасные канистры с топливом уложены в волокушу. Старт от дома сняла Изабелла Нефедова

3.1.jpg


Все вместе снегоходы собрались у Андрея. Три техники - это сила.

Слева, Андрей Нефедов, Дмитрий Вылко, Анатолий Нефедов, Эдуард Нефедов. Парня справа не знаю.
Уж не знаю, может мимо проезжал, а может и специально пожелать нам удачи, приехал глава поселка, Дмитрий Вылко. Мы с ним давно знакомы. Энергичный, знающий руководитель.

3.JPG


Выехали.
Я улёгся в волокушу головой к переду на сумку с вещами. Также в волокуше едет помощник Андрея Нефёдова. Правда закутанный с головой в оленьи шкуры. Везёт меня Толик и за волокушей у нас ещё нарты пустые.
Перед носом волокуши привязана стенка из пластика для защиты от снега летящего с гусениц.
Испытания начались с первых же минут ))

3.6.JPG


Большое Аэродромное озеро за поселком напитано влагой и участками каши - смесью воды и снега. Снегоход проходит их на скорости и поднятая с гусениц взвесь летит мощной стеной назад. Часть легко преодолевает стенку волокуши и опадает на все что внутри. А внутри я.
Короче, после десятка минут поездки я уже весь мокрый.

3.8.JPG


Вода не успевает пропитать плотную ткань штанов комбинезона но стекая по ним находит местечко и просачивается в высокие сапоги от #Bask даже не смотря на затянутую шнуровку.

Второй и даже более серьезной проблемой стала неприспособленность волокуши для перевозки моего бренного тела. Я лежу на деревянных переборках и дюралевом днище которым подшита волокуша. Каждый снежный заструг, коих несметное количество отдает по деревяшкам, а те, в свою очередь бьют по всему телу. Если учесть, что скорость снегохода в районе 20-40км/час, то эти удары становятся похожи на выстрелы из автоматического оружия )) Пробовал держаться на руках, чтобы уберечь мягкие точки, но это было ненадолго.

Короче, на втором привале я объявил забастовку. Высказал все, что я думаю про волокушу и ее дно и сказал, что дальше я никуда не поеду, если друзья не хотят меня везти вместо севера на юг, куда нить в теплый госпиталь 🙂

Некуда им было деться, вычерпывая из волокуши снежную жижу большой лопатой.

4.JPG


И вот уже я еду на ненецких нартах, крепко вцепившись прочной рукавицей в переплет веревки образующий мягкий перед. Другое дело! Нарты длинные и широкие, практически бесшумно скользят.
Снежная пыль со снегохода успевает развеяться, а от ветра я надёжно укрыт в капюшоне своей теплючей куртки Певек.

3.7.JPG


Три часа езды.

На фото как думаете кто? Кадр из фильма Сталкер? Инопланетный гость?
Нет, это просто водитель снегохода, Андрей Нефедов.

3.5.JPG


Еще на фото.
Проверенный влагой чехол спутникового трекера и мои блестящие от воды штаны.

3.9.JPG


Один разок у нас оторвалась веревка одной из водил и какое-то время нарты неслись на одной верёвке, уходя в сторону с угрожающей скоростью. Кричи не кричи, делу не поможешь.
Но Толик увидел раньше, чем я улетел куда нить в сугроб. Остановились.
Перевязались.

3.4.JPG
 
Спасибо за оценки!
---------------------
Кораль.

Почти 4 часа заняла дорога до Кораля близ реки Тиртяяха. Пройдено 60 км.
Отсюда видно Баренцево море.

3.2.2.JPG


Несколько раз я наблюдал эти балки с самолёта и где-то есть фото вида сверху.

На холме частокол старой деревянной ограды - загона для оленей.
Ниже, два больших ветхих балка. Один уже мертвый. Во втором внешне всё нормально, есть несколько отдельных помещений, большая печь и стол. Но зияет дыра в полу у печи, через которую виден снег под зданием.

Здесь мы приготовили плотный обед с чаем.
Очень понравилась соленая оленина. Нежная.

3.2.JPG


В углу по обе стороны огромные кучи больших сетей и толстого материала, дорнита.
Всем этим закрывают кораль и его рабочие части. Такие как предварительный загон и рабочая камера, внутри которой производится клеймение или зооветеринарная обработка северных оленей.

3.2.1.JPG


Очевидно дела в колхозе идут не лучшим образом, судя по этим балкам, да и в поселке не раз слышал, что оленеводы колхоза живут непросто, зарплаты маленькие, вовремя не получают. Очень, очень жаль, учитывая то, что округ НАО вроде как не бедный и может себе позволить дать достаток своим жителям.

Я понимаю, что в Каратайке только частичное паровое отопление и нет ни канализации, ни водоснабжения.
Но, зато здесь поддерживают социальную часть населения, многодетных.
Так, например, я в Московской области до сих пор не могу получить материнский капитал на улучшение жилищных условий, не имея под своей частью дома землю в собственности.
Ни кого не волнует, что оформить землю у нас для многодетной семьи стоит очень приличных денег. Нет у вас земли, значит и нет обещанных денег от государства.
В НАО мои друзья материнский капитал получили и использовали без всяких условий. Истратили на покупку техники. И эта техника их очень выручает.

Ладно, поехали дальше. Значительно развиднелось. Открылся горизонт.
В 16 часов от Кораля уходим двумя снегоходами практически на чистый север. К вершине Югорского полуострова.

Через несколько километров остановка.
Вытаскиваем с Эдиком канистру 50 литров полную бензина из волокуши и ставим на снег. Ещё одну поменьше, Эдуард прикапывает снегом. Собираемся уезжать. Я вытаращил глаза
- А если кто увидит? Канистра как темное бельмо на белом снегу. Это же лакомый кусок, бензин на вес золота в тундре!
- Никто не тронет, успокаивают он меня с Анатолием. Увидят следы, поймут что специально оставили.
Для возвращения.

4.1.2.JPG


Через сорок минут на возвышенности с голым от снега участком, останавливаемся. Перекур неспешный.
Вдалеке, левее, виднеются живописные гряды.

- Красные камни, загадочно говорит Эдик и сломав сигарету оставляет ее на земле.
- Река Сиртяяха. Неподалеку живут местные жители. Нужно что то оставить и помнить о них. Тогда твой путь будет успешен.
Понимаю, что он говорит о сиртя. Таинственном народе, некогда населявших огромные просторы тундры и ушедших по преданиям жить под землю.

4.1.1.JPG


Далее, наш путь представляет заснеженная тундра с небольшими перепадами. Снегоходам легко и вскоре мы приезжаем на озеро. Время 17 35. Пройдено 25 километров от Кораля.

4.1.JPG


Тут были планы пробуриться и попробовать поймать рыбу. Но что то пошло не так. Очевидно богам тундры понадобился ещё и наш бур.
Он просто застрял в лунке в рыхлом льду и пробовав по очереди , мы скрутили ему голову. Сварка и трубка, что варил Гера, с честью выдержали. Ножи новые и часть непутёвой тонкой штанги, остались навсегда во льду.

Кстати, из рассказов я понял, что здесь на дне есть еще и неплохие нарты, ушедшие по распутице вместе с грузом у незадачливого оленевода.

4.2.JPG


От озера местность, не взирая на синеватый тихий вечер, становится все живописнее. Мы входим в большую пойму рек Малая и Большая Ою (Великая)
С пригорка осмотрелись. Виднеется тут и там вышедшая на поверхность речного льда вода. Как-то страшно наблюдать, как маленькая точка снегохода Эдика, ушедшего от нас вперед пересекает водные участки поверх льда.
Но снегоход у него мощный и рука опытная.

4.3.JPG


Благополучно проходим с разгона эти участки и мы с Толиком.

В 18 30 встаём на базе отдыха Великая.
Так и хочется назвать "Великие остатки" базы отдыха.

4.4.JPG


Жилым мы увидели только один маленький балок.

4.4.1.JPG


А ведь здесь раньше был целый городок.
Стояли 5 гостевых балков, баня, был жилой дом сторожа и балок вездеходчиков. Был даже клуб и свой небольшой скотный двор!
Овцы, гуси, куры.
 
По прямой от Амдермы база отдыха находится на расстоянии 40 километров. Сюда приезжали на вездеходах и прилетали на отдых и рыбалку на самолете Ан-2 амдерминцы, привозили школьников.
Заведовал всем здесь хозяйственный мужик, родитель большого семейства Нефедовых, Николай Егорович. Для раскатки полосы для самолёта Ан-2 на базе специально был закреплён снегоход Буран!

Понимаю, что сейчас на душе у Эдуарда и Анатолия при виде развалин хозяйства их отца. Тот же самый клуб и овчарню они помогали строить отцу своими руками.
До сих пор, несмотря на десятки лет жив столб с остатками ветрогенератора

4.4.2.JPG


Выезд.
18 43. До бухты Черная наш маршрут идет практически на север. Расстояние по GPS - 17км.

Теперь все мое внимание обращено к горизонту, туда где явственно просвечивает темно синяя полоса открытого моря. Где-то там, впереди у самого пролива Югорский Шар, должен стоять корпус маленького самолета.

4.6.1.JPG


Путь снегохода идёт по малорослому тундровому кустарнику. Впереди низина и мы все одновременно замечаем странный темный предмет, одиноко выделяющийся на фоне снега.
Наверно здесь идёт небольшой рукав речки, иначе непонятно явление такого странного одинокого камня.

4.5.JPG


Невысокий мыс Каменный прошли тундрой и вот впереди, слева, на фоне заснеженного моря появились две точки. Два балка в устье реки Черная.
Напрягаю зрение. Снегоход идет быстро.

4.6.JPG


Эдуард значительно ушел вперед и уже подъезжает к балкам.
Ближе попали на снегоходные следы, также идущие к жилью.

Возле маленького строения замечаю выглядывающие из сугроба обводы кабины и часть хвоста.
Ура! #самолет_Северок на месте!

4.7.JPG


Несмотря на открытую кем то дверь, (а я осенью 2020 года ее подпирал здоровенной балкой) даже поверхностного взгляда мне достаточно понять, что все оперение планера, облицовка кабины, двери самолета, все на месте!

Спасибо что не тронули, люди!

1-2.JPG


На сегодня сил остается только на еду и сон.

Продолжение следует..
 
Успехов Вам! Виктор, я всё время поражаюсь твоей энергии, упорству в достижении цели. Так держать! Молодец! И отношение на Севере людей друг к другу... Об этом можно долго говорить, этим пропитаны твои заметки и оно восхищает.
 
Володя, спасибо коллега!
Форумчане привет всем кто читает..
-------------------

25 апреля. Пролив Югорский Шар.
Время 5 00

Бог дает тем, кто рано встаёт. Наш подъем как раз и был с ранним весенним солнцем. Оно уже ярко заливает просторы замёрзшего пролива и местность близ устья реки.

1.1.2.JPG


Вчера сил только и хватило, что на приведение в жилое состояние балка и вкусной еды. В первом случае огромную роль выполнила маленькая компактная бензопила взятая предусмотрительным, Анатолием.
Достаточно старых досок лежит у стен балка. Одну из них распилили на много коротких квадратов и получился приличный запас. И для нас и после останется. Печка-буржуйка маленькая и жаркая.

Второй радостью стало приготовление полного котелка картошки с тушёнкой, куда Эдик практически принудил меня высыпать 2 банки тушенки взятой в дорогу.
Я, как пассажир, взял на себя обязанности кашевара.

- Нужно плотно покушать, сказал плотный Эдик и вариантов сберечь провизию у меня не было 🙂
В роли пюре, кстати отлично сработала сухая картошка разведённая кипятком в фасовке на 2.5 кг. готового блюда.
На столе в балке заботливыми тундровиками было оставлено прилично пропитания. Тушёнка, чай и даже кусочек тортика.
Эдик с улыбкой предположил, что это презент от сладкоежки, амдерминца, Юры Поповича.
Благодаря, Юре Поповичу и Руслану Приказчикову за балком ведётся присмотр.

Как обычно четко сработала наша связка с Александром Савинковым по передаче текстовых сообщений трекером Ин Рич.
Через Московскую область, где находится Саня, мы связались с Амдермой. Уточнили возможность приезда на Чёрную наших общих друзей - семьи Кононюк. К сожалению, не получилось у них с поездкой.
Также, через трекер держали в курсе родных о наших делах и передвижении.

Осмотр самолёта и уложенных в нежилом балке частей оперения планера показал, что абсолютно все находится на своих местах. Несмотря на наличие снегоходных следов, никто ничего не тронул. Спасибо вам, люди!

1.JPG


Половина фюзеляжа самолёта была под снегом, также в сугроб уходили четырехметровые трубы крыльев. Копаем!
Лопата у нас одна и потому по очереди.

2.1.1.JPG


Погода великолепная, очевидно солнцеликий Нум - по преданиям верховный властелин самодийского пантеона, благоволил нашей поездке.
Вскоре весь фюзеляж оказался выкопан по периметру и рессоры вырваны из объятий замёрзшей тундры.
Открутил я их, и низ корпуса самолета стал ровным.

1.1.JPG



1.1.1.JPG


Завязали хвост на удавку и потихоньку вытащили #самолет_Северок на ровный снег. Практически сразу начали увязку.

1.2.JPG


1.4.JPG


Очень понравилась смекалка и опыт моих северных друзей. На корпус волокуши поперек подготовили, прибили две поперечных доски к которым прочно стяжками притянули силовые трубы кабины.

1.3.JPG


Итак, за снегоходом Эдика пойдет волокуша с корпусом самолета, а за снегоходом Толика, двойной сцепкой нарт и волокуши крыльевые трубы, детали и оперение планера.

Апофеозом моих поисков в снегу близ балка, стала находка глушителя, сделанного умельцами на молочном заводе в Сычевке, Смоленской обл. Производство моего земляка, диксончанина, Виктора Юшкова.
В Сычевку я прилетал перед началом экспедиционных полетов в 2013 году и Виктор и Наталья Юшковы мне здорово тогда помогли.

Пока Толик с Эдиком крепили самолёт и детали, я погрел еду и убрался в балке.
Помимо продуктов оставленных, добавил недельный экспедиционный запас сублимированных обезвоженных блюд из рациона экспедиции, Василия Елагина.
Эти аккуратные, прочные пакетики достались мне по наследству от Василия Киреева, Олега Кажарского и Дмитрия Кутало.
Дима, технический директор фонда Русь Исконная и водитель вездехода экспедиции "Путем Бегичева" в которой участвовал наш Северок в 2015 году..
Как Дима был дружен с Василием Елагиным и как он получил это питание, мне неведомо, но тем не менее.
Срок хранения у сухих продуктов уже давно вышел, но упаковка отличная и вакуум полный.
Специально, ещё перед нынешним выездом, я развел пакетик сублимированных ягод, получил густой, ароматный морс. Тоже касается и первых, вторых блюд.

Время 11 утра.
Снегоходы загружены и встали направлением на юго-запад.
6 часов на ногах.
В балке чистота и порядок. Выезд.

1.6.JPG


Спасибо большое всем, кто помогает полетам в Арктике и кто поддерживает #самолет_Северок
Благодаря всем вам, стало возможным его спасение!
Отдельное спасибо, Владимиру Богданову и Александру К. за эту эпопею.

Очень манит ровная белизна моря и какое-то время даже думали идти береговой чертой, но. Слишком большой крюк.
Обогнули мыс Каменный и пошли строго на юг. Справа склоны Малой Ою в ослепительном солнце.

Не зря, ох не зря наши предки так много внимания уделяли явлениям природы и поклонялись, следовали им...
Под хорошим знаком северных богов маленький самолет возвращается на Большую землю

2.6.JPG


Продолжение следует..
 
Назад
Вверх