Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Все обошлось.
Даже пересекая поток под углом, вездеход не становится на плавь а держится гусеницами за дно. Иногда, в черной глубине просвечивает лед, прижатый массой воды.

Выдохнули, перейдя ручей- реку Подымейтывис. В просторечии, Подымей. Очень богата историей эта местность и нужно знать о том, что и в районе Подымея и и на Каратаихе были найдены геологом Черновым многочисленные стоянки древнего человека эпохи неолита. Орудия охоты и труда из кремня. Остатки глиняной посуды.

5.4.JPG


Замечательная контрастная погода с ярким солнцем. Глаза надо беречь.

5.3.JPG


Ночью чуть подморозило и тундра совсем твердая на буграх. Вездеход ее практически не разрушает сейчас.
Дизель на МТЛБ, Стаса приработался и даже стал жрать масла поменьше. Через какое-то время скорость всех машин немного прибавила, но все равно идем медленно.

5.5.JPG


5.8.0.JPG


Река Тарью. Прошли без остановки.

5.8.JPG


Поднимаемся теперь десятками километров все выше и выше. Все ближе к Воркуте и горам Полярного Урала.

5.8.1.JPG


5.8.2.JPG


В 13 20 наконец-то вышли к "Сороковой" высоте. По прямой от Малого Паука, это 38 километров. Прошли их за 5 часов.

6.1.JPG


Появилась сотовая связь, звонки от родных, друзей. Кого-то из нас звали быстрее на юг на Большую землю, а вот вездеходчиков уже зовут обратно. В поселке вновь нуждаются в свежих продуктах.

Здесь на Сороковой на слегка подогретой весенним солнышком тундровой траве, мы устроили неспешный обед.

5.9.JPG


На фото наконец-то поймал всех трех вездеходчиков. Слева, Андрей Илюшин.
 
Еще долгих четыре часа шли до Воркуты.

6.2.1.JPG


Обошли Воргашор и по подтаявшему следу, так и норовя свалиться в канаву справа и слева от него, вышли близ вент. ствола шахты.

6.2.JPG


Это уже родимые места. Здесь мы с Северком летали много и часто. И пусть самолетик сейчас на броне вездехода, но все равно через год он вернулся к себе на базу!

6.3.1.JPG


Выгрузились оперативно прямо на сугроб слева.
Аккуратно положили корпус самолета и детали на снег

6.3.JPG


Честно, прощаясь со Стасом, я даже не знал как выразить слова благодарности. Пожал крепко руку ему.

- Ты, главное восстанови самолет и летай!- сказал Стас.

6.0.JPG


Продолжение следует..
 
После такого повествования про жизнь на северах понимаешь как нужна авиация там пусть и МАЛАЯ 🤔 . Виктор может вам самолетик как то поменять на более солидной грузоподъемности.😉
 
После такого повествования про жизнь на северах понимаешь как нужна авиация там пусть и МАЛАЯ 🤔 . Виктор может вам самолетик как то поменять на более солидной грузоподъемности.😉

А вот послушайте с 41 минуты этого ролика.... Фрагмент о малой полярной авиации
Как сладко бает товарисчь.
Витя! Что скажешь? )))
 
Привет, друзья!
vovan.sloboda, абсолютно верно подмечено, но с огромной горечью смею утверждать, что понимания роли Малой авиации у людей на севере все меньше, ибо им, местным жителям, просто не с чем сравнивать, а нас, пилотов АОН в Арктике уже практически (благодаря стараниям государства и чиновников) остались единицы. Да и то только в летнее время. Это я сужу по редким появлениям в районе Воркуты какого-нибудь залетного самолета АОН с целью аэрофотосъемки, да богатеньких вертушек нефтяников, газовиков.

aeroneman
, да что тут говорить. Здесь в этом музее, спасибо ее создателям есть и небольшая подборка о самолете Северок. Я почти со всеми действующими лицами, о ком говорит Александр, знаком, с кем-то по инету, с кем-то лично.
Мое мнение- о идее развития о которой говорит А.Дедов - кто-то на этой теме делает себе имя, кто-то деньги, кто-то продвигает, как и мы с вами идею развития Малой авиации. Так было всегда, ничего нового.
 
Самолёт Северок. Возвращение.
Воркута
.

Дневник работ по спасению самолета из пролива Югорский Шар.
1 мая 2021г.

"..Недавно проснулся, спину не разогнуть после вездехода. Дома продуктов нет особо, соленую оленину поджариваю на завтрак.."

1.0.JPG


Шутки шутками, но дня три спина постепенно приходила в норму.
На улице ветрено. На огромных весенних лужах в поднятой ряби купаются и сверкают солнечные лучи. Разнесенный ветром мусор цепляется за кустарник и развевается бодрыми флагами.

1.4.1.JPG


1.5.JPG


Купил основные продукты и ковыляю к себе на Тиманскую. Спасибо, Сергею Щербаку, в его уютной квартире я могу в очередной раз отдохнуть и восстановить силы.

1.1.JPG


2 мая. Пасха.
Ночью подмораживает до - 8 . Свежий ветер и днем приносит с собой частенько дымку и снежные заряды. Вполне заслужено Воркута вошла в Арктическую зону России.

2.1.1.JPG


Кручу гайки на улице. Объем работы по корпусу самолета огромен. Стараюсь и сохранить множество мелких деталей, и, одновременно не разбирать до последнего винтика - ибо поставил себе еще одну задачу.
Теперь, когда волею стечения обстоятельств и помощи моих всех замечательных друзей, самолет Северок оказался близ Северной железной дороги, я приложу все усилия для перемещения его домой - к родной мастерской.

1.7.JPG



1.8.JPG


1.9.JPG
 
Спасибо, Сергею Берсеневу.
В праздник Пасхи он пригласил меня к себе в соседний ангар, практически за домашний стол. Было много знакомых лиц, конечно-же были пасочки и крашенные яйца. Толик жарил классный шашлык.

Душевно посидели!

1.9.1.JPG


Каждый день шла работа по самолету. Снималась облицовка для доступа к трубам и внутренней части кабины, потом отстыковал хвост, а после подошла очередь и к разборке самой кабины.

1.6.JPG


2.2.JPG


2.3.JPG


2.4.JPG


2.5.JPG


2.6.JPG


На улице днем от минус 2 до + 2 град. Хотя постепенно солнцем приходила весна и к нам.

2.8.JPG
 
Ближе к празднику Победы, город северо-восточным ветром накрыл мощный снежный циклон. Получая фотографии с Московской области с веселой зеленой пышной травкой, я для сравнения ходил на улицу и фоткал такую же пышную растительность, но только всю пышно-белую.

2.0.JPG


В этот день я как раз и сфоткал замечательного воркутинского ребетёнка, гоняющему по сугробам на самокате ))

2.1.JPG


Все эти дни разбора самолета на улице не прошли даром. Слег с сильной простудой и выбыл из работы на пару дней.
Александр Абганеев, спасибо ему. Узнав, что мне удалось привезти Северок в Воркуту снова предоставил место в железном ангаре. В том самом, где стоял эти годы наш самолетик.

С Григорием на трицикле перевез разобранный Северок.

2.7.JPG
 
Спасибо за оценки, друзья!
-------------------------------------


Теперь в ангаре я спокойно разобрал конструкции крыльев. Даже внешне на фото видно, что обе основные трубы образующие рамку крыла, повреждены, также и нижняя часть моторамы.

3.0.1.JPG


3.04.JPG


Настала пора сформировать детали для отправки вагоном.

3.02.JPG


С момента начала разборки самолета в Воркуте был на связи со мной конструктор и производственник, Олег Белоус. Мы давно знаем друг друга по нашему авиа форуму, также в друзьях в соц. сети. Именно на базе предприятия Аэрос и был рожден самолет Северок. Сверхлегкий Скайрейнджер.
Олег Глебович, всегда с большим вниманием относился к полетам в Арктике и вместе с коллегами по компании неоднократно помогал мне с оригинальными деталями. Вот и сейчас, при разборке самолета я предварительно определил список нужных труб и соединений и передал ему. Хотя понятно, основной детальный перечень я смогу сделать только дома.

3.1.JPG


День Победы по дороге с базы прошел через одноименную площадь. Было не так много народу, но и так понятно при нынешней ковидлой ситуации.
Увиделся здесь с Анатолием из совета ветеранов Афганистана. Молодцы они, и ребятишек учат военно-патриотическому воспитанию, и пожилым людям помогают

3.2.JPG


В строительном магазине я купил мешки и скотч. Связал по нескольку частей труб в отдельные наборы, также поступил с облицовкой, жгутом проводов и топливопроводом. Все упаковал и подвязал в эти мешки. Приклеил к каждому набору деталей, бирки из картона. Получилось 14 мест.

3.03.JPG


Очень помог с отправкой деталей на Большую землю, Евгений Немцев. Дал большой бортовой Урал, куда отлично поместилось всё, и даже длинные крыльевые трубы.
Евгений, воркутинский предприниматель любящий свой город и северную природу. Познакомились мы пару лет назад, когда Немцев организовал выезд на очистку ландшафта у водопада на реке Хальмер-Ю. Мусора с памятника природы на вездеходе Сергея Берсенева мы вывезли полный вездеход!

Отправил я разобранный на части и подписанный самолет Северок компанией Оптима, 11 мая. Работают они давно и оперативно. Помнится как с ними из Москвы отправлял на Воркуту крыльевую трубу для замены.

3.3.JPG


12 мая.
На вечерний московский поезд меня отвез, Вадим Повонский. Спасибо, друг!
Вадим уже несколько лет помогает нам с Северком.

3.4.JPG


Дорога была, спокойной, пассажиров немного. После снега в Воркуте было диковато упасть в плюс 21 в Инте и плюс 31 в Котласе.

3.5.1.JPG


Гена Андреев в этот раз встретить меня не смог и потому я спокойно во время часовой стоянки прошелся до магазина близ набережной и с наслаждением выпил холодного пивка.

Полтора дня в поезде идут незаметно, благодаря перечтению "Два капитана" Каверина и большому пакету семечек.

3.6.JPG


Дома!
19 мая, мне позвонили с транспортной компании и спасибо им большое, всё благополучно сами перегрузили и переправили из вагона в грузовую машину из Москвы. Приехал таки через год стоянки у пролива Югорский Шар в Карском море, самолет Северок домой в Подмосковье!
---------------------------------------------
Еще раз огромное спасибо всем вам, мои друзья! Мы сделали очень важное дело и получен уникальный опыт. Это была отдельная экспедиция со своей логистикой и встречей с замечательными, отзывчивыми людьми. Новыми знакомствами и встречей с теми, кто уже хорошо знал самолет Северок.

Спасибо всем кто понимает значимость Малой Полярной авиации и поддерживает полеты маленького самолета!
----------------------------------------------

Продолжение следует!
 
Последнее редактирование:
Спасибо всем кто читает.
Так получается, что жизнь наша авиаторская насыщена событиями.
Кто то поднимается впервые в небо. А кто то уходит от нас навсегда...
--------------------------------------------


Памяти Аркадьича.

12 апреля 2016г.
Издали, среди бесконечной белизны снегов и отсутствия пышной растительности появилось очертание строений и темная дорога к ним. Карьер близ Воркуты.
Посадка была непростой и на развороте Северок провалился боковой лыжиной в уже подтаявший глубокий снег. Вытаскивали всем гуртом.
Так произошла первая посадка самолета на пути к острову Вайгач близ Воркуты.

В истории наших полетов это 45-ая страница https://reaa.ru/threads/aehrodromy-nebo-i-nemnogo-pilota-ljubitelja.20747/post-1121820
-------------------------
Через две недели #самолет_Северок благополучно вернулся из экспедиционного маршрута к таинственному Вайгачу и встречал меня в Воркуте снова, Александр Аркадьич Абганеев на краю снежного бруствера вдоль дороги. По этому козырьку и прикатали друзья мне снегоходом посадочную полосу.
Ну, а далее, вы помните: смена на колесное шасси и начало нашей полетной истории у шахты Воркутинская. На базе у Аркадьича.

2.JPG


Все эти годы наших активных полетов от Воркуты, Александр Абганеев был постоянно на связи. Помогал мне не только стоянкой самолета. но и нужным инструментом, и что не менее важно своим советом и опытом. Которого у него, как у пилота Малой авиации 90-х годов, было предостаточно.
Во время моих путешествий наблюдал за движением самолета по спутниковому трекеру. Держал связь по телефону. Переживал.

1.JPG


К 2020 году здоровье Аркадьича ухудшилось и он все чаще стал уезжать к родне в Екатеринбург.
Но не оставил своей поддержки и Северок как и прежде оставался на базе в Воркуте под широкой крышей железного ангара.

Этим летом Аркадьич приехал в Воркуту повидать базу, по возможности навести порядок. Звонил мне, интересовался ходом работ по самолету. Договорились выйти на связь осенью.
Но вот от сына Евгения пришла печальная весть.

3 августа Александр Абганеев умер.

1.1.JPG


В Воркуту приезжала его супруга и 16 августа, Александра Абганеева проводили в последний путь.

На фото: Сергей Дорохов и Александр Абганеев (справа)
Вели дельтапланерный кружок Воркуты в 90-х. Насчитывал больше 100 человек!
Их обоих уже нет с нами

IMG_2790.JPG


Спасибо тебе, Аркадьич за все, что сделал для нас с Северком.
За помощь, переживания, за дружеское плечо.

Земля тебе пухом, Авиатор! Будем помнить!

IMG_2784.JPG
 
Спасибо большое всем за неравнодушные отзывы, друзья!/
------------------------------------------------

Год, что прошлый, что нынешний выдался, мягко говоря очень сложный.
Мы и в личном плане прилично буксуем по здоровью с этой заразой и оптимистичному настрою и по линии государства для Малой авиации не продвинулись нисколько.
Очень жаль, ибо статистика неумолима.

Малая авиация уже не в статике. Она либо сжалась до размера теннисного мячика, либо надежно скрыта.
Падает большая авиация. Наши коллеги которым уйти в партизаны не получится. Впрочем Вы и сами обо всем прекрасно знаете.

Очень хорошо и доходчиво. Спасибо за фильм, Владимир Потапов.

 
Не правда. АОН переживает новое рождение. АУЦ забиты курсантами, самолеты раскупают со страшной силой. Цессны расхватывают по 9-10 млн. Руб.
 
Виктор, долой пессимистический настрой! Как продвигается восстановление Северка? Какие экспедиционные планы? Можно ли надеяться на календари к этому Новому Году?
 
Спасибо, друзья за внимание к страничке!
Все нормально, мне понравилось взвешенное мнение коллеги и я его поддержал. Если есть подтверждение про полные АУЦ и статистику покупок в РФ за этот год Цессны за 9-10млн прошу скинуть данные ))
Хотя для нашей страны нынешнее количество АУЦ это уже нонсенс. Их должно быть в десятки раз больше. И если даже нынешние забиты учениками, то я реально буду очень рад!
-------------------------------------------------------------



Небольшой ролик о начале восстановительных работ. Немного о наших планах и о сложностях нынешних реалий.
Большое спасибо всем тем, кто интересуется полярными полетами, кому небезразличен #самолет_Северок и #Малая_Полярная_авиация.

 
Не правда. АОН переживает новое рождение. АУЦ забиты курсантами, самолеты раскупают со страшной силой. Цессны расхватывают по 9-10 млн. Руб.
Люди учатся. Но не забиты. Какое новое рождение?! Вы считаете, что обучение на частного пилота стоимостью от 800 000 рублей !!! это новое рождение??? Много народа учатся, так сказать, на будущее. Сами ещё не знают, будут покупать самолёт или нет.... Самолёты выросли в цене как и всё вокруг. Ничего удивительного. Транспортная прокуратура активизируется не по детски, инспектора Росавиации тоже, цены на СЛГ конские, налоги тоже, грядут изменения в ВК и совсем не в сторону упрощения. Да, новое рождение, скорее, удушение...
 
Вадим, привет и спасибо!
Тут уже и коммент от Жесть остается далеко в стороне.

В нашей стране имеющий свой, отдельно от всего мира путь, очевидно решили просто перепрыгнуть ветвь эволюции, лет так в 30 нашей эпохи и поехали на полном скаку сразу в мир роботов.
Нет пилотов, нет самолетов, да и х.. с ним! А то еще получатся из них нерадивые Джамшут -таксисты!

------------------------------------------
Нам уже не нужны частные пилоты со своими проблемами в небе.
Людям же уметь надо в случае чего и компас найти в отказавшем GPS и уметь самолет посадить отказавший или попавший в непогоду без потерь. Робот это сделает наверняка! 🙂

А вот люди, оставшиеся без знаний поколений и возможности постоянного передачи опыта, остаются все уязвимее. Это про нас.
И про молодежь кто хочет летать. И в авиации это аксиома!

Зато в теплых кабинетах чиновников, несмотря на наши проблемы, тепло и уютно. Кто из них и когда сидел в самолете?

В нынешних условия провала стратегии развития отрасли, только робот спасет!
" «Почта России» хочет запустить беспилотную доставку по нескольким десяткам маршрутов в четырех регионах — на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. По ее оценкам, это увеличит среднюю скорость доставки до двух раз, снизит ее стоимость вполовину и создаст потенциал десятикратного увеличения объема доставки грузов, отмечает РБК."
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх