Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Спасибо, Ромашчандр за добрые слова и конечно все верно подмечено.
Сейчас пока летнее тепло я даже торцевые стороны домика не закрывал ибо внутри самолет как в парнике будет. Осенью закрою торцы и крышу усилю под снег. В принципе это и должен был быть парник, я все живу надеждой, что Малая авиация наша должна иметь возможность зарабатывать и быть в нормальном ангаре на который может сама себе заработать.
Эх...
 
Продолжу отчет.

Вскоре и гости собрались. И хотя всех стен еще не было, но крыша над головой уже была. И очень кстати.
Налетевший в одночасье сильный майский дождь, вымочил бы всех до нитки.
На фото, Виктор и Любовь - полярники с п/ст Преображения и мыс Челюскин

60.4.1.JPG


Ну, собственно говоря после празднества Северок и занял уже свое постоянное место в авиа домике.
Выполнил работы по фиксированию болтовых соединений, настройке тросов в хвостовой части, далее установил полы в самолете

67.JPG


... и сейчас занимаюсь восстановлением противопожарной перегородки.

68.JPG



Очень кстати удалось найти в Москве немного пострадавшую выхлопную трубу от двигателя БМВ.
Хорошо, что есть бережно расходуемые средства на восстановление самолета.
Оперативно заказал на Авито и вот уже очень ценный девайс у меня.
Напомню, что после жесткой посадки на прибрежной сопке в Арктике моя выхлопная система оказалась практически разорвана на две части.
Так что теперь есть возможность ее полного восстановления.

70.0.JPG
 
После работ по самолету по погоде бывает и совершаем небольшие вело путешествия
С сыном Ярославом на фото.

69.JPG


----------------------------------------------------
И хоть немного об авиационных новостях в свете нынешней ситуации в стране.

Очень бы хотелось, чтобы после жесткого кризиса в авиаотрасли когда из-за санкций раздутый авиапарк иностранных самолетов в стране сдулся как шарик, свой авиапарк изношен и мизерно пополняется новыми самолетами, также масса пилотов, очевидно останется без работы, авиа чиновники и руководство страны сделали бы серьезные выводы.
Все давно знали и предупреждали, что такая зависимость от иностранного авиапарка и преступный развал отечественной авиаотрасли может сказаться в любой момент. Это и происходит сейчас.
Но какие же выводы сделаны?

"Правительство РФ сделало замечание руководителю Росавиации Александру Нерадько за ненадлежащее исполнение им должностных обязательств." Всего лишь замечание))
https://iz.ru/1334115/2022-05-13/pravitelstvo-rf-sdel...

Зато уже на следующий день выходят изменения в постановление правительства https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.. которые снова ужесточают требования к частным пилотам в части приостановления пилотского свидетельства и даже его лишения. В нашей огромной стране, где частных пилотов должны быть сотни и сотни тысяч, а нас всего дай бог памяти немногим больше пяти тысяч человек. Частных авиаторов продолжают гнобить.

А ведь нам сейчас нужно очень оперативно менять воздушное законодательство и дать свободу развитию частной Малой авиации. Нужно развивать собственный авиапарк и идти вперед! На севере и в Арктике
Но как и прежде ничего не происходит.
-----------------------—
Закончить нынешний отчет хочется по-другому.

В конце мая в нашем саду начала жизнь вторая яблонька купленная и посаженная мной.
Когда мама узнала об этом, то очень захотела сделать памятный подарок и от себя. Илюша раскопал землю и она посадила замечательное деревце-двухлетку, сорт яблок Лигол

Хотел бы поблагодарить всех кто участвует в поддержке работ по восстановлению самолета! Кто следит за нашими работами.
Как и прежде экспедиционная карта самолета Северок- сбербанк 4276 1609 1615 9677. Получатель Виктор Владимирович М.

50.8.JPG
 
Сейчас самое время отдать "должное" всем врагам авиации России,имена коих известны. Но тут подозрительная тишина, только кое кому по костылям накостыляли. А нерадивые что, вне подозрений? Большая авиация в глубоком анусе, а малая, так просто в жо...е. Я по возрасту и здоровью уже не увижу свободное небо для романтиков и свободных людей. Так ведь и даже внуки не идут по нашим стопам видя вражьи происки чинов от авиации. Ужасная страна с ужасным будущим авиации.
 
Сейчас самое время отдать "должное" всем врагам авиации России,имена коих известны. Но тут подозрительная тишина, только кое кому по костылям накостыляли. А нерадивые что, вне подозрений? Большая авиация в глубоком анусе, а малая, так просто в жо...е. Я по возрасту и здоровью уже не увижу свободное небо для романтиков и свободных людей. Так ведь и даже внуки не идут по нашим стопам видя вражьи происки чинов от авиации. Ужасная страна с ужасным будущим авиации.
Так сделали дурдом. Не написать ничего
 
Привет, друзья! Матерям здоровья, отцов с Днем отца!
Мира и добра всем людям желаем от нашей семьи!

Большой отчет о восстановлении самолета Северок.

Наступила полная осень и расскажу о том, как эти недели и месяцы шли работы по самолету, что удалось сделать и в чем были реальные трудности.

На фото крайние дни июня.
Двигатель BMW R-1200GS
Прошло 2 года после его остановки в проливе Югорский Шар и вот он проходит процедуры мойки, очистки перед установкой на родную восстановленную мотораму воздушного судна.

1.1.1.JPG


Июль.
Первым делом в начале июля у меня слетела операционная система, в просторечии Винда с рабочего домашнего компьютера, походу утащив за собой встроенный и внешний диск со всеми программами, фотографиями и архивами за много лет. Так я остался наполовину вне сети и активного общения.
Но отличная погода не давала сильно хандрить, я старался растить своих детей здоровыми вывозя их периодически на веселый пруд соседнего городка, прихватывая по пути и их одноклассников. Каждый день продолжая работы в авиа домике, где с весны поселился #самолет_северок

После аккуратных работ по завершению противопожарной перегородки, начались не менее аккуратные работы по сборке обтекателя самолета. Огромное спасибо производителям самолета компании Аэрос-Киев и лично Олегу Белоусу и Сергею Сергееву за то, что помогли с деталями для восстановления самолета.

1.5.JPG


Эта штука- обтекатель состоит из пяти отдельных элементов из пластика которые нужно совместить, произвести разметку, сверление, установку капотных замков. Все это собрать на самолете, на котором еще нет кабины и прочных соединений для обтекателя.
Нижняя часть капота имеет вырез под радиатор от двигателя Ротакс, который гораздо уже моего радиатора для БМВ. Танцы с бубнами потанцевать пришлось )).

1.6.1.JPG


Поскольку и капотных замков у меня не было, то очень выручил авиатор, летчик-испытатель, Петр Корниюк, отправив мне нужное количество из Московского региона.

1.6.JPG


В июле наш красавец, кот Кеша родом с Дерезовки, Воронежской области пропал. Кот был боевой. Любил всё настоящее в жизни. Мясо, руки хозяина и тепло батареи отопления. Кот ловил как ракета мышей во дворе и гулял сам по себе. Мог попасть своим сильным характером и в зубы собак и под колеса машин.. Эх..

Крайние числах июля начаты работы по установке новой обшивки на фюзеляж и хвостовое оперение самолета.
Рядом внимательно наблюдает за техникой безопасности и ведет охрану участка пес Рыжик.
На карту сбербанка самолета Северок пришла поддержка от Ирины Владимировны. Спасибо огромное!

1.7.JPG


1.1.JPG


Август.
Первой половине августа получен новый винт. Так получилось, что винт который мне хотел сделать мой друг, Роман Николаенко из Киева на который я очень рассчитывал стал недоступен по ряду объективных причин. Теперь пришлось искать старые контакты изготовителей и, благодаря собранным средствам удалось купить новый винт!

1.8.JPG


Реально помучался с установкой новой ткани на хвост. Как ни тяни чехол, различными нагрузками - нет совмещения отверстий в ткани и на трубе хвоста. Обсудил с Олегом Белоусом ситуацию. Получил фото полезного воротка для натяжения. Закончил я эти работы только после того как ткань нового чехла уже полностью сошлась под нижней частью хвоста, но отверстие все равно немного не совпало. Плюнул и пропаял его чуть выше.
На фото уже и хвост и руль направления благополучно установлены.

1.8.1.JPG


Середина августа. Тем временем парник с пышно колосящимися огурцами и помидорками начал активно радовать глаз. Не только на свежем воздухе, но и закатанными в банки.

2.1.JPG


Эти же дни из Питера от брата Алексея Кулакова пришел ящичек с рабочим компьютером на старенькой Виндовс 7. Пробы сделать из моего и пришедшего "железа" полноценную станцию вначале закончились ничем. Но после собрал и свой комп, хромающий на одно ядро )) и у детей наконец-то комп появился. Спасибо, Леш!
 
Спасибо за оценки, друзья!
Продолжу большой отчет.


Мы все выжидали время, надеялись, что кот Кеша вернется. Тщетно.
В августе взяли двух резвых котят. Назвали Персик и Ася.

2.3.1.JPG

Поскольку дети придумали имя обоим, то кота за шкодный характер я переименовал в Кексик. Кекс, короче.
Мыши во дворе узнав об этом сильно расстроились.

2.3.2.JPG


Установка в нижнем капоте масляного радиатора. Поскольку капот рассчитан под другой радиатор, пришлось делать новые вертикальные вырезы, а также кронштейны крепления новые ваять.

1.6.3.JPG


1.6.2.JPG


После этого работаем с верхней панелью, частично восстанавливаем ее элементы, вскоре она закроет сверху приборный отсек.

1.8.2.JPG


1.8.3.JPG


Все ближе сентябрь и подготовка детей к школе. Возможностей для отдыха на юге нет, но мы смогли выбраться два раза на Волгу за это лето.

1.4.JPG


В июле на рыбалку и вот теперь в конце августа пользуясь теплой погодой побыли несколько дней близ Калязина.

2.6.JPG


Поразило огромное количество отдыхающих вдоль берега, всякое отсутствие комаров, отличное настроение и теплая вода. Рыбы опять таки удалось поймать малёхо.

1.2.JPG


Лучшим экземпляром оказался судачок на кило двести
1.3.JPG
 
Крайние числа августа.

Восстановил и закрепил в хвосте самолета отлично зарекомендовавшую себя платформу для легких грузов и рамку аккумулятора.
Такая она приехала с берега Карского моря. Подписаная для перевозки с другими деталями в поезд из Воркуты на Москву

1.9.2.JPG


Идет работа

1.9.JPG


На месте

1.9.1.JPG


Сентябрь.
Дети пошли в школу, младшие 3 и 6-й класс, старший в колледж.

Снова разбираю всю облицовку кабины. Настало время для восстановления разорванной выхлопной системы. Начинается долгая и заунывная песня ))
Вначале обрезаю кусок одного патрубка болгаркой, вторая часть лежит поодаль и, после второй патрубок от глушителя. Этот внешне на месте, но прижимной фланец держится на соплях. Вокруг него идет трещина.
Решено менять обе части выходящие из глушителя. Все посадочные места ровняю, зачищаю. Это нержавейка.

2.8.3.JPG


2.8.JPG


Закрепляю глушитель на самолете. Работаю с верхними частями. Тщательно выставляю конструкцию по зазорам ибо патрубки проходят через силовые треугольники моторамы двигателя в них еще нужно вварить резьбовые части датчиков температуры выхлопных газов-лямбда зонды. Снимаю все расстояния.

По поводу датчиков температуры созваниваюсь с нашим форумчанином, Сергеем Ансер. Он отлично разбирается в двигателях БМВ и всегда может дать дельный совет. Речь идет о том, что есть весьма различное расстояние от выхлопных окон двигателя до датчиков каждого колена. Не будут ли различия в их показаниях.
Решили, что они не критичны..

2.8.4.JPG


Верхние части этих патрубков снимаю на шаблон

2.8.5.JPG


... и по нему произвожу сборку на каплях сварки новых патрубков отрезанных по расстояниям от купленной выхлопной трубы БМВ.

Собранную и снятую с самолета хлипкую конструкцию гружу в свою боевую воркутинку, ВАЗ-2106 и везу в город к хорошему рукастому человеку. Мастеру-аргонщику Сергею. Сергей делает ответственно и не задирает цену.

Через день забираю в Сергиевом Посаде готовую выхлопную!

2.8.2.JPG
 
Последнее редактирование:
Крайние числа августа.

Восстановил и закрепил в хвосте самолета отлично зарекомендовавшую себя платформу для легких грузов и рамку аккумулятора.
Такая она приехала с берега Карского моря. Подписаная для перевозки с другими деталями в поезд из Воркуты на Москву

Посмотреть вложение 517193

Идет работа

Посмотреть вложение 517194

На месте

Посмотреть вложение 517192

Сентябрь.
Дети пошли в школу, младшие 3 и 6-й класс, старший в колледж.

Снова разбираю всю облицовку кабины. Настало время для восстановления разорванной выхлопной системы. Начинается долгая и заунывная песня ))
Вначале обрезаю кусок одного патрубка болгаркой, вторая часть лежит поодаль и, после второй патрубок от глушителя. Этот внешне на месте, но прижимной фланец держится на соплях. Вокруг него идет трещина.
Решено менять обе части выходящие из глушителя. Все посадочные места ровняю, зачищаю. Это нержавейка.

Посмотреть вложение 517197

Посмотреть вложение 517200

Закрепляю глушитель на самолете. Работаю с верхними частями. Тщательно выставляю конструкцию по зазорам ибо патрубки проходят через силовые треугольники моторамы двигателя в них еще нужно вварить резьбовые части датчиков температуры выхлопных газов-лямбда зонды. Снимаю все расстояния.

По поводу датчиков температуры созваниваюсь с нашим форумчанином, Сергеем Ансер. Он отлично разбирается в двигателях БМВ и всегда может дать дельный совет. Речь идет о том, что есть весьма различное расстояние от выхлопных окон двигателя до датчиков каждого колена. Не будут ли различия в их показаниях.
Решили, что они не критичны..

Посмотреть вложение 517198

Верхние части этих патрубков снимаю на шаблон

Посмотреть вложение 517199

... и по нему произвожу сборку на каплях сварки новых патрубков отрезанных по расстояниям от купленной выхлопной трубы БМВ.

Собранную и снятую с самолета хлипкую конструкцию гружу в свою боевую воркутинку, ВАЗ-2106 и везу в город к хорошему рукастому человеку. Мастеру-аргонщику Сергею. Сергей делает ответственно и не задирает цену.

Через день забираю в Сергиевом Посаде готовую выхлопную!

Посмотреть вложение 517196
А не дадите контакт специалиста по выхлопной? На авто подшаманить надо)
 
Конечно, дам контакт. Сам этого мастера нашел на Авито, никаких секретов нет. Пишите в личку

Продолжим..


Перед тем как закрывать верхнюю панель над приборкой и приклеивать декоративную поверхность проводим большие работы по электрической проводке.
Со стороны двигателя соединяем все датчики, потребители и производители тока - стартер и генератор. И после ведем жгут уже в кабине по противопожарной перегородке и по приборной панели.


2.7.1.JPG


И знаете что, друзья!
За практическое время полетов мне приходится уже как минимум третий раз переукладывать полностью проводку на этом самолете. И каждый раз, я, как дилетант периодически впадаю в ступор наблюдая за всей этой лианой с десятками отростков на каждом конце, которые постепенно и вдумчиво находят каждая тычинка свой пестик )

20220911_145417.JPG


20220911_145431.JPG


Соединяем электрическую змею с выключателями и приборами.

2.7.JPG


Устанавливаем блоки управления - в просторечии мозги. Все тщательно изолируем, закрепляем.

2.7.2.JPG


Наградой стал вновь засветившийся пилотажно-навигационный комплекс, немедленно дав прямой маршрут на Амдерму -1870 километров ))

3.0.JPG


17 сентября заехал к нам по пути перегоняя на юг большой Камаз, друг-воркутинец, Вадим Повонский. Очень рады были его видеть с супругой.

Вадим всегда помогал чем мог нам с Северком в арктических полетах.

2.9.JPG


Встает на место топливный бак.
В ткани борта самолета выплавляю тонким паяльником отверстие под его горловину. После уже идет установка топливных магистралей и топливных насосов. Основного и запасного.

3.1.JPG
 
Спасибо друзья за оценки!
-----------------------

Октябрь.
Изготавливаю недостающие спинки сидений из алюминиевой трубки 12мм.

3.2.JPG


Устанавливаю сидушки в самолет.

3.2.4.JPG


Душа радуется, но как только начинаются первые хлопоты, так и гарантия замарать хорошую вещь.
.. Уносятся домой и закрываются, обшиваются незатейливыми чехлами.

Тут уже без помощи супруги никак.

3.2.3.JPG


В двигатель заливаем новое синтетическое масло, но перед этим естественно меняем масляный фильтр на новый.

Спасибо моему другу-авиатору Альберту из города Кимры за рекомендацию. Перешел на Корею поскольку Мотюль на котором летал многие годы, нынче стараниями государства стал просто заоблачный.

20221007_142158.JPG


-----------------------------

Торжественный момент.

8-го октября 2022 года, после более чем двухлетнего молчания наш моторчик снова запущен и надежно работает!
После запуска днями провожу регулировку клапанов. Как отче наш - впускные 0.15 выпуск 0,30.
И так необходимую после, синхронизацию работы цилиндров в дроссельных заслонках!

3.3.JPG


---------------------
Из больших работ впереди у нас остается сборка крыльев, закрылков и элеронов.

Изготовление подкосов и контрподкосов крыла - дюралевые трубы. Нивелировка самолета.
Остекление кабины и дверей - поликарбонат.
Багажник под самолетом - алюминий уголок, лист тонкого дюраля.
Все это еще необходимо приобрести. Если будет материал, то все работы планирую закончить работы в течении полутора- двух месяцев. Зима нас никогда не пугала, тем более в авиадомике есть крыша над головой.

Друзья, буду благодарен за помощь в окончании работ по самолету.
Экспедиционная сберкарта самолета Северок неизменна 4276 1609 1615 9677
Продолжение следует.

Огромное спасибо всем кто помогает нам с Северком в полетах и восстановлении!
 
Последнее редактирование:
Спасибо всем кто читает веточку и поддерживает нас!
Продолжаем работы по подготовке к полетам.


После запуска и регулировок двигателя, весьма интересесующим меня фактором является проверка его состояния.
Двигатель BMW R1200GS 2007 г.в. родом из Германии установлен на самолет Северок в 2012 году и имел наработку наземного пробега 25 тыс км.

Масло на котором неизменно работал мой движ- Мотюль 7100 10W40

Motul-7100-10W-40-4L-01.jpg


Снимаем рубашку.
Ну это все равно как меня и многих из вас периодически проверяют врачи на ВЛЭК - смотрят на анализы и что там внутри человеческой грудной клетки. Смотрят на наши покрытые холестерином и отложениями шестеренки и клапана. 🙂

Ну вот и сейчас, давайте подключим к двигателю прибор, способный увидеть и показать работу его двух больших оппозитных сердец- поршней.

18 октября производил измерение компрессометром.
Но вначале помчал с метчиками 14мм. шаг 1.25 к друзьям.
Побывал на производстве, Александра Савинкова. На фото он и слева, Дмитрий Кутало. Здорово помогли мне - выточили переходничок под узкую свечку BMW.
Реально монстры производства, часто выручают, спасиб!

3.5.JPG


Работаем по подготовке двигателя к измерениям.
Звоню, Ивану Худякову - знатоку мотоциклов БМВ, мы уже давно в друзьях. Иван помогал с мануалом по регулировке клапанов совсем недавно и сейчас обсуждаем порядок действий.
Вначале поочередно вкручиваю компрессометр в правый и левый цилиндр на холодную. На двигателе выкручены верхние свечи обоих цилиндров, замкнуты на корпус, отключена подача топлива на форсунки, газ на полную!

Прокрутка порядка 10 оборотов коленвала, запись и фото показаний.

Правый по полёту цилиндр 11.9кг/см
Левый 12.2кг/см

20221018_163513.JPG


20221018_164459.JPG


Устанавливаем свечи, подачу топлива.
Идет прогрев двигателя до рабочей температуры. БМВ работает мощно и ровно.

Сначала на холостых. Потом на средних быстро довожу двигатель до рабочих показаний на панели приборов. Винта и обдува цилиндров нет, поэтому все делаем оперативно.

20221018_165638.JPG


Повторяем операцию по подготовке компрессометра.

20221018_170723.JPG


20221018_171707.JPG


Записаные показания: горячий двигатель
Правый 13
Левый 13
-----------------------------
С 2012 по 2020 год этот замечательный двигатель работал на самолете постоянно и в любое время года. Очень часто запускался без возможности подогрева масла в низкие температуры из-за сильного ветра, когда даже укрытый примус было невозможно закрыть.

Отменное качество двигателя BMW R-1200GS за долгие годы работы в совершенно разных климатических условиях, включая сложные арктические.

0.3.JPG
 
Последнее редактирование:
Я посмотрел на масляный фильтр, что хочу сказать - старайтесь покупать с большим количеством отверстий, чтобы был лёгкий холодный пуск. Также есть фильтра низкого сопротивления их производят 2 типов :
1 классические из бумаги
2 из нержавеющей стали ( корпус тоже из нержавейки с ребрами для охлаждения масла. ) Из нержавейки многоразовый и разборный , чистится разбором и далее очистителем карбюратора.
 
Благодарю, интересно.
В таком случае пишите сразу в комментарии ссылку на подобные фильтра. Опыт использования. И немаловажно- их цену по сравнению классическими.

--------------------------------
Привет всем, друзья! С 7 ноября!
Мира и добра всем.
Большой отчет делаем постепенно.

Было три дня выходных.
В малопонятный мне праздник 4 ноября я все надеялся, что сегодня активно поработаю, а завтра- 5го закончу пораньше и напишу большой отчет. В результате и пятого работал, но уже с огромной надеждой на 6-ое ноября, когда точно все закончу пораньше.
Дни стоят короткие по свету, тяну до последнего и аккуратные работы в авиадомике прекращаю уже в полной темноте к 18-19 часам
Домашние дела, уроки у детей, кормить животных, все это никто не отменял.

Но 6 ноября, неожиданно все вопросы напечатания текста снова сместились. Приездом полярника-радиолюбителя Виктора Гладышева с коллегами по клубу, Денисом, Алексеем и Андреем.

За несколько часов наполненных в мастерской дымом сигарет, задумчивыми и непонятными мне фразами про края диапазонов (любительский и авиационный), амплитуды, резонансы и прочее, парни протестировали антенну самолета Северок, перепаяли надежно штекер установленный в походных условиях, проверили мою маленькую рацию с которой летаю все эти годы.

Аккумулятор рации рожденный в далеком 2014 году, выдохнул чуть ожившим от зарядки током.
Норм. Рация и антенна согласованы.

5.0.JPG


5.0.1.JPG


После отъезда коллектива радиолюбителей по горячим следам установил антенну на свое штатное место.

5.1.JPG


Здесь она и находилась в период экспедиции 2015 года и, в частности обеспечивала связь через вторую радиостанцию не только с наземной группой вездехода на Таймыре, но и через судовой канал с полярной станцией Сопочная Карга и ледоколом Вайгач.

5.2.JPG
 
Последнее редактирование:
Спасибо всем кто читает, друзья!

Продолжим.

После окончания работ по проверке и настройке двигателя и редуктора закрываю капоты.
Начинаются работы по установке остекления кабины.
Верхнюю часть ваяю с чистого листа, а вот лобовое стекло под шаблон у меня осталось из прошлых экспедиционных полетов. С этим чуть легче.

3.7.1.JPG


По сложившейся практике я уже давно отказался от рекомендуемой схемы от производителя самолета, компании Аэрос по изготовлению цельного стекла - лобового и над кабиной.

Ставлю поперечный уголок на фигурных гнутых трубах обрамления кабины и разделяю этот вариант стекла пополам. И куски (стекла) поликарбоната проще найти для замены и менять соответственно их проще, чем цельное.

3.7.0.JPG


Начинаю работы с верхней части, поскольку лобовое стекло будет иметь набегающий поток и ляжет внахлест на этот лист.
Середина крыши кабины также получает поперечный алюминиевый профиль, что создает необходимую прочность большой площади.

Линейка, разметка, сверление контрольных отверстий под винт. Визг болгарки, летящая повсюду пыль пластмассы- идет вырез из рулона поликарбоната. Зачистка оплавленных краев. Ну а после технический фен работает по углам, загибая их к трубам кабины и снимая напряжение изгиба.

3.7.5.JPG


А потом снова подгонка, где то что то ушло, а потом снова подгонка, а потом снова подгонка.

Когда слишком много пыли включается верный помощник родом из СССР - пылесос Чайка 10М 1987года! Вот это проверка на прочность, парни. Пылесосу 35 лет и ни одного капильного ремонта. Ни одного, Карл! 🙂

3.7.3.JPG


Тридцатое октября. Неделя каждодневной работы.
Работа с остеклением кабины закончена.

3.7.4.JPG


3.7.2.JPG
 
Виктор, приветствую!
С интересом наблюдаю ход восстановления Северка, в ожидании твоих дальнейших полярных путешествий.
Огромный привет Виктору Гладышеву!
Тебе,а возможно и другим, будет интересна не выдуманная история, случившаяся с нами, во времена наших зимовок в центральной Арктике. Тема больше касается полярного эфира, но и авиации имеет место в ней быть. А куда же в Арктике без неё!
История здесь Что делать, когда нет антенны? - страница 1 :: Заметки радистов , в тематической рубрике "Записки радиста" профильного, радиолюбительского сайта
ВШЭ.jpg
 
Дмитрий, aeroneman приветствую.
С большим удовольствием перешел по ссылке выше и прочитал про историю как можно выйти на связь с острова Средний Северной Земли используя вместо антенны "два яруса восемь металлических кроватей" 🙂

Виктору Гладышеву привет передал и он пишет в ответ
"Я и забыл про этот случай. Вспомнилось, когда он прислал мне это литературное произведение. Да было такое такое дело. Мы собирались тогда по трафику два-три раза в неделю на круглый стол. Помню - подходили полярные станции Желания, Хейса, Гейберга, Известий, Диксон(редко был). Хатанга и были две станции с Норильска, - я был ведущий.
Было интересно!"
Напомню что Виктор- радист и зимовал на п/ст Преображения и Уединения
Вот его фото из Ок, которому более 40 лет.
" Радиорубка полярной станции о. Уединения

i (1).jpg
 
Помните я писал о том, что у меня слетела винда на компе и я практически все лето был без основного инета. Вместе с компом умер архив за несколько лет вместе с жестким диском.

Так вот большую часть фотографий и видео работы самолета и полетов имеющих для меня большую ценность удалось недавно спасти. Отвез жесткий диск в сервисный цент и из него вытащили большую часть фото и видеоархива. Эта операция заняла несколько дней и обошлась прилично денег.
И благодарность в том что удалось спасти архив, хочу выразить Александру К. из Архангельска.
Александр, большой друг самолета Северок.
В 2020 году, когда разбитый и частично разобранный планер переместился к балкам от сопки бухты Черная и остался зимовать в проливе Югорский Шар, Александр одним из первых помог мне в организации экспедиции за самолетом и впоследствии также помогал на всех этапах восстановления. Спасибо, Саш!
-------------------------

Продолжим большой отчет.

После установки лобового стекла и крыши кабины самолета самолета переходим к не менее аккуратной и кропотливой работе по восстановлению дверей.
От штатной конструкции Скайрейнджера наши двери имеют сдвижные окна с каждой стороны. Эта моя самодельная примочка имеет огромное прикладное значение.
Фото из спасенного фотоархива. Далекий 2014 год.

5.2.JPG


И как возможность наблюдать за полетом во время сложных метеоусловий в частности обледенения лобового стекла, просто выглядывая наружу и как возможность снимать фото и видео без дополнительных помех.
Фото С.Щербак

BUR_2750.jpg


-Витя, не забудь про окно для меня!
О сдвижном окне также не так давно напоминал мне мой друг, замечательный фотограф, воркутинец Сергей Шербак с которым мы делали в конце лета 2019года большой творческий полет по реке Воркута. Фотографии Сергея вошли в ежегодный календарь от самолета Северок

20190821_052549 1.jpg


Когда позволяет погода, даже на небольшом снежку можно работать вырезая профиль стекла из поликарбоната.
А вот когда идет дождь, то в авиадомике располагаюсь под хвостиком самолета.

4.2.JPG


4.7.JPG


Вырез проема и установка направляющих также все из обрезков поликарбоната

4.4.JPG


4.5.JPG


Есть дверь пассажира!

4.8.JPG
 
Верхнюю часть дверей закрывающей крыльевые проемы оставляю незаконченной. Доделаю уже когда поставлю крылья, а вот с этим сейчас самый большой затык. Нет подкосов.

После окончания работ перемещаюсь на вторую сторону и восстанавливаю дверку пилота. Помимо остекления нужно произвести совмещение лобового стекла и дверки, с тем чтобы оставить зазор минимальным и вывести их по одной грани. Где-то подкладываю пластиковые шайбы, где-то немного работаю напильником. После закрываю треугольные проемы под поручнем.
Да здравствует окончание работ по дверям!

Пока сын везет необходимой длины винты и прочий крепеж из города, пользуя теплую погоду приклеиваю с обоих сторон бортовую надпись имени самолета.

4.6.JPG


Не так давно сам ездил в город в рекламное агентство, там подобрали размер и цвет, изготовили наклейки. Сняв аккуратно буквы на ткань самолета, снимаю поддерживающий их слой бумаги и поскольку точно знаю, что держаться они будут плохо, делаю еще один слой защиты из обычного прозрачного скотча. Это уже гораздо лучше удержит- проверено

Ближайшие дни начнутся большие работы по изготовлению подвесного багажника под самолетом.
Закуплен и привезен лист тонкого дюраля для его обшивки

5.3.JPG

----------------------------------
Друзья, большая просьба.
У меня остались только два оригинальных подкоса от самолета. Найти такой профиль или сами подкосы мне не удается уже долгое время. Заказывать ручное изготовление каплевидной трубы очень затратно. Решил вместо подкосов использовать трубы д16т. Авиатор Владимир Мысенко, спасибо ему, поможет сделать на них обтекатель.
Пока они не куплены. Собираю информацию по прочности, но собственных знаний не хватает. Знаю, что у нас есть очень грамотные форумчане. Подскажите какой диаметр и толщины стенки взять трубы д16т не в ущерб сопротивлению воздуха и с запасом прочности для Скайрейнджера.
-------------------------------------

Благодаря поддержке всех вас, моих друзей, форумчан, восстановление самолета успешно продвигается!
Все материалы, поездки за ними, надписи на самолет были бы не возможны иначе.
На фото- куплен новый аккумулятор для нашей маленькой авиационной рации. Старый уже просто на выброс.

4.9.JPG


Огромное спасибо за помощь!
Александр К "На восстановление Северка."
Михаил М. "На Северок от Нары ", Вера К., Адэлия Х
Максим М "На Северок", Евгений М., Антон Г.
Филипп К., Михаил З. "Всего наилучшего!"

Друзья, подготовил небольшую предновогоднюю памятную серию кружек . Дизайнер специально сделала более красочные изображения на их стенках.

4.1.JPG


Цена кружки-3 тыс рублей, в стоимость включена пересылка по всей России и помощь в окончании восстановлении самолета. Для заказа пожалуйста пишите в личку.

4.0.JPG


Карта сбер самолета Северок 4276 1609 1615 9677 Получатель Виктор Владимирович М.
 
Друзья, всем северный декабрьский и авиаторский привет!
Но еще большую значимость имеют сейчас пожелания мира и добра!

Продолжаем большой отчет о работах по восстановлению маленького, но всегда способного на полезные дела самолета Северок.
Спасибо большое всем, кто помогает. Всем, кто любит полеты!

Если из прошлого октябрьского отчета я еще мог как-то подтянуть время работы к 18-19 часам, то когда наступил ноябрь после 16 часов заканчиваю основные сложные работы в холодном авиа домике. Либо работаю уже под свет ламп и налобного фонаря.
А знаете, что успокаивает? То, что в прошлые времена работы по самолёту на севере, где бы он не находился шли только до 13-15 часов. А после уже сумрак и ночь.
Ну, а когда ночь на севере работал помню и в холодном ангаре в Воркуте под светом лампы, то на открытых всеми ветрам местах. И в Каратайке и Амдерме и полярных станциях и открытой тундре.
Каюсь, как-то не особо предрасположена душа долго работать на морозе в темноте ))
-------------
С 14 ноября идет постройка подвесного багажника.
Тот багажник, что был построен ранее, пострадал очень сильно. Строим с нуля.
Делаю первую основную рамку из алюминиевого уголка. Ее устанавливаю на самолет.

5.3.2.JPG


Вторую основную рамку уже по размерам подгоняю под лист дюраля Д16Т. Ровно середина ноября. Это крайние дни когда уже сильно похолодало, но еще нет снега.

5.1.1.JPG


Спасибо полярнику, Виктору Гладышеву.
Он узнав, что в конструкции багажника очень востребованы различные алюминиевые уголки подарил несколько штук. Вместе с отличной зимней резиной на мою старенькую, но вполне еще активную "шестерку", Ваз-2106. Машинку, честно помогавшую в полетах в Воркуте и сейчас также постоянно помогающую по хозяйству.

Немедленно запускаю уголки в работу. Соединив обе рамки багажника вертикальными ребрами, выставляю его на самолете, проверяю геометрию и далее производим установку направляющих пластин и вырезанных из того же листа дюраля сдвижных отсеков.

5.3.3.JPG


5.3.1.JPG


От основной части багажника к передней и задней части, отсеки имеют фигурную обтекаемую форму. Тут уже нахрапом не возьмешь. Вначале на передней части работаем. Шаблон-картон, переноска на лист, вырез, зачистка. Клепка, фиксирующие уголки, зачистка.

5.3.5.JPG


Прошла неделя каждодневной работы по постройке багажника.
Лег снег. Подошёл постоянный минус.

5.4.0.JPG


В принявшем формы багажнике периодически начали проявляться подвесные зайцы- Ася и Персик

5.3.4.JPG


24 ноября зашел сын и сфоткал меня на окончании работ передней и основной части багажника.

5.4.3.JPG


-------------------------------------------

------------------------------------------

27 ноября.
Открываю, как всегда новости и авиа форумы. Как гром среди бела дня. На вертолете вместе со своим братом Дмитрием разбился, Александр Курылев.
Я был просто потрясен. Опытный пилот, мастер спорта, обладатель многих наград, также и за высший пилотаж. Многие помнят Александра всегда позитивным улыбающимся в памятном полете из Красноярска на Диксон. На Як-12, Александра Андреева они проделали тогда весь путь вместе.
Я делал много фото в том полете и остался вот такой памятный кадр.
20 июля 2013 года. Награждение памятной медалью. Таким Саша и мне запомнился навсегда.
Память и вечного неба тебе, замечательный пилот, Александр Курылев!

IMG_5660.JPG
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх