Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Блин капец ...... Конюхов просто курит в сторонке. Как там в этой ледяной пустыне можно вааще жить . Восхищаюсь этими людьми.
 
Полоскает в Амдерме.
Мчащийся с вершин Пай-Хоя южак - 22, порывы ждем 29 м/сек. Отжимной у моря- он уносит все напрочь.
Из-за погоды много часов в поселке нет сотовой связи, нет интернета.

Но нужно постоянно следить за самолетом. Уже разорвало замечательный прочный тент от Bask.
В любой момент сверхлегкий планер может поднять в воздух, порвать части конструкции.

 
Полоскает в Амдерме.
Мчащийся с вершин Пай-Хоя южак - 22, порывы ждем 29 м/сек. Отжимной у моря- он уносит все напрочь.
Из-за погоды много часов в поселке нет сотовой связи, нет интернета.

Но нужно постоянно следить за самолетом. Уже разорвало замечательный прочный тент от Bask.
В любой момент сверхлегкий планер может поднять в воздух, порвать части конструкции.

С собой не повезешь, а там, где стоишь стационарно имеет смысл делать Т-образные подпорки под концы крыла. Притягиваешь за подкос, подпорками приподнимаешь консоли. Самолет стоит жестко, не качается, снега не боится. Используем уже лет 15, нормально показали.
 
Чехлы при таком ветре зачем оставили?!
Самолёт имеет шикарную аэродинамическую обтекаемость (он для этого создан!) если его просто поставить против ветра, и не разрушится при ветре 160 км\ч (44 м\с). По крайней мере по ЛТХ.
Главное условие создать околонулевые или чуть отрицательные углы атаки, чтобы прижимало, а не отрывало. В грозу с сильными порывами чуть углубил носовую стойку, привязал покрепче и шансы что унесёт очень малы, проходил не раз.
А чехлы наоборот в ветер создают паразитные аэродинамические силы, стремящиеся утащить,повернуть, приподнять самолёт с последующими неконтролируемыми последствиями. Плюс полоскание и биение ткани чехла по обшивке здоровья Северку тоже не добавят.
Вообще чехол хорош против УФ, птичьего помёта, пыли и т.п., но никак не против сильных, а тем более штормовых ветров!
Если уж что-то тяжёлое и твёрдое прилетит, то от чехла защиты никакой, один только вред.
Ну и сам разорвавшийся в ветер чехол это хоть и небольшая, но ненужная потеря.
 
Спасибо что читаете, друзья! Хорошие, дельные комментарии.
Постараюсь ответить.


Vladimir1950 , поддерживаю. Мысль про такую конструкцию закрепления крыла весьма интересная.

Шейх , всегда немного дистанцируемся от сиюминутной ситуации.
Посмотрите еще раз на то место, где стоит самолет. По каким-то причинам ведь он именно здесь, а не там где можно привязаться к бетонным блокам за подкосы и создать определенные углы атаки крыла на ветер. Когда мы летаем с подбором, садимся в тундре или где то в полях, то сами получаем по множеству частных факторов стоянку самолета. Исходим далее не из того, что хотелось бы, а из того что есть. Это счастье, что у меня еще была возможность перетащить самолет ближе снегоходом и закрепить за стеной дома.

Тент для меня категорически важен. Если заметили на видео на хвосте его уже нет. Снял на время усиления.
1. По УФ абсолютно верно. Ткань новая, хочется защитить от ультрафиолета, День в Арктике длинный - в 6 утра яркое солнце. Самолет от дома далеко по понятным причинам, не всегда сразу удается наведаться и успеть снять при штормовом ветре
2. Не ставить тент в сильный ветер или метель?
Мы же на севере. Без тента это гарантированное набивание в кабину, крылья и хвост снега, иногда весьма и весьма плотного. Щелей в Скае полно, самолетик простой и достаточно открытый.
Жесткое обледенение или иней на ткани крыла. Чтобы потом это снять с поверхности, стоит немалых трудов.
В принципе вы же не первый день на моих страничках. Все это уже мы ранее проходили.
-------------------------------
 
Последнее редактирование:
Владимир, приветствую.
Редуктор с установленной самостоятельно шестерней отработал со страховкой надежно весь экспедиционный весенний сезон. Спасибо в очередной раз смекалке и замечательным русским людям. Таким как Вадим Аверьянов из поселка Ираель который смог при минимальных условиях восстановить узел. Сейчас самолет на удаленной стоянке. Решение о замене вала и шестерни будет принято только после детального осмотра и возможности качественной замены.
------------------------


Продолжаем большой отчет о приключениях маленького самолета Северок.

Поселок Амдерма расположен на самом берегу Карского моря. И от этих берегов на юг всего через 40 км. начинаются предвестники хребта Пай Хой - двухсотметровые вершины. Как морские ветра несутся вдоль берега или закручиваются вокруг хребта здесь никому рассказывать не надо. Люди с этим живут каждый день.

7.0.1.JPG


После ветрюгана, что запечатлен выше на видео, пришлось ремонтировать тент с крыла на который пришлись основные порывы юго-запада. Спасибо Елене Юльевне за ее отзывчивость и скорую швейную машинку. Тент восстановили.

Ветер вскоре сменится с южного на северный. Перемещаю Северок на новое место, провожу заправку топливом. Спасибо, Ивану Петровичу за 20 литров 92 го бензина. Наш маршрут впереди будет не прост, запас необходим.

Публикую подборку фото сделанных в эти дни под заголовком -
"Богатство Амдермы-это люди."

Часто подходят видя меня у самолета амдерминцы. Помогают всем чем могут.
Оленевод Андрей и Ирина. Живут неподалеку от стоянки самолета

7.0.3.JPG


На Дне рождения, начальника дизельной, Юры Поповича.

6.8.JPG


Детский садик с гостинчиками от самолета Северок.
Слева воспитатель, Катерина Щипунова, справа, директор клуба, Елена Кононюк.

6.8.1.JPG


Школьники с гостинчиками

7.0.7.JPG


--------------------------
А теперь о важном.

Часть школьников улетела в Нарьян Мар вместе с учителем, Ириной Коваль на культурное мероприятие майских праздников.
Как вы думаете на чем улетели школьники из поселка с ВПП длиной два с лишним километра?

6.9.1.JPG


Правильно!
В Амдерме имеющей взлетную полосу более двух километров, Амдерме начавшейся с посадки первых самолетов Полярной авиации в 1935 году, имеющей стратегически важное для страны значение, людей на протяжении уже нескольких лет перевозят гордостью СССР- рейсовыми вертолетами Ми-8 и реже самолетами Ан-2.

5.9.0.1.JPG


Летают прожорливые вертушки своими постоянными маршрутами из Нарьян-Мара отстоящего на 400 с лишком километров. Также на Ми-8 возят с Воркуты продукты. Еще летают иногда борта санавиации, тоже Ми-8. Округ или государство оплачивает львиную долю расходов.😳

Все к чему мы пришли в 2023 году в замечательной прошлом авиационной державе.
Понятное дело, что вертушке не нужно особых условий для посадки, а по пути с Нарьян-Мара они делают несколько посадок в поселках Варнек и Усть-Кара. Но суть от этого не меняется. Вариантов выбора, чем лететь у людей нет, конкуренции Ми-8 тоже нет.

Ко всей этой замечательной ситуации мы пришли с подачи недальновидной и непрофессиональной политики государства, росавиации и минтранса.
Частная малая авиация в стране задушена невыполнимыми требованиями к своей деятельности и надзорными органами и существует в рамках постоянных страхов поборов и завышенных трат на свое существование. Масса авиаторов, также как и я просто выдавлены нынешними требованиями за рамки правового поля.
Может ли обычный житель из удаленного региона заплатить за обучение на частного пилота - 1 200 000 руб. Сейчас это норм цена.
Издевательствами из уст чиновников звучит сложившаяся практика.
- Мы все понимаем, но ничего не изменить, не мы принимаем законы- мы просто винтики в системе.
- Чем вас меньше, тем нам меньше головняков.
- Главное- не летай в моем округе, у моего города, в моей республике.
----------------------------------

Да что там авиация.
Есть о чем подумать и сделать выводы про то как мы сейчас живем, наблюдая у Карского моря развалины в прошлом цветушего амдерминского порта.

7.0.4.JPG


Завтра на вылет..
 
Последнее редактирование:
Заблокировал двух пользователей оставивших тут сообщения. Сообщения их удалил также. Пишу чтобы не перепутали мои действия с действиями автора темы - Виктора. Хотя не очень хочется получить от них очередную волну угроз и оскорблений. Но еще меньше хочу, чтобы по ошибке они напали на Виктора.

Бан был дан за угрозы администрации (прокуратурой и еще чем-то неназванным типа "сделал скриншот") и за оскорбления по национальному признаку ("жиды рулят на форуме") у одного из пользователей. Такие моменты не обсуждаются - тут даже модераторов привлекать не надо.

Если кто-то готов взять этих пользователей на поруки и провести с ними работу лично - пожалуйста. Это я пишу на случай, если под бан, вдруг, попали самодельщики и толковые в плане строительства люди. Но посредники должны гарантировать что такое не повторится.

И просьба - не будем тему засорять выяснениями, кто, кого, зачем. Посредникам просьба писать в личку, если таковые обнаружатся и смогут урегулировать вопрос. Но я пробежался по постам забаненных - мне кажется, не получится там урегулирования.
 
Последнее редактирование:
С праздником Троицы, православные!
-----------------------------

Полярная метеостанция. Здесь люди делают погоду.

7.0.8.1.2.JPG


В прошлом амдерминская метеостанция была отдельным большим поселком с населением в несколько сотен человек со своим полноценным детским садиком!

7.0.8.1.JPG


Расположена на береговых сопках, на значительном возвышении относительно уровня моря и домов Амдермы близ морской лагуны длиной несколько километров.

7.0.8.JPG


Печально смотрятся нынче капитальные двух и трехэтажные кирпичные и блочные дома установлены хотя и на сваях, но на "плывущей" ледяной линзе или подвергающейся активному таянию за последние десятилетия промерзшей тундре.

Эти здания как и другие подобные "монстры" постепенно ползут вниз их разрывает на части. Они проседают или их закручивает винтом. Вид удручающий.

7.0.5.1.JPG


Нынче коллектив полярки составляет менее 10 человек.

Все нынешние работники отдали многие десятилетия жизни в Амдерме и работе в гидромете.
Коллектив полярной станции. Слева, Андрей Микушин, Мила Воинова, Неля Шувалова, Георгий Мырзак

7.0.5.JPG


Работник полярки, Аникина Лилия.

7.0.5.2.JPG


Отсюда от полярки уже отлично виден запад на огромную лагуну и чувствуется северный ветер.
С Карского моря это соленая влага, сырость и почти всегда затянутое небо.

О соленых ветрах. Отдельная тема.
Несколько лет и металл близ поселка начинает "цвести" как и везде рядом с солью.

Вспоминаю каким мы вывезли раму самолета после только одной осени 2020 года.
Практически все соединения связанные с металлом, болты и анодирование алюминия- всё либо под зачистку и большей частью под замену

7.0.9.JPG
 
Последнее редактирование:
Печально смотрятся нынче капитальные двух и трехэтажные кирпичные и блочные дома установлены хотя и на сваях, но на "плывущей" ледяной линзе или подвергающейся активному таянию за последние десятилетия промерзшей тундре.
Эти здания как и другие подобные "монстры" постепенно ползут вниз их разрывает на части. Они проседают или их закручивает винтом. Вид удручающий.
Ну да, "всё, что делает дурак, всё он делает не так". Это ж надо было додуматься, строить параллелепипеды да на фундаментах, да на нестабильной опоре 😱
 
------------------------

Еще пару слов хотел бы сказать о новом амдерминском спортзале и клубе в нем.

Спортзал новый. Строить начали много лет назад.
Начинали и бросали, отмывали на нем деньги и перестраивали, когда еще в начальной стадии он начинал разъезжаться.
Остался фотоархив нашей экспедиции весной 2018г.

111.JPG


Сейчас (по слухам вбуханы многие и многие миллионы) - это наконец-то красивое, теплое и новое здание.

Но, к сожалению и это только мои мысли, таким зданиям не место в Арктике.

Я не строитель, но все что я вижу как абориген, житель арктического поселка, в конце концов как путешественник смотрящий со стороны - если вокруг все плывет и меняет очертания, если вокруг все закручивается и ломается, зачем очередной раз наступать на грабли и ставить те же сваи на склоне сопки и на них большое здание?
Дай бог, чтобы ошибался..

7.0.7.3.JPG


Всего в десятках метров левее видны здания двух школ. Со старой слева все понятно. Но новая, правее, тоже непригодна и по тем же причинам.

7.1.1.JPG


Сейчас и школа и садик расположены в маленьком двухэтажном здании.

----------------------------

Но вернемся к спортзалу и клубу.
Очень надеемся, что таким здание снаружи и внутри останется надолго. Поселку он очень нужен.

7.0.7.4.JPG


Амдерминцы ждут, что нынешний спортзал откроет двери для всех в ближайшее время. Его примет специальная комиссия.

Ну, а пока посмотрите, как любя и с душой женщины этого нового культурно-спортивного комплекса украшают и делают его уютным внутри.
Подъезд

7.0.7.1.JPG


Коридор

7.0.7.5.JPG


Вход в библиотеку

7.0.7.2.JPG


Сами виновницы этой красоты. Коллектив клуба.
Справа директор, Елена Кононюк

7.0.6.1.JPG
 
Не все поймут, почему в таких краях люди живут и работают многие годы. Я бы долго не смог. Удачи и здоровья всем!
 
Друзья, спасибо что отмечаете оценкой и социальные посты. Про жизнь людей, про северные поселки.

6.7.3.JPG


Хоть форум наш авиационный по своей сути, но рассказывать о нынешней ситуации, стараться ее изменить, хоть немного помочь своими силами, полетами- это важно.

---------------------


Настал день вылета. Утром еще забежал на работу к Елене Кононюк, посмотрел на репетицию концерта и вручили с ней ребятам-школьникам по бутылочке йогурта. Зашел домой и попрощался с Иваном Петровичем.
Замечательные люди они - такие интересные, разные и такие классные))

Уже по пути к самолету со строительной кучи вытащил и перенес в багажник Северка еще шесть кирпичей. Полетят со мной. Наверное не у многих кирпичей была судьба полететь самолетом, а вот этим повезло. И увидят красивые места 🙂

Снять тенты с самолета и крыльев работы немного, Северок проверен и заправлен.
С Василием Виноградовым на его каракатике потихоньку переместили самолет на лед огромной лагуны - устья реки Амдерма сообщаемой с морем. Лагуна является природным ледовым аэродромом или гидродромом защищенном от моря песчаной косой. Возможно вполне, что здесь, а не на косе, как раньше писали корреспонденты советских газет садились первые самолеты Полярной авиации.

8.0.JPG


Маршрут я проложил к проливу Югорский Шар и далее на Вайгач и уж потом на юг вдоль побережья Югорского полуострова. Тем самым посвятив его памятному полету 2020 года
Лететь явно будет не просто. День по своим погодным условиям даже похож на август 2020. То же направление ветра, та же низкая облачность. Тумана нет, но и горизонта тоже нет.
Опасность в это время для Малой авиации прямая и грозная - подстилающая безликая заснеженная поверхность сливается с небом. Непонятно когда самолет коснется лыжами снега или льда и какие ухабы, провалы попадутся ему на пробеге. В этом минус самолета от вертушки. Та может зависнуть над любым наземным ориентиром.

Отвожу самолет подальше по лагуне.
Вылет против ветра на восток, это значит что самолет будет проходить над частью строений, запас высоты необходим. Набор! Вижу как внизу провожающие, Василий и Андрей Микушин взмахами рук показывают помахать крылом.
Сделаем!

4-4.JPG


Амдерма, до встречи! Курс на пролив Югорский Шар и Вайгач

1-1.JPG
 
карта.jpg


-------------------------

Первые минуты полета вдоль моря и далее отход в тундру.

8.3.1.JPG


Иду по прямой к бухте Черная. Скорость 115 километров в час, высота 200, далее 350-400 метров.

Поднялся повыше так чтобы не цеплять нижний край облачности и с другой стороны лучше видеть отблески синевы моря. Сейчас это единственный видимый горизонт.
На земле сплошная белая серость.

25.JPG


15 минут полета. Устают сильно глаза от напряжения в такую погоду.

8.3.3.JPG


Перешел 100 метровые высоты.

Теперь радуют глаза проплешины оттаявшей тундры и небольшие каньоны речушек.

25.jpg


Больше двадцати минут полета.

Чтобы произвести повторную посадку на сопке, веду самолет вдоль берега от бухты Черная.
Снижаюсь наблюдая край черных камней и озерки тундровых глин и растительности среди еще бескрайних снегов.

8.3.4.jpg


Посадка от вершин сопок с пробегом на восточную возвышенность. Для тех кто летает зимой на лыжах многое понятное по этому снимку. Посадить самолет без посадочных ориентиров на возвышенности, где сплошь и рядом кочки, обрывы, ручьи т.д. Лотерея еще та.

Выдох облегчения. Отжатие трекер - посадка ок!
Спасибо команде АОПА-трекер за сделанный сервис.

Потихоньку прогоняю Северок обратно к береговому краю.
Вот он, наш маленький гурий уже простоявший неделю на самом краю.
Как же сильно протаял край сопки за эту неделю. Хоть тепла нет, но тундровая глина расползается под ногами.

Вид на север

8.4.2.JPG


Вид на юг

8.4.3.JPG


Поставил его прочнее на каменное основание, добавил амдерминские кирпичи - теперь пирамидка повыше. Наверх положил дощечку и по совету друга, Александра Корнилова оставил здесь монетку десятирублевик.

Северным богам от нас с Северком - дань почитания и уважения.

8.4.1.JPG


Здесь же на верху сопки записал небольшое видео. Вместе с другими роликами надеюсь по окончанию отчетов смонтировать фильм о наших приключениях.

----------------------------

Даже взгляда на блеклый пролив и едва различимые два маяка на Вайгаче уже дают понимание, что второй полет будет продолжением напряжного первого.

6 мая. В 12 45 Северок произвел взлет с памятной сопки и лег на курс к поселку Варнек.
 
Спасибо всем за оценки, друзья!
---------------------

Ширина пролива Югорский Шар на прямой к поселку Варнек достигает 10 километров.

Поскольку ситуация с погодой ничуть не улучшилась, то продолжаю радоваться горизонту- огромному языку темно- синего цвета. Отражению открытой воды на севере в низко висящей облачности.

8.5.JPG


Черными точками периодически на льду выделяются нерпы. Семейство тюленевых, но отличаются меньшим размером. В районе Ледовитого океана- нерпа кольчатая. А есть еще к примеру каспийская или байкальская.

Фото нерпы и ее детеныша, которого называют белёк из нашей группы Диксон в Ок.

i.jpg


i (1).jpg


--------------------------

Выход из пролива на мыс Сухой Нос и здоровенный, еще не разрушенный временем деревянный маяк.

28.JPG


Над поселком Варнек был к 13 часам.
Началась сложная работа потребовавшая от меня всего опыта полетов в подобных условиях. Варнек расположен на склоне одной из сопок прямо перпендикулярно ветру. Большой разницы прохода или с юга или севера для снижения скорости не ощутил. Посадочная все равно будет высокая.

Делаю круг над поселком, второй. Ищу ориентиры для посадки на поверхности. Дело дрянь.

Уцепился за блеклый след снегохода южнее поселка. Большой разворот и длинный плавный заход. След все ближе. А вот как он идет по поверхности и какие перепады, мне совершенно не видны на такой скорости.
Посадочная около 70 км/час, закрылки полностью выпущены.
Касание и начала пробега, неожиданно самолет подбрасывает на каком-то бугре, он легко взмывает вверх, скорость падает и сажаю его вновь. Прилично подкинуло! Чуть пробег и тут снова сильный подброс! Бл..ть!

У меня уже скорость заметно ниже посадочной и падение самолета на поверхность, которая как и прежде мало различима сейчас может быть очень сильным!
--------------
Небольшое отступление. Знаю что нашу страничку читает много пилотов и тех, кто только учится.
Я уже много раз говорил о том, что при нынешнем отвратительном отношении государства к Малой авиации, мы имеем очень малое количество пилотов которые сейчас выходят из АУЦ, а после без должного опыта полетов на севере и в Арктике попадут в сложные условия. На севере и в Арктике этих условий валом.
Наша задача больше рассказывать про свои полеты и таким образом передавать опыт.
--------------
Тогда на Вайгаче я моментально не дожидаясь третьего момента посадки дал максимальный газ и с большим трудом вывел Северок в набор. Возможно этим спас самолет, хотя инстинктивно был готов продолжить посадку и быстрее остановить самолет.
Вспоминаю печальную историю посадки Суперджета Катастрофа SSJ 100 в Шереметьеве
Нет смысла сравнивать со своим случаем, они совершенно разные, но просто показываю, что может быть в результате продолжения таких посадок с козлением.
----------------

Второй заход на посадку построил в бухте Варнек используя как ориентир огромные береговые трещины. Вдоль них и посадил Северок благополучно с первого раза, хотя поверхность моря также вся в застругах и посадочные нагрузки на корпус самолета были велики.

Как только подогнал Северок к берегу, по крутому склону от поселка почти сбежал один из самых уважаемых мною жителей поселка, Андрей Рудольфович Вылко! Обнялись!
Неисправимый отшельник тундры, до сих пор использующий собачью упряжку, бережный хранитель Семиликого идола.

8.6.0.JPG
 
Последнее редактирование:
............ Как только подогнал Северок к берегу, по крутому склону от поселка почти сбежал один из самых уважаемых мною жителей поселка, Андрей Рудольфович Вылко! Обнялись! Неисправимый отшельник тундры, до сих пор использующий собачью упряжку, бережный хранитель Семиликого идола...
Наверняка потомок незабвенного Тыко Вылки 🙂..... https://imena.aonb.ru/persons/vylko-ilya-konstantinovich/?ysclid=lit3457hwr395630156
 
Назад
Вверх