Продолжаем большой и объективный отчет о полете на север одного маленького самолета.
14-13 апреля.
Вылет.
Ираель- Чикшино- Печора
Спасибо fpln.ru за удобную работу с планированием и обзором маршрута.
Ираёль.
Вечером 13 апреля я еще побывал в гостях у Вадима Аверьянова и его супруги Валентины. Вадим сам строит вездеходы и снегоходы. Ездит на них в тайгу на охоту и рыбалку. Они надежны, недороги и просты. Если вдруг заинтересует такая техника, пишите в личку, дам контакт Вадима.
Было классно и хлебосольно.
Это уже вторая семья в Ираёле у которых я был дома в гостях. До этого по приглашению ужинал в доме, Андрея Филиппова и его супруги Юли. Андрей, напомню первым встретил и помог мне после посадки на озере близ поселка.
И там и там ладное крепкое хозяйство. Уютный дом. Только благодаря силе рук и характеру людей.
Но вот, что удивило. Когда встретились с Андреем он заготавливал дрова на снегоходе уезжая в тайгу.
Также, наверное и по всему поселку. Поленницы дров во дворах, котельная на угле и никакого намека на газ в поселке. И это с учетом того что "труба" уж не знаю с каким богатством, нефтью или газом проходит буквально в нескольких км от Ираёля.
Обидно
Слева на фото от снегохода сарай и поленница дров , а справа в нескольких километрах "труба счастья"
И еще один маленький и немаленький штрих.
После встречи в школе я зашел в магазинчик при гостинице. Там были пару женщин и бабушка у кассы. Очевидно, одна из женщин- мама школьника или школьницы спросила, - А это вы летаете на маленьком самолете и рассказывали в школе сегодня про полеты детям?
Я не успел открыть рот, что-то ответить, как бабушка просто взвилась. - Что за самолет, я думала это уже нацики здесь летают!
Я опешил, даже не нашелся, что ответить, как женщины сами сказали бабушке, чтобы она пошла бы лучше занялась домашними делами.
--------------------------------------
14 апреля.
План полета подал заранее через интернет и на нем прекрасно видны все зоны ограничения. Как обычно вдоль трубопровода работают беспилотники. Поэтому лететь как и прежде придется на приличной высоте. В заявке указал 700 метров. Отзвонилась Печора после получения телеграммы. Диспетчера предупреждают о заходе в зону ограничений в районе Зеленоборска, это всего около 8 км от точки вылета.
Поэтому после вылета иду долго в наборе и на повышенных оборотах. Вначале Талый и далее Каджером
Это уже 45 километров от точки вылета. Прошел их на высоте больше 600 метров со скоростью 120 км/час.
Впереди через 30 с лишним, п.Чикшино и вход в зону "С" Печоры.
На такой высоте сверхлегкий самолетик прилично бросает на ярком солнце и гуляющих вокруг самолета воздушных, различно прогретых потоках.
Вот после одного из таких бросков слышу как изменился звук работы двигателя. Самопроизвольно сбросил обороты до средних тут же вновь набрал до крейсерских. Тут же начинаю мозговать. Очень похоже на топливо. Сказалась смена топливного насоса в Емве? Забился новый топливный фильтр? Высота у меня хорошая, дотяну до любой поляны, болота.
Пока двигатель работает ровно.
Впереди под яркими лучами солнца сходятся две реки, маленькая Холуйница впадает в приличную Чикшину. Докладываю по связи о решении прервать маршрут и сесть на геоточке для отдыха.
Молодцы диспетчерский состав, никаких лишних вопросов, доброжелательны.
Пока выбирал место и подходы к реке, ситуация с падением оборотов повторилась, но уже серьезнее. Двигатель самопроизвольно сбавил обороты и упал до минимальных. Заглох. Метров за 100 запустился. На ручку газа не реагировал.
Так практически без тяги, на планировании я и приземлился на реке Чикшина за несколько километров до ж.д моста перед поселком Чикшино.
Еще вполне рано, погода шепчет, у меня есть время попробовать разобраться с проблемой самостоятельно
Созвонились с руководителем полетов в Печоре, сообщил что буду ближайший час-два здесь и вылет сообщу дополнительно. За время моих работ он еще звонил, предупреждал о подходе к моей точки Ми-8.
Видел этот борт. Спасибо, РП!
От простого к сложному.
После посадки пробую запустить двигатель. Аккумулятор не крутит стартер, электронная панель при нажатии кнопки запуска тухнет. Первоначальный вывод - поломка генератора, высадил аккумулятор за время полета. Ремень генератора на месте, натяжение в норме. Хорошо, что сотовая связь есть и Иван Худяков, из сервиса БМВ в Подмосковье сразу откликается.
Когда я услышал его фразу,
- Виктор, эти генераторы практически неубиваемые и за всю практику это похоже будет второй случай, я крепко призадумался. Чуть позже Иван прислал электрические схемы. Маленький провод на генераторе возбуждения при включенном зажигании не давал напруги. Оставалось только лезть в блоки управления, в мозги под панелью приборов. Там надежность в этих блоках бронебойная, да и что я там без тестера, на открытой всем ветрам реке мог найти, только богу известно))
Впереди по реке на расстоянии с пару километров у ж.д. моста виднелся справный домик со спутниковой тарелкой-антенной. Я уже совсем было собрался идти к нему в поисках тепла и снегохода, как неожиданно на одно из нажатий кнопки запуска, возможно после того как я прошелся руками по жгутам проводов, аккумулятор как ни в чем не бывало крутанул двигатель и тот запустился. Немедленно прыгаю в кабину и доезжаю к домику. Двигатель предсказуемо снова тухнет. Ну ясно. Две причины сразу снимаются. Аккумулятор жив, генератор также. Что-то тут другое.
Созвонились с руководителем полетов. Время заканчивается. Мой план закрывается на этой геоточке, если соберусь лететь, то подадим новый.
Уже несколько раз звонит с Печоры мой знакомый, вышедший на пенсию капитан теплохода-буксира БТТ-307, Николай Коломоец.
С ним мы познакомились через печорского путешественника, Николая Александрова.
Везет-же мне на хороших людей в жизни.
Николай узнав о моих проблемах уже нашел у товарищей хороший аккумулятор и готов выехать мне на поддержку из Печоры.
По не очень, мягко говоря дороге - грунтовке, 40 километров трястись. Не знаю поехал бы любой другой человек или я сам в такой ситуации. А, Николай, никогда меня не видевший, был готов ехать!
Прошу его по телефону пока никуда не выезжать.
Поднимаюсь с реки по косогору к домику. Он ухожен, но сейчас нежилой. Дверь закрыта на замок, а от калитки нетронутые метровые сугробы. Возвращаюсь на реку к самолету несолоно хлебавши, но с отдохнувшими мозгами.
Решаю проверить проводку по более тонким жгутам подходящим к кольцевой антенне, электронному прибору показаний двигателя, выключателя питания зажигания и кнопки запуска двигателя.
Благо было включено зажигание! При смещении этого жгута проводов на электронном табло началась свистопляска. Табло потухло, зажглось, показало ошибку тестирования двигателя. Ну, а дальше дело техники выяснить плохой контакт.
И знаете что оказалось? Очевидно от вибрации и тряски полета и посадок на выключателе зажигания ослаб винт крепящий один из двух основных проводов. Соответственно отсюда и перебои в работе двигателя и отсутствие питания на генераторе.
Я извернулся как уж и залез под панель приборов с отверткой. Десяток минут пыхтения и мучений. Затянул и винты и дополнительно закрепил жгутик проводов.
Через час после окончания работы Северок по новому плану полета благополучно отправился к Печоре и к новым друзьям.
Перед вылетом. Река Чикшина
Летел я просто на подъеме, двигатель пел, скорость 130 км/час.
Хотя, если бы я тогда знал как встретят #самолет_Северок в Печоре не друзья, а люди обличенные властью никогда бы не полетел сюда.
Продолжение следует..
P.S Благодарю нашего форумчанина
Diesel 24 за поддержку полетов. "На бензин"