Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Обидно, что программа которая как заявлено высчитывает и сообщает на экране изначально эти цифры просто бесконечно находится в поиске спутников и соответственно ничего мне дать не может.
Напишите им в телеграме Telegram – a new era of messaging оперативно реагируют на замечания и выявленные ошибки.
Вполне возможно что и ваш планшет не особо лружен с GPS, либо программа не очень хочет дружить с вашим планшетом.
 
Вариант конечно неплох, но и инет скоро пропадет и не хочется иногда танцы с бубнами. По идее поставил прогу и доволен. Еще два прибора с GPS работают гораздо надежнее, хотя у Гланс Эфис также замечаются небольшие задержки.
------------------------------

Идем дальше.
После прилета начался большой ПХД(парково-хозяйственный день)
Нужно проверить масло в редукторе, подшипник промежуточного вала, саму обгонную. Редуктор, спасибо конструктору, отзывчивому Александру Чернову был проверен в его мастерских. Часть деталей и шестерни Сан Саныч заменил после моей жесткой посадки в Арктике.
Внешняя проверка показала нормальное рабочее состояние доступных к осмотру узлов.

работы.jpg
 
Как обычно бывает, одно тянет за собой другое.
Внимательный осмотр после снятия редуктора, обнаружил на одной из лап крепления глушителя приличную трещинку. Решение о ремонте.
Такой вот непростой ПХД получился.

20230402_104923.JPG


Теперь уже снимаю нижнюю облицовку капота с радиатором, кручу гайки выхлопной трубы и отсоединяю датчики катализатора. История затягивается.

У Игоря отличный инвертер-полуавтомат. В течении часа все работы произвели, но как и ожидалось, теплый южак принес с собой теплые дождливые сопли.

20230402_115545.JPG


Несколько часов у самолета я просто под ливнем устанавливаю обратно, вначале глушитель, а потом редуктор. Никакого масла, уже понятно не заливал в редуктор. Укрыв тентами самолет, быстрее убежал в горячую баню.

Когда Наталья, жена Игоря, посмотрела в коридоре под мою куртку и спросила, - Что это за озеро?- я понял, что день прошел не напрасно 🙂

20230401_192615.JPG
 
Коллеги и любители полетов, всем большой авиа-привет и спасибо за классы и внимание к публикациям.
Продолжаем большой отчет.
--------------------

Понедельник 3 апреля.

Запись из сообщений,
- Я у самоля, пока нет дождя радуюсь.

И уже ближе к вечеру,
- Полдня на ветру ковырялся, винт проверил, масло заливал в редуктор, тяги подтягивал на управление и педали. Много всего.

В районе трех часов пришел ко мне соседский пес Арчи. Он уже был на встрече в день прилета и я угощал его кусочками хлеба.

1.jpg


В этот раз у меня был и хлеб и немного в баночке чудного окуня, которым угостил Сергей в Вологде. Вместе с собачкой мы отлично перекусили, причем окуня я старался есть сам, а собачка ела с огромным удовольствием вкуснейший соус от жирной рыбки с растолченным в нем хлебом.

1.1.jpg


Саня Соколов с дружеским визитом.
Вместе с Игорем Рыбиным они в далеком 2014-м году летом вывезли поврежденный Северок из глухой просеки на Урале-лесовозе.

1.3.jpg
 
И в все-таки какие молодцы, сверхлегкие авиаторы. Держат связь друг с другом и делятся новостями.

Этим же днем приехал и нашел меня с Северком, Сергей Кузнецов. Человек творческой профессии и также любитель полетов на параплане. Был оба дня и старался помочь чем мог. После больших работ по самолету, договорились встретиться еще раз. После работ по самолету и перед большим вторым экспедиционным перелетом был облет самолета.
Спасибо, Игорю Рыбину и Александру Дементьеву за подготовку взлетной полоски. У нас осталось совсем немного снега, да еще и с местами выступающей наружу глиной.

1.2.JPG


Ее мы старались по возможности присыпать ногами или лопатой. Для безопасного взлета с помощью пилы расчистили прямо по курсу дикую лесную поросль.
150 метров осталось в нашем распоряжении.

1.4                                    тт т.JPG



1.7.jpg


После двух испытательных вылетов поднял в небо своих друзей.

1.5.jpg


1.6.jpg


Северный ветер в помощь и немного прохлады.

Чтобы утащить Северок на полоску снега, нам с Александром пришлось здорово перепачкаться в глине, летящей из под колес мощного квадра. Замечательные тенты от компании Баск легкие и прочные. Отлично защищают самолет и при транспортировке.

1.8.JPG


Спасибо за небольшое, яркое видео от Виктора Бобкина.



Вылет на второе, большое плечо маршрута.
Север вологодской области, п.Чекшино - Архангельская обл. Котлас

Безымянный.jpg


P.S. Большое спасибо Максим М за поддержку нашего перелета! Подпись: "На полет"
Экспедиционная карта самолета 4276 1609 1615 9677 Получатель Виктор Владимирович М.


Продолжение следует..
 
Последнее редактирование:
Привет, друзья!
Полет до Котласа был ох как не прост. Проходил он под флагом приличного в лоб северного ветра. Хотя честно сказать, выбора по погоде было мало, еще немного и Северок мог бы не выскочить с остатков снега на лыжах.

0.JPG


Для безопасности маршрут почти полностью построил вдоль газопровода, который был практически прямой ниточкой моего полета.
Сейчас большей частью его осматривают с помощью беспилотников и чтобы мне получить разрешение на полет заявленная высота была 700 метров. Проходил выше работы дронов.

0.2.JPG


Четыреста километров полета Северок проделал за четыре с половиной часа. Несложно посчитать, что путевая была явно меньше ста километров в час ))

0.1.JPG


Еще отличительной чертой в этот раз была своеобразная работа спутникового трекера. Сигнал часто пропадал, несколько раз он начинал требовать от меня сообщить о благополучной посадке, хотя Северок в это время честно и медленно покрывал воздушное пространство. Молодцы команда АОПА-трекер во главе с Лодочником, Александром Михайловым. Держали на контроле ситуацию, успокаивали родных и позже окончательно разобрались. Связана такая работа трекера очевидно с важностью и безопасностью объекта рядом с которым я летел. Что вполне объяснимо.

0.5.JPG


Ну и через трекер пришлось координировать работу с диспетчерской службой зон полета Вологды. Связь у меня уже не тянула на таких расстояниях. Помогал как обычно, наш связной, Александр Савинков передавая мои координаты и данные о полете когда ему звонили диспетчера. С зоны Великого Устюга уже начал работать связью самостоятельно.
Спасибо зональным диспетчерам и питерским тоже. Всегда очень доброжелательны и отзывчивы к маленькому самолету. Звонят, помогают с задержкой вылета, закрывают план после посадки. Часто у меня просто нет возможности или времени.

Заход над Котласом. На лыже так и остались грязные следы глины.

0.3.JPG


0.3.1.JPG


Вылет в ближе к 14 часам Москвы, посадка в 18 24 на геоточке озеро Васильевское в Котласе. Встретили Геннадий Андреев и Евгений Махин.
Подтащили все вместе Северок к берегу, закрепили и вскоре я уже приводил себя в порядок в квартире отзывчивого Гены.

0.4.JPG


И вот еще. В полете проявляется какая странная фишка. Через каждую пару-тройку минут, районе двигателя начинается приличная вибрация, которая исчезает сама по себе. Так вот и проявляется весь полет. В Котласе наметил продолжение работ, поиск причины.

P.S Огромное спасибо за поддержку полетов Геннадий Д.
Продолжение следует!
 
Последнее редактирование:
Рисковый вы парень!!! Я бы часов 20 вокруг точки летал прислушиваясь к каждому шороху.
 
Ну я в принципе так и делаю. Только лечу маршрутом.
------------------

На следующий день, примерно к обеду, Геннадий привез меня к самолету. До сумерек практически я успел снять редуктор и обе крышки головок цилиндров, слить с них масло, выкрутить и проверить все свечи цилиндров(их у меня по 2 штуки, отрегулировать клапана.
На связи по инету мой хороший знакомый и знаток БМВ, Иван Худяков. Прислал схемы, напомнил порядок работы.
Щуп как и положено я забыл дома, поэтому купили новый и он остался уже для Геннадия.

20230406_141159.JPG


20230406_150447.JPG


Уже в сумерках все ставил обратно.

Синхронизацию, обязательную после проверки клапанов перенес на завтра, чтобы не смущать вечерним ревом мотора людей живущих поодаль.
Геннадий забрал меня машиной и дома ждал отличный ужин.

-------------------------------------------

7 апреля утром я делал отчет на компьютере Геннадия, а после занимался планированием полета. Впереди моего пути на восток лежит река Вычегда, вот собственно вдоль нее и построил свой трек.
Большим ориентиром отметил Яренск, на левом берегу.
Приехали к самолету и я еще снял винт, установил приспособу для синхронизации- в просторечии трубочка наполненная маслом и подключенная к обоим дросселям вакуумным каналам. Проверка показала, что синхронизация сделанная дома осталась в порядке, потребовалось минимум регулировок тягой тросика газа.

20230407_123056.JPG


К 14 30 все работы были закончены, вещи собраны, связь с диспетчером Котласа налажена. Спасибо ему предварительно дал мне перенос по времени для окончания работ. Я подождал посадки борта заходящего по приводам неподалеку и обнявшись с Геной пошел на взлет.

lJuDYvcK7rs.jpg


Первые минуты полета показали что цель не достигнута. Перемежающаяся вибрация осталась.

--------------------------------------------

Сказать что местность была живописная, это ничего не сказать. Вскоре после Коряжмы и Сольвычегодска река встала под плотный лед, и я с высоты 600-800 метров с большим удовольствием обозревал этот бесконечный аэродром. Полет с попутным ветром. Трекер работал надежно и проблем не создавал.

IP04PzC7cnY.jpg


После прохода Яренска уже чуть напряжнее. Спрямил больше 100 километров над лесами.
-Сивкар-район выходит на связь и предупреждает о работе беспилотников близ Емвы и о нашем скором расхождении с Ми-8 идущем на Усть-Цильму. "Восьмерка" помогает дублируя меня из-за плохой слышимости. Высоты у нас совсем разные. Потому спокойнее.

Железнодорожная станция Микунь близ Сыктывкара немного разнообразила вид полета. Сколько раз уже ходил здесь 20 минут после долгих перегонов поезда Москва-Воркута. Интересно, пирожки также продает на станции дядя Витя и его сестра? 🙂

Rrm_ie5sYOw.jpg


Подход к Емве на 800 метров.

gV-1erLTF8c.jpg


Сделал длинный заход из-за высоких деревьев. Снега вернее плотного наста еще вполне достаточно.
Касание и небольшого козлика получил от плотного наста.

Сторож д.Володя и летчик-наблюдатель, Андрей Амосов.
Мои встречающие после посадки на аэродроме авиалесоохраны в Емве.
bk2Fs6yQsDI.jpg


Итак, завершен еще один участок большого маршрута на северо-восток. Впереди работы по самолету, отдых, новые знакомства и фото.
Продолжение следует...



Котл-Емва.jpg
 
Благодарю за подробное описание полёта - очень важны детали настоящего полёта со всеми его трудностями и радостями.
Появляется ощущение ростка цветка из-под бетона (не буду объяснять, а то забанят) - умные поймут, а дуракам и знать не надо.
 
Привет большой, пребольшой всем!

Суббота 8 апреля.
Северок в Емве. Ночевал я на базе авиаотделения лесопожарного центра. Спасибо всему коллективу во главе с Михаилом Уткиным.

Утром мы с Андреем Амосовым проскочили до заправки Лукойла и я взял топлива до полного бака-45 литров. Остаток после перелета с Котласа гласил 18 литров, а путь впереди был неблизкий. В Ухте , Сосногорске знакомых навскидку нет- это почти 200 км, а далее до Печоры еще более двухсот. Общее расстояние примерно 420км.

Погоды стоят отличные. Небольшой северо-запад, солнечно.Ночью подмораживает а днем подтаивает.
Работы по самолету.

IMG_20230413_100123_(1024_x_768_пиксель).jpg


Продолжаю поиск причины вибрации. По рекомендации Ивана Худякова переставляю трубки топливной магистрали с основного на запасной топливный насос, подключаю ему питание. Естественно заменил и топливный фильтр. Весь извозюкался во вкусном бензине, но процесс завершил успешно.

IMG_20230413_095839_(1024_x_768_пиксель).jpg


После работ делаю небольшой облет. Взлет и набор над точкой показал, что ситуация осталась прежней. Минус одна из возможных причин. Но двигатель работает устойчиво, сделал пару кругов над рекой Вымь и пошел на посадку.
Это самый край городка и на косогоре виднеются первые дома.
Яркий Северок махом привлек внимание детворы и родителей выходного дня.

IMG_20230413_102617_(1024_x_768_пиксель).jpg


Я с удовольствием наблюдал щебетание мелкоты рядом с самолетом.

IMG_20230413_100137_(1024_x_768_пиксель).jpg


Приехал Михаил Уткин со своим племянником Захаром. Я взял парня с собой и перелетел на аэродром, поднявшись безопасно над блестящей ото льда рекой.

IMG_20230413_100048_(1024_x_768_пиксель).jpg


Отзывчивый малец помог мне зачехлить самолет.

Утром 9 апреля весь пролетарский народ отмечал вербное воскресенье. Я же с Андреем еще раз посетил заправку и капнул в канистру НЗ десять литров 95го. Фотка на память- Андрей Амосов слева, Михаил Уткин.

IMG_20230413_102131_(1024_x_768_пиксель).jpg


Едем к Северку. Подал план полета на 12 часов. Перед вылетом Андрей подошел с супругой. Они собираются пройтись собрать веточки вербы. Проводил меня, угостил домашним окуньком.

Вылет по плану. Шел на 700-800 метров над зоной ограничения с нормальной путевой скоростью-110-120км/час. Большой ориентир как запасной- озеро Синдорское.
Перед Ухтой, строгая женщина с Ухта-Вышки приказала в черту города не входить. Даже обидно стало)) Мы с Северком хорошие, больно нам надо свистеть над жилыми кварталами. Обошел Ухту с севера.
Место посадки я заявил как реку Ижму за Сосногорском.

Веселое разочарование, река встретила черной водой с небольшими заберегами. Оказывается и тут идет сброс теплой воды, кажется от ТЭЦ. Выбираю площадку на берегу рядом с рекой. Усть-Ижма совсем рядом.
Перехожу на снижение, ветер тут у реки уже нешуточный 80 км/час в лоб, бросает мощно то вправо то влево. Диспетчер запрашивает, отвечаю что нахожусь над точкой. Время 13 57
Помог след снегохода хоть и плохо различимый в пасмурной уже погоде. Примостился уверенно к нему и проскочив лыжами по талой воде в низинке, встал. Выдох. Ура!

Доклад о посадке - рация взяла даже с берега. Отжатие на трекере АRR- подтверждение того, что жив, здоров.

Пока решаю, что делать дальше, достаю еще уставшими от посадки руками кусок хлеба и колбасы, переданной заботливым Геннадием Андреевым и начинаю злобно жевать приходя в себя ))

IMG_20230413_102559_(1024_x_768_пиксель).jpg



Screenshot_20230413-061432_Chrome~2-01.jpeg


Пока нет полетных фото, сижу на смартфоне. Надеюсь позже добавим.

Продолжение интересное будет!
 
Привет большой, пребольшой всем!

Суббота 8 апреля.
Северок в Емве. Ночевал я на базе авиаотделения лесопожарного центра. Спасибо всему коллективу во главе с Михаилом Уткиным.

Утром мы с Андреем Амосовым проскочили до заправки Лукойла и я взял топлива до полного бака-45 литров. Остаток после перелета с Котласа гласил 18 литров, а путь впереди был неблизкий. В Ухте , Сосногорске знакомых навскидку нет- это почти 200 км, а далее до Печоры еще более двухсот. Общее расстояние примерно 420км.

Погоды стоят отличные. Небольшой северо-запад, солнечно.Ночью подмораживает а днем подтаивает.
Работы по самолету.

Посмотреть вложение 529857

Продолжаю поиск причины вибрации. По рекомендации Ивана Худякова переставляю трубки топливной магистрали с основного на запасной топливный насос, подключаю ему питание. Естественно заменил и топливный фильтр. Весь извозюкался во вкусном бензине, но процесс завершил успешно.

Посмотреть вложение 529858

После работ делаю небольшой облет. Взлет и набор над точкой показал, что ситуация осталась прежней. Минус одна из возможных причин. Но двигатель работает устойчиво, сделал пару кругов над рекой Вымь и пошел на посадку.
Это самый край городка и на косогоре виднеются первые дома.
Яркий Северок махом привлек внимание детворы и родителей выходного дня.

Посмотреть вложение 529859

Я с удовольствием наблюдал щебетание мелкоты рядом с самолетом.

Посмотреть вложение 529860

Приехал Михаил Уткин со своим племянником Захаром. Я взял парня с собой и перелетел на аэродром, поднявшись безопасно над блестящей ото льда рекой.

Посмотреть вложение 529861

Отзывчивый малец помог мне зачехлить самолет.

Утром 9 апреля весь пролетарский народ отмечал вербное воскресенье. Я же с Андреем еще раз посетил заправку и капнул в канистру НЗ десять литров 95го. Фотка на память- Андрей Амосов слева, Михаил Уткин.

Посмотреть вложение 529863

Едем к Северку. Подал план полета на 12 часов. Перед вылетом Андрей подошел с супругой. Они собираются пройтись собрать веточки вербы. Проводил меня, угостил домашним окуньком.

Вылет по плану. Шел на 700-800 метров над зоной ограничения с нормальной путевой скоростью-110-120км/час. Большой ориентир как запасной- озеро Синдорское.
Перед Ухтой, строгая женщина с Ухта-Вышки приказала в черту города не входить. Даже обидно стало)) Мы с Северком хорошие, больно нам надо свистеть над жилыми кварталами. Обошел Ухту с севера.
Место посадки я заявил как реку Ижму за Сосногорском.

Веселое разочарование, река встретила черной водой с небольшими заберегами. Оказывается и тут идет сброс теплой воды, кажется от ТЭЦ. Выбираю площадку на берегу рядом с рекой. Усть-Ижма совсем рядом.
Перехожу на снижение, ветер тут у реки уже нешуточный 80 км/час в лоб, бросает мощно то вправо то влево. Диспетчер запрашивает, отвечаю что нахожусь над точкой. Время 13 57
Помог след снегохода хоть и плохо различимый в пасмурной уже погоде. Примостился уверенно к нему и проскочив лыжами по талой воде в низинке, встал. Выдох. Ура!

Доклад о посадке - рация взяла даже с берега. Отжатие на трекере АRR- подтверждение того, что жив, здоров.

Пока решаю, что делать дальше, достаю еще уставшими от посадки руками кусок хлеба и колбасы, переданной заботливым Геннадием Андреевым и начинаю злобно жевать приходя в себя ))

Посмотреть вложение 529862


Посмотреть вложение 529864

Пока нет полетных фото, сижу на смартфоне. Надеюсь позже добавим.

Продолжение интересное будет!
Усть-Ижма и Ижма, где садился Ту-154 Якутавиа - это те края?
 
Это рядом, примерно 60 км. Если Виктор в г. Ухта по р. Ижме пойдёт, то рядом с этой полосой пролетит.
 
С праздником Светлой Пасхи, православные! Привет, дорогие форумчане!
Пишу вам из благословенной Печоры ))

Отчет за 9-14 апреля. Сосногорск -Ираёль

Ираель.jpg


Пока я час сидел под Сосногорском, отдыхал от полета и непростой посадки - занимался всякими полезными вещами. Скинул капот и заменил основную катушку зажигания на правом цилиндре. Звонок РП Ухты, интересуются дальнейшими планами. По моей просьбе сообщили фактическую погоду по Печоре -вертикальная 1300м. Удивительно для моего нынешнего пасмурного неба. Принимаю решение о вылете.
Но нужно помнить скорость с какой меняется северная погода. Еще по утреннему прогнозу от Windy (часто пользую этот ресурс, Windy as forecasted) помню и пометку сделал, что погодное *окно* будет только до обеда.
Ну, думаю рискну. Не привыкать.

План полета подан на Печору через промежуточную точку, пос. Ираёль.
Когда то в 2017-м, также весной, я весьма интересно садился у поселка на лыжах. Утонул в пухляке на маленьком озере. Вытаскивал меня мужичок на маленьком снегоходе и ребята-вахтовики помогали с ночевкой, помню.

Вылет в 15 20 местного.

Первое время даже и нормально было. Видимость в норме.
У поселка Керки через 20 километров, Северок шел на высоте 620 метров со скоростью чуть больше сотни.

Поселки Вис и Малая Пера. Пройдено около 50 км. Небо потемнело и надвинулось сверху, скорость упала до 90км/час. Ситуация начала развиваться стремительно.

1.4.jpg


Светлое пятно видимости уходит все дальше влево, а косматые очаги осадков постепенно окружают самолет.

1.1.jpg


У меня начинается обледенение на этой высоте.
Снижаюсь на 500 и для безопасности и ориентира иду прямо над автодорогой Ухта-Печора. Когда до Ираёля остается около 20 километров, лобовое стекло и подкосы уже все покрыты мелкими бисеринками льда.

1.2.jpg


Высоту держу около 400 метров , ниже снижаться нет смысла, местность сильно пересеченная. Северок отяжелел заметно периодически его потряхивает.

1.3.jpg


Списал на обледенение, но насторожило и то, что на тахометре периодически проскакивает теперь повышение оборотов двигателя без тяги винта. Как небольшие всплески. Ладно, знакомая история, на земле будем разбираться.

Вижу дома поселка, железную и автодорогу опоясывающие его вокруг. Далее уже знакомое маленькое, вытянутое с запада на восток озеро. Помню хорошо западню с западной стороны, где из-за пологого подъема был везде рыхлый непроходимый снег.
Прямо с захода не мучая самолет, закрылки на полную и пускаю его в приличный крен с востока. Посередине озера вижу стоит снегоход. Мне нисколько не мешает.
Пробег и в конце все равно заскочил на пухляк. Снега по пояс. Ну это уже не страшно. Северок на своих лыжах с уширителями стоит не шелохнувшись.
Лобик крыла покрыт по всей длине блестящей полоской льда.

0.0.jpg


Доклад по телефону о благополучной посадке на геоточке Ираёль. план закрываем. Трекер отбил отметку о посадке, выключаю и его и всю навигацию и пока суть да дело слышу звук мотора. Из-за береговой излучины появляется снегоход и направляется к нам.
Знакомлюсь стоя по пояс в снегу у боковой лыжи ))
Андрей, приятный молодой парень с большим интересом и отзывчивостью отнесся к нашей посадке. Вначале я подцепил Северок с снегоходу, толкал за подкос и все равно, Андрей не с первой попытки смог развернуть Северок и вытащить на чистый лед.

1.5.jpg


Дал мне необходимые контакты и информацию по жилью.

Стремительно наступают сумерки и вся местность вокруг как за ширмой посинела. Чтобы разобраться в причинах поведения оборотов двигателя я еще успел скинуть редуктор с винтом, осмотрел обгонную муфту и чашку обгонной.

1.6.1.jpg


Тут все в порядке и нужно копать глубже, а это уже гораздо серьезнее. Наживляю редуктор на пару болтов и сверху капот. Забираю самое ценное, зачехляю закрываю самолет. Вязать к деревьям или кустам не стал. Ветра ближайшие дни сильного не ожидается.

Рюкзак за плечи и по снегоходному путику отправляюсь с километр из тайги в поселок.

1.6.2.jpg
 
Последнее редактирование:
С праздником Светлой Пасхи, православные! Привет, дорогие форумчане!
Пишу вам из благословенной Печоры ))

Отчет за 9-14 апреля. Сосногорск -Ираёль

Посмотреть вложение 530007

Пока я час сидел под Сосногорском, отдыхал от полета и непростой посадки - занимался всякими полезными вещами. Скинул капот и заменил основную катушку зажигания на правом цилиндре. Звонок РП Ухты, интересуются дальнейшими планами. По моей просьбе сообщили фактическую погоду по Печоре -вертикальная 1300м. Удивительно для моего нынешнего пасмурного неба. Принимаю решение о вылете.
Но нужно помнить скорость с какой меняется северная погода. Еще по утреннему прогнозу от Windy (часто пользую этот ресурс, Windy as forecasted) помню и пометку сделал, что погодное *окно* будет только до обеда.
Ну, думаю рискну. Не привыкать.

План полета подан на Печору через промежуточную точку, пос. Ираёль.
Когда то в 2017-м, также весной, я весьма интересно садился у поселка на лыжах. Утонул в пухляке на маленьком озере. Вытаскивал меня мужичок на маленьком снегоходе и ребята-вахтовики помогали с ночевкой, помню.

Вылет в 15 20 местного.

Первое время даже и нормально было. Видимость в норме.
У поселка Керки через 20 километров, Северок шел на высоте 620 метров со скоростью чуть больше сотни.

Поселки Вис и Малая Пера. Пройдено около 50 км. Небо потемнело и надвинулось сверху, скорость упала до 90км/час. Ситуация начала развиваться стремительно.

Посмотреть вложение 530012

Светлое пятно видимости уходит все дальше влево, а косматые очаги осадков постепенно окружают самолет.

Посмотреть вложение 530009

У меня начинается обледенение на этой высоте.
Снижаюсь на 500 и для безопасности и ориентира иду прямо над автодорогой Ухта-Печора. Когда до Ираёля остается около 20 километров, лобовое стекло и подкосы уже все покрыты мелкими бисеринками льда.

Посмотреть вложение 530010

Высоту держу около 400 метров , ниже снижаться нет смысла, местность сильно пересеченная. Северок отяжелел заметно периодически его потряхивает.

Посмотреть вложение 530011

Списал на обледенение, но насторожило и то, что на тахометре периодически проскакивает теперь повышение оборотов двигателя без тяги винта. Как небольшие всплески. Ладно, знакомая история, на земле будем разбираться.

Вижу дома поселка, железную и автодорогу опоясывающие его вокруг. Далее уже знакомое маленькое, вытянутое с запада на восток озеро. Помню хорошо западню с западной стороны, где из-за пологого подъема был везде рыхлый непроходимый снег.
Прямо с захода не мучая самолет, закрылки на полную и пускаю его в приличный крен с востока. Посередине озера вижу стоит снегоход. Мне нисколько не мешает.
Пробег и в конце все равно заскочил на пухляк. Снега по пояс. Ну это уже не страшно. Северок на своих лыжах с уширителями стоит не шелохнувшись.
Лобик крыла покрыт по всей длине блестящей полоской льда.

Посмотреть вложение 530008

Доклад по телефону о благополучной посадке на геоточке Ираёль. план закрываем. Трекер отбил отметку о посадке, выключаю и его и всю навигацию и пока суть да дело слышу звук мотора. Из-за береговой излучины появляется снегоход и направляется к нам.
Знакомлюсь стоя по пояс в снегу у боковой лыжи ))
Андрей, приятный молодой парень с большим интересом и отзывчивостью отнесся к нашей посадке. Вначале я подцепил Северок с снегоходу, толкал за подкос и все равно, Андрей не с первой попытки смог развернуть Северок и вытащить на чистый лед.

Посмотреть вложение 530013

Дал мне необходимые контакты и информацию по жилью.

Стремительно наступают сумерки и вся местность вокруг как за ширмой посинела. Чтобы разобраться в причинах поведения оборотов двигателя я еще успел скинуть редуктор с винтом, осмотрел обгонную муфту и чашку обгонной.

Посмотреть вложение 530014

Тут все в порядке и нужно копать глубже, а это уже гораздо серьезнее. Наживляю редуктор на пару болтов и сверху капот. Забираю самое ценное, зачехляю закрываю самолет. Вязать к деревьям или кустам не стал. Ветра ближайшие дни сильного не ожидается.

Рюкзак за плечи и по снегоходному путику отправляюсь с километр из тайги в поселок.

Посмотреть вложение 530015
Настоящие приключения.
А народ, слава Богу, у нас отзывчивый.
 
Тут все в порядке и нужно копать глубже, а это уже гораздо серьезнее.
Что-то мне напомнило.🙂
Глядя на Ваши полеты, летание американского Влада - это скучная свадьба без скандала и драки.
 
Спасибо, друзья, что читаете.

Ираёль.

Иду по дороге в поселок. Виды иной раз совсем не скучные.

1.6.3.jpg


Этим вечером я успел найти и поселиться в небольшую, вполне уютную гостиница Сказка, где хозяином был, Михаил Шерега и его сын Николай. Совсем рядом с гостиницей красивая церквушка. Вид из окна

2.0.JPG


По поводу гостиницы мы часто шутили в эти дни. Когда меня спрашивали где я остановился, ответ был примерно такой, - Шел по дороге, увидел гостиницу и в Сказку попал🙂

Номер одноместный, есть телек и вай фай. 1000 руб. сутки.

1.6.4.JPG


Отдельно от номера и душ и ванна. Чистенько. Местами идет ремонт номеров. Вода немного попахивает болотом, как и везде в поселке, но она чистая и жить сразу стало приятнее. Мне после двух дней походных условий в Емве страшно хотелось мыться, что и было сразу исполнено.

В 11 ночи я вооружившись фонариком телефона первый раз проведал Северок на таежном озере.
Немного жутковато конечно уходить по путику к озеру, но когда мне потом рассказали, что частыми гостями округи бывают волки и про трагический случай когда собака вывела на хозяина медведя и тот подрал человека, то ходить ночами к самолету я стал гораздо осторожнее.

1.jpg


Ираёль поселок небольшой, но очень вытянутый вдоль железной дороги. Пробовал понять перевод с коми, говорят, что это ручей, типа с омутом. Кто знает напишите))
В 1959 году здесь жило по данным переписи три с половиной тысячи человек, а в 2010м, уже семьсот пятьдесят. Сейчас, уверен и того меньше.
Работы в поселке мало, много старых и заколоченных домов. Выручают местных жителей охота, рыбалка и домашнее хозяйство.

1.1.jpg


--------------------------------

Рано утром я отправился на поиски своего знакомого Вадима Аверьянова. Нашел быстро. У этого человека золотые руки и большое хозяйство. Вадим конструирует снегоходики и вездеходы самой разной конструкции, использует их для поездок в тайгу и на рыбалку. Работает на местной "кочегарке". Как сказала его супруга, Валентина, -Иди прямо, увидишь две большие трубы, там и Вадим ))

У кочегарки

1.3.jpg


Вспомнили друг друга. Шесть лет прошло.
Вадим, человек слова и дела. Договорились встретиться у самолета в обед. За это время я успел подготовить редуктор к перевозке, отсоединил и закрепил на самолете веревками винт.

С гостиницы едем уже на снегоходе, забираем редуктор от самолета и в кочегарке я начинаю полную разборку.

1.6.JPG


Одного взгляда на внутренности и все сразу понятно. Ослабла гайка основной шестерни вала винта. Шестерня посажена на горячую на конус без шпонки или шлица, ее провернуло и закусило.

2.1.JPG


Еще и замучались снимать мы ее с вала.
Вадим испортил свой уазовский съемник стачивая лапки, чтобы захватить ее по бокам и снизу

1.7.JPG


Звоню, Александру Чернову в Минск, советуемся. Он говорит, что эта конструкция уже ушла в прошлое и с 20го года есть шлицевой станок. Шестерня и вал теперь гораздо надежнее. Ура!
Но почему Саныч, зная или догадываясь, что я по восстановлению самолета полечу на север заранее не предложил заменить ненадежный узел, я так и не понял. Договариваемся, что ближайшее время он отправит мне новый комплект.

Утром дети идут в школу, а мы созвонились с Александром Черновым и посылочка с новыми деталями отправилась из Минска в Ухту

1.2.jpg
 
Последнее редактирование:
Чтобы не терять время ожидая новые детали, мы с Вадимом придумали вариант вернуть самолет к жизни. Вадим аккуратно сделал проточку на валу и выполнил на шестерне к ней тонкий наварной шлиц. Работал даже ночью.
Человечище!

0.3.1.jpg


Обратно установили и собрали редуктор по всем рекомендациям изготовителя.

После обеда мы уже все вместе с Вадимом, Александром и Сергеем приехали для установки редуктора и облета самолета на озеро.

Слева, Вадим, Сергей, Александр.

0.3.JPG


Пока я аккуратно крепил все детали, устанавливал винт, мужики нашли занятие. Перетрясли пол снегохода у Сергея))
Я улыбался, слушая как они прикалываются над товарищем, попутно помогая ему в починке.
Вначале мы привязали #самолет_Северок за снегоход и я долго и мучительно гонял двигатель на максимальных и средних режимах для проверки.
Результат отличный!

0.4.jpg


Все тепловые зазоры остались норме, новых биений или вибраций не появилось. После этого я уже спокойно сделал облет самолета, также проверяя его возможности в небе. Все хорошо.

Пока шли все эти работы я решил сделать небольшую встречу в школе.

Всегда считал и считаю, что нашим ребятишкам особенно на севере надо чаще рассказывать о новом и полезном в стране. А Малая авиация не только дает массу новых знаний молодому человеку, но и дает возможность быть более мобильным и свободным в выборе маршрутов передвижения.
Очень досадно только, что политика государства, росавиации, надзора направлена в совсем другую, откровенно вредительскую для развития отрасли сторону.
Об этом скоро подробнее напишу.

Капитальное здание школы когда то раньше было респектабельным. Сейчас краска облезла, а части фасада крыши обвалилась. Обидно.

1.9.JPG


Но внутри чистенько и классы большие и опрятные. Всего учеников 32 человека и учителей 8 человек.
Был благодарен за то, что директор школы, Борисова Ольга Анатольева и завуч, Смирнова Оксана Игоревна
очень доброжелательно отнеслись к моему предложению.

И вы знаете, что? А ведь встреча удалась!

Я был даже удивлен, видя как ребята внимательно слушали, а под конец встречи задавали самые разные интересные вопросы. Рассказал немного о себе и своей родине- маленьком поселке Диксон. О том, как всегда хотел путешествовать по родной стране и Арктике. Желать и долететь своими силами туда, куда всегда тянет, куда зовет душа.

1.9.1.jpg


После нашей встречи договорились с ребятами о том, что они смогут пойти организованно и посмотреть Северок.

В 17 часов собрались на озере. Идти ведь не близко, но пришли и мальчишки и девочки.
А девочка Юля из шестого класса даже подарила шоколадку ))

0.5.JPG


Ребята помогли снять легкие и прочные защитные тенты от #Bask с крыльев и кабины, осмотрели приборы и кабину.
Мальчишки постарше задавали уже "солидные" вопросы, про двигатель и расход топлива.
Чуть позже я отвел их в сторонку и сделал на безопасном расстоянии показательный взлет и посадку.

Уверен, что эта встреча останется у них в памяти на долгие- долгие годы, а кому-то, возможно и изменит жизнь.

0.6.jpg


0.6.1.jpg
 
13 апреля
Погодка установилась отличная, ночью был мороз под 20 градусов. На снегу плотный наст. Планируя вылет на Печору я еще на один день остаюсь в Ираеле для окончательной подготовки и проверки самолета.

С Вадимом доехали до заправки. Для поселка ее открытие год назад было большим подспорьем. Ведь куда ни кинь, хоть до Ухты, хоть до Ижмы, хоть до Печоры сотня километров! Правда в наличии только 92й бензин и дизель.
Допуск есть у моего двигателя BMW работы на 92м бензине определенно по времени, да и в баке осталось прилично 95го. Заправляю самолет и после обеда делаю небольшой проверочный маршрут уходя на юг в сторону от автотрассы и близкого трубопровода.

Набор высоты.
Маленький поселок на большой железной дороге.

2.2.1.jpg


Шел на 400 метрах.
От Ираеля уже прилично удалился.

Совершенно непредвзято выбрал одно из болот с иногда торчащими по середине и бокам елками. Исходил из того, что при отказе двигателя вариантов выбора площадки будет минимум. Резко убрал обороты до холостых и наблюдая за важнейшим указателем в таком случае -воздушной скоростью выпустив закрылки в первое положение приступил к снижению и определению точки касания на поверхности болота.

0.8.jpg


Тут важно не свалиться ранее на елки или на пробеге не прилепиться к ним))
К точке касания подошел с разворота, гася расстояние и плавно приземлился.

Заглушился. Тишина, яркое солнце и и лишь шуршание поземки бегущей змейками вдоль края суровых деревьев.

0.7.jpg


Связь есть, прозвонился Вадиму и порадовал его надежной работой редуктора.

Продолжение уже скоро!
 
Назад
Вверх