Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
С Днем гражданской авиации, друзья!


Югорский треугольник.

Часть третья.
Вдоль моря. Посадка у Ливаръяхи.


Впервые сверхлегкий тряпочный самолетик летит вдоль Карского моря полярной ночью, гордо неся на фюзеляже красивую и заработанную своим опытом и умением эмблему малой Полярной авиации России.

Высота чуть больше ста метров.
Интересно мне всё - и берег с почти черной от сумеречного света водой Карского моря и тундра - куда не кинь взгляд. Любое строение, любое изменение береговой линии, привлекает внимание. Стараюсь отследить небольшие строения на фото.
Понятно, что впоследствии все эти снимки войдут в историю собственного архива или принесут пользу другим людям после публикации. А ведь не ровен час - и при какой остановке, посадке вынужденной, можно всегда вернуться к снимку, и определиться пилоту, где есть жилье..

По истории освоения Арктики, берег Югорского полуострова не отличается от другого подобного побережья арктических морей. Это оживленные в прошлом маршруты освоения северных путей поморами, купцами, промышленниками.

Примерно через 25-30 км в устьях рек стоят разрушенные зимовья, остовы от них или с виду целые строения- память о наших недавних или далеких предках. Тех, кто своим честным трудом заготавливал пушнину и рыбу, жил очень непросто - но хозяйствовал счастливо. Работал на самого себя, прилично мог заработать, дал уход своим детям и умение быть настоящими людьми, ценить достаток и веру в себя.

Представляю, насколько легче было бы нашим предкам, если бы вот такой самолетик летал к ним на зимовки, доставлял необходимый груз, продукты, топливо.
Но уже нет ни зимовок, ни людей в них, а цветущие в прошлом поселки, тянут свою непростую лямку на повсеместных обещаниях о волшебных углеводородах.

Поначалу береговая живописная линия тянется почти ровно, запад-восток и Северок имея юго-юго-западный ветер идет, несмотря на снос, больше ста километров в час.
Только вперед! И взгляд непрерывно следит за ровным ореолом винта над серо-синей Арктикой.

Озеро Ханенато, десять минут полета.  Вид слева ужасно вдохновляет - пелена несущегося снега с полукилометровой горы Мореиз. А сверху над ней просвечиваются всполохи ушедшего в полярную ночь предательского солнца.
Фото 1

Подходит невидимая сорокакилометровая отметка. Очень живописное место! Тундра ниспадает в море обнажая сопки и летнюю эрозию почвы.
Не дай бог тут сейчас бродить человеку!
Фото 2

Впереди изба Шпиндлер на реке Хубтъяха (нен «хубта» – дальняя и «яха» – река.)
Еще за несколько километров до устья реки, Северок отмечает крылом несколько строений. Сюда и далее, к берегу моря, летом выходят оленьи стада и община Ямб То периодически празднует День Оленя в этих местах.
Фото 3

Шпиндлер, интересное название! И это не зимовщик и не название местности.
Оказывается полярный капитан и гидрограф, Александр Варнек руководящий судном Пахтусов в работах первой «Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана» в 1899-1902 году назвал пролив между Вайгачом и Югорским полуостровом, именем своего друга, Иосифа Шпиндлера. Хотя тот и был известным океанографом, но никогда не бывал в этих местах и отношения к ним не имел. В советское время это название, как и многие другие, забылось и пролив стал таким, как мы сейчас знаем - Югорский Шар!
А именем Шпиндлера названы река и озеро близ этих мест.
Спасибо за инфо Нарьяна вындер http://nvinder.ru

И еще о названиях.
На родном северном Таймыре не так часто встречаются имена рек, озер, гор, названных коренным населением тундры. Как известно холодные горы Бырранга препятствовали переходу через них к Карскому морю нганасан, называвших эти места "царством злых духов".
А потому множество рек, озер и зимовий на северном Таймыре названы русскими именами. Тех кто впервые прошел здесь и оставил о себе память.
 

Вложения

  • 118_004.JPG
    118_004.JPG
    159,4 КБ · Просмотры: 101
  • 130_003.JPG
    130_003.JPG
    125,9 КБ · Просмотры: 101
  • 120_004.JPG
    120_004.JPG
    117,6 КБ · Просмотры: 98
Северок, идя вдоль береговой линии, постепенно начинает терять скорость.
Югорский, своей линией вдоль моря начинает поворачивать к югу и мой полет начинает дразнить всемогущий южак.
Скорость со 110 сразу падает на десяточку, до 95 км/час.
Как предостережение, впереди из горла реки Талатояха выносит огромный кусок льдины и она под лыжей Северка начинает рассыпаться, вынося обломки в океан.
Потрясный видок. Неврастеники отдыхают..

Самолет уже давно идет с приличным правым креном на ветер, а сейчас уже начинает затекать и рука и нога. В паре шагов от стылой воды, с такой силой ветра, любая поломка управления, это однозначно вода.
Иногда из-за этих усилий становится страшно. Нет не за себя..
Ведь физическая сила обычного русского парня может иногда и превозмочь тросовое управление учебного французского самолетика.
Есть понятие усталость металла, ну а мой самолет ну никак не рассчитан на такие арктические мучения. 

На видео будет вполне заметно каким галсом на ветер вдоль берега идет Северок и как мощные потоки  стараются сбросить пеструю птичку вниз.
Видео здесь https://www.facebook.com/viktor.mihajlov1/videos/2283442561680239/
Прошу по возможности сделать возможность вставки видео на сайт из соцсетей!

Северок идет двумя измерениями.
Слева животворящая вода Карского моря, единоначалие всего живого и быстрый конец в течении пяти минут попадания любого сухопутного существа, а справа мёртвая твердь Арктики, в которой можно выжить человеку только в том случае, если есть огонь и еда.
 

Вложения

  • 123_027.JPG
    123_027.JPG
    140,7 КБ · Просмотры: 109
  • 124_005.JPG
    124_005.JPG
    119 КБ · Просмотры: 100
Впереди река Ливаръяха.
Ливар(ненец)- растительность, заросшая, медленная река. Короче, по-русски- Ленивая.
Сразу вспоминается наша таймырская река Ленивая, неподалеку от мыса Стерлегова. Там где фашисты в годы Великой Отечественной преследовали полярников с полярной станции.
Здесь, так же как и на нашей Ленивой на карте генштаба обозначена зимовка.


Вот, что я нашел о данной зимовке в просторах интернета. Надеюсь команде мужественных путешествующих с помощью велосипедов(!) в апреле 2007 года, когда нибудь будет приятен и мой отчет.
"Заночевали в избе Ливар, пройдя опять порядка 18 км. Ливар – изба, поставленная каким то исследовательским институтом. Мощная, надежная. Внутри огромная печь, столы, нары, две комнаты. С дровами не фонтан, правда, зато на стенах висит большой плакат «Рыбы Карского моря». Некий классификатор, по которому местный ученый отделял окуня от трески."
http://www.normal.ru/gurevich2077

Только я перенес взгляд вперед на побережье, как увидел странного вида желтый куб и удирающего вдоль кромки моря белого медведя!
- Ага, вот ты где, красавчик!

И высота и скорость самолета не позволила сразу сделать снимок. Закладываю вираж и иду на разворот. Несмотря на азарт нужно оставаться хладнокровным.
С такой силой ветра резкий переклад рулей, как и излишний крен недопустим. Нужно достаточно далеко уйти от берега, ибо при переходе на попутный, тебя в мгновение ока снова вернет на исходную точку. Но, слава богу, справился! И где мой пернатый друг?
Ага вижу -прыгнул в воду и плывет метрах в пятидесяти от берега.
Уходить в море для снимка и закладывать там виражи, я не счел разумным.
Вместо этого ухожу вправо против ветра и за небольшой грядой на замерзшем озере мягко сажаю самолет.
Хочется понять, что это за куб такой, и присутствие мишки только разнообразит жажду новых открытий.

Теперь нужно развернуться и по ветру подойти к гряде- сразу за ней море.
Давлю на педаль управления и поймав фюзеляжем ветер, самолет ну никак не хочет поворачивать. Наконец-то получилось. Теперь уже по ветру идет ровненько и быстро, а вот управление почему-то потерялось. Немного работает засчет хвостого оперения, а лыжа ни-ни. Просто идет прямо и все.
Ладно, мы уже на месте, самолет стоит рядом с грядой.

Глушусь.
Как только двигатель закончил работать обгонная муфта разъединила винт и он немедленно раскрутился от ветра и снова загудел лопастями. Вот это поток!
Нажатие трекера о посадке.Это совсем не шутки, увидев прекративший движение самолет на карте у Карского моря, система АОПА-трекер без моего сигнала незамедлительно поднимет тревогу. А друзья будут переживать.

Прежде чем начинать какие-то работы, уходя головой в кабину и оставаясь с неприкрытой задницей, решил собрать ружье. Море, где бегает мой косолапый друг, всего в нескольких десятках метрах, а гряда мне все закрывает и что за ней творится, мне не видно.
Собрал свою верную вертикалку ТОЗ-34 ЕР, зарядил один ствол пулей, второй картечью и на предохранителе убрал подальше, чтоб не дай бог.

В кабине уже ничего не видно и включив налобный фонарик осмотрел привод лыжи от педалей управления. Ничего нового- кронштейн из нержавейки передающий усилие на вилку переднего шасси лопнул пополам.
Что же делать. Да ничего, заменить! У меня есть еще пару штук похожих деталей, просто на это нужно время и аккуратное владение инструментом.
Но прежде чем начать работы решил обезопасить себя, обследовать берег на предмет бегающих пушистых сугробиков и странный куб.

Закрыл кабину палаткой и моторный отсек, чтобы не остывал, перехватил винт веревкой. Закинул за плечо берданку и направился к гряде.

Продолжение плавно надвигается!
---------------------------------------------------

Огромное спасибо всем, кто просто поддерживает нас финансово, или приобрел календарик и тем самым помогает полетам самолета Северок!
В.Шумов, С.Риве, К.Беляков,И. Голубец, А.Тузов, А.Петров, Д.Овсянников, В.Гульцев, Т.Ваулина, В.Артеев, А.Рыльцев, О. Ведерников, А.Тропников, Т.Харс, А.Усольцев, И.Демержи, Т. Корягина, М.Осташов.
Спасибо большое всем!

Остался всего один календарик, цена как и прежде 2000 руб!
Также Вы можете перечислить любую сумму поддержки полярных полётов и сообщить в личку.
Номер моей карты сбер 4276 8402 6414 1266.
 

Вложения

  • 126_003.JPG
    126_003.JPG
    131,6 КБ · Просмотры: 101
  • 128_004.JPG
    128_004.JPG
    128,5 КБ · Просмотры: 99
  • 129_003.JPG
    129_003.JPG
    126,9 КБ · Просмотры: 107
Югорский треугольник.
Часть четвертая.

Прогулка для безопасности. Ремонт.
Ливаръяха


Поднявшись на каменную гряду с упоением вдыхаю плотный ветер насыщенный арктической тундрой. Прямо за самолетом на юг, в расстоянии 25 км., находится гора Лиуртосё. Именно оттуда, идет разогнавшийся огромным полотном южак, смешавшийся со снегом. И в моем приподнятом настроении, есть конечно доля восторга, этой естественной картиной.

Представляю, сколько раз зимовщик на этой исторической береговой точке, как и на всем бывшем обжитом берегу ледовитых морей, стоял и смотрел вдаль, находя здесь неповторимое и необъяснимое очарование.
Как раз то, что делает человека счастливым при полном единении с суровой природой.

48_014.JPG


К морю гряда была обрывистой и видно только море. Что под ней мне неведомо и это требовало немедленной разведки.
- Где же ты, мой ушастый друг? ))
Пока я не выясню, один ли я здесь или можно ждать визита меховых сугробиков, к работе приступать не буду.

На запад гряда совсем недалеко заканчивалась спуском и далее, тем самым странным кубом, что привлек мое внимание раньше, чем вид скачущего мишки.
Еще дальше около километра виднелось зимовье.

Здесь везде пространство открытое - так думаю я и, что правильно будет обойти гряду со стороны моря - убедиться, что больше медведей нет. Спускаюсь.
Действительно кубик интересный. Стоит идеально ровно, достаточно далеко от полосы прибоя, но по виду весьма похож на емкость или судовой танк для различного рода жидкости, возможно питьевой воды. Ну с этим все понятно.
 

Вложения

  • 138_005.JPG
    138_005.JPG
    141,5 КБ · Просмотры: 104
  • 137_004.JPG
    137_004.JPG
    138,6 КБ · Просмотры: 102
Теперь про животных.

Поход вдоль береговой линии ничего не дал. Даже следов на плотном обмерзшем берегу не видно.
Зато на снежном наддуве под грядой, я быстро нашел место, где мой косолапый друг не хило дрых. Уже не первый раз сталкиваюсь с таким местом отдыха белого медведя.
Спрятавшись с подветренной стороны на мягком склоне, мишутка ложится сладко спать и впоследствии его там присыпает с головой и шкуркой.

Ну, вот представьте - если вы одинокий лыжник или путешественник. Идете себе тихо мирно вдоль берега или, не дай бог решили сверху съехать с горушки у моря.
Вот, вы чувствуете под собой какое странное мягкое основание и через секунду уже едете верхом на пушистике! 🙂
Короче, нужно быть начеку!

По следам заметно, что медведь поднялся и спал под козырьком, а когда звук самолета разбудил зверя, он сначала сунулся навстречу мне поверху, а после съехал на жопе вниз и начал удирать на восток. В этот момент я его и увидел.
У берлоги было уже спокойно и, куда ни кинь взгляд, подветренная тишина. Зато представляю, что здесь творится в северный ветер.
Берег открытый всем ветрам!
 

Вложения

  • 139_003.JPG
    139_003.JPG
    122,4 КБ · Просмотры: 96
  • 141_006.JPG
    141_006.JPG
    88,5 КБ · Просмотры: 101
  • 140_004.JPG
    140_004.JPG
    166,2 КБ · Просмотры: 107
Вот стою, думаю об этом обо всем. О зверях, о погоде. А потом хлопаю себя по лбу.

-Ты здесь полярной ночью стоишь кайфуешь, самолету нужен ремонт, каждая минута на счету! А ведь сумерки скоро кончатся и что! В Усть-Каре ждут и предупреждены друзья.
Меня должен встречать старожил поселка Омеличкин Александр. С ним мы лично не знакомы, но есть общий друг, Алексей Тропников. Он несколько раз встречал меня в Котласе, его примус греет Северок в Воркуте. Леша раньше жил в Каре, а его отец в советское время руководил там колхозом и пользовался большим уважением! Так мы все оказались на связи))

Быстрыми шагами возвращаюсь к самолету- палатку уже стянуло ветром, а за хвостом самолета также тянутся подсвеченные остатками света языки поземки.
Развернул рабочей стороной от ветра, приготовил запчасти, фонарик, инструмент- ружье пока рядом.

Пришлось раскручивать и снимать весь узел привода передней вилки. Почти час ушел на подготовку и замену кронштейна. Светил фонарем, извивался под панелью приборов в тесной и темной кабине. На фото видно фонарик лежащий на отсоединенном педальном узле.
Все, закончил, ура!

Только в пол первого дня полярной ночью Северок вылетел с точки Ливаръяха, навсегда оставив в своей памяти, это живописное место.
 

Вложения

  • 142_007.JPG
    142_007.JPG
    71,3 КБ · Просмотры: 107
  • 144_006.JPG
    144_006.JPG
    162,8 КБ · Просмотры: 95
  • 143_004.JPG
    143_004.JPG
    98,5 КБ · Просмотры: 108
В кабине уже ничего не видно и включив налобный фонарик осмотрел привод лыжи от педалей управления. Ничего нового- кронштейн из нержавейки передающий усилие на вилку переднего шасси лопнул пополам.

Здравствуйте Виктор!
Натяжку тросов руля направления, спереди педалей, поддерживает как раз таки этот кронштейн,передающий усилия с педалей на переднюю стойку, если я правильно понял.При деформациях этого кронштейна тросы ослабевают. В полете не чувствовалось? P.S. Постоянно слежу за веткой и восхищаюсь Вашим мужеством. Успехов Вам!
 
Ridan приветствую! Тоже вижу вашу работу и рад, что дело строительства самолета идет к постепенному завершению.
Кронштейн не влияет на натяжку тросов управления, поскольку он связан отдельно с педальным узлом металлическими тягами. А тросы подходят к педалям на отдельные крепления.
На фото кронштейн.

Кстати, в моей практике он требует к себе повышенного внимания при установке более широкого колеса или тем более лыжи. Нагрузки в этом сочленении очень большие и болт, соединяющий через вилку кронштейны, мною заменен на болт повышенной прочности. Давайте эту информацию продублируем и в веточку по Скаю.
 

Вложения

  • kronshtejn_001.JPG
    kronshtejn_001.JPG
    123,9 КБ · Просмотры: 107
Югорский треугольник.
Часть пятая

Берег Карского моря. Изба Новый дом. Усть-Кара.
Непростой прилет.


Вылет с точки Ливаръяха в 12 31 полярной ночи. Спасибо системе АОПА-трекер, она отследила мой взлет и теперь через каждые две минуты фиксирует скорость и высоту самолета в системе.

И у меня, как фора, еще есть немного отблесков над горизонтом..

Вот старый маяк без признаков жизни, близ сопки Туманная, на берегу.
Северок идет совсем низко укрываясь от порывов ветра за береговой чертой и поземка, облегая старое строение, уносится под самолетом в черную воду.

Девяносто километров нужно пройти мне до Усть-Кары и как обычно сложный пазл всего маршрута начинает все тяжелее складываться. Берег Югорского забирает к югу и мне приходится постоянно воротить за узду верного конька против ветра, теряя скорость и остатки драгоценного светлого времени.
Навигация без конца пересчитывает время прибытия на точку и я ясно понимаю, что заход на совершенно новое место мне придется делать в полной темноте. Ну что же, был первый раз, будет и второй.
Где нам еще брать такой опыт, как не здесь!


Лететь вдоль берега Карского моря, видя как все ярче разгорается крыльевой габаритный огонек, а белые льдины становятся все темнее и начинают постепенно сливаться с морем в серую безликую массу, довольно волнительно.
Фотоаппарат честно старается выдать на снимках реальные очертания, но света ему все равно не хватает. Он со всех сторон вытягивает в линзу сумеречный свет, заполняя кадр неверной синевой.
Ну как такой полет может не нести в себе печать арктической романтики?

Скорость 87 км/час, высота 70. Пока иду визуально
 

Вложения

  • _____________019.JPG
    _____________019.JPG
    235,5 КБ · Просмотры: 104
  • 132_007.JPG
    132_007.JPG
    126,1 КБ · Просмотры: 98
  • 134_003.JPG
    134_003.JPG
    111,1 КБ · Просмотры: 95
Через тридцать километров Северок обходя стометровый берег, пропускает под крылом избу Новый Дом. Так, это место обозначено на карте генштаба, ну а местные жители и путешественники называют ее проще, Новая.  На нашей фотографии можно увидеть, что это вполне целое строение.

В инете нашел интереснейшее описания путешествия, таким же как мой маршрутом, лыжной экспедиции 1972 года.
Запостил его в инет в 2009 году, сын Виталия Сердюк, участника экспедиции. Кстати, спасибо и ему и всем, кто находит силы сделать дневник и описания путешествий для других идущих.
С течением времени такие записи становятся историей места.

Итак, прочитав повествование, просто диву даешься сколько народу обитало и в поселках и на здешних берегах в зимовках. Тут и вояки-охотники из Амдермы на вездеходах и ненцы, молдаване, некоторые из них полу зэка, живущие на зимовках.
Насколько же насыщенна, хотя и опасна была жизнь, бившая повсеместно ключом. Впрочем почитайте сами, не пожалеете. Написано здорово и честно.
Период ревущих семидесятых!

"Наконец-то!
Изба находится на противоположном берегу долины ручья, впадающего в море. 17 часов.
Навстречу нам мчится более десятка собак. Громко лают, но близко не подходят. Из избы выходят трое молодых парней.
Ненцы. Знакомимся. Ребят зовут Мишка, Митрофан и Иван. Живут здесь около года. Охотятся на песца, зайца.
Избушка внутри небольшая. Витя Надененко сегодня дежурный, готовит кушать. А мы тем временем расстилаем на полу свои пожитки. Помещаемся все с трудом. Но всё равно веселее, нежели на улице.
Хозяева завтра на рассвете уезжают на выходные в Кару. Ложимся спать, ребята пока читают книжки, и не что-нибудь, а Шекспира.
Вот вам и отсталые народности! Разговорились. Выяснилось, что ребята учились в Ленинградском университете, участвовали в какой-то пьяной потасовке, кого-то убили или покалечили. Без особого разбирательства отправили в ссылку. Определили в совхоз, поселили в Новой избе, дали план по добыче зверя. На какой срок – неведомо. Не будешь охотиться – останешься без харчей. Но ребята не падают духом, надеются на лучшие времена, и пока читают классику."
Фото  https://refdb.ru/look/2752943.html
 

Вложения

  • Foto_1.JPG
    Foto_1.JPG
    98,6 КБ · Просмотры: 101
Так вот, от Ливаръяхи лыжники шли в марте до избы Новой, (где сейчас сделан снимок) с 7 утра до 17 вечера. А сверхлегкий Северок, со встречным ветром и полярной ночью прошел эти же километры за 20 минут!
Это лишний раз показывает все преимущество Малой Полярной авиации перед любым наземным передвижением!

И еще.
Место избы Ливар у лыжников назван - Лиур. "Лиур- это первый весенний цветок в Заполярье. Водится  в этих краях. Наподобие  подснежника. Но белый и пушистый.  Вырастает прямо из-под снега."
Интересно уточнить этимологию названия, поскольку она уже не совпадает с нынешней Ливаръяхой и названием на карте избы Ливар.
 

Вложения

  • 146_005.JPG
    146_005.JPG
    109 КБ · Просмотры: 96
Еще долгих двадцать минут полета вдоль сурового моря. Иногда впереди по береговой линии целые ледовые поля в сумеречной синеве начинает отрывать и они медленно и неотвратимо начинают свое печальный дрейф.

Поневоле, при взгляде на эту картину вспоминаются походы первых полярных мореплавателей. Где и когда они попадут в ледовые поля, когда и как сможет выйти и сможет ли вообще выйти из ледового плена корабль, никто не знал. Иногда месяцы и даже годы проходили в дрейфе обездвиженных судов.
Вспомним экспедиции Седова, Русанова, Брусилова..
Экипажи болели, умирали от цинги, пускались в пешие походы по дрейфующим льдам и пропадали без вести. А кто-то доходил до арктических островов, до земли и еле живых людей подбирал корабль.
И вот уже у цивилизации появляются скупые строчки дневников и донесений о драматических событиях в полярных морях.

13 часов 11 минут.
Северок на практически умерших сумерках прошел мыс Вылкин Нос и на сотне метров высоты мы впервые увидели огонек впереди!
Он был несколько правее береговой линии и это могло быть только огнями Усть-Кары, лежащей в Карской губе на расстоянии  нескольких километров от моря.
До поселка еще 26 километров! Навигация в самолете дает с нашей скоростью меньше 90км/час время прибытия через двадцать минут и это означает только то, что видимости под самолетом не будет. Небо затянуто, а вот горизонтальная нормально и по огням поселка можно хотя бы заходить визуально. Но конечно под фару.

А где же фара?
Фара сейчас при вылете от Ливаръяхи плотно прижата к борту, поскольку при таком встречном боковом прилично бы влияла на полет. Чтобы откинуть фару я немного в полете приоткрываю дверку самолета и как в старые добрые времена рукой или ногой откидываю ее в рабочее положение. Конечно есть в этом доля драйва- уходит  управление, в самолете бушуют ветровые потоки. Но, это нормально для лично моих полетов в Арктике- "на руке".  Просто нужно быть готовым к тому, чтобы в кабине было все убрано и закреплено.

Короче готовлю самолет к работе с фарой, подворачиваю борт под попутный ветер, чтобы меньше сифонило. После этого  приоткрываю дверку, откидываю фару и краем глаза замечаю, что черной птицей из салона что-то вылетает!  Дверку закрыл, все нормально, осмотрел салон и тогда только вспомнил, что после вылета под ноги положил свои замечательные перчатки от баск.
Вот пара и разошлась. Один птиц вылетел из гнезда :~)
 

Вложения

  • 147_004.JPG
    147_004.JPG
    75,6 КБ · Просмотры: 84
Жаль здесь лайки не ставят, но вообще класс [smiley=thumbsup.gif]  [smiley=thumbsup.gif]

А мне всегда казалось, что С-150 со своими 100 милями в час просто стоит на месте....
Видать зажрался  :-?
 
Жаль здесь лайки не ставят, но вообще класс   
Действительно класс!!!
[smiley=thumbsup.gif] [smiley=thumbsup.gif] [smiley=thumbsup.gif]
Так помаленьку и до нас дотянет.
Солнышко сейчас прибавляет по 7 минут в сутки на нашей широте.
И как бы не бились темнота и пурги, скоро Весна!!!
Береги себя и Северок.
С  уважением.
 
Спасибо, друзья- авиаторы, тронут!


Появилась сотовая связь и Александр Амеличкин сразу взял трубку. Коротко обмен информацией и сообщаю ему расчетное время прибытия.
У него есть возможность связаться с начальником посадочной площадки, Сергеем Черемухиным.
Он, как и Александр Иваныч старожил в Каре и его контакт конечно также мне известен. Через некоторое время сам Сергей мне перезвонил и сказал, что полосу включили.
Здорово!

Несмотря на то, что сюда пока не летает надежный старичок Ан-2 из Нарьян-Мара и полосу никто не укатывает, но ВПП оборудована огнями и очень поможет маленькому Северку!

Иду на высоте больше сотни метров, для превышения местности, этого более чем достаточно
Все ближе огни поселка и мористее вижу огни ВПП.
Как и поселок взлетная полоса расположена вдоль береговой линии на трехметровом превышении.
https://maps.aopa.ru/#lon/64.894075/lat/69.245272/z/11/ll/a/bl/yh/p/1254

Вскоре на моем навигационном Глансе начинается небольшое расхождение с точкой аэродрома. Странно.
Крайний кадр сделан перед Карской губой.
 

Вложения

  • 149_006.JPG
    149_006.JPG
    40 КБ · Просмотры: 86
  • Podhod_002.JPG
    Podhod_002.JPG
    107 КБ · Просмотры: 97
Осталось пару километров до точки.

Вижу только, что полоса практически перпендикулярна моему теплому другу-южаку и садиться мне придется с сильным боковым на неизвестном снежном покрытии.

Захожу с востока и сразу - с низкой глиссады.  Огни поселка уже выше моего захода.
При посадке иду со здоровенным сносом, черт возьми, что же так везёт с боковым!
Еще не хватало занырнуть в какой нибудь заструг - с таким ветром меня просто выбросит с полосы. Закрылки решил не выпускать, уменьшив аэродинамику.

Снижаюсь к первым фонарям ВПП и перед самым касанием в последний момент разворачиваю переднюю лыжу, выравнивая самолет по оси пробега. В свете фары виднеется целая куча снежных переметов.
Давай малыш, держись!

Касание, удар -подлет, ручку на ветер и второй подлет меньше. Теперь ручку резко вниз, придавливая нос самолета к земле.
Есть посадка!
До конца полосы еще далеко, но мне нужно выдохнуть и унять непростое состояние души)) Глушусь.
Трекер на прибытие. 13 33. Вскоре вижу как появляется огонек снегохода и движется ко мне.

Впервые, полярной ночью, сверхлегкий самолет Северок закрыл  маршрут вдоль Карского моря от Амдермы до Усть-Кары с промежуточной посадкой на берегу.
Пройдено расстояние в 150 километров со средней скоростью 90 километров в час. Общее полетное время, 1 час 50 минут. Время стоянки на Ливаръяхе с ремонтом 1 час 10 минут.

Для сравнения команда опытных лыжников в 1972 году прошла этот маршрут за 6 дней.
https://refdb.ru/look/2752943.html

В моем фотике вспышка не работает, поэтому вот такой получился кадр.
Интереснейшее продолжение следует!
 

Вложения

  • 151_006.JPG
    151_006.JPG
    38,2 КБ · Просмотры: 91
Югорский треугольник.
Часть шестая.

Усть-Кара. День первый


Под фарой снегохода мы с Иванычем подготовили Северок к транспортировке. От ВПП до первых домов реально приличное расстояние и идти снегоходу нужно по целине. Я выключил всю навигацию и трудяжку трекер, получив от него донесение о том, что посадка принята.
Постепенно дотянули самолетик за снегоходом и забазировались под прикрытием железного строения, недалеко от дома.
Дома у Александра Ивановича тепло и уютно.
Хотя сразу стало понятно, что поселок также как и Каратайка не оборудован центральным отоплением и канализацией. При мне Александр, постоянно поддерживал тепло углём в большой домашней печи.

Я конечно дилетант в этом вопросе, но по меркам России совсем недалеко- сотня-другая километров, проходят магистрали с углеводородами, идущие тысячекилометровыми нитками за границу. Неужели нельзя дать хоть маленькую трубку в поселок? Или и наши дети и внуки обречены топить печи в домах углем?

Вскоре из самолетных запасов я проявил на свет волшебную фляжку с НЗ 200 грамм хорошей водки.
Несмотря на все трудности полярной экспедиции, мне удалось довезти до Кары пару свежих огурцов с помидором и баночку  сметаны.
Супруга Александра, Евгения Ювенальевна была на работе.
Уже не первый год она возглавляет администрацию в поселке - работа эта, понятно хлопотная и потому мы сами хозяйничали.
Вскоре Иваныч приготовил отличный перекус и мы отлично посидели, пообедали.
Фото 1

Оказалось, что в Каре со снабжением намного лучше обстоят дела и все потому, что сюда на сотку ближе и легче по рельефу добираться вездеходам, чем до Амдермы. Ну и пару добрых слов надо сказать, Вячеславу Зарицкому, который старается сделать свой вездеходный маршрут более постоянным, что ли.
Естественно, есть также сезонные периоды распутицы в Каре, как и везде в Арктике. Именно на этот период полярной ночи и пришёлся прилет самолета Северок.

А ведь раньше было все по другому.
Друзья- каровцы мне не раз рассказывали потрясные истории, как ездили в Амдерму за вкусняшками в магазин или, как добравшись до Амдермы, можно было улететь на Большую землю на попутном самолете, которых в советской Арктике было не перечесть.
Это было золотое время развитой российской авиации.
Как пилоту и полярнику заставшему эти времена на Диксоне  слушать такие рассказы нерадостно, и вдвойне- видя насколько сейчас плохо обстоят дела с гражданской авиацией в Арктике.

Что же продолжим.
В первую очередь нужно было понять, что с погодой для продолжения маршрута. Планшет работал, но был дохликом - на значке сотовой связи светилась Е! и мобильная передача данных, за эти дни так и не включилась ни разу.
Насколько я понял в Каре, как и в Каратайке и Амдерме только одна вышка сотовой связи на посёлок. Пользовал МТС.
Что же, пришлось просить у друзей их подключенные девайсы к домашней сети и через спутникового провайдера уточнять погоду.
Взятый прогноз давал небольшой тихий промежуток на завтрашний день и на послезавтра утром, а потом снова южак- потепление, метель.

Решил остаться на денек в поселке, а в четверг по фактической уходить домой.
Вечером с Александром Иванычем проехали через весь поселок к дому, Людмилы Ласской. Благодаря тому, что наш мирок полярников в соцсетях достаточно развит и общителен, мы уже значительно долгое время были в друзьях. Елена Кононюк из Амдермы также звонила ей, предупреждала о моем прилете и Люда приглашала меня в гости.

Вот это был стол, я вам скажу! Вкуснейшая уха из наваги, икра рыбья к блинам,  вареная рыба к водке, обалденный салат и еще много всего.
Кайф, а не ужин!
Людмила родом из многодетной семьи коми, она имеет отношение к селу Петрунь на реке Уса, где так драматически в прошлом году закопался в песок Северок. С Людой была и её родная сестра, Валентина из Инты. Короче, было о чем нам всем вместе душевно поговорить.
 

Вложения

  • 157_007.JPG
    157_007.JPG
    226,6 КБ · Просмотры: 103
  • 155_004.JPG
    155_004.JPG
    185,7 КБ · Просмотры: 102
Уже после пили чай дома у Амеличкиных.
Евгения Ювенальевна закончила работу и мы говорили о быте, о делах и о жизни поселка.
Фото 1

Кара, стоящая на берегу моря и удаленная от центров испытывает общие для всех трудности. Стабильность снабжения, надежность работы энергоустановок, связь-интернет, транспортная доступность.

И вот немного о наболевшем.
О нынешней ситуации в гражданской авиации на примере Кары.
Например, есть на  маршруте из Нарьян Мара в Кару 5-7 человек. Летает сейчас Ми-8 МТ.
По пути борт делает 2-3 посадки в поселках в зависимости от дня недели и обратно, столько же.
Для загрузки Аннушки взять пять-семь человек с багажом и догрузить 500 кг почты на три поселка получится тонна с лишком. Нормальная загрузка. А вот вертушка Ми-8 МТ уже не летит из-за своей дороговизны.
Проще придержать людей в поселках несколько дней для пополнения рядов.
Многим понятно, сколько стоит лётный час на Ми-8 и сколько на Ан-2.
Кстати и пилотов-то на Аннушку мало осталось. У кого года позволяют и с коммерческим пилотским, те уходят в линейные на богатую зарплату.

Продолжение впереди..
 

Вложения

  • 159_006.JPG
    159_006.JPG
    105,1 КБ · Просмотры: 88
  • 158_004.JPG
    158_004.JPG
    100,2 КБ · Просмотры: 90
С 23 февраля,коллеги, друзья!

Югорский треугольник.
Часть седьмая.

Усть-Кара.


Наступила среда. Ветер продолжал стихать и температура ожидаемо поползла вниз.
Над поселком замедлили бег и растворились облака, зато немного поодаль в ожидании новых сил с юга, притормозила огромная туча.
Понятно- эта серая дрянь ждет моего вылета завтра и копит силы, подумал я.

Еще вчера в разговоре с друзьями говорил им о том, что неплохо бы сделать встречу со школьниками. Я надеялся, что такой разговор будет интересен маленьким жителям Кары, не искушенным частыми встречами с маленькими самолетами.

Было весьма приятно, когда после девяти утра администрация связалась с руководством школы и мне предложили уже к 10 часам прибыть на встречу с молодёжью.
В поселке, также как и в Каратайке, школа имеет образование до 9-ти классов и интернат для детей оленеводов.

Иваныч по пути забросил меня к школе на снегоходе и я глянув здание снаружи отметил его размер и капитальность. Установлено на сваях над мерзлотой, светится окнами большой спортзал.
Внутри школы также оказались уютно- большие светлые коридоры и классы.

[media]https://youtu.be/szBnjcDb8Sg[/media]

Разместились мы в фойе второго этажа, поставив скамейки и стол с проектором. Так все хорошо, но часть ребятишек мне закрывала колонна, стоящая рядом с проектором. На стену я прикрепил свою полетную карту.

Немножко рассказал о самолете Северок, о себе, о том как стать пилотом. Ну, и конечно мы вместе смотрели фотографии и видео с крайних перелетов.
Подробнее рассказал к полету в Священный лес Хебидя Пэдар, ибо это история ненецкого округа - край в котором живут эти ребятишки.
Задавали вопросы, внимательно слушали. Встреча удалась!

На прощание, с директором школы, Евгенией Михайловной мы договорились, что перед отлетом Северок сделает круг вокруг посёлка и ребята смогут посмотреть на наш полет.
 

Вложения

  • 163_003.JPG
    163_003.JPG
    74,1 КБ · Просмотры: 98
  • 166_004.JPG
    166_004.JPG
    84,8 КБ · Просмотры: 96
  • 162_005.JPG
    162_005.JPG
    172,7 КБ · Просмотры: 89
После этого мы с Александром Иванычем проехали по Карской губе я посмотрел на поселок со стороны огромного массива горла реки Кары, увидел как работают на промысле наваги рыбаки.

Уже подъезжая к дому увидели как от самолета врассыпную кинулась стайка детворы. Оказывается, за это время школьники сюда уже целую тропинку натоптали))
Собрал ребятишек у Северка, открыл кабину, показал оборудование, приборы.
Так здорово видеть этих маленьких северян с интересом глазеющих на всё новое и неизведанное.

Чуть позже снимаю с самолета иней, заправляюсь.  Подходит невысокий паренёк.
- Подскажите а Вы на Воркуту завтра летите? Мне нужно к врачу, а вездеходы пойдут еще не раньше, чем через неделю-две.
Уточнил все детали, да действительно моему тёзке, Виктору нужна помощь зубного врача. Взять с собой в таком случае я его постараюсь, но предупредил о весе багажа и корректировке вылета по погоде. Бензин я рассчитал заранее и беру с возвратом у Иваныча, но теперь нас двое и лететь против ветра  нужен дополнительный запас. Договорились, что Витя захватит к вылету еще 5 литров проверенного бензина.
Несмотря на смешное количество, расход моего БМВ позволит на этих пяти литрах продержаться в воздухе дополнительно около двадцати минут. Что может порой оказаться совсем не лишне!

Пошел попрощаться с Людмилой Ласской. Дорога ведет через весь поселок

В складе рыбной продукции идет прием наваги. Еще вчера я познакомился с Павлом Белорусовым и Русланом, начальником метеостанции. Пили у ребят кофе, говорили обо всем. Павел раньше не раз бывал в Воркуте на базе моего друга-авиатора, Александра Абганеева.
Сейчас он принимает рыбу как предприниматель и пригласил меня зайти. Руслан тоже помогает ему вести подсчет, мы тепло поздоровались.
Снегоходы заезжают прямо внутрь помещения и здесь уже выгружают из нарт и взвешивают рыбу.
Все вместе сфоткались и я пошел дальше, чтобы не мешать напряженной работе.

Зашёл по пути в магазин. Не раз до этого слышал, насколько вкусен в Каре хлеб и пирожки. Хлеб и правда отменный, хорошо пропеченный с пышным мякишем- распробовал уже. А вот пирожков мне в магазине не досталось  🙂

Оказалось, что поселок их сам очень любит, раскупает и к вечеру из выпечки почти ничего не остается.

Людмила не отпустила меня пока не накормила ужином и в дорогу снарядила баночкой икры и домашней тушёнки. Потом мы вместе дошли до дома, Владимира Тимофеева. Мы с ним были знакомы по Воркуте, благодаря общему другу, Сергею Берстневу. К огромному сожалению Володи уже нет с нами...

В его доме меня тепло встретил Валерий, его сын. Ему весьма нелегко приходится работая в энергетическом секторе и продолжая дело отца. Мы посидели немножко, подняли по стопочке не чокаясь.

Сегодня у Тимофеевых топилась баня и я очень был благодарен, получив приглашение. Удалось по человечески помыться. Спасибо, Валера!

Вечером, когда пили чай, Евгенья Ювенальевна разрезала пирог с морошкой из местной пекарни.
Ребята, я вам скажу- это не просто пальчики облизать, этак можно их и отгрызть))

В четверг утром мороз еще держался, но юг по горизонту уже был затянут. Туча превратилась в плотное покрывало.
Готовлюсь на вылет.

Продолжение следует! 
 

Вложения

  • 164_002.JPG
    164_002.JPG
    131,2 КБ · Просмотры: 100
  • 167_003.JPG
    167_003.JPG
    116,2 КБ · Просмотры: 92
Назад
Вверх