Чтобы оценить задумку и сложность новой задачи - полет на колесном шасси на Остров Вайгач, давайте посмотрим на одну из планируемых точек маршрута экспедиции, село Хабарово(Никольское) ныне находящееся в забвении на самом берегу пролива Югорский Шар.
Вот как обрисована местность полярной станции, перенесенной сюда в 1942 году с мыса Белый Нос.
Здесь и далее, спасибо сайту Полярная Почта (www.polarpost.ru)
".. В районе станции ширина пролива достигает 8 км, а глубина фарватера – 12 м; берега пролива отлогие, ближе к мысу Белый Нос и к выходу из пролива на северо-восток – они обрывистые. Станция располагалась в 1 км к ЗСЗ от поселка Хабарово..
Окружающая местность представляет собой холмистую заболоченную тундру, изрезанную реками и ручьями. Ближайшая река Никольская протекает в 2 км к югу. Река в некоторых местах достигает ширины 30 м и глубины до 1.5 м. В 40 м к северу от станции течет ручей с хорошей питьевой водой."
Очень хотелось бы, чтобы самолет Северок здесь побывал, но есть понимание, что посадка в районе становища невозможна на колесном шасси по понятным причинам.
см фото 1 от www.sevprostor.ru
Буду искать места подходящие для возможностей самолета и своего опыта посадки самолета по береговой линии моря и далее уже ногами.
----------------------------------
Становище Хабарово
Мистика событий, стечение судеб только на одной этой точке маршрута зашкаливает..
Сегодня - всего лишь одна маленькая страничка истории..
"..Югорский Шар зимою мертв...
Льды, метели, туманы. Только на выходе в Карское море замкнуто живет юшарская радиостанция, и в становище Хабарове одиноко зимует госторговский пекарь Антон Иванович Зайцев со сторожем-самоедом.
Ничто не нарушает полной оторванности. Заколоченные хабаровские избушки заносятся снегом по крышу, и лишь пекарня - дымом из трубы - свидетельствует и утверждает жизнь. Зайцев зимует по договору с Госторгом. К летнему сезону он должен наготовить ржаных сухарей для самоедов всего востока Большой Земли
В иные ночи, когда заунывной самоедской песнью воет метель и ветер с силой раскачивает податливые стены, задумывается Антон Иванович об Архангельске, об оставленной жене, детях.
Северная тундра не знает оседлости; единый закон движения: летом - на север, в морозы - к югу. Антон Иванович понимал, что ранее полного незаходящего солнца не увидеть человека.
Это полярное одиночество неожиданно нарушилось. Шесть суток дул резкий нордовый ветер. Ступишь с крыльца - отнесет метров на десять.
В этот день Антон Иванович, как всегда, замесил тесто, помыл руки и только что присел к миске со щами, когда в пекарню влетел сторож Павел.
- Русак какой-то пришел! — закричал растерянно самоед.
В дверях показался крупного сложения человек, без шапки, с длинными волосами, в странной одежде, сшитой из старого совика и похожей на водолазный костюм.
- Какой сегодня день? - спросил вошедший и, как мешок с отрубями, опустился на скамью.
Спадающие на плечи и обтянутые лакированным ремешком смерзшиеся волосы странного гостя в тепле пекарни начали оттаивать.
- Кто вы будете? — спросил наконец пекарь, оправившись от первого изумления.
- Я - Травин, путешественник вокруг света на велосипеде.
- Сейчас я с Печоры; переход ужасный, заблудился... Чувствую - отморозил ноги...
Костюм разрезали сухарным ножом, ноги опустили в ледяную воду; пальцы точно оказались обмороженными.
- На велосипеде! - не мог прийти в себя пекарь.
Гостя уложили в постель, и в ту же минуту безмятежно, словно новорожденный, он заснул.
Весной Югорский Шар оживает..
Конец июля, начало августа - разгар заготовок. Агенты без сна, сбиваются с ног. Зайцев по суткам выпекает хлеба. Урожай песцов богатый, - хлеба и товаров нужно больше, чем предполагалось.
Все заняты по горло. Солнце тоже не спит.
Только Травин не находит себе места. Вот уже несколько месяцев, как он в Хабарове. Создалась бытовая неловкость: ел и пил он с общего стола, а пая не вносил.Пальцы давно зажили, - следовательно, пора двигаться в путь. Людей занятых раздражало его безделье.
Наконец он решил уехать, избрав направление Вайгач - Новая Земля.
На севере тундры не растет даже карликовая береза. Доска - богатый подарок. Травин выпросил у фактории несколько досок, сохраняемых, как особенная ценность, на случай ремонта пекарни, и приступил к сооружению лодки. Спустя две недели она была готова. С мачтой и парусом лодчонка, в которой можно было лишь сидеть, при чем ноги упирались в нос, а спина касалась кормы.
30 июля, с утра, разыгрался шторм. Из Карского по проливу гнало в Баренцово пловучие льды.
Травин чисто выбрился в дорогу и спустил лодку. Сколько ни дергал за обрывки веревок, паруса не слушались. Набежавшей волной лодчонку залило, и она беспомощно валялась на гальке, как намокший коробок от спичек. Травин вытряхнул ее и вновь сдвинул к воде.
Все хабаровцы высыпали провожать.
Гуртом вывалили из чумов самоеды, видевшие велосипед впервые. Неожиданность знакомства так поразила их воображение, что они прозвали травинский велосипед «сухим оленем». Они разинули рты, узнав, что «сухому оленю» совсем не нужно искать ягель и что на него не садится овод.
Понятно было их волнение, потому что лохматый человек, владелец столь чудесного «сухого зверя», уезжал навсегда.
С большим трудом Травин отошел от берега. Управляя левой рукой веревками, другой вычерпывая воду, лавировал меж льдин. Соленые брызги слепили глаза. Ветер усиливается, волны дыбились все выше и злее. Лодка то вовсе скрывалась, то, как блоха, выскакивала на гребень.
Самоеды, привыкшие ко всяким превратностям стихии, кричали от удивления: «Хо! Хо!»
- Какой герой! — воскликнула сентиментальная фельдшерица.
- Да, это не блин испечь, - соглашался Антон Иванович, прибежав в фартуке и с оголенными руками прямо от теста. - Только, извини, стыда во лбу нет. Чудаку работать бы... Чего зря кидаться!
В бинокль видели, как у мыса Травина со всем сооружением бросило на камни. Однако через полчаса он снова упрямо плыл.
На третий день на отливе нашли руль.
Позднее стало известно, что у бухты Варнека лодка затонула, но Травин успел выбраться на берег.."
ВИКТОРИН ПОПОВ. НИКЧЕМНЫЙ ГЕРОЙ 1932.(в сокращении)
Фото 2 от псковского музея-заповедника
--------------------------------------
Летних фотографий становища Хабарово всех лет в интернете очень мало, практически нет фотографий хорошего качества с воздуха и наша задача восполнить этот пробел.
На данный момент экспедиция из разряда возможной переходит в реальную, благодаря вам, моим друзьям..
Поддержать нас с Северком можно абсолютно любой суммой на мою карту сбербанка 4276 8402 6414 1266.
Пожалуйста сообщайте в личку, если сделаете перевод.
Для нашей обычной многодетной семьи самим сейчас собрать средства на экспедицию было бы немыслимо. Поэтому очень тронут, что в наше непростое время меня поддержали:
Ольга Анатольевна С.
Татьяна Валентиновна В.
Владимир Александрович Ш.
Михаил Юрьевич В.
Максим Викторович В.
Елена Михайловна Н.
Илья Яковлевич К.
один перевод без подписи.
Хотя я реально понимаю степень риска и возможные последствия от посадки на непроверенном месте побережья или тундры.
А ведь в такие интересные места Арктики должны постоянно летать самолеты Малой Полярной авиации.
Фото 3. Хабарово с самолета Северок март 2017г.
В ближайшей заметке продолжим не менее интересные исторические экскурсы и рассказ о поездке в Москву на фирму Bask.