Всем добрый день!
Вот наконец то у меня и появилось время, что бы озвучить здесь мнение нашей компании по поводу установки масляного радиатора .
История этого вопроса уходит в прошлое тысячелетие, а именно в середину девяностых, когда мы создавали наш самолет А-22. В то время, требования к установки масляного радиатора были не такие жесткие и однозначные, как в действующей сейчас инструкции, и он был установлен штуцерами вниз из компоновочных соображений. В течении длительного срока эксплуатации в различных условиях, нами не было выявлено никаких недостатков такой установки маслорадиатора, что бы заставило нас поменять установку. Это так же подтверждается опытом эксплуатации известного итальянского производителя.
Радиатор полностью заполняется маслом, что подтверждается недавним экспериментом владельца нашего самолета из Днепропетровска. «Воодушевившись» жаркими спорами на этой ветке, он установил две термопары на радиатор: одну вверху, а одну внизу. Во время буксировки планера Янтарь, им было снято видео приборной доски с показаниями температур на поверхности радиатора. Так вот, температура вверху радиатора была БОЛЬШЕ чем внизу. Это объясняется близким расстоянием верхней части радиатора к коку винта, где скорость потока меньше. Но, если бы радиатор заполнялся частично, температура верхней части радиатора была бы ниже.
По поводу заполнения маслом пустого радиатора, расположенного штуцерами вниз, я представляю себе следующую картину:
Радиатор, это не просто перевернутый вверх дном сосуд. Он состоит из двух вертикальных объемов, соединенных горизонтальными сплющенными трубками. Масло имеет вязкость, из за чего вертикальный объем со стороны подачи масла заполняется быстрее, чем горизонтальные каналы меньшего сечения. Фактически, масло заполняет горизонтальные каналы одновременно, а теоретически, в радиаторе может остаться ничтожно малое количество воздуха, которое ни на что не влияет.
Масло, конечно, вытечет радиатора, если его наполнить и перевернуть штуцерами вниз, но если он соединен наполненными маслом шлангами это маловероятно. Один конец шланга соединен с маслобаком, где трубка погружена в масло, а другой конец с маслонасосом. Так как маслобак расположен ниже двигателя, все масло из системы смазки может полностью стечь в него при длительной стоянке ВС. Правда, для этого, ему придется просочиться по каналам смазки двигателя, поры фильтрующего элемента маслофильтра и минимальные зазоры зубчатой пары маслонасоса. Если это, в конце концов произойдет, разница в установке маслорадиатора «вверх» или «вниз» будет небольшой - все равно, в начальный период времени, в подающей магистрали будет воздух. Так что, после долгой стоянки стоит сделать холодную прокрутку двигателя и радиатор (вне зависимости от установки) заполнится маслом.
Но все это технические вопросы, которые понятны многим. А что касается представителя «Авиагаммы», мне, с точки зрения этики, его поведение непонятно. Складывается такое впечатление, что они долгие годы имели неоднократные случаи выходы из строя двигателей наших самолетов, обсуждали этот вопрос с нами, безрезультатно пытались нас в чем-то убедить и, в конце концов, когда все методы иссякли, решили защитить свою (и двигателя) репутацию, опубликовав открытое письмо что бы все видели. Но этого всего не было, в том числе и ремонтов двигателей наших самолетов из-за установки радиатора. А вместо этого были разговоры с владельцами наших самолетов, запугивая их безрадостной перспективой отказа от гарантийного обслуживания, вне зависимости от причины, а только по признаку «неправильной» установки маслорадиатора.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, что бы избежать отказа в гарантийном обслуживании, мы предлагаем нашим будущим заказчикам возможность покупки самолета с двигателем, купленным у другого дилера и установленным на самолет в условиях нашего предприятия.