1. По срокам изготовления уже все давно в курсе дела. Причина - поставка редуктора несоответствующего качества. Соответственно, ожидание на пересылку и переделку оного из Владивостока.
2. Эти редуктора «сопливят», практически на все. Расход масла 2…3 грамма /час. Как мы не пытались бороться с этой проблемой, вместе с производителем, добиться особо ничего не смогли. На том и порешили, что расход масла неактуальный, имея 900 грамм залитого в редуктор. Причем об этом нюансе знают все.
3. Шланги в топливной системе, что находятся под давлением, использованы Gates, 350руб/метр. На заборе топлива, где диаметр от 14 мм до 16мм, увы, подобных шлангов найти не удается, поэтому применены отечественные МБС. Шланги на системе охлаждения (основные) – это нержавеющая гофра. Переходники – силиконовые. На расширительный бачок и систему отопления, где диаметр 16 мм, установлены отечественные МБС.
4. По ремню раскрутки, заказчик мне звонил. Рекомендации были приняты (подложить шайбы под крепление муфты сцепления). Небольшое несоответсвие в плоскости вращения, как показала практика, в клиновых ремнях допускается. Судя по фото, что было выслано мне еще в феврале, это было порядка 3 мм, на межцентровом более 250 мм. При облете, был выявлен брак ремня раскрутки, имеющий обрыв в клиновой части. Замена ремня произведена на месте. Поскольку стоимость этих ремней небольшая (порядка 50 руб), посчитали как расходный материал. Более, претензий предъявлено по нему не было. При приемке аппарата, соответсвенно тоже. Т.е. заказчик был осведомлен о том, какие применяются ремни.
5. Распорка (подкос) муфты сцепления установлен одинаковый на всех аппаратах. Во Владивостоке, налет уже под сотню часов на Ворон-02м ( а там СУ точно такая же), На Егере, который ушел в Туру, тоже самое, вобщем, ни у кого этого не случилось. Возможная причина поломки – нарушение порядка и технологии сборки и установки муфты сцепления на редуктор, при замене двигателей.
6. То что гибкий вал терся о стенку капота – да. Для этого было наклепано усиление из Д16Т. То что вал протерся почти, слова не было сказано, в переписке с заказчиком. Сумели доработать по своей схеме – честь и хвала. Этот опыт я перенял. Делать из этого проблему – несерьезно.
7. Гибкий вал, мог касаться бачка антифриза. Но, чтобы резина перетирала полиэтилен…Думаю, это можно решить, либо установкой антифрикционной прокладки из фоторопласта под ленту крепления бачка, либо посредством хомута, на гибком вале, отодвигающем его от бачка.
8. «Доводчики» на дверях, в принципе, могут перестать работать, при низких отрицательных температурах. До температур -10 град, работают нормально. Установлены исключительно для удобства. Раньше и без них обходились. Стоимость этой детали 80 руб.
9. Следы на проставке масляного фильтра, показывают то, что я проверял работу термостата, не более того. Термостат мог оказаться бракованным, назвать его дешевым, вряд ли получится – стоимость 5 тыс. руб. От этого никто не застрахован. Претензий по нему предъявлено не было.
10. Датчик с прибором я предлагал заказчику, в чего он и не отрицает. Из разговора, с заказчиком, при выдавливании пробки распредвала, в полете, на загорание лампочки аварийного давления масла никто и не смотрел. Возможно, поскольку был установлен комплексный прибор, имеющий вместо лампочек светодиоды, его могло быть плохо видно. Но факт того, что никто на него не глянул, был выявлен из личного разговора.
Вторым, немаловажным фактором, того что не сработал (или не посмотрели на прибор аварийного давления масла), было то, что количество масла, которое слили из поддона, при выявлении причины выдавливания пробки распредвала, было в районе 1 литра, что может говорить о том, что аварийный датчик давления масла мог и не срабатывать, поскольку давление в системе было.
11. Это факт мог иметь место, т к. переходник был сделан исходя из схемы топливной системы. При проверке на герметичность, после изготовления, недочетов выявлено не было. В процессе облета, также, не выявлено. Претензий предъявлено не было.
12. При личном разговоре с заказчиком, все заводилось и работало. Если оставлять аккумулятор на морозе на ночь, естественно, он теряет емкость. Тем более, что и двигатель тоже замерзает. Не всегда и 60-ти амперным заведешь. По крайней мере, на предыдущих аппаратах, мне неизвестно, что с этой проблемой сталкивались. Подобными АКБ комплектуются многие ЛА.
13. Крепление датчика давления топлива, было сделано достаточно надежным. См фото. При замене двигателей, могла быть нарушена технология установки и сборки. По установке нового двигателя, также как и его снятия, со мной никто не связывался и не консультировался. Все работы производились заказчиком самостоятельно.
14. Раз вопрос исчерпан, то и говорить о нем незачем.
15. При личном разговоре с заказчиком, при возникновении данного вопроса, была дана рекомендация ослабить гайку крепления колонки управления по тангажу. Что и было сделано. Работы на 10 мин. Вопрос был исчерпан. На этапе приемки, претензий не предъявлялось.
16. Оооочень тяжелый – это не цифра. Согласно ФАПу, он проходит по категории ЕЭ ВС, т.е. автожиры с взлетным весом до 700 кг, с количеством человек на борту не более двух. То что он тяжелее, когда залито 150 л топлива и сидят два дядьки по 100 кг, это естественно. Но все знают, как это обходят – исходя из веса пустого 435…450 кг, в РЛЭ прописывается пилоты по 80…85 кг – 2 чел. И топливо почти 100 кг. Эта уловка применена на многих ЛА.
Если внимательно слушать Ламеко, который вел тот семинар, то можно услышать: -«я на Егерях не летал и тд. И т.п.» А далее идут рассуждения о полетах блинчиком, не летавшего на Егерях человека. При личном разговоре с Димой Шадриным, который имеет место обучать заказчиков Егерей, до меня было доведено, что устойчивая скороподъемность вдвоем – 2 м/сек. Как-то для ооочень тяжелого аппарата неплохо. Да и что тут говорить заказчик все видел своими глазами и имел возможность выполнить со мной пару полетов, причем на разных Егерях. Т.е. полностью осведомлен о технических и летных характеристиках автожира Егерь. Да и на многих моих видео, в Ютубе, видно, что развороты выполняются с углом не менее 45 град ( можно и больше), что соответствует требованиям к этому типу ЛА, и что никак нельзя назвать полеты «блинчиком».
На предыдущем Егере, Дима Шадрин, выполнял все автожирные маневры ( парашютирование и т.д.) о чем мне лично рассказывал АС-15.
Причину отказов двигателя на его аппаратах, мы давно определили. О чем нынешний заказчик был извещен. Я не скрываю, что конструкция бака была недоработана. Причина поломки аппарата была обсуждена с истинным владельцем автожира, коим АС-15 не является. А основная причина – это не выполнение требований настоящего владельца о запрете полетов без осведомления оного и запрете полетов с прежней площадки, в переходные периоды, когда «зимник» растаял. Что собственно, не обеспечивало безопасной посадки, в случае отказа двигателя. Указание владельца, летать только с аэродрома, расположенного в нескольких километрах, было проигнорировано. Т.е. при выполнении требований владельца аппарата, проблема решалась бы рядом с уцелевшим Егерем. С владельцем Егеря, было принято обоюдное решение на восстановление аппарата. Это наши дела и ничьи больше.
Но, на следующем аппарате, баки уже были установлены. Произведена доработка, которая не потребует большого времени на переделку баков. Тем более, что постоянно шло давление, со стороны заказчика, на неуместные сроки. Эта доработка было одобрена самим заказчиком.
По сему, должен сказать, что возникшие проблемы должны решаться на уровне производителя. По факту, претензий, ни по одному из пунктов( кроме сроков поставки) предъявлено не было. Практически все они решаются на месте без особых затрат и проблем. Было бы еще понятно, если бы мне вся информация была предоставлена, а я бы проигнорировал. Я открыт всегда для общения, и всегда чем могу – помогу. Бывали и командировки на место, где проводились нужные доработки. Ни у кого из предыдущих заказчиков никогда не возникало мысли, каким-то образом обхаять меня и мои аппараты.
Практически все покупатели приезжали ко мне и общались лично, да и не один раз.... Видели технику своими глазами, щупали своими руками. Многие летали со мной. Никого не принуждали приобретать. Все были довольны.
Считаю, что человек, решивший летать, должен быть подготовлен в техническом и теоритическом плане. Что мелки ремонты и регламенты придется выполнять самому или с помощью специалиста. Сервисов, подобных как для автомобилей нет.
Тем более, что всем – я повторю – ВСЕМ заказчикам, я довожу до сведения, что автоконверсии не дают гарантии безопасных полетов и, что для обеспечения оной, необходимо устанавливать авиационные двигатели. Но, как правило, люди стараются экономить. На моей памяти, лишь один заказчик, согласился со мной, и, сейчас проводится ремоторизация Егеря под двигатель Лайкоминг 0-360.
После произошедшей аварии с двигателем Егеря БЛГ, на этапе установки другого двигателя, всякое общение, заказчик со мной прекратил. Все втихую. По информации от третьих лиц, кто был в курсе происходящего, местные БЛГ-субаристы, причину выдавливания пробки распредвала, определили в перемерзании клапана картерных газов. С этой проблемой я не сталкивался ни на одном из Егерей и Воронов, хотя и зимой летали, и в межсезонье.
Воспитание и подготовку, данного заказчика, не вижу смысла обсуждать.
Всем известно, что ничего идеального не бывает, а ту или иную ситуацию можно выставить под разным соусом. При наличии определенного желания, найти проблемные места ничего не стоит даже на серийной технике, созданной огромными заводами и КБ. Чего уж говорить о технике, собранной в индивидуальном порядке..... Считаю, что цель этой ветки – дискредитация меня и собранных мной аппаратов.
Специалистов и грамотных людей - скорее всего улыбнет, поскольку решение большинства проблем - на ладони. Было бы, как говорится, желание... Я прекрасно помню как выжили с форума Юру Корнеева усилиями лишь пары человек.