БПЛА для АХР

To L-Weg: Здравствуйте!
Мой проект, к сожалению, не замок на песке, и не плод воспаленной фантазии страдальца по небу (сам - пилот Ил-76 в прошлом).
"Приходится гадать: подкосный высокоплан, низкоплан, среднеплан или интегрированное летающее крыло ..."
А другие компоновки в голову не приходят? Пока не выложил хотя бы три вида, виноват, на днях будут. Но они есть, и чертовски не похожи ни на что из того, что уже не раз обжевывалось на этих страницах. Весовые характеристики Вас не удивили? Я же говорил, что "классика" в компоновке себя уже исчерпала.
Есть расчеты на прочность. Учтена и развесовка как груженного, так и пустого ераплана.

"О технологии сборки не сказано"
Сказано: будет только люминь! Хотя бы по максимуму. Иногда - сталь конструкционная. Из этого все остальное - ежу понятно. Пластик хорош для покатушек. В поле с ним ничего не сделаешь. К тому же, он не любит знакопеременных нагрузок, работает лучше всего только на растяжение (на сжатие у него преимуществ перед металлом - кот наплакал), требует защиты от ультрафиолета. Ну и дальше - по мелочи (технология работы, слабая ремонтопригодность, боится сырости, перегрева и т.д.). А стОит - мама-не-горюй! Кому от этого будет хорошо?

"По управлению ЛА и автоматике вопросов к вам нет, там тысячи человеко-часов работы с кучей геморроя."
Это все было, да! Но раньше. Теперь даже на авиамоделях такие автопилоты, что просто фантастика! Ни о каких тысячах человеко-часов работы нет и речи! Да, надо все состыковать. Нужна работа по схемотехнике. По управлению есть только одна сложность - рулевые машинки для управления элеронами: авиамодельные не потянут, а самолетные - уж больно и дороги, и велики, и требуют целых гидросистем, а их заводить не хочется (вот там геморроя хватит!).

"Здесь вы материальной поддержки не найдёте."
А я и не просил ее. Пока - это шкура неубитого медведя. Сначала нужен рабочий проект.
Я надеюсь на обмен опытом с теми, кто уже работал на химии, и может подсказать, на что нужно обратит внимание, а что - само собой получится. Какие параметры важны и какие нужны размерности этих параметров. А проектировать "хрустальные замки" и без меня в достатке есть кому.
Говорят, что "верблюд - это лошадь, созданная с учетом пожеланий заказчика". Примеров таких "верблюдов" в авиации - пруд пруди. К чему еще новые? Нужно понимание того, для чего проектируешь, а не "хотелки" заказчика.

Любопытно то, что никто не поинтересовался аэродинамикой аппарата. А ведь с нее начинается проектирование самолета. Все остальное привязывается к ней по любому. Все самолеты похожи друг на друга, а летают - по-разному. Почему? Аэродинамика у них разная, даже в пределах одного типа. Ну, не надо - значит не надо.

To Mir:
БПЛА не только доказали свою необходимость. Им пора появиться на наших полях. Поля кривые? Я не сказал, что они будут везде применимы. Поля есть всякие. А сколько таких кривых полей есть в сравнении в нормальными, где БПЛА сработает? В процентах, плиз! А как давно были похороны последнего из разбившихся "химиков"? Я не буду вопрошать про то, сколько их, похорон, было.
Напомню: компьютер создали для решения однообразных, повторяющихся задач с типовым (!) набором входных данных. В остальных случаях - только Человек. Как происходит работа на гоне? Не так же ли? Тогда почему бы там не пожужжать БПЛА? Конечно, такой БПЛА появится не завтра, за час его не сделать. Работы по нему - много! Сегодня важно определить, сколько осталось оборудования (и хим., самолетного) для Ан-2 в природе, и можно ли это реанимировать для дальнейшей работы. Чтобы не заниматься проектом для самоудовлетворения. У меня этих данных, к сожалению, нет. Не езжу я по полям страны!
Есть у меня и проект "членовоза". И тоже - не "классика". Но это может и подождать.

Обсуждение деталей проекта - с теми, кто будет им заниматься. Иначе - это как сексом заниматься на площади. А заниматься этим аппаратом сегодня нужно.
Одна мудрость говорит: "Дорогу осилит идущий". Так кому со мной по пути?
Наброски проекта "колхозника" - на указанном сайте (выше по странице).
Представил , как истекает пОтом оператор Трехтонного "химика-БПЛА" , работающего по коротким гонам , в окружении ЛЭПов и лесопосадок ....Бррр-р..
 
Cthutq
Не скажу как сейчас , раньше частенько сталкивался с несоответствием площадей фактических и по документам, агроруководство "заначки" себе делали. При сегодняшней цифровизации такое скорее всего можно исключить, но иметь ввиду нужно. И вообще на АХР проблемы возникали почти каждый день и практически ни откуда.
 
Представил , как истекает пОтом оператор Трехтонного "химика-БПЛА"
Здравствуйте! Не все так печально. В мире есть место всем, не только пилотам или БПЛА. У каждого - своя работа. Я уже обращал внимание на то, что есть разные поля и разные условия работы. Вот, почему водители своих авто чаще бьются на прямых участках дороги? Почему в Америке на бескрайних просторах дикого Запада дороги делали с изгибами? Ведь там чаще всего объезжать было нечего? А все потому, что монотонность утомляем хуже всего. Человек притупляет бдительность, засыпает за рулем, в результате - печалька! Согласен, есть такие поля, что только успевай поворачиваться. А есть и такие, что за день можно с ума сойти от однообразия работы. Вот в этом случае и надо пустить туда БПЛА. Пущай жужжит! А оператор - он сидит в тенечке (если не лень себе такой организовать). Между полетами перебил точки GPS в маршруте, поднял БПЛА в воздух, включил автоматику - и наблюдай себе, как оно работает, через систему FPV. А, если надо, то и вмешался в управление пепелацем для обхода "неожиданностей". И - снова на автомате. Я так себе это представляю. Потому я и не собирался делать пепелац бОльших размеров, чем уже посчитал - оператор тоже человек, он не сможет целый день рулить без отдыха. А сколько в БПЛА тонн - так это важно только для его загрузки и частоты возвращения на базу для очередной заправки. Ваши самолеты - тоже не пачка печенья по весу. Но Вы же не надрываетесь таскать эти килограммы на себе весь день. К тому же, 1700 кг - это полная загрузка. Она полностью будет использоваться лишь при подкормке. В остальных случаях - загрузка по необходимости. Вот, скажите, сколько времени в день у Вас уходит на подлет к полю и возврат на точку для дозаправки? А теперь представьте, что этого делать не надо. Все, что надо для работы - у Вас уже загружено. На сколько поднимется Ваша результативность?
 
Cthutq
Не скажу как сейчас , раньше частенько сталкивался с несоответствием площадей фактических и по документам, агроруководство "заначки" себе делали. При сегодняшней цифровизации такое скорее всего можно исключить, но иметь ввиду нужно. ...
Здравствуйте! Никаких возражений! Но на то и есть и карты снимков из космоса, и GPS, и прочие заморочки, существенно изменившие условия работы и подходы к решению ТИПОВЫХ задач. И они - в открытом доступе. В конце концов, определение точек маршрута - это задача оператора. Ну, и цифровизация ему в помощь!
 
У вас заявленная площадь 60 м2. А как "ероплан" будет ветер переносить и "ка-ка-качество" внесения при таком ветре?
 
У вас заявленная площадь 60 м2. А как "ероплан" будет ветер переносить и "ка-ка-качество" внесения при таком ветре?
Здравствуйте! У "летающего крыла" изначально невысокая нагрузка на площадь крыла, поэтому оно более "чувствительно" к болтанке. Согласен. Но "рабочая" высота полета при внесении удобрений - ориентировочно 3-5м при размахе 20м. На этой высоте ветер еще не так силен, чтобы уж очень досаждал. Думаю, что в этом случае разнесение жидких удобрений по ветру не будет таким уж фатальным. К тому же, при каком ветре Вы собираетесь работать? На дельте или на "Бекасе" высота полета при этом будет ли не больше, а разнос - меньше? "Рабочая высота" кажется неправдоподобно малой? Думаю, что радиовысотомер (до 10м, а они есть даже на AliExpress'е) (не барометрический!) справится с такой задачкой (да, он покажет высоту или от травяного покрова, или от ближайшего уровня залегания грунтовых вод, или от снежного покрова, но все это учитывается оператором на месте). А с ветром пусть автопилот борется. Он смогет! И запас аппарата по крену до столкновения с рельефом - около 15 градусов ( до зацепа консолью и стойкой шасси одновременно).
 
Дистанционно управляемый самолет ТР-101 Мы тоже пробуем сделать химик, правда поменьше -максимальной массой 600кг. Двигатель Хонда Л15, винт лугапроп Ф1.8м. Все купили. Варим фюзеляж. В Таганроге делают крыло. Весной мечтаем полетать. А летом на МАКС.

444.jpg
 
Здравствуйте! Не все так печально. В мире есть место всем, не только пилотам или БПЛА. У каждого - своя работа. Я уже обращал внимание на то, что есть разные поля и разные условия работы. Вот, почему водители своих авто чаще бьются на прямых участках дороги? Почему в Америке на бескрайних просторах дикого Запада дороги делали с изгибами? Ведь там чаще всего объезжать было нечего? А все потому, что монотонность утомляем хуже всего. Человек притупляет бдительность, засыпает за рулем, в результате - печалька! Согласен, есть такие поля, что только успевай поворачиваться. А есть и такие, что за день можно с ума сойти от однообразия работы. Вот в этом случае и надо пустить туда БПЛА. Пущай жужжит! А оператор - он сидит в тенечке (если не лень себе такой организовать). Между полетами перебил точки GPS в маршруте, поднял БПЛА в воздух, включил автоматику - и наблюдай себе, как оно работает, через систему FPV. А, если надо, то и вмешался в управление пепелацем для обхода "неожиданностей". И - снова на автомате. Я так себе это представляю. Потому я и не собирался делать пепелац бОльших размеров, чем уже посчитал - оператор тоже человек, он не сможет целый день рулить без отдыха. А сколько в БПЛА тонн - так это важно только для его загрузки и частоты возвращения на базу для очередной заправки. Ваши самолеты - тоже не пачка печенья по весу. Но Вы же не надрываетесь таскать эти килограммы на себе весь день. К тому же, 1700 кг - это полная загрузка. Она полностью будет использоваться лишь при подкормке. В остальных случаях - загрузка по необходимости. Вот, скажите, сколько времени в день у Вас уходит на подлет к полю и возврат на точку для дозаправки? А теперь представьте, что этого делать не надо. Все, что надо для работы - у Вас уже загружено. На сколько поднимется Ваша результативность?
Ну вот и пришли, за что боролись........, короче на сложных полях перехреначим пилотов...., а другие поля и наземка забубенит в десятки раз дешевле...
Думаю не так поставлена задача и выхлоп будет 0... БПЛА чёб заменить и сохранить человека, а не вогнать его в худшие условия работы...
 
Думается, БПЛА должен брать минимум пол тонны раствора, работать с минимум 15-20 метров, большой каплей и хорошо бы винтокрыл, дабы была мобильность, короткие дистанции подлёта, взлёт с любого пяточка.
Так основное и незаменимое значение данной машины, в быстроте решения задачи, работе в промежутках между осадками, обработка садов и лесных массивов.
 
Думаю 250кг химии. Попробовать так, а там видно будет. Увеличить дело техники. Я думаю главное отработать электронику и технологию на небольшом. Хотя этот крупнейший в мире будет. Тут еще есть интересная возможность ночной работы, которая для обычной авиации запрещена. Она может дать существенную производительность и эффективность. И еще много плюсов.
 
Здравствуйте, пилоты! Вы неправильно расставляете акценты в проблеме. "Перехреначить пилотов" никто не собирается. Просто есть варианты, когда пилоту работать скучно, не интересно. Другая крайность - когда по условиям полетов БПЛА может и не справиться. Железяка, все-таки!.. Верно подметил т. borissg про ночную работу. И в "окнах" по погоде можно будет его запускать. Ведь это Вы работаете для фермеров, а не фермеры существуют для вашего счастья (хотя счастьем это назвать сложно). Важен конечный результат - урожай. Тут должно быть ваше взаимодействие с БПЛА, не противостояние. По поводу грузоподъемности уже говорил, что аппарат сочинялся на замену Ан-2, с возможностью подкормки посевов, где расходы идут до 150-200 л/га. Кто еще может похвастать таком расходом? Ну, и его дневная производительность была ориентиром для проекта. Отсюда - и грузоподъемность. Будет меньше - загрузки хватит только на один гон. А что это такое - не мне вам рассказывать. При других работах такая грузоподъемность может стать и излишней. Но здесь можно будет аппарат один раз загрузить - и пусть весь день жужжит. Он жрать не просит. Только операторов вовремя меняй. Повторюсь - я предлагаю проект. Окончательного решения еще нет. Размеры и размерности - это Ваше мнение.
" ... хорошо бы винтокрыл ..." Хорошо бы? А почему Ми-2 исчез с полей еще раньше, чем Ан-2 ? Только не говорите про его ресурс. Он был ЖУТКО не экономичным для этой работы. Статистика показывает, что стоимость обработки 1 га с Ми-2 обходилась колхозам более чем в 2 раза дороже, чем с Ан-2. Из плюсов Ми-2 - только керосин вместо Аи-95. И всё!!! Для сравнения: Ми-2 брал бак на 600л, Ан-2 (на такую же работу) - на 1200л. Помножьте это на скорость обработки - и вопросы сами исчезнут. Любой винтокрыл может поднять груз только вместе с собой. Значит, он поднимет себя, любимого, плюс то, что ему нагрузили. Ми-26 поднимает до 20 тонн груза. Но в воздухе находится 50 тонн! И топливо жрется для подъема этих 50 тонн. С арифметикой сложно спорить. Что вертушка листики растений переворачивает при своем пролете - конечно, хорошо для обработки, инсектицидами. Но! Когда покупают авто, смотрят не только на то, как будет в ней смотреться новый хозяин, но , в первую очередь (чаще всего) - сколько придется отвалить за это счастье и сколько надо будет платить за его содержание. Да и у вертушки ограничений не меньше, чем у крылатого пепелаца. Просто они немного другие. Выходит, что хрен редьки не слаще?
Более важный вопрос сегодня в другом: сколько осталось в хозяйствах химоборудования от Ан-2 (и запчастей от самолета, и наземного оборудования...), можно ли его реанимировать для дальнейшей работы (время, знаете ли, неумолимо)? И, значит, стоит ли под это счастье колхозить аппарат? Тогда станет понятным: какие размеры аппарата будут самыми нужными? Под какие расходы планировать нагрузку аппарата? Знаете, спросите у любого станочника: "Что самое важное в станке (токарном, фрезерном ... не важно)? Он ответит:"Тумбочка!" (т.е. тот заветный шкафчик, где лежат приспособы для этого станка: резцы ,фрезы и т.п.). Потому, что без этого любой станок - просто железяка, цацка.
Где искать ту золотую середину, которая позволит осчастливить как можно больше и пилотов, и фермеров? А забабахать нечто подобное немецкому танку "Маус" (весом в 200 тонн) много ума не надо. Только, что с этим потом делать?
Что должна делать электроника - более-менее понятно. Надо найти того, кто сможет это материализовать. Но это - уже другая тема.
 
То Штирлиц:
"Думается, БПЛА должен брать минимум пол тонны раствора, работать с минимум 15-20 метров, большой каплей и хорошо бы винтокрыл, дабы была мобильность, , взлёт с любого пяточка. "

Про винтокрыл уже написал. Не согласен! "... короткие дистанции подлёта ..." Для этого нужна хорошая скороподъемность. Компоновка предлагаемого аппарата - "летающее крыло". Оно обладает малой нагрузкой на площадь крыла, и, естественно, хорошей скороподъемностью. Даже если кратковременно ("прыжок") - ему это не втягость. Поэтому эти аппараты более чувствительны к болтанке. Но болтанка (реальная, не подергивания) начинается много выше, или при свежем ветре.
А полтонны раствора - легко! Объем баков под химбяку - по 850 л. Этот раствор размещается в двух крыльевых баках в консолях крыла и значительно разгружает крыло в полете (усилия в поясах лонжерона по оси симметрии аппарата по расчету меньше, чем при центральном баке, почти в 8 раз) .
И на колесах от Ан-2 при взлетном весе аппарата под 3000 кг с полной загрузкой (а у Ан-2 было до 5500кг) и почти той же общей мощностью двигателей, что у Ан-2, - не думаю, что "взлет с пятачка" станет проблемой.
 
Здравствуйте! Не все так печально. В мире есть место всем, не только пилотам или БПЛА. У каждого - своя работа. Я уже обращал внимание на то, что есть разные поля и разные условия работы. Вот, почему водители своих авто чаще бьются на прямых участках дороги? Почему в Америке на бескрайних просторах дикого Запада дороги делали с изгибами? Ведь там чаще всего объезжать было нечего? А все потому, что монотонность утомляем хуже всего. Человек притупляет бдительность, засыпает за рулем, в результате - печалька! Согласен, есть такие поля, что только успевай поворачиваться. А есть и такие, что за день можно с ума сойти от однообразия работы. Вот в этом случае и надо пустить туда БПЛА. Пущай жужжит! А оператор - он сидит в тенечке (если не лень себе такой организовать). Между полетами перебил точки GPS в маршруте, поднял БПЛА в воздух, включил автоматику - и наблюдай себе, как оно работает, через систему FPV. А, если надо, то и вмешался в управление пепелацем для обхода "неожиданностей". И - снова на автомате. Я так себе это представляю. Потому я и не собирался делать пепелац бОльших размеров, чем уже посчитал - оператор тоже человек, он не сможет целый день рулить без отдыха. А сколько в БПЛА тонн - так это важно только для его загрузки и частоты возвращения на базу для очередной заправки. Ваши самолеты - тоже не пачка печенья по весу. Но Вы же не надрываетесь таскать эти килограммы на себе весь день. К тому же, 1700 кг - это полная загрузка. Она полностью будет использоваться лишь при подкормке. В остальных случаях - загрузка по необходимости. Вот, скажите, сколько времени в день у Вас уходит на подлет к полю и возврат на точку для дозаправки? А теперь представьте, что этого делать не надо. Все, что надо для работы - у Вас уже загружено. На сколько поднимется Ваша результативность?
Дааа...нелегкий путь Вы себе выбрали. БПЛА-химик , это не ударный беспилотник , это и не разведчик , которые при своей работе обеспечены запасом высоты и отсутствием тех эволюций , без которых не обойтись на АХР. Причем , очевидно , что БПЛА-СХ со своим оператором , не обойтись без средств автоматического управления (САУ) , которое еще должно вовремя РАСПОЗНАВАТЬ препятствия и не позволить СТОЛКНОВЕНИЯ с ними в очень короткий временной отрезок , Сколько будет стоить начинка этого "химика" , можно только догадаться . К примеру, у современных авиалайнеров самая дешевая часть , это сам планер самолета. Вот и прикиньте , насколько будет востребован сей девайс , со своей СТОИМОСТЬЮ в чисто дотационном Сельском Хозяйстве. Весь смысл и привлекательность этого проекта заключается в вытеснении человека с Опасных участков этого вида работ.Но как он (БПЛА-СХ) , с аэродинамической схемой самолета , быстро добьется совершенства ..вопрос не скорый. На больших площадях , с минимумом препятствий , "это и дурак может" , а вот на небольших , да еще с препятствиями...
 
По теме винокрыла.
Знаете, в чем капкан при изготовлении вертушки? В несущем винте. Сделать его "на коленке" - не реально. Мне это ни рассчитать, ни сделать. Делать эксперименты на пару летных часов с последущим обязательным крашем - не мое. Да и ни нужды, ни охоты возиться с ним - никакой. Я уже понял сложность такой самоделки, и не возьмусь за нее. А по части его пилотирования - спросите у "вертушечников". Они вам скажут, что переучить пилота вертолета на самолет - может и получится, а наоборот - и не парьтесь! Квадрики летают более-менее устойчиво только потому, что при их малюсеньких размерах в их конструкцию и в автоматику уже заложена гиростабилизация, которая работает без вашего участия от слова совсем. А те, кто покупает такие игрушки с большим несущим винтом (от метра и больше) - они вам расскажут, что такое управление такой машиной, или машиной побольше.
 
На больших площадях , с минимумом препятствий , "это и дурак может" , а вот на небольших , да еще с препятствиями...


на небольших если не дурак то справится быстро устать не успеет
 
На больших площадях , с минимумом препятствий , "это и дурак может" , а вот на небольших , да еще с препятствиями...


на небольших если не дурак то справится быстро устать не успеет
Прошедший сезон показал , что "дураков" еще предостаточно и этому нет конца..
 
То FLY 116

Здравствуйте! Спасибо за понимание! Но Вы заблуждаетесь в оценке сложности такого аппарата. Поясню.
1. На БПЛА нет человека. Значит, огромное количество систем, обеспечивающих жизнедеятельность пилота, просто не нужно. А все это - вес, часто необходимый, но в данном случае непродуктивный . Его - за борт! Плюс к этому, много из самолетных систем, принадлежащих большим самолетам, тоже не нужны. Гидросистема, система вентиляции - ни к чему. Пневмосистема - ну, эта еще для тормозов понадобится. Электросистема - без нее никак. Но большинство агрегатов управления думаю кормить электричеством - по массогабаритным показателям - вполне приемлемо. Чем питать агрегаты химоборудования - пока не знаю состав этого оборудования. Но, думаю, там видно будет, и много оно не попросит. Топливная система - по минимуму. Раз нет пилота - кто будет контролировать ее работу? Только датчики и телеметрия.
2. Автоматика. Сегодня автоматизированные системы управления авиамоделями настолько развились, и у наших желтолицых братьев они настолько доступны - что только бери и делай. Почему не воспользоваться их предложением? Остается только их всех состыковать и заставить работать "дружно". А это - реально.
3. Навигация. На аппарате нет нужды в сложных гирокомпасах или других тяжеленных и громоздких навигационных системах. GPS работает круглосуточно и стабильно. ГЛОНАСС ему в помощь! Завести точки маршрута в навигационную карту БПЛА - это работа для авиамоделиста средней руки. Вы видели современный датчик GPS? Сколько он весит? Где-то не более 10 г! А весь автопилот со всеми наворотами? Думаю, что и килограмма не наберу. Ну, если с исполнительными механизмами - конечно, побольше будет.
4. Оснастить аппарат системой FPV (полет по телеканалу с борта) - уже реальность для многих авиамоделистов. И даже не особоодаренные с этим справляются. Тут задача только вмонтировать такое управление в автопилот, который будет работать в течение всего полета. Тоже не Бог весть как трудно сделать. Буду делать летающую модель, на ней и буду отрабатывать нужные режимы.
Посчитаем, сколько все перечисленное будет весить? При расчетном взлетном весе аппарата в 3000 кг это будет существенной весовой нагрузкой?
Весь аппарат хочу сделать так , чтобы на любой МТС его можно было починить. Понимаю, что в селе не густо со спецами на разные темы. Поэтому хочу сделать аппарат, с которым могут сладить и на селе. Не так это сложно. Сложнее определиться с начальными условиями проектирования, чтобы лишнего не ваять.
Если знаешь как этого достичь - то ... глаза страшат, а руки - в теме.
 
Дорогу осилит идущий!!! Пусть у Вас всё получится, а большая капля и высота 15-20, препятствия внизу и раствор точно ляжет...
 
Назад
Вверх