Черновик!
Требования к мастерской СЛА
В больших производствах, существуют так называемые СНИПы (строительные нормы и правила), СанПиНы (санитарные нормы и правила), ГОСТы и прочие нормативные акты. Они регламентируют, грубо говоря, связи между человеком и производством. Если бы, самодельщики попытались их выполнять, то на постройку СЛА у них бы не осталось ни времени, ни денег, ни ...хорошего настроения. Поэтому, если желаемое (государством), входит в противоречие с возможностями (СЛАшников), будем исходить из возможностей!
Требования к мастерской определяются изделием, технологией, обитаемостью (условиями работы и климатическими), магистралями (дороги, электро, вода, канализация, связь...), удаленностью от места жительства, стоимостью эксплуатации мастерской.
Ресурсы:
1. Время,
2. Финансы,
3. Человек (субъект)
4. Люди,
5. Информационные ресурсы,
6. Материальные ресурсы
Объект: СЛА - изделие которое имеет большие габаритные размеры, относительно малую массу и занимаемый объем, легко повреждаемые поверхности, достаточно тяжелые/габаритные комплектующие и оборудование (заготовки, ВМУ/двигатель, консоли, оснастка...), широкий спектр технологий (механо-, гидро-,электро-сборочные, сварка, окраска, деревообработка...). Отличие от больших производств: в штучном выпуске, в «мягком» планировании рабочего времени, в вариантности привлечения сторонних ресурсов, в длительном цикле изготовления, в существенно большем влиянии субъективных факторов (например: в ограниченности физической силы, и невозможности замены исполнителя).
Субъект: СЛАшник - человек, который занимается конструированием, изготовлением и эксплуатацией изделия, а так же эксплуатацией мастерской. Отличие от больших производств: в требуемой универсальности исполнителя, он и конструктор, и бухгалтер, и рабочий, и сантехник... Универсальность, мера вынужденная – это, превращение одного из ресурсов - времени, в другой ресурс - знания и навыки, и зависящее от ограниченности третьего ресурса - финансов.
Ресурс время. Подразумевается время потраченное на хобби. Большинство СЛАшников имеют основную работу. Исходя из этого, можно приблизительно рассчитать количество времени, которое можно потратить на хобби. Итак: количество дней в году 365, рабочих 246, из них отпуск 24. Предположим, что на хобби можно потратить 3 часа в рабочий день и 9часов в нерабочий. Тогда за год: (246-24)*3+(365-246+24)*9=1953 часа/год=163 часа/мес. Т.е. примерно столько же, что и на основной работе. Естественно, что это максимально возможное время. Из него придется вычитать: болезни, в том числе домашних, командировки, родительские собрания, дни рождения, плохую погоду, пробки и проч., и проч., и проч. Предположим, что на все эти «безобразия» уйдет не более 25%. Тогда на хобби останется примерно 120 часов/мес или 1440 час/год. Можно раскидать это время по рабочим и выходным дням, примерно это будет 16 рабочих дня по 3 часа (48 часов/мес), плюс 8 выходных по 9 часов (72 часа/мес), и всего 24 дня/мес.
Следующие временные затраты, это дорога до мастерской, но тут могут появиться и нематериальные проблемы.
Варианты размещения мастерской:
1. На одном участке с Вашим загородным домом.
2. Рядом с Вашим местом жительства
3. Рядом с местом Вашей основной работы
4. Рядом с местом жительства или работы, Вашего напарника
5. Рядом с местами базирования поставщиков материалов и услуг
6. Рядом с аэродромом/ПП
7. «У черта, на рогах»
Каждый из них имеет +/- в зависимости от существующих или планируемых взаимоотношений субъекта с семьей, соседями, работодателями, сотрудниками, напарником, чиновниками и др. субъектами. Например: просторная оборудованная мастерская, недорогая, но у «черта на рогах», запросто может превратить Ваше хобби: в семейный скандал, разбитую машину, в несоответствие Вашей физиономии «...великой должности Менеджера по работе с Клиентами», и т.п. И в тоже время, они расположены в порядке увеличения суммы непроизводительных расходов: арендной платы, эксплуатационных, транспортных, временных ...
Как перевести, эти умозрительные, в большинстве - потенциальные риски в считабельные величины? Можно только предположить, что коэффициент п.1. «На одном участке с Вашим загородным домом» будет равен 1.0. Остальное – берете из нормативного справочника «2П4С» (пол, потолок, 4 стены). 😉
Зависимость транспортных расходов и временных затрат от расстояния до мастерской.
Если Вы планируете работать, воспитывать детей, ходить в театры, да еще и 3-4 часа работать в мастерской, то мастерская должна находиться, как наихудший вариант - в получасовой доступности. Иначе - строить самолет будете вечно!
Итак, при получасовой доступности мастерской, время на собственно хобби, сокращается на 24 часа/мес. И остается всего 120-24=96 часов/мес, или около 1150 часов/год. При известных скоростях передвижения: пешком-4,5 км/ч, велосипед 12 км/ч, муниципальный транспорт 15 км/ч, личный автомобиль(по городу) 25 км/ч, получим максимально допустимое расположение мастерской от места жительства или работы, в зависимости от вида используемого транспорта: пешком 2-2,5 км, велосипед 5-6 км, муниципальный транспорт 6,5-7,5 км, личный автомобиль 12-13 км. Естественно, есть и бонус - при размещении мастерской между домом и работой, временные и финансовые затраты на транспорт, будут ниже. Но, не будем отнимать работу у логистических компаний, нам бы в среднепотолочных величинах разобраться.
Зависимость финансовых расходов от вида используемого транспорта.
Поскольку, ранее были упомянуты: велосипед, муниципальный транспорт и личный автомобиль, рассмотрим, сколько денежек они потребуют из бюджета постройки самолета. Велосипед: предполагаем цена нового 10 тыс руб, полный ресурс 10 тыс.км, получаем амортизационные расходы 1 руб/км. Тогда, при расстоянии 6 км, 24 дня/мес, расходы составят 2*6*24*1=288 руб/мес., или около 3500 руб/год, и соответственно ресурса хватит примерно на три года. Муниципальный транспорт: 30 руб/поездку, 24 дня/мес, расходы 2*30*24=1440 руб/мес, или 17300 руб/год. Автомобиль: расстояние 12,5 км, средняя скорость 25 км/ч, 24 дня, расходы примерно 300 руб/час (амортизация, налоги, страховка, парковка, горючее, ТО, сё...), 2*12,5*24*300/25=7 200 руб/мес, или почти 86 тыс руб/год, Однако... дороговато. При бюджете от 0,5 до 1миллиона, и двух годах непосильного труда, выложить 175тысяч, только за то, чтобы добраться до мастерской? Без учета поездок за материалами, комплектующими, к мастерам на завод и т.п.?
Лучше уж пешочком!!!
Технология. В общем случае, в технологию СЛА входят:
1. Разработка конструкции СЛА,
2. разработка технологии изготовления,
3. разработка и изготовление оснастки,
4. изготовление узлов,
5. сборка СЛА,
6. покраска,
7. стат.испытания,
8. разработка сопроводительной документации,
9. перевозка к месту летных испытаний/базирования.
Эти работы можно проводить как на одной площадке, так и на разных. Как в одном здании, так и в разных. Однако, помещения для отдельных работ, имеют специфические требования, часто несовместимые друг с другом. Например: рабочее место конструктора, не должно находиться в производственных помещениях, особенно там, где идет сварка или окраска. И конструктор, и компьютер, этого могут не перенести. Есть ограничения и к работе с композитами, деревом и некоторым другим технологиям и работам.
Основные требования: помещения с разными условиями труда (эксплуатации) должны находиться на одной площадке, Если это невозможно, то следует оценить, насколько изменятся расходы, если их разместить на разных площадках, и связать транспортом, или даже, отдать некоторые «грязные» работы на сторону. Например, сварку или окраску. Если мастерская находится далеко от места жительства или основной работы (лучших мест для работы конструктора), то стоит рассмотреть возможность переноса места конструктора в мастерскую, иначе транспортные расходы существенно возрастут.
Требуемая площадь. Зависит от габаритных размеров СЛА, трудоемкости, используемых технологий, количества работающих, оборудования. В меньшей степени: от климатических условий, времени постройки СЛА, программы выпуска, стратегии и автоматизации производства. В отличии от «большого» производства, может зависеть, и от габаритов исполнителя.
Зависимость от одного фактора, не имеет решающего значения, зато достаточно просто определяется. Но, как правило, несколько факторов действуют одновременно, поэтому часто, выделить каждый из них, и оцифровать зависимость, невозможно. Например: фактор определяющий ширину помещения - размах крыла. Естественно, необходимо, оставить расстояние от законцовок, до стен, для возможности нормальной сборки. Но если не будет учтено, что узел «консоль с лонжеронами» иногда, имеет гораздо большую длину (полуразмах), чем в сборе - ширины помещения может не хватить. Или, если не учесть, что планируется биплан, то можно «попасть» при расчете высоты помещения. То есть, конструкционный и технологический факторы сложились, и... появилась проблема! Мало, того, если заранее, на стадии КД и ТП, это предусмотрели, и решили строить мастерскую шире, или выше, то не забыли-ли, пересчитать смету на строительные и эксплуатационные затраты мастерской (отопление, освещение,...)? К чему это все? ? К тому, что очень редко, человек является специалистом, и в строительстве, и сметах, и энергетике,... а самое главное, не представляет последовательности работ, и возможных ошибок, а так же, какие из ошибок, могут быть фатальными, а какие-исправимыми, и какие ресурсы потребуются на их исправление.