Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Большая часть площади крыла ЛА с управлением смещением центра масс расположена позади центра масс (около трех четвертей). Законцовки и задняя часть крыла имеют наибольшее лобовое сопротивление, масса размещена впереди, создается резкий и мощный момент, разворачивающий нос вниз, и нос аппарата начинает опускаться. Поскольку и набегающий поток, и крыло быстро меняют направление, возможность восстановить ламинарный воздушный поток через крыло отсутствует.
Этот вращательный момент может затянуть ЛА носом вниз в ряд усугубляющихся ситуаций, в зависимости от силы срыва на петле. На Рисунке 2-37 показан колокол
и возможные фазы последующего движения.
Фаза 1—Небольшой колокол привел к опусканию носа, при котором нос имеет положительный угол атаки, и положительная устойчивость поднимает нос до положения нормального полета, как на Рисунке 2-25C.
Фаза 2—Если вращательного движения достаточно для создания отвесного пикирования, как показано на Рисунке 2-29, аэродинамический выход из пикирования может поднять нос до тангажа, достаточного для выхода из отвесного пикирования и возвращения к нормальному полету.
Фаза 3—Вращательный момент достаточен для того, чтобы нос долго летел вертикально (нос опущен вертикально вниз), но еще можно войти в отвесное пикирование и вернуться в нормальный режим полета.
Фаза 4 - Вращательный момент достаточно сильный, чтобы продолжать вращение и ввести крыло ЛА в кувырок, из которого уже невозможно вернуться к нормальному полету; очень вероятно конструктивное разрушение.

Способы предотвращения и аварийные процедуры рассматриваются в Главе 6 "Основные маневры" и Главе 13, "Действия в нештатных и аварийных ситуациях".
 
Заранее извиняюсь, тема для адекватных не нуждается в повторении, но уж очень хороший ролик.
Погода идеальная, пилот летел фотографировать природные красоты и вдруг аппарат стало болтать так, что пилот решил развернуться.
Стоит обратить внимание на положение ручки трапеции.
По его версии это срез образованный ветрами противоположного направление. Однако болтать его начинает аккурат перед склоном, на 2:11 он прямо по курсу.
Дата 17 октября, никакой термички, погода шепчет, однако.
Если сюда добавить выход с горки с разгрузкой, слегка приопущенные АПУ для летучести и не соответствующее ситуации пилотирование, то могло быть все, как и в октябрьском случае в Адыгейском.
Красивое видео 😍 . Но как же его внезапно колбасит от воздушных потоков 😵 Очень чувствительны тряпколёты к этому. 🙄
Показалось, что там где водная поверхность шире и ближе к склону горы, там сильнее возмущения. А там где населённый пункт, там меньше.
Как будто строения на земле тормозят воздушный поток.
 
Красивое видео 😍 . Но как же его внезапно колбасит от воздушных потоков 😵 Очень чувствительны тряпколёты к этому. 🙄
Показалось, что там где водная поверхность шире и ближе к склону горы, там сильнее возмущения. А там где населённый пункт, там меньше.
Как будто строения на земле тормозят воздушный поток.
На видео отчетливо видно прохождение холодного фронта , со всеми своими признаками. Вот его и колбасит.
 
Из-за того, что угол атаки корневой хорды/носа ЛА с балансирным управлением намного больше угла атаки законцовок, нос срывается раньше, чем законцовки. Это
аналогично срыву потока у самолета схемы "утка", когда сначала срывается нос, и основная часть крыла (или, в случае ЛА с балансирным управлением, законцовки)
продолжает лететь, а нос опускается из-за нехватки подъемной силы (сваливание на нос). В нормальной ситуации чаще всего сначала срывается корневая хорда/нос, потому что угол атаки у них гораздо больше. Законцовки продолжают лететь, благодаря чему крыло ЛА с балансирным управлением устойчиво к полному сваливанию. Пилот может даже придать аппарату больший угол по тангажу, соответствующий срыву, но нос держать поднятым вверх. Нос срывается и поворачивается вниз из-за потери подъемной силы, в то время как законцовки продолжают полет и обеспечивают управляемость ЛА. Если полет выполняется в диапазоне рабочих ограничений летательного аппарата, и ЛА достигает большого угла атаки, нос срывается, но законцовки продолжают полет. Однако, следует понимать, что есть разные конструкции крыла с различными характеристиками срыва потока. Например, крылья с высокими летно-техническими характеристиками для улучшения характеристик могут иметь меньшую крутку, поэтому крыло срывается более резко, чем тренировочное крыло с большей круткой. Колокол-затягивание в пикирование-кувырок Если ЛА с управлением смещением центра масс выполняет полет за пределами допустимых ограничений или в условиях сильной/очень сильной турбулентности, у него может установиться очень большой угол тангажа. Если крыло имеет большой угол по тангажу, а угол атаки достаточно велик, чтобы произошел срыв потока на законцовках, происходит колокол, или срыв на мертвой петле. [Рисунок 2-37]

Приятно, что Вы начали изучение вопроса и делаете успехи. Раз из моих уст это звучит не убедительно, надеюсь Пол Хамильтон будет для вас авторитетом. Однако нет никакой необходимости делиться своими успехами в этой ветке. Все это уже процитировал несколько раз, если Вы внимательны.

Ни одна приведенная цитата не противоречит моей теории. Кроме того вы сами цитируете "выполняет полет за пределами допустимых ограничений или в условиях сильной/очень сильной турбулентности, у него может установиться очень большой угол тангажа." - перевод хотя и корявый, но суть ясна. Превышение критических углов атаки возможно из сильной/очень сильной турбулентности.
Позволю себе немного спама, надеюсь модераторы потом это снесут.
Чтобы никому не было обидно оригинал текста выглядит таким образом:

Whip Stall–Tuck–Tumble
A WSC aircraft can get to a high pitch attitude by flying outside the its limitations or flying in extreme/severe turbulence. If the wing gets to such a high pitch attitude and the AOA is high enough that the tips stall, a whip stall occurs.


Динамический срыв - Клевок - Кувырок
Аппарат с балансирным управлением (АБУ) с высоким углом тангажа может попасть в опасное положение, выйдя за пределы эксплуатационных ограничений или попав в зону экстремальной/сильной турбулентности. Если угол тангажа становится слишком большим, а угол атаки (УА) достигает значений, достаточных для срыва на законцовках крыла, происходит так называемый "динамический срыв".

Вам осталось разобраться, что такое УГОЛ АТАКИ и как меняется его значение в восходящем/нисходящем потоке.


Значение слова WHIP от нейронки GEMINI можно глянуть тут (кликабельно)

и таки да, дорогу осилит идущий... Поэтому предлагаю открыть тему "Азбука дельтелётчика" и там Вы будете задавать вопросы, будем находить в книге ответы и развернуто пояснять азы летной грамоты. Идет?
 
Последнее редактирование:

Конечно идет. Даже полезно знать, что есть уже в помощь нейросети.

осталось разобраться, что такое УГОЛ АТАКИ и как меняется его значение в восходящем/нисходящем потоке.

Вот и просветите нас - каким образом, за какие эксплуатационные ограничения вышел аппарат в данном случае? И как вы описываете экстремальную/сильную турбулентность в которую попал аппарат в этом видео. И что такое УГОЛ АТАКИ, в данном видео, и как меняется его значение в восходящем/нисходящем потоке. А были ли эти потоки? Восходящий или нисходящий? Как вы определили его на видео?
Покажите слишком большой угол тангажа в данном видео.
И далее прокомментируйте фазы полета аппарат при Whip Stall–Tuck–Tumble представленные в американской книге.
 
Динамический срыв - Клевок - Кувырок
Аппарат с балансирным управлением (АБУ) с высоким углом тангажа может попасть в опасное положение, выйдя за пределы эксплуатационных ограничений или попав в зону экстремальной/сильной турбулентности. Если угол тангажа становится слишком большим, а угол атаки (УА) достигает значений, достаточных для срыва на законцовках крыла, происходит так называемый "динамический срыв".
Пожалуйста, объясните, что такое "динамический срыв" и в чём его отличие от просто "срыва"?
 
Пожалуйста, объясните, что такое "динамический срыв" и в чём его отличие от просто "срыва"?
Нормальный срыв, в контексте дельтавидного крыла с балансирным управлением, это срыв средней части крыла, когда крыло просто опускает нос, набирает скорость и продолжает нормальный полет. В этом режиме срывается центральная часть крыла, а консоли (из-за крутки) продолжают работать в нормальном режиме создавая момент на возврат к нормальному полёту. Когда угол атаки достаточно высокий для срыва потока на законцовках, то происходит динамический срыв и кувырок. Такое может произойти либо из-за радикального пилотирования, либо из-за попадание в турбулентность, когда угол атаки резко меняет свои значения.
 
Последнее редактирование:
Конечно идет. Даже полезно знать, что есть уже в помощь нейросети.

Вот и просветите нас - каким образом, за какие эксплуатационные ограничения вышел аппарат в данном случае? И как вы описываете экстремальную/сильную турбулентность в которую попал аппарат в этом видео. И что такое УГОЛ АТАКИ, в данном видео, и как меняется его значение в восходящем/нисходящем потоке. А были ли эти потоки? Восходящий или нисходящий? Как вы определили его на видео?
Покажите слишком большой угол тангажа в данном видео.
И далее прокомментируйте фазы полета аппарат при Whip Stall–Tuck–Tumble представленные в американской книге.
То есть вместо внятных разъяснений вопросом на вопрос и причем снова по кругу?
Напоминаю, Ваше заявление "Кувырок случился в следствии поломки конструкции крыла, а не в следствии "запредельных АОА" Так и осталось без ответа.

1. Каким образом аппарат мог выйти за эксплуатационные ограничения уже писал несколько раз, перечитайте предыдущие посты.

2. Еще раз перечитайте в книге про Whip Stall–Tuck–Tumble, что там написано про кувырок: "Если крыло попадает в подобные предельные режимы и угол атаки достаточно высокий для срыва потока на законцовках, то происходит динамический срыв." То есть, чтобы произошел кувырок срыв должен произойти и на консолях. А если уменьшить крутку до минимальных значений, то срыв консолей произойдет от любого чиха. Не нужно тут никакой сильной турбуленции или урагана.
Еще раз ключевой вопрос - угол атаки. Срыв средней части не грозит кувырком, только когда середина и консоли вместе.
На нормальном крыле режим сложно получить, нужен большой угол тангажа, например, резкий набор на максимальной тяге, а потом отказ, либо попадание в турбулентость, либо достаточно просто не иметь крутки.
Уже не знаю как вам донести.

3. Не собираюсь здесь проводить ликбез по азам аэродинамики, здесь не об этом. Есть интерес - открывайте тему"Азбука дельтелётчика" там и обсудим.
4. "прокомментируйте фазы полета аппарат при Whip Stall–Tuck–Tumble"Прокоментировал здесь, будут вопросы - обсудим в теме "Азбука Дельталетчика"
 
На видео отчетливо видно прохождение холодного фронта , со всеми своими признаками. Вот его и колбасит.
Вот интересно, а как именно вы "отчётливо" увидели холодный фронт ? Только лишь по "колбасе" ? И почему именно холодный, а не наоборот ? И в каком именно направлении движется поток воздуха ? Или у вас инфракрасное зрение имеется ? 😍
 
Почти все 30 страниц ветки сплошные фантазии. Некоторые фантазеры десяток страниц своими фантазиями исписали, читать дурно уже. А фактов только два.
1. Хлопок перед началом сваливания.
2. Обломки.
Любые выводы разумных людей должны опираться только на анализ фактов, а не фантазий.
 
to sob


Значения слова "WHIP"
Слово "WHIP" имеет несколько значений, как в английском языке, так и в контексте авиации.
1. Общее значение:
  • Хлыст: Наиболее распространенное значение - это "хлыст", длинный, гибкий инструмент, используемый для различных целей, таких как погонять животных, хлестать или подгонять что-то.
  • Взбивать: Также может означать "взбивать" или "приводить в движение быстрым вращательным движением", например, взбивать яйца или сливки.
  • Стегать: В более грубом контексте может означать "стегать" или "бить кнутом".
  • Быстро: Иногда используется как наречие, означающее "быстро" или "резко", например, "whip around the corner" - "проскочить за угол".
2. Значение в авиации:
  • "Whip Stall" (Динамический Срыв): В авиации "WHIP" часто используется как аббревиатура от "Whip Stall", что означает "внезапный срыв-складывание-кувырок". Это опасный маневр, при котором самолет теряет контроль из-за резкой потери подъемной силы на законцовках крыла.
  • "Whip maneuver" (Маневр "Хлыст"): В пилотажной акробатике "WHIP maneuver" может означать маневр "Хлыст", резкий набор высоты с последующим быстрым пикированием.
  • "Whip line" (Линия хлыста): В парапланеризме "WHIP line" - это стропа, используемая для управления парапланом.
Важно отметить, что конкретное значение "WHIP" зависит от контекста.
В дополнение к вышесказанному:

  • "WHIP" может быть аббревиатурой для различных организаций или терминов, не связанных с авиацией.
  • В разговорной речи "WHIP" иногда используется как слэнг-слово, означающее "круто" или "отлично".
Надеюсь, эта информация была вам полезна!

Вы разве не прочитали это? Человек дал ссылку на страничку нейросети
 
Почти все 30 страниц ветки сплошные фантазии. Некоторые фантазеры десяток страниц своими фантазиями исписали, читать дурно уже. А фактов только два.
1. Хлопок перед началом сваливания.
2. Обломки.
Любые выводы разумных людей должны опираться только на анализ фактов, а не фантазий.
Краткие и бессмысленные замечания без теоретической подоплёки и привязки к фактам - это обыкновенный трындёж и словоблудие.
Есть теория - вещайте, как должно, разложите по полочкам разжуйте. А ваши короткие и абсолютно никому не приносящие пользы замечания оставьте при себе и не засоряйте ветку.
 
Вот интересно, а как именно вы "отчётливо" увидели холодный фронт ? Только лишь по "колбасе" ? И почему именно холодный, а не наоборот ? И в каком именно направлении движется поток воздуха ? Или у вас инфракрасное зрение имеется ? 😍
Человек в очередной раз несет ахинею с важным видом.
Холодный фронт всегда сопровождают кумулусы и выглядит в учебниках это так:
pnebo046.jpg
 
Последнее редактирование:
Вы разве не прочитали это? Человек дал ссылку на страничку нейросети
Вот именно, что прочитал. Эта иностранщина только нас запутывает. Неужели нельзя разбираться в аэродинамике по русскоговорящим учебникам? Везде в аэродинамике принято, что срыв на консолях приводит к штопору (самовращению крыла на больших углах атаки), а определение "динамический срыв" вроде как описывает срыв в верхней точке при выполнении фигуры пилотажа "колокол"?
Но в рассматриваемой катастрофе нет большого тангажа, да и скорость не минимальная. Если бы это не была череда катастроф на одном месте и с однотипными аппаратами, я бы согласился с Romaluga:
1. Хлопок перед началом сваливания.
2. Обломки.
Любые выводы разумных людей должны опираться только на анализ фактов, а не фантазий.
 
Кумулус — серосодержащий фунгицид, применяемый для борьбы с мучнисторосяными грибами с дополнительным акарицидным действием на винограде, яблоне, груше.

Человек в очередной раз несет ахинею с важным видом.
Холодный фронт всегда сопровождают кумулусы и выглядит в учебника это так:
Посмотреть вложение 551690
 
Например, крылья с высокими летно-техническими характеристиками для улучшения характеристик могут иметь меньшую крутку, поэтому крыло срывается более резко, чем тренировочное крыло с большей круткой

Вы видимо тоже не читаете (посты#600,601) вдумчиво, даже то что находите на просторах интернета.


Ответ: на видео в начале наблюдаем нормальный полет в спокойной атмосфере. Деревья не гнуться под напором ветра. Аппарат летит ровно. Пилот не "борется" с аппаратом. Это продолжается до момента скрытия аппарата за деревом. При выходе из-за дерева мгновения аппарат летит еще нормально. Далее наблюдаем что что то происходит с левой консолью. Микрофон камеры (на которую снято это видео) записывает звук в виде треска. Что указывает, явным образом, на поломку конструкции. Консоль начинает складываться. И далее наблюдаем то что описывает в своем посте ##64.68 umf.
 
Эта иностранщина только нас запутывает. Неужели нельзя разбираться в аэродинамике по русскоговорящим учебникам?

Конечно можно. Например: в переводе " угол атаки достаточно высокий ", как угол может быть высоким или низким(?), в нашем понимании и объяснениях углы бывают большими или малыми. Или острыми или тупыми.
 
Кумулус — серосодержащий фунгицид, применяемый для борьбы с мучнисторосяными грибами с дополнительным акарицидным действием на винограде, яблоне, груше.
Кумулус - Cumulus - Кучевое облако - аббревиатура "Cu"
Кумулонимбус - Cumulonimbus - Кучево-дождевое - аббревиатура "Cb"
Кумулс - это сокращенное название, которое принято у нас в среде свободников, хотя многообещающими облака называют "кучёвкой".

Холодный фронт сопровождается высокой нестабильностью, поэтому на границе холодного фронта всегда будут кучевые и кучево-дождевые облака, высокая вероятность развития грозы, выпадение осадков провоцирует шквалы сильного ветра. Чего на этом видео нет и в помине.
Cloud_.png
 
Последнее редактирование:
Вот именно, что прочитал. Эта иностранщина только нас запутывает. Неужели нельзя разбираться в аэродинамике по русскоговорящим учебникам?

Есть хорошая аналогия. У самолета есть режим тряски (бафтинг) перед срывом и, собственно, СРЫВ в результате которого (если действовать неправильно) самолет попадает в режим называемым ШТОПОР. Трясет по той же причине - это срыв центральной части, когда консоли еще работают, так как крыло имеет крутку. (аэродинамическую или геометрическую). У дельтавидной безхвосткие все тоже самое, только вместо штопора - кувырок из которого нет другого выхода, кроме применения парашюта.
Как сказано в книге "Weight-Shift Control Aircraft Flying Handbook" кувырок происходит из-за перехода аппарата на большие углы атаки, при которых получается срыв и в центре крыла и на консолях.Чтобы не попадать в этот режим необходимо летать с запасом скорости, а при разгрузке добиваться максимально передней центровки (уменьшать угол атаки), то есть притягивать трапецию к груди."Динамический" - здесь потому что это наиболее подходящий значение слова WHIP от нейронки GEMINI можно глянуть тут (кликабельно)

Динамическим его называют думаю из-за того, что достичь штатными методами, в отличии от самолета, невозможно.
Например, на самолете можно плавно отдавать ручку от себя увеличивая угол атаки до срыва и штопора. Нормальное дельта-крыло просто будет опускать нос и разгоняться без всяких последствий. Но достичь критических углов можно предварительно разогнав аппарат, реализуя запас кинетической энергии в набор можно получить выход за пределы. Моторные полеты, как правило проходят в тихую погоду, поэтому куваркаются из-за турбулентности в основном свободники.
А вот неумело побаловаться горками или набор высоты на максимале с мощным мотором - это встречается гораздо чаще. То есть все это происходит в динамике, возможно отсюда и название "динамический"

Но лично я бы предпочел называть это явление "Полным срывом", мне кажется это лучше отражает суть явления. Чем более спортивней и эффективней летает самолет, тем у него меньше диапазон перехода от тряски к штопору, тоже самое касается крыльев дельталета.Чем выше скорость, аэродинамическое качество, удлинение - тем тоньше граница. Чтобы безопасно летать на спортивных крыльях нужны устоявшиеся правильные инстинкты, я бы сказал, действовать нужно уметь на уровне подсознания, рефлекторно. Поэтому большинство выбирает крылья для пилотов выходного дня и наслаждается жизнью.

Если что-то невнятно объяснил - пишите в личку.
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх