Воздушные приключения продолжаются. :~)
В эту субботу кроме продолжения тренировки спиралей запланированы пробы выхода из срыва потока. Уже давно просил инструктора показать мне это упражнение - оно тоже будет на экзамене, и вот наконец-то будем пробовать.
23-й урок:
Погода отличная, за исключением северо-западного ветра, который начал поднимать колдун с самого утра. На нашей полосе 35 он был встречно-боковым. После нескольких уже вполне жарких дней довольно прохладно (5-6[ch186]С). Ветер 15-20км/ч, не порывистый, вполне допустимо, так что летим.
После запуска двигателя и предварительного прогрева выезжаем в зону ожидания в торце полосы. Прогреваем двигатель, делаю проверку двух контуров зажигания, неожиданно 1-й контур даёт сбой - двигатель останавливается. Инструктор выходит из аппарата, проверяет все соединения, вроде всё в порядке, запуск, снова прогрев и проверка на всех режимах, теперь всё в норме - выруливаем, взлетаем.
Как объяснил инструктор перед полётом, ввести наш Вояджер в полный срыв потока практически невозможно. Если на высоте около 300 м в горизонтальном полёте сбросить газ и плавно отдать ручку от себя, скорость снижается, и где-то около 50 км/ч поток воздуха начинает отрываться, но только от средней части крыла. При этом аппарат "просаживается". Если перестать отдавать ручку, аппарат сам "клюнет" носом, перейдёт в снижение и наберёт скорость необходимую для планирования, а если добавить газ, то сам перейдет в горизонтальный полёт. По требованиям экзаминаторов, этот "естественный" процесс нужно несколько "подчеркнуть". После сброса газа, отдаём ручку от себя до упора, скорость падает до "проваливания", берём ручку максимально на себя, переходим в пикирование с набором скорости до 100-120км/ч, выходим из пикирования с добавлением газа и возвращаемся в горизонтальный полёт. В ходе упражнения следует избегать бокового сваливания, не перебирать со скоростью в пикировани, аккуратно добавлять газ, чтобы на выходе не получить горку с повторным срывом. В принципе, всё не сложно, на выходе имеем довольно ощутимую перегрузку около 2G, но никаких неприятных ощущений. Начинаем тренировки. Сделал 3 "срыва" практически без замечаний, каждый раз начиная на высоте 300м вблизи центра полосы, несколько в стороне. На 4-й раз на выходе из срыва пытаюсь дать газ, а газа нет, гляжу на обороты двигателя - 0.
Далее всё происходило очень быстро. Инструктор командует: "Давай газ!", я отвечаю: "Не могу, двигатель встал". Инструктор по радио: "Внимание! Опасность! Дельтаёт EC-LEC. Отказ двигателя. Экстренный заход на посадку." Все аппараты в воздухе и на полосе подтверждают и освобождают подходы к полосе. Мы планируем, инструктор берёт управление, делает заход по спирали, именно так, как мы тренировались на прошлом уроке, и садится. Съезжаем с полосы на траву, останавливаемся. Всё. Первый отказ двигателя позади. Интересно, остановки мотора мы не услышали - перед отказом он работал на холостых, потом пикировали, винт шумел, т.к. продолжал вращаться, в этом аппарате стоит "сцепление" - винт соединён с мотором только где-то от 1400 об/мин и выше. По ощущениям это была обычная посадка со спирали, только выполненная инструктором. Главные плюсы ситуации - это, конечно, достаточный запас высоты и близость полосы - никакой "экстремальности" не почувствовал, простое следование 100 раз повторённому инструктажу. Думаю, что в этом раскладе вполне смог бы посадить и сам, но, конечно, командует на борту инструктор - сказал отдать управление - отдал.
После посадки - осмотр, вроде всё в порядке, запускаем двигатель - работает нормально на всех режимах. Проехались вдоль полосы, вроде всё Ок. Комментарий инструктора: "Пора свечи менять, вчера много летали, видно нагар накопился и на малых оборотах возникают сбои...".
Решает взлетать, сделаем спираль с посадкой, если всё нормально, продолжим, если опять збой - будем разбираться уже по-серьёзному.
Моё дело малое - сказано взлетать - взлетаю - инструктор за спиной, полоса рядом, на взлётных режимах двигатель работает нормально...
Взлетаем, набор высоты на круге, точку начала спирали корректуруем из-за ветра, теперь она смещена где-то на 1/3 полосы вперёд и держать её нужно "под правым локтем", а не под левым, как при штиле. В остальном всё как на прошлом уроке - 1 виток на 70км/ч "круглый", 2-й - по прямоугольнику. Поскольку ветер сносит, прямоугольник выходит небольшой, но нужно обязательно выравнивать дельталёт на прямых и делать более энергичные виражи на углах. Всё получается. После первой спирали сделали ещё 3, мотор работает без сбоев. На первом витке, если перебираешь с креном, скорость растёт, невозможно удержать 70км/ч, т.е. крен нужен около 45[ch186], на прямоугольнике в углах повороты всегда со снижением, иначе без мотора скорость слишком сильно падает.
Привыкаю ощущать скорость по давлению потока, не глядя на прибор, а то глаз на всё просто не хватает. Последний заход пришлось прервать - на посадку шёл другой самолёт, вернулись в круг и закончили полёт посадкой по прямой на холостых с пикированием.
Очень много полезного опыта накопилось за этот урок!
Р.С. А свечи после отказа двигателя перед следующим взлётом я бы всё-таки сменил... :IMHO Ну да ладно, инструктору виднее... Опять же, он рискует вместе со мной. :craZy
Всем мягких посадок!