Начало года ознаменовалось появлением — хотя и формальным — нового игрока на рынке ТОиР гражданских самолетов. Им стала компания Finnair Technical Services, которая с 2010 г. реорганизовалась из подразделения национального авиаперевозчика Finnair в отдельную компанию — 100%-ную дочку финского перевозчика. В свою очередь подразделение по ремонту авиационных двигателей было выделено из состава Finnair Technical Services в компанию Finnair Engine Services.
"Этот шаг обоснован стремлением расширить объемы работ за счет сторонних заказов", — объясняет вице-президент Finnair Technical Services по технологиям и качеству Туомо Кархумяки. Исторически подразделение по ТОиР обслуживало прежде всего самолеты материнской авиакомпании, однако в условиях кризиса количество собственных заказов уменьшается и все большее значение приобретают сторонние заказчики. В 2008 г. выручка Finnair Technical Services составила 215 млн евро, при этом доля заказов Finnair Group превышала 75%. По предварительным данным, выручка за прошедший год осталась на том же уровне — 205–210 млн евро, но доля сторонних заказов возросла до 50%. Компания ожидает, что подобное соотношение сохранится и в 2010 г., в том числе и за счет роста российских заказов.
Исторически компетенция Finnair Technical Services связана с развитием парка ВС материнской авиакомпании. В последнее десятилетие Finnair трансформировалась из национального перевозчика, который летал в основном на европейских маршрутах, в глобальную авиакомпанию, связывающую Европу с Азией через ее хаб в Хельсинки. Под эти цели обновлялся и парк ВС. Несколько лет назад авиакомпания отказалась от турбовинтовых ATR 72, а в этом году будут полностью выведены из эксплуатации самолеты MD-11. В настоящее время Finnair использует ближнемагистральные лайнеры семейства A320 и региональные самолеты Embraer 170/190 для полетов по Европе, а также дальнемагистральные A330/340 для азиатских маршрутов. Для чартерных полетов используются Boeing 757.
Соответственно Finnair Technical Services работает со всеми типами ВС, эксплуатируемыми материнской авиакомпанией, включая проведение всех форм обслуживания самолетов и ремонт компонентов. Для MD-11 и семейства A320 также проводится ремонт двигателей и ВСУ, для Boeing 757 и ATR 42/72 — обслуживание только маршевых двигателей. Кроме того, у Finnair Technical Services имеется подразделение по ремонту шасси для A320 и самолетов ATR.
На своей базе в аэропорту Хельсинки-Вантаа Finnair Technical Services располагает шестью ремонтными ангарами, где одновременно может обслуживаться семь самолетов: пять узкофюзеляжных и два широкофюзеляжных. Также имеется листоштамповочный цех, цех покраски, цеха ремонта металлических и композитных конструкций, авионики, обслуживания колес и тормозов, подъемного оборудования и неразрушающего контроля. Есть и пул запчастей на более чем 100 тысяч наименований, включая бортовое оборудование и шасси. Дочерняя компания Finnair Engine Services располагает и запасом двигателей для обмена: по два CF6-80C2 и CFM56-5B для MD-11 и A320 соответственно и по одному двигателю для Embraer 170 и 190.
Что касается широкофюзеляжных A330/340, то пока компания проводит только их линейное обслуживание, поскольку эти самолеты у Finnair еще новые. Однако, по словам вице-президента Finnair Technical Services по обслуживанию ВС Янне Тарвайнена, в дальнейшем планируется освоение несложных форм C-check для этого типа. "Это не повлечет за собой больших инвестиций, т. к. дополнительный ангар для ремонта не потребуется: необходимо будет закупить только инструменты", — объяснил Тарвайнен. В более отдаленной перспективе — освоение ремонта широкофюзеляжных A350. Finnair заказала 11 таких самолетов с поставкой в 2014–2016 гг.
Сторонние заказчики
К настоящему времени у Finnair Technical Services есть уже довольно большой опыт работы со сторонними клиентами. Сейчас компания выполняет контракты с испанской Iberia и немецкой Condor. Последняя является сегодня самым большим сторонним заказчиком: финский провайдер проводит ремонт и переоборудование всего парка Boeing 757 немецкого перевозчика, включающее установку законцовок крыла и модификацию пассажирского салона.
Основные надежды Finnair Technical Services связывает с российским рынком. Компания уже работает с такими российским перевозчиками, как "Аэрофлот" и UTair. Первый, можно сказать, достался в наследство от материнской авиакомпании — финский провайдер обслуживает грузовые MD-11, которые "Аэрофлот-Карго" приобрел у Finnair. Обслуживание этих самолетов происходит как в Хельсинки, так и на основной базе "Аэрофлот-Карго" в аэропорту Франкфурт-Хан, где Finnair Technical Services держит бригаду техников и пул запчастей на сумму около 3 млн евро. Следует отметить, что финский провайдер имеет, вероятно, самый большой опыт обслуживания данного типа, т. к. в свое время Finnair была стартовым заказчиком этого самолета. По словам Туомо Кархумяки, в компании очень надеются на то, что несмотря на закрытие своей грузовой дочерней компании "Аэрофлот" продолжит эксплуатацию МD-11.
Что касается UTair, то в Хельсинки проходит обслуживание часть парка региональных самолетов ATR авиакомпании. Постепенно объем этих работ уменьшается, поскольку российская авиакомпания осваивает ремонт таких самолетов на своих мощностях в Тюмени. Бригада техников Finnair Technical Services в Тюмени оказывает российскому перевозчику посильную помощь в этом процессе.
Однако сейчас Finnair Technical Services постепенно переводит ремонт данного типа из своих ангаров на мощности совместного предприятия Finnish Aircraft Maintenance (FAM), созданного совместно с финским перевозчиком Finncomm Airlines. Как объяснил Янне Тарвайнен, создание FAM было обусловлено желанием сохранить опыт обслуживания самолетов ATR в Финляндии, после того как Finnair вывела этот тип из эксплуатации. Finncomm, выступая в качестве фидерной авиакомпании для Finnair, наоборот, наращивает свой парк ATR 42 и ATR 72, который сейчас насчитывает 12 машин. FAM располагает собственным ангаром в аэропорту Хельсинки-Вантаа, где за год проходят линейное и базовое обслуживание около 30 самолетов. При этом FAM тоже ориентированно на привлечение сторонних клиентов (кроме UTair на предприятии обслуживаются ATR польской авиакомпании LOT).
Тем не менее основные надежды на российском рынке Finnair Technical Services связывает с обслуживанием самолетов семейства A320. У компании уже были небольшие заказы от российских авиакомпаний на обслуживание этого типа: в частности, финские специалисты проводили обслуживание двигателей и ВСУ на A320 ГТК "Россия". "Хотя Finnair Technical Services сертифицирована для ремонта только одного типа двигателей для A320 — CFM56-5B — именно с этой силовой установкой летает подавляющее большинство самолетов данной модели в России", — отмечает Туомо Кархумяки. По его словам, перевозчик масштаба ГТК "Россия" — т. е. с парком A320 в 10–12 самолетов — был бы наиболее привлекательным для Finnair Technical Services. Если парк больше, то авиакомпания будет стремиться обслуживать самолеты сама, если меньше, то загрузка будет недостаточной. Для работы в России финский провайдер уже получил российский сертификат ФАП-145 на техническое обслуживание. Кроме того, у компании есть аналогичный сертификат авиационных властей Бермудских островов, где зарегистрированы многие эксплуатируемые в России ВС.
В Хельсинки понимают, что конкуренция на рынке обслуживания семейства A320 одна из самых больших, но считают, что российских клиентов может привлечь близкое расположение сервисных мощностей Finnair Technical Services. "Возможно, наши услуги не самые дешевые на рынке, — добавляет вице-президент компании. — Но у нас хорошее качество".