Большое будущее и долгая жизнь для Як-152
В интересах воздушно-космических сил России разработан перспективный учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152. В настоящее время эта машина проходит испытания, и в обозримом будущем сможет поступить в войска. Со временем Як-152 станет основным образцом своего класса в нашей системе подготовки летного состава.
«Птичка» для ВВС
Разработка будущего УТС Як-152 началась в 2014 г. в рамках ОКР с шифром «Птичка-ВВС». Проектирование велось в ОКБ им. Яковлева (входит в состав НПК «Иркут») и заняло минимальное время. Уже летом 2016 г. Иркутским авиазаводом был построен первый опытный самолет, и 29 сентября он совершил первый полет. С тех пор продолжаются летно-конструкторские испытания, и ожидается скорое начало государственных.
Як-152 выполнен в виде цельнометаллического одномоторного низкоплана с тандемной двухместной кабиной. Длина машины – 7,8 м, размах крыла – 8,8 м, площадь – 12,9 кв.м. Максимальная взлетная масса – 1700 кг. Максимальная скорость определена в 500 км/ч, дальность при полной заправке (245 кг) – 1500 км.
Машина имеет однолонжеронное прямое крыло с выдвижными закрылками и элеронами, обеспечивающими высокие взлетно-посадочные и маневренные характеристики. Усиленное трехточечное шасси позволяет эксплуатировать самолет как на бетонных, так и на грунтовых аэродромах.
УТС оснащается дизельным двигателем RED A03T мощностью 500 л.с., использующим
авиационный керосин. Двигатель соединен с винтом изменяемого шага MVT-9. Двигатель разработан немецкой компанией, но уже налажено лицензионное производство на российской площадке, что убирает зависимость от импортных поставок.
Два летчика, курсант и инструктор, располагаются в кабине тандемной компоновки с полным набором необходимого оснащения. Предусмотрены «истребительные» органы управления; приборная панель построена на основе ЖК-экранов. Авионика унифицирована с Як-130 и обеспечивает создание единого учебно-тренировочного комплекса. На случай аварий имеется система катапультирования СКС-94М.
Самолет может храниться внутри ангаров и за его пределами. Предусмотрены меры, упрощающие доступ к приборам и агрегатам, что облегчает обслуживание техники. Заявленный ресурс – не менее 10 тыс. часов, 30 лет и 30 тыс. посадок.
На стадии испытаний
В рамках первого этапа подготовки к испытаниям было построено четыре самолета Як-152 в разной комплектации. Два из них (с/н 1520001 и 1520002) предназначались для летных испытаний, а два других – для статических и ресурсных (1520003 и 1520004). Первый летный поднялся в воздух осенью 2016 г., а в 2018-м к нему присоединился второй.
Также СМИ сообщали, что в ближайшее время должны появиться еще два опытных самолета, которые позволят ускорить проведение необходимых испытаний. Год назад, в конце мая, стало известно, что НПК «Иркут» достроила пятый опытный Як-152, а также продолжает сборку шестого. Информация о завершении строительства шестой машины пока не поступала, но может появиться в любое время.
По имеющимся данным, проект Як-152 пока остается на стадии летно-конструкторских испытаний. Три летных прототипа выполняют установленную программу по проверке работы отдельных агрегатов и систем, определению летных и маневренных характеристик на разных режимах и т.д. Статические испытания планера завершились в 2018 г. получением заключения о соответствии заявленным характеристикам.
По завершении нынешнего этапа испытаний самолет выйдет на государственные. Сроки их начала пока не уточнялись. Наличие значительного количества опытных машин и длительность нынешних работ позволяют предполагать, что они начнутся в ближайшее время. По результатам государственных испытаний будет окончательно решен вопрос принятия на снабжение и запуска серийного производства.
Объемы производства
На данный момент существует только пять опытных Як-152 разного назначения, но в будущем количество такой техники резко увеличится. Еще несколько лет назад стало известно о наличии планов на серийное производство в крупных объемах – в интересах ВКС и других структур.
Еще в 2015 г. руководство министерства обороны заявило о намерении приобрести 150 легких УТС типа Як-152. Вскоре Департамент авиации ДОСААФ заявил о возможной закупке 105 самолетов. Позже, в июне 2016 г., когда еще завершалось строительство первых прототипов, руководство Иркутского авиазавода сообщило о получении заказа от Минобороны на 150 самолетов.
В октябре 2018 г. отечественные СМИ сообщили о расширении планов по перспективным УТС. Со ссылкой на источники в Минобороны сообщалось о возможной закупке 230 самолетов в течение нескольких лет. Однако тип планируемых к заказу машин не уточнялся – его определят после государственных испытаний Як-152. Конкурентом российского УТС в борьбе за будущий контракт назвали машину Diamond DART-550 австрийского производства.
По всей видимости, Минобороны пока только прорабатывает планы в отношении Як-152. Окончательные выводы будут сделаны по результатам ожидаемых госиспытаний, и только тогда появится твердый контракт. При этом уже ясно, что для нужд ВКС требуются значительные количества техники – не менее 150 единиц.
Имеется интерес со стороны ДОСААФ – эта организация может разметить весьма крупный заказ. Самолет Як-152 регулярно демонстрируют на авиационных выставках, где он может привлечь внимание зарубежных покупателей. Однако пока сообщения о возможном экспорте не поступали.
Задачи и возможности
До недавнего времени летчики фронтовой авиации проходят первоначальную подготовку на реактивных УТС L-39, после которых осваивают учебно-тренировочные модификации боевых самолетов. При этом осуществляется программа перестройки системы обучения, направленная на замену устаревших образцов.
Текущая модернизация основывается на внедрении современного УТС Як-130. Первоначальная подготовка теперь ведется при помощи L-39, а базовую и повышенную осуществляют с использованием нового Як-130. В дальнейшем предлагается отказаться от устаревших L-39 в пользу новых машин первоначального обучения – именно для этой ниши разрабатывается перспективный Як-152.
Как сообщает «Иркут», Як-152 позволяет решать все задачи первоначальной подготовки курсанта: обучать технике пилотирования и навигации, в т.ч. в сложных условиях, готовить к полетам в составе группы и т.д. При достаточно высоких летных и маневренных данных, самолет прост и прощает ошибки, свойственные новичкам.
Важнейшей особенностью Як-152 является частичная унификация по оборудованию с более «продвинутым» Як-130. Эти два УТС образуют учебный комплекс, способный обеспечить весь цикл подготовки летчика. Освоив простые задачи на поршневом Як-152, курсант сможет перейти на реактивный Як-130, полноценно имитирующий боевые самолеты.
Большое будущее
Есть все основания полагать, что Як-152 ждет большое будущее. В ближайшие годы такая техника пойдет в серию, доберется до училищ и начнет обеспечивать подготовку будущих летчиков фронтовой авиации. Учитывая заявленные сроки эксплуатации, можно ожидать, что Як-152 будут оставаться в строю и во второй половине XXI века.
Однако для большого будущего нужно разобраться с важным настоящим. Несколько опытных самолетов проходят летно-конструкторские испытания и пока не переходили на стадию государственных. На выполнение всех подобных мероприятий требуется время, что сказывается на сроках начала службы. Тем не менее, заказчик и разработчик проявляют оптимизм и строят самые смелые планы на будущее. Очевидно, что Як-152 ждет успех, и это лишь вопрос времени.
Источник