Привожу небольшой отчет о том,как мы ездили на экскурсию к леднику
Автор Березовой Эдуард.
Воспоминания, знаете ли, ранят. А приятные – особенно. Турист -это хрупкое создание, которому для выживания в Арктике требуется пища, кров и телевизор с плоским экраном.
А ещё ему нужны местные красоты, иначе зачем он сюда приехал?
Лёд - он умеет сохранять разные вещи чистыми и прозрачными. Сохранять все, как есть. И в этом главное предназначение льда, его сущность. Особенно в Гренландии, где лёд - это восемьдесят процентов её поверхности.
Именно так мы думали каждый раз, пролетая над "Зеленой землёй" (придумал же кто-то название) на "Боинге" который летел из России в Америку или обратно. Подлетая к Гренландии мы садились вдвоем в одно кресло возле окна и всматривались в ледники, пытаясь определить, когда именно мы будем пролетать над Кулусуком или Кангерлуссуаком.
Не верилось, что когда-нибудь и мы окажемся внизу, среди скал и льда, а кто-нибудь пролетающий на высоте 10 километров будет смотреть вниз и удивляться - неужели там кто-то есть?
Увидеть настоящий ледник было нашей сокровенной мечтой, которая на фоне всех остальных забот хоть и не являлась самой важной, но всегда оставалась той самой желанной целью из достижения которой собственно и складывается понятие "Гренландия" .
Ведь что такое - Гренландия? По большому счету, это океан, который нужно перелететь и огромный ледник (Ice Cape - ледяная шапка) на который нужно посмотреть. Больше, кроме фьордов, заснеженных скал и чаек, там ничего нет. Причём туристы: и богатые путешественники и не очень, платят огромные деньги только чтобы туда добраться и по этим скалам - фьордам походить.
А мы уже здесь. И сам Бог велел нам эти красоты живьём увидеть.
Наверное судьба была к нам более чем благосклонна, когда в субботу вечером прилетев в Кангерлуссук мы узнали, что в воскресенье аэропорт не работает и это значит (вот повезло!) назавтра мы сможем бросить все и поехать на один из "языков" ледника, который начинается всего в нескольких десятков километров от Кангерлуссуака.
Сказано - сделано.
Прямо в аэропорту в "туристическом ларьке" (бывает и такой) купили тур, причём заплатив за него совершенно непонятно какие, но довольно приличные деньги. Почему непонятно? Да потому, что с одной стороны Гренландия это Европа. Обыкновенные "родные" электрические розетки, привычные нам краны с горячей и холодной водой. А с другой - никаких евро здесь и в помине нет. В ходу только датские кроны с неясно каким курсом обмена. Для сравнения обыкновенная маленькая бутылка кока-колы стоит 15 DKK. Много это или мало - мы так и не поняли.
А ещё мы не очень поняли описание нашего путешествия.
При покупке тура через строчку прочитали что поедете на комфортабельном автобусе чуть ли не к самому леднику, немного пройдёте, увидите все красоты, сфотографируетесь, будете счастливы и так далее. Словом, в одном пакете все, что нужно заезжему туристу для того, чтобы сделать "фото своей мечты" и вспоминать об этом всю оставшуюся жизнь.
Вот и хорошо, вот и здорово! Заплатили деньги и приготовились ехать.
На фразу "нужно будет немного пройти" мы не обратили никакого внимания, прекрасно понимая, что автомобильной дороги на ледник нет и быть не может, кстати, как и на фразу "комфортабельный автобус".
Как-то уж не очень вязалась суровая местная действительность с комфортом. Да и автобуса мы тут не видели ни одного.
Но, до того ли нам, когда нас ждет наша мечта, а мы так горим желанием ее увидеть. Одним словом - расслабились и приготовились к лёгкой экскурсии.
А зря!
Стоим на привокзальной площади, ждём. Подъезжает огромный трёхосный грузовик с будкой, по типу обычной "вахтовки". Той, в которых возят геологов в лес или рабочих на стройку. Судя по выглядывающим из окон спинкам кресел - это и есть обещанный комфортабельный автобус. Из кабины грузовика выходит местный абориген, опускает металлическую складную лестницу, распахивает дверь в будку и на чистой смеси английского и чукотского языков говорит: "ВэлкОм!" - садитесь, значит.
Да, похоже приключения начинаются.
"Вахтовка", она и есть "вахтовка". Пыльная, не очень чистая, но выбирать не приходится. Садимся и едем на ней сорок километров в горы. Путь проходит вдоль широкой грязной реки, стекающей с ледника. Периодически колеса грузовика почти по ось зарываются в песок. Пылища за машиной неимоверная. Вся окружающая местность (за исключением гор) это песчаные отложения, миллионы лет выносящиеся с ледника. По этим отложениям пробита, с позволения сказать "дорога", на которой даже не могут разминуться встречные машины. Теперь понимаешь, почему "комфортабельный автобус" - это грузовик и почему он на шести колёсах! Обычная легковушка здесь застрянет навсегда.
Местный абориген - экскурсовод (он же и водитель этого грузовика) из своей кабины что-то весело рассказывает по микрофону. Слышно было не очень, да и ладно.
Постепенно ландшафт меняется. Появляются озера с кристально чистой небесно-голубой водой. Удивило то, что на них кое-где видны небольшие лодки. Возможно в этих озёрах есть рыба и в лодках сидят рыбаки. Вот только как рыба попала в озера на высоту почти три километра? Для нас это было загадка.
Неожиданно машина останавливается. Водитель вежливо приглашает нас выйти и указывая на еле заметную тропинку уходящую в гору объясняет: "дальше идти пешком".
Вот тут и вспомнилась фраза из буклета "нужно будет немного пройти". От того места где остановилась машина и до ледника было чуть больше двух километров, которые нужно было сначала взойти на довольно приличную гору, а затем спускаться вниз.
Это было не сложно, но смущало другое.
Из головы не выходила мысль, а как пойдём назад. Беда в том, что мы, понимая что идём к леднику, где по идее должно быть холодно и дуть пронизывающий ветер, одели на себя поддевку от наших морских гидрокостюмов. Были уверены, что в ней нам холодно точно не будет, но вот о том что в ней будет нестерпимо жарко - даже предположить не могли. А между тем, на улице было достаточно тепло. Предназначенный спасать от переохлаждения в океане, пенопрен совсем не пропускал воздух и наша прогулка превратилась в ад. Пот буквально струился по всему телу. Достаточно было сказать, что по возвращению в отель мы почти сутки сушили наши костюмы только для того, чтобы их можно было после этой "прогулки" одеть в полет.
Однако все неудобства ушли на второй план, когда мы подошли к леднику.
Невозможно словами описать то, что нужно только видеть. Я и не пытаюсь (смотрите фото)
Конечно, ледник спускающийся в океан и ледник ползущий по земле это не одно и тоже. Но разве он стал от этого менее впечатляющим?
Разглядывая эту огромную массу льда высотой с двадцатиэтажный дом, мне казалось, что внутри себя она хранит в себе какие-то нераскрытые тайны из прошлых времён, которые легко можно узнать, если только найти возможность хоть как-то к ней прикоснуться.
Но увы. Подойти к леднику было невозможно и приходилось только с сожалением смотреть на эту огромную ледяную стену, которая день за днём неуклонно разрушаясь стекала к фьорду широкой мутной рекой, чтобы потом, совершив извечный круговорот, вновь очутиться на Ice Cape в виде новоиспеченного белоснежного чистого льда.
Того, что ещё предстоит нам увидеть.