Планер первоначального обучения для непрофессионалов((

Вы не у того человека спрашиваете.
Да, сонный сегодня... Но вообще неплохо бы и правда расписать все "ложные навыки".
Я тут вспомнил что лётчики кичатся попомером, который позволяет неглядя летать, и который в облачности рекомендуется полностью забыть если противоречит приборам.
Про моделистские особенности всё просто, самолёт иногда летит к пилоту, при этом кто-то путает лево-право, а кто-то верх-низ. В первом случае можно хоть как-то справиться, во втором самолёт непременно падает. В симуляторе удавалось справиться с ошибками, а на планере без симулятора никак, в итоге списанный планер удолбили. То что в симуляторе занимало пару дней - в реале заняло месяц и не привело к успеху.
 
Пепечитал тему. Конечно флудим жоско 😆
Но раз начали, то продолжу.
То что в симуляторе занимало пару дней - в реале заняло месяц и не привело к успеху.
Вот именно. Симулятор позволяет делать кучу ошибок, разваливать технику, экспериментировать, при этом не тратя средств, сил и времени на восстановление материальной части. Просто налётываешь часы, буквально не вставая с дивана.
Сам я наверное часов через 10 работал педалями уверенно и правильно, но отвлекало внимание. Часов через 50 координация ручки и педалей ушла на уровень подсознания. В реальной жизни на это ушли бы годы.
Так же очень важно какое оборудование используется. Мои знакомые, которым предлагал Condor, были разочарованы. Причину нашёл быстро - обычный самый дешёвый авиаджойстик, и всё. Вот это действительно не то чтобы привьёт какие либо ложные навыки, а вообще не привьёт ничего.
Мой набор такой. Автомобильный руль с педалями, где нужны только педали (руль под стол). Авиационный джойстик с нормальным большим сектором газа, причём он отстёгивается от ручки управления и ставлю его слева на табуретку.
Так начинал в 2008 году, вообще не умея летать. В 2009 понял что "созрел". Купил параплан и начал учиться. После 8 часов общего налёта пролетел свой первый маршрут 20 км. Местные не верили что так бывает. Про 400 часов в Кондоре я не говорил 🤓 На маршруте вообще ничего нового не видел, летел как по симулятору, обрабатывал потоки точно так же, картинка вокруг почти такая же. Единственное что добавилось - "жопомер".
Ещё пример из автомобильного опыта. Есть такое мероприятие/конкурс "Дорога в дрифт", где может поучаствовать любой желающий с улицы. Так вот, в третем конкурсе на реальной дрифтовой машине победил автосимуляторщик, который вообще за рулём чего-либо реального не сидел.
Уверен, что если представится случай полетать на планёре, то перед этим посижу в симуляторе пару дрей, вспомню и в реале сделаю всё правильно.
Сори за многабуков. Накипело 🤭
 
Да, сонный сегодня...


Бывает...

Но вообще неплохо бы и правда расписать все "ложные навыки".


Симуляторы тоже разные бывают. Если это какая-то игрушка, то ожидать от нее реальной пользы не стОит. Если же это серьезная программа с реальным моделированием процессов, то это совсем другое дело.

Я сам на "Кондоре" восстанавливался после долгого перерыва в полетах на планерах, сильно ускорило процесс. После этого сел на Бланик с инструктором и сделал с ним три полета, он сказал, чтобы не придуривался и шел летать самостоятельно.

Педали у меня были, купил б/ушный нормальный джойстик за десять баксов (он даже ручку трясет в срыве), сделал для него на скорую руку подставку и "летал" после работы. Тренажер выглядел примерно так: 🙂

SailplaneSimulator1sm.JPG
 
Тренажер выглядел примерно так:
Только ручка управления далековата. И экран маловат 🙂
Я ещё добавил вэб-камеру и програмку по отслеживанию моего фэйса. Головой крутишь - картинка на экране так же крутится, как в реальной кабине.
 
Это я его только собрал и сфотал на память. Я потом, когда попробовал, ручку пониже опустил. Сперва пытался креслом регулировать. Давно это было, году так в двенадцатом, по монитору видно...
 
Это я его только собрал и сфотал на память. Я потом, когда попробовал, ручку пониже опустил. Сперва пытался креслом регулировать. Давно это было, году так в двенадцатом, по монитору видно...
😀 Судя по монитору - 2001 год...
 
Пепечитал тему. Конечно флудим жоско 😆
Но раз начали, то продолжу.

Вот именно. Симулятор позволяет делать кучу ошибок, разваливать технику, экспериментировать, при этом не тратя средств, сил и времени на восстановление материальной части. Просто налётываешь часы, буквально не вставая с дивана.
Сам я наверное часов через 10 работал педалями уверенно и правильно, но отвлекало внимание. Часов через 50 координация ручки и педалей ушла на уровень подсознания. В реальной жизни на это ушли бы годы.
В реальности по классической программе планерного КУЛП на это отводится 2 часа (четрыре полета в зону). На 10-11 часу как правило стреднестатисческий курсант вылетает самостоятельно. Полный курс начального планерного обучения занимает в среднем 18-20 летных часов. Надо добавить что в это время ходит и упражнение на штопора, которые курсанты так же летаю самостоятельно. То есть за это время дается серьздная и главное реальная летная подготовка.
 
Симулятор Кондор очень хорошее подспорье в обучении на планере, мои в прошлом ученики как один по моей рекомендации проходили её и знаете очень существенно помогает, убеждался в этом не раз. Однако никакой симулятор не заменит тех физических воздействий на организм при помощи которых пилот порой несмотря на приборы воспринимает действительность.
 
Слив засчитан 🤣 👍
Как инструктор действующего ЮПШ, могу сказать что ребёнка после тренажёра приходится переучивать. Лучше брать чистый лист чем перерисовывать.
Про взрослых дяденек в первом вылете ничего сказать не могу, хотя такое и было, ручкой шурует как кочергой, мне было страшно.
 
Я конечно не настоящий сварщик, реального летного опыта у меня пока пара вывозных, но вот довод в защиту симуляторов от достаточно опытного летчика, который с симуляторами в их современном виде знаком не понаслышке:
Да и симуляторы становятся всё достовернее. Те же шлемы виртуальной реальности подняли уровень визуальной достоверности на совершенно новый уровень по сравнению с картинкой на плоском неподвижном мониторе.
С моей колокольни проблема привития ложных навыков не в симуляторах, а в том, что люди в них зачастую летают как придется и как попало, не имея никакого представления о том, как летать правильно. Если это делать по учебникам, разбирая ошибки после каждого полета в симуляторе, то вряд ли получится себе навредить. Понятно, что все необходимые навыки так не получить, но симулятор будет помогать в реальном обучении, а не мешать.
 
люди в них зачастую летают как придется и как попало, не имея никакого представления о том, как летать правильно. Если это делать по учебникам, разбирая ошибки после каждого полета в симуляторе, то вряд ли получится себе навредить.
Да, так и есть. Лично я научился попадать в начало полосы только после того как подсмотрел у реального лётчика. Первые посадки были очень разные, вроде выключения мотора с выпуском всего что тормозит и попадания в район аэродрома, иногда даже на полосу. Да и чему можно научиться в компьютерном зале за 10 минут? Сейчас доступ к играм безграничный, а вот к знаниям надо ещё суметь подобраться среди потоков всякой увлекательной чуши.
 
Что из себя представляет упомянутый Вами "тренажор"?
В смысле представляет? Разговор в общем был о пользе абстрактного симулятора полёта без привязки к конкретной модели. Или необходимо "в частности"?
Как хотите... Мы не приветствуем наличие опыта управления ЛА на наземных имитаторах полёта для детей из-за отсутствия некоторых психологических особенностей реакции в процессе перехода от пробежек к подлётам. В частности, излишняя самоуверенность и отсутствие страха умереть если что пойдёт не так.
На симуляторе вы перегружаетесь, пересохраняетесь и снова "садитесь в кабину" в жизни всё по другому. Мы даже от использования интерцепторов отказались на пробежках в пользу дополнительного инструктажа на практических занятиях, согласен дорого, джойстик и педальки дешевле будут да и доступнее.
 
...Разговор в общем был о пользе абстрактного симулятора полёта без привязки к конкретной модели...
Небыло такого разговора. Перечитайте внимательнее.
...Мы не приветствуем наличие опыта управления ЛА на наземных имитаторах полёта для детей...
Поздравляю! Ну а мы приветствуем и за милую душу. Только речь о "правильном" обучении.
 
Я ещё добавил вэб-камеру и програмку по отслеживанию моего фэйса. Головой крутишь - картинка на экране так же крутится, как в реальной кабине.
"Картинка на экране так же крутится, как в реальной кабине" Это еще одно заблуждение. И затрагивает как раз один из самых важных элементов летного обучения - умения и навыков правильно распределять внимание. У симмуляторе вы можете отработать умение распределять внимание,. Например, научитсья порядку ведения осмотрительности. Но при этом навыки получите ложные, так как в реальном полете зрение работает совсем по другому чем на экране.
И еще...🙂 Споры вокруг темы реальный vs виртуальный полет идут давным давно, разработчики софта и железа каждый год рапортуют о достижении новых высот в отображении реальности, но при этом симмулятор с точки зрения летного обучения имеет очень ограниченное применение и то под контролем опытного инструктора.
 
Последнее редактирование:
На симуляторе вы перегружаетесь, пересохраняетесь и снова "садитесь в кабину"
Я ставил перезапуск на 30 секунд и аварийных посадок у маленькой девочки стало ничтожно мало. Не хватает детского терпения столько ждать и потому старательность в разы выросла.
Во взрослых турнирах у пилота есть одна или две попытки (на случай плохого интернета). Потратил - ушёл с сервера. Бывает ограничение по самолётам, которые заканчиваются и приходится летать на чём-то непригодном для выполнения задачи.
в реальном полете зрение работает совсем по другому чем на экране.
Значит у Вас плохо настроена чувствительность к повороту головы. При правильной настройке поворот глаз и головы происходит пропорционально. В шлеме вообще поворот головы соответствует реальному и проблем нет. По ощущениям разница только в перегрузках. Напоминаю что величина перегрузки в самолёте обычно (не в пилотаже, а в обычном спокойном полёте) мало отличаются от привычных в автомобиле. Когда не знал очень удивлялся, но когда петельку прочувствовал и вираж с креном 45 всё стало понятнее.
При современных технологиях и с современной графикой разница между реальностью и виртуальностью настолько мала что многие не отличат.
 
Анатолий
Я ставил перезапуск на 30 секунд и аварийных посадок у маленькой девочки стало ничтожно мало. Не хватает детского терпения столько ждать и потому старательность в разы выросла.
Во взрослых турнирах у пилота есть одна или две попытки (на случай плохого интернета). Потратил - ушёл с сервера. Бывает ограничение по самолётам, которые заканчиваются и приходится летать на чём-то непригодном для выполнения задачи.

Значит у Вас плохо настроена чувствительность к повороту головы. При правильной настройке поворот глаз и головы происходит пропорционально. В шлеме вообще поворот головы соответствует реальному и проблем нет. По ощущениям разница только в перегрузках. Напоминаю что величина перегрузки в самолёте обычно (не в пилотаже, а в обычном спокойном полёте) мало отличаются от привычных в автомобиле. Когда не знал очень удивлялся, но когда петельку прочувствовал и вираж с креном 45 всё стало понятнее.
При современных технологиях и с современной графикой разница между реальностью и виртуальностью настолько мала что многие не отличат.
Анатолий, я конечно понимаю Ваш энтузиазм, но разделить не могу. Т.к. тренажерная подготовка очень важна, но только если она проводится на полнополетном тренажёре, а не на компе с джойстиком. Как минимум, подготовка на тренажёре вырабатывает навык работы с арматурой кабины и распределение внимания в полете. Однако, это- только имитация и не более. В полете - коэфф. ох..я сильно выше. То, что на земле ты знаешь на 5 в полете знаешь на 3.
 
...тренажерная подготовка очень важна, но только если она проводится на полнополетном тренажёре, а не на компе с джойстиком...
...это- только имитация и не более...
Просто джойстик - это ниочём. Необходимый минимум обсуждался выше.
Некоторым здесь, например Daosу, мерещется спор "Комп vs реал". А товарищ JGS_SibNIA вообще принципиально против наличия симуляторного опыта у курсанта.
Здесь нет спора о том что лучше. Одно другому не то чтобы не мешает, а в принципе создано чтобы помогать.
Симулятор Condor придумали не кикие-то там програмисты-очкарики из офиса. Его делали реальные пилоты планеристы для тренировок в межсезонье.
 
Регулярно возникающие споры в авиационной среде о возможности использования авиасимуляторов для обучения имеют под собой субъективный как положительный так и отрицательный личный опыт, так и ББС (бабка бабке сказала). Имея опыт более 10 лет в деле подготовки школьников на авиатренажёрах с использованием ПО авиасимуляторов можно сказать следующее:
1. На базе современных ПО авиасимуляторов (DCS, X-Plane, Condor) вполне можно создать авиатренажёр с высоким уровнем "достоверности" и переноса навыков на реальный полёт на конкретном типе (мнение инструкторов ДОСААФ, ВВС и членов Сборной РФ по высшему пилотажу) - т.е. проблема не в качестве ПО авиасимуляторов;
2. Чем совершеннее (достовернее) авиатренажёр - тем проще на нём учить правильным навыкам, поэтому при создании такого тренажёра необходимо учитывать и эргономику и нагрузки на органы управления и обеспечивать обзор не менее 270 град по горизонту (VR-очки, к сожалению, обладают ограниченным углом зрения) и точность и скорость "отработки" движений электроникой (многие серийные джойстики обладают заметной задержкой датчиков). После изготовления необходима настройка ПО тренажёра действующими пилотами (настраиваются кривые отклика, углы обзора и т.д.).
3. Любое обучение - что на реальном самолёте, что на авиасимуляторе необходимо проводить по ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ! По опыту - большинство с "кривыми навыками после симулятора" - это самоучки, которых в авиасимуляторах привлекает "боевая" составляющая, а взлёт/посадку/полёт выполняют абы-как.
4. Ключевое значение для процесса обучения имеет ИНСТРУКТОР умеющий обучать не только на реальном самолёте, но и на авиатренажёре, понимающий его специфику и как использовать преимущества и нивелировать ограничения тренажёров.
Итог: более 200 наших курсантов после обучения (110 часов теория 20 часов авиатренажёр) отучились (до самостоятельного вылета) на Як-52 и Л-13 в аэроклубе - результат положительный. При этом речь идёт не только про обучение распределению внимания и знакомству с арматурой кабины. Наша задача при авиатренажёрной подготовке - научить курсантов навыкам управления ЛА и действиям в нештатных ситуациях. При этом резко снижается и коэффициент ох..я курсантов потом, в реальных полётах.
И самое главное - тренажёр/симулятор не может полностью заменить обучение на реальном ЛА, но может значительно упростить этот процесс, сделать его увлекательнее и интереснее (особенно для детей) и, главное безопаснее и доступнее для всех желающих. Это мощный инструмент для обучения, грамотное использование которого позволяет получить необходимые навыки, отработать технику пилотирования, значительно сократить (и удешевить) объём реальных полётов и резко повысить качество подготовки курсантов. Только применять его надо грамотно в системе тренажёр/методика/инструктор/самолёт.
Р.S. Можно, конечно, учить и на обычных джойстиках на простом мониторе ПК, просто будет это намного сложнее, будет больше "условностей", это как учить пилота на БРО-11М в ЮПШ по макаровской методике - всё равно потом переучивать придётся.
 
Ну так если оставить в покое симуляторы (немного не в тему), то чему учат курсанта в ЮПШ? И с какой целью, кто-то может объяснить?
Берем "Положение о ЮПШ 1984г.", а не всякие клубы по интересам. Т.е. стандартную методику.
 
Назад
Вверх