Да, видел и пообщался с некоторыми товарищами на эту тему. Если коротко, то для них в этом сюрприза нет. Типа, при той стратегии бизнеса, которая была в последние годы в этой компании такой вариант был возможен, причем с достаточно высокой вероятностью.
Я не Андрей, Извините что я влезу в беседу, так как немного в теме, сейчас как раз общаюсь с someone (кем то) из руководства ВАНс по некотрым рабочим техническим вопросам.
Компания ВАНс испытала цепочку неудач, попала в долги и потеряла (продолжает терять) колосальную сумму денег:
- За время ковида, ни смотря на то что заказов было много, они вынужденны были тратить больше на кит чем раньше (отсутствие подрядчиков, отсутствие деталей, подорожавшие детали, больше чем обычно выплаты - в штате Орегон во время ковида правительство платило хорошие пособия, народ попросту не выходил на работу и что бы привлечь работников приходилось платиь больше - последние звучит как безумие но я сам с таким сталкивался)
- Подрядчик который изготавливал им qucik build фюзеляжи и крылья использовал праймер который начал вызывать коррозию - они были вынужденны переделать кучу китов с нуля и отказаться от услуг этого подрядчика. Разом потеряли десятки миллионов ((
- В период панадемии для ускорения процесса и из за большого количества заказов они резали метал и делали отверстия лазером (подрядчик делал). И здесь пошло все не совсем верно - на некотрых деталях после dimple пошли трещины. Компания вынужденна заменить огромное количество деталей, сейчас они как раз в процессе. Речь идет примерно о 1500-2000 китов которые предстоит фактически заново сделать и отдать клиентам что бы исправить ситуацию. Конечно не все детали но основные придется заменить.
- Подбив концы с концами они обнаружили что продали кучу китов по цене ниже чем реальные суммарные затраты на производство (как раз из за факторов описанных выше).
В результате таких событий компания понесла убытки, стали заканчиваться оборотные средства. Денег от депозитов за киты стало нехватать даже на повседневные операции. Надо отдать должное насколько честно и прозрачно ВАНс рассказал о ситуации своим клиентам. Это говорит на мой взгляд о многом, и положительно характеризует их уважение и отношение к своим клиентам.
Сейчас в компании новый управляющий (кризисный) директор, который в свое время вытащил почти со дна другую авиационную компанию Glasair (но потом правда продал ее китайцам). Так же ВАНс пригласил целую группу специалистов по таким ситуациям (ревизоры), которые работают над выходом из положения.
VANs взял на размышление несколько недель, потом они обнародуют свои планы по вероятному повышению цен на киты, по новым срокам поставки уже предоплаченных китов, по новым срокам и правилам заказа новых китов и так далее.
Андрей сказал абсолютно верно - они были к этому готовы, это не сюрприз. Просто никто не ожидал настолько сложную ситуацию, думали что будет немного иначе.
От себя добавлю что такая компания как ВАНс никуда не денется с рынка - они занимают очень серьёзную нишу, у них огромное количество летающих самолетов, они на одних запчастях могут жить долго. Единственное что может произойти, это в компании появятся новые совладельцы, поменяются цены и подход к бизнесу, что скажется на покупательной способности клиентов. Сейчас начался отток - наблюдаю уже третий день - народ начал активнее продавать свои киты, в частности те кто только в начале сборки и не успел еще глубоко зайти финансово в процесс. Знаю лично двух товарищей которые пытаются (безуспешно, так как ВАНс официально обьявил что возврата денег сейчас не будет) отказаться от заказов и вернуть деньги. Вообщем началась такая волна на нервах - но скоро это прекратится и все успокоится.