Всё никак не могу начать - форум явно более какой-то лихорадкой, может COVID виноват? В общем продолжаем...
Предыстория следующего перелёта не слишком проста и довольно затянута. Вкратце: полетав на разной поршневой технике по ебеням и весям Дальнего Востока, у меня постепенно сформировалось своё видение «идеального» личного самолёта. А именно – это должен быть не слишком маленький и не очень большой (номинально 4-6 мест, поэтому Ан-2 не подходит), заднеколёсный верхнеплан с фиксированным шасси и хорошими взлётно-посадочными характеристиками. В общем-то выбор такой техники не очень велик.
В конечном итоге поиски привели меня к вполне конкретной цели - я захотел купить Dornier Do-27. Приведу здесь свою же цитату с параллельного форума
Немного о DORNIER вообще и Do-27 в частности. - Страница 2 - Малая авиация России. Обучение на Пилота-любителя. Обсуждение самолётов. Регистрация.
"Немного о том, почему мне приглянулась именно эта модель самолёта. Я начал интересоваться им с тех пор, как стал искать себе реальный 4/6-ти местный самолёт для коротких и "убитых" полос. Смотрел еще С-180/185, Helio Courier, Maule M-6-235, DHC Beaver и даже такие раритетные вещи как Max Holste Broussard или UTVA 66. Но каждый из них чем-то не устраивал. Сразу скажу - оказалось, что стать владельцем любого настоящего STOLa - удовольствие не из дешёвых.
- С-180. По сути С-182 ранних годов выпуска с задним колесом. Все достоинства и недостатки сто раз обсосаны. О-470 не критичен к автобензину. Ручные закрылки Фаулера очень эффективны. Есть куча всяких допов в виде STOL-комплектов или модификации двигателя P-Ponk. Но тесно и дорого.
- С-185. Чуть попросторнее (в длину), но тоже тесно. Ещё мне не нравится посадка и обзор. Двигатели IO-520 и IO-550 не любят автобензин, а в глубинке другого нет. Ещё дороже (что в первую очередь связано с возможностью эксплуатации на поплавках).
- Maule M-6-235. единственный из Maule настоящий STOL. Есть положительные моменты (в первую очередь двигатель), но в общем на уровне С-180. Вялые элероны (их размеры принесены в жертву закрылкам). Чувствителен к центровке.
- Helio Courier. Этот вопрос я изучал дольше всего. Самый экстремальный в мире одномоторный STOL. Развитая механизация крыла, отличная управляемость на малой скорости, великолепно проработанная конструкция шасси. Когда я был на Аляске, смотрел H-295, работающий в Якутате на доставке туристов-рыбаков. Ходил вокруг, облизывался, облазил весь и даже подружился с собакой пилота
Но как говорится, есть нюансы. Курьеров за всё время выпущено примерно столько же, как и Do-27. Но если у Дорнье есть лишь пара основных модификаций, отличающихся в основном конструкцией шасси и прочностью крыла, то каждый Хелио представляет из себя совершенно уникальную конструкцию, гениально разработанную, но собранную на коленке. Поэтому с "кузовными" запчастями всё непросто. У каждого экземпляра есть богатая история эксплуатации в ебенях, раны и многочисленные ремонты. Короче, тут нужно прям глубоко погрузиться в тему.
К тому же для работы на автобензине из всех модификаций однозначно подходят только H-391B и H-395A с двигателем GO-435C-2B (260л.с.), а это всё-таки четырёхместный самолёт с полезной нагрузкой как у С-180. Обзор примерно как у Цессны, а с выпущенными предкрылками ещё хуже. Дорого.
- DHC-2 Beaver. Половинка Ан-2. Очень приспособленная к реальной эксплуатации машина. Простая , надёжная, закрылки выпускаются почти на 60(!) градусов. Звездообразным двигателем нас не напугать. Но при этом не просто дорого, а очень дорого... Поэтому можно сказать, что мне не нравится его уродский Y-штурвал и пещерная компоновка приборной панели
🙂
- Max Holste Broussard. Герой алжирской войны или "французский бивер". Крыло чуть проще, чем у Бивера, дверей меньше, двигатель такой же. Значительно дешевле. Просторный утилитарный салон. Правда продаётся редко и непонятно, где искать запчасти. При декларируемом разными интернет-источниками крейсере 230 км/ч на 50% мощности, не едет и 200 даже на 75%. Большие усилия на ручке. Из-за стальных рессор шасси склонен к козлению и капотированию на посадке. По реальным ВПХ не подходит под настоящий STOL.
- UTVA 66. Интересная конструкция несуществующей страны (Югославия). Крыло и закрылки как у С-185, а предкрылок как у Стинсона. Прикольный люк типа "фастбэк". Отличные ВПХ. Но компрессорный GSO-480 перечёркивает все достоинства. Атмосферную версию UTVA 60 на просторах интернета мне обнаружить ни разу не удалось. С запчастями тоже непонятно.
- ИTОГ. Do-27. Цена примерно на уровне хорошей С-180. Прочное энергоемкое шасси. Великолепный обзор. Просторный салон. Множество дверей с возможностью аварийного сброса (после того, как меня пытались утопить на Ми-8 в Охотском море, я стал смотреть на это другими глазами). Очень надёжная и продуманная конструкция с точки зрения эксплуатации и обслуживания. Двигатель, с удовольствием жрущий автобензин. Относительно хорошая доступность запчастей. Великолепные ВПХ, чудесным образом сочетающиеся с крейсерской скоростью С-182. Что ещё нужно человеку, чтобы счастливо летать по хреново подготовленным площадкам где-нибудь в Сибири?
🙄"