Помогите разобраться. Поперечка на килевой. Крыло М-17

Сибирский партизан

Я люблю строить самолеты!
Всем привет. Имею почти новое крыло М-17(налетал всего 25часов). Крыл меня полностью устраивает за исключением одного нюанса - поперечная балка лежит на килевой. Поэтому при рулёжке, на разбеге и пробеге(когда нет подъёмной силы) центральный узел "долбит"по килевой и как следствие разрушая в этом месте нижнюю обшивку(килевая на М-17 открытая). А так как ВПП у меня это скошенные сенокосные угодия, а не ровная бетонка, то это очень напрягало. Что бы нижняя обшивка не протиралась, поставил в этом месте на килевую мягкий чехол.
Но  в инете я вдруг встретил фото М-17, у которых поперечка при натяжке стремится в верх и удерживается за тросики  ремнём, при этом нижняя обшивка даже не касается килевой. У меня-же наоборот при взводе поперечка стремится вниз ложась на килевую и что-бы её от килевой приподнять - надо приложить достаточные усилия. И только в полёте центральный узел уходит в верх и удерживатся за тросики ремнём.
На форуме много грамотных людей, которые сами изготавливают крылья - надеюсь поможете разобраться. И так вопрос заключается в следующем: ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ БУДЕТ-ЛИ ПРИ ВЗВОДЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УЗЕЛ ПОПЕРЕЧНОЙ БАЛКИ СТРЕМИТЬСЯ ВВЕРХ ИЛИ НА ОБОРОТ ВНИЗ ПРИЖИМАЯСЬ К КИЛЕВОЙ?
Для наглядности выставлю фото своего крыла(красно-синее) и такого-же крыла с нормальным расположением поперечки, где нижняя обшивка даже не касается килевой.
 

Вложения

  • 1_004.jpeg
    1_004.jpeg
    122,3 КБ · Просмотры: 226
  • 2_475.jpg
    2_475.jpg
    96,7 КБ · Просмотры: 243
Судя по фото у Вас аппарат совсем новый, а что Вам мешает обратится  с этим вопросом к Ларину Владимиру ?
Причин может быть несколько, первое, что напрашивается - это недовзведенная поперечина, второе - она чуть длиннее, и третье - слишком затянуты гайки в месте соединения поперечной балки с боковой балкой и еще, посмотрите откуда идет трос натяжения поперечины снизу или сверху центрального узла поперечной балки ?
 
Напишите на "Красные крылья" в Таганрог, они, как производители, вам ответят лучше. Вот адрес:redwings@pbox.ttn.ru
  Я сам летаю на М-17. Хорошее крыло. Подобной проблемы не замечал. Мягкий чехол на узел поперечены ставят на производстве изначально. Покупал в разное время два новых крыла, чехлы были на обоих. Возможно ваше крыло ремонтировалось или разбиралось не на фирме, и чехол не был поставлен на место. Так же возможно причина в неправильно собранных, или деформированных узлах крепления поперечены к боковым трубам. Именно они обеспечивают такое положение поперечины, при котором она не достаёт до килевой. Я бы не советовал пользоваться таким крылом до разборки и осмотра специалистом.
 
Судя по фото у Вас аппарат совсем новый, а что Вам мешает обратится  с этим вопросом к Ларину Владимиру ?
Да, конечно первым делом я так и сделал. И получил разрешение обсудить этот вопрос на форуме. Для тех кто столкнулся с такой-же проблемой могу опубликовать рекомендации от производителя. Красные Крылья занимаются моим вопросом, но ответ пока не найден.
Из ответа от Красных крыльев  на мой вопрос:
"....Собрано в среду новое крыло М-17 , оно повторяет Ваше , в плане расположения центрального узла поперечных балок , т.е. как бы центральный узел лежит на килевой . Изучив все фотографии крыльев М-17 за этот и прошлыйгод все крылья визуально повторяют ситуацию с центральным узлом поперечных балок . Страшного в этом нет ничего , и в полёте крыло ведёт себя абсолютно нормально , и жалоб по этому моменту не было .
Конструктивно на поперечных балках предусмотрено , чтобы они стремились вверх , но что-то чуть-чуть изменилось за долгие годы и вот поперечина стоит сейчас так . К сожалению , конструктор болеет , ожидаем , что он в начале недели следующей поправится , будем дальше разбираться по этому моменту . Но что можно посоветовать в данном , Вашем случае . Действительно , если долго рулить по грунтовой ВПП , то потихоньку что-то будет протираться и на парусе , и на самой трубе килевой балки . Нужно подклеить на месте касания обшивки и килевой балки кусочек липкого дакрона на обшивку крыла. Можно самостоятельно пошить небольшой чехольчик на трубу килевой балки и прикрепить на трубу под местом касания . И эксплуатировать крыло дальше . Или же подождите  , после выздоровления конструктора мы ещё раз обязательно вернёмся к данной проблеме ......"  И вот из крайнего письма:
"....День добрый.
Пожалуйста , можно данный вопрос безусловно обсудить и на форуме .
Две недели назад крайний каркас крыла М-17 изучался тщательно именно на предмет расположения поперечины на собранном крыле . И почти был найден нюанс , позволивший на голом каркасе поперечины приподнять ( оказалось перетянута шпилька крепления нижних и верхних тросов , расшплинтовали , освободили нижние троса , закрутили гайку от руки ) . Но после сборки крыла всё осталось почти по-прежнему . Ждём следующий каркас , чтобы ещё раз всё проверить , он должен быть готов на следующей неделе . Обращались за помощью к главному специалисту по СЛА в нашем регионе Водолазскому А.Б. ( он к тому же у нас работал техническим директором с момента создания фиррмы в 1990 году до ноября 2002 года ) , он тоже не смог нам помочь . Конструктивно и теоретически всё как бы предусмотрено , чтобы поперечина находилась над килевой трубой , а на практике получается чуть иначе . А вопрос этот в плане работы есть и будем разбираться , к тому же не всё проверено и есть опеределённые идеи .
А на форуме конечно это можно и обсуждать С уважением Ларин В.В...... "
 
Постарайтесь сделать фото центрального узла поперечины, тогда будет яснее.
 
Уважаемый Партизан, поведение поперечины в первую очередь зависит от V- образности крыла и усилия натяжения поперечины. Но ,учитывая,что у вас крыло серийное,длинна боковых нижних тросов видимо стандартная. При взведении поперечины нужно ориентировться на состояние паруса-если ее взвести больше, чем надо, начнет прослабляться обшивка в районе носового узла. Если этого нет,попробуйте взвести. Основной ориентир-натяжени ткани по всему парусу должно быть примерно одинаковое. Если перетянуть могут появиться диагональные морщины в районе бокового узла на нижней обшивке.
 
Действительно проблема. И у меня точь в точь. Крыл 2000-го года, лавсановый, ни где не "морщинет", летит хорошо. Кладу в чехол поперечин пену. Хороший вопрос поднял Партизан, с нетерпением жду решения.
Да,  троса стоят снизу узла поперечины.
 
   Если поперечина расположена выше плоскости, в которой лежат передние кромки (боковые трубы), то в полёте она обязательно будет приподниматься. Так будет всегда, когда и килевая лежит выше плоскости боковых труб. Судя по фотографии, поперечина сильно вынесена своим центральным узлом вперёд. Она ложится на килевую под своей тяжестью. Начальное усилие натяжения недостаточно, чтобы удержать её вес. Понятно, что такой большой вынос поперечины должен оправдать сам конструктор. Добивайтесь.
 
Я думаю, для того чтобы поперечина на земле (не буквально!)стала :домиком:, надо (при прочих равных ) иметь более длинные верхние боковые тросы,как правильно здесь уже отмечали, боковые узлы должны быть ниже,чем центральный узел.
Но это, конечно с благословления разработчиков!
У нас на всех крыльях она лежит на килевой через мягкие подкладки и никто не парится,но без них пробивает купол над килевой
 
Уважаемый Партизан, поведение поперечины в первую очередь зависит от V- образности крыла и усилия натяжения поперечины. Но ,учитывая,что у вас крыло серийное,длинна боковых нижних тросов видимо стандартная. .
Да крыло серийное
  Так же возможно причина в неправильно собранных, или деформированных узлах крепления поперечены к боковым трубам. Именно они обеспечивают такое положение поперечины


Да,( надо было озвучить) крыло серийное и  приобреталось новым, собранным, отрегулированным и облётанным производителем.(я-же без малейших проишествий, прекрасно отлетал на нём 25часов) Поэтому вариант не правильно собранных мной узлов или их деформации - отпадает.(получил в собранном виде)
 
У меня тоже крло М17, правда, старое, даже не знаю точно какого года. Вроде я такой проблемы не замечал. Полечу скорее всего только весной, тогда еще раз внимательно посмотрю...
 
У нас на всех крыльях она лежит на килевой через мягкие подкладки и никто не парится,но без них пробивает купол над килевой
Значит без них всё-таки пробивает купол над килевой?!!

Можно было-бы конечно и не парится, если-бы это было конструктивной особенностью крыла М-17 (имеющего хорошую репутацию как у инструкторов, так и у химиков). Но оказывается это не нормально. Тому пример(см. на фото). Есть крылья М-17 из ранних партий, у которых в этом плане всё нормально - и поперечка над килевой,И ни что, не обо что не долбит, и не нужны им ни какие подкладки, прокладки и затычки. И купол у них не пробивает, и отрабатывают по 600часов на химии, часто с не подготовленных площадок.
Думаю, что правильнее всё-таки будет - в спокойной обстановке выяснить, что не так в крайних партиях (и желательно до начала летнего сезона)!!!
А подкладки - это уж борьба со следствием, а не с причиной :IMHO
 
Похожий был случай. Лечили проворотом половинок  поперечины на 180 * вокруг другой половинки идущей к боковой трубе. Это надо поработать с самой поперечиной. А на заводе тоже люди собирают, тоже ошибаются.
 
Лечили проворотом половинок  поперечины на 180 * вокруг другой половинки идущей к боковой трубе. Это надо поработать с самой поперечиной.

Извините bvb, не очень понятно (половинок... вокруг другой половинки). Можно ещё раз, подробнее.
 
Извиняюсь ! Был не точен! Все-это было 5 Грачей и вместо них теперь 3 Таганрогских. Теперь без двусмысленности.
 
Можно ещё раз, подробнее.
При сборке на заводе, разборке, замене болтов,пластин, после рахтовок, после аварий и других профилактических работ может при сборке каркаса произойти следующее. Если полупоперечина состоит из двух половинок и они идентичные, то при сборке половинки сходящиеся в центре могут поменять местами. Кондуктора на заводах тоже изнашиваются и на отверстиях накапливается небольшие допуски в сумме дающие проворот всей поперечины на доли градуса, что приводитк изменению высоты центрального узла поперечины относительно килевой. Достаточно было поменять центральные полупоперечины местами как всё вставало на свои места. Ещё можно провернуть центральную часть полупоперечины относительно части идущей к боковой трубе, но тогда нужно переставлять центральный узел.   Из истории: когда-то на заре дельтапланеризма, аппараты доставлялись к месту полетов в обшественном транспорте и разбирались в пакеты до 2-х метров. при сборке и происходили перестановки труб. На летные качества аппарата это не влияло и бывало отлётывали смену не разбирая, а при следующей сборке устраняли проворот труб.
 
Назад
Вверх