На ваше обсуждение;
- Что я увидел у эл. раскрутки 3-х фазным двигателем? Большая проблема, это аккумуляторы. Как по емкости, по току, по весу (м.б.), по температурному режиму, по ресурсности и наконец цене. Ну еще доступность ко всем комплектующим.
По сути своей мощность для раскрутки ротора берется из эл. энергии запасенной в аккумуляторе (напряжение 48в. на раскрутку больше чем бортовое) и трансформируется в механическую работу. В свою очередь эл. энергия аккумулятора берется преобразуясь из хим. реакции самого аккумулятора, но это только половина пути! Еще такой же путь преобразования эта энергия шла прежде, чем попасть в аккумулятор (как вариант этот путь можно сократить если речь не идет об автономном использовании АЖ).
Несколько повысить общий КПД привода, помогло развитие в последнее время безколлекторных эл моторов. Так для моделистов был проблемой именно коллекторный узел, имеющий не малый вес и ограничивающий предельный ток. Теперь функцию и коллектора да и преобразователя тока взяла на себя электроника, что и дало развитие использования таковых моторов, наряду применения мощных магнитов. Так же появились и новые аккумуляторы. Это для моделизма здорово, а для АЖ?
Вот и задумались, а как бы использовать, или как взять энергию прямо от ДВС? Здесь на форуме стали появляться предложения по моментным эл. моторам и таким же генераторам, даже совмещающим функцию стартера. Я имею ввиду, Хенрика и др. Как теперь выглядит схема такой раскрутки? Генератор (переменного тока) вырабатывает энергию достаточной мощности, потом ее выпрямляют в постоянный ток (т.к. напряжение 3-х фазное, то можно сгладить броски напряжения и ёмкостью большого номинала либо аккумулятором). Потом, управляя специальным коммутатором (блоком управления) постоянный ток трансформируется в 3-х фазный изменяющийся, от изменения нагрузки и оборотов.
А как эту задачку решали еще в не давнем прошлом? Например тепловозах? Там стояли генераторы постоянного тока (коллекторные), и вырабатывали энергию для так же постоянных эл. машин тяговых моторов. Электродинамическая передача крутящего момента, с возможностью рекуперации (см. обращаемость эл. машин постоянного тока).
Если посмотреть на современные коллекторные эл. двигатели, то и они стали доступно применять постоянные магниты из редкоземельных металлов и тоже повысили КПД. Уже ни кого не удивляют, по первости черезчур маленькие стартеры иномарок, а теперь и отечественных авто. А что если посмотреть на это как на электродинамическую передачу? См. оборачиваемость эл.машин. Получается как в гидравлической раскрутке, только вместо насосов соединенных рукавами высокого давления, две эл. машины постоянного тока соединенные проводом. Сняв с стандартного стартера бендикс, втягивающее реле, укоротив вал, и заменив крышки с подшипниками (в стартере не нужно было этого, и там обходятся втулками), получаем генератор постоянного тока.
Вся раскрутка получается состоит теперь из 2-х стартеров! Остается еще «поколдовать» с напряжениями и токами всей системы, я имею ввиду использовать повышенное напряжение, для того чтобы снять большую мощность. См. например журнал МК, где использовался такой подход для эл. картингов. В нашем случае, задачка стоит в 1,5мин. процесса раскрутки, есть резерв. Это в первую очередь подбор передаточных чисел трансмиссии, и организации теплоотвода. Стоимость? Практически цена 2-х стартеров и их доработки. Ни электроники, ни чего более, от чего можно ждать «пакостей», все на виду. Конечно можно и «навернуть» эту схему, например поставить термозащитное реле, и добавить электронику, чтоб использовать этот стартер/генератор как генератор и для борт.сети. А так же как стартер для запуска ДВС (где то встречался мне такой старый авто, с приводом стартера через ремень например).
Конечно это идея, надо опробовать, здесь пишу потому что, быть может у кого есть дополнения или возможности быстрее чем я сам это опробую. Как вариант имею в виду вот этот стартер http://www.katek.ru/rus/catalogue/starter/starter1/st6012/ и запитав двойным напряжением получить с него большую мощность. На вертикальный взлет не рассчитываю, только для предварительной раскрутки.