@ arkair
В России десятки тысяч водоемов, пригодных для использования в качестве гидродромов для легких гидросамолетов-амфибий (СА). Возможно значительно расширить сферы применения авиации за счет снижения косвенных расходов на создание аэродромной инфраструктуры, т.к. СА имеет прочное «внедорожное» шасси. СА может широко использоваться для выполнения множества задач, особенно в глубинных окраинных районах со слабо развитой транспортной инфраструктурой.
Полноценной заменой самолета Ан-2 может быть только самолет-амфибия. Возможна ли переделка Ан-2 или Т-101 «Грач» Е.Грунина в амфибию?
Амфибия (на базе Т-101 «Грач») Е.Грунина Т-130 «Фрегат» была построена на МАПО и поднялась в воздух в 2001г. Мне кажется выбранная схема летающей лодки давно устарела Она была предложена К. Дорнье еще до 1920г. Вариант «Грача» на амфибийных поплавках тоже показывали в Москве в 1995г. Разрабатывался также вариант «Грача» с двумя ТВД М-601Е «Вальтер» на крыле. Так что уже на все варианты конструкторская документация (КД) разработана, нет смысла все это повторять. Дешевле готовую КД купить. Раньше продавали по цене не более 10% от стоимости разработки, если конечно нет изобретений и ноу-хау. Может, сохранилась и оснастка. Конечно, можно сделать этот «Фрегат» по схеме Л-42 «Самара» или СК-12 «Орион», будет получше, но все равно будет «ретро». А работы будет довольно много. Хуже нет переделывать и приделывать. Вроде бы работ 10% от создания нового проекта, а занимает 90% времени и средств. Стоит ли все это городить ради использования полусгнившего хвоста от Ан-2 ? Пусть этой «овчинкой» занимается СибНИИА, раз они не способны на большее. По их оценкам только на разработку их «длинной моторамы» с капотом требуется 18 месяцев и св.1 млн. $. Всего до начала серии - 2,5 года и почти 200млн. руб. (6,6 млн. $).
Нужен новый перспективный проект. За 5-7 млн. $ можно сделать 6-7 местную амфибию с 1 поршневым М337С «Вальтер», или даже на 10-14 мест с двумя М337 или с 1 ТВД М-601Е «Вальтер» при большей крейсерской скорости и экономичности, чем у «Грача». По расчетам ГосНИИГА для МВЛ требуется примерно такое же количество 7-8 местных ВС как 10-14 и 15-19 местных.
В Тюменском НПЦ АОН разработан аванпроект (общий вид) такой амфибии А-16 «Бриз». Это своего рода «интегральный биплан», только вторым крылом у него является несущий фюзеляж. Причем это крыло получается как бы «бесплатно», т.к. сопротивление такого фюзеляжа ненамного выше обычного. Расположение нагрузки в несущем корпусе обеспечивает высокое значение весовой отдачи. У всех гидросамолетов получаются большие аэродинамические, конструктивные, весовые, габаритные и т.п. затраты на вынос ВВ вверх. У «Бриза» такой необходимости нет, т.к. толкающий ВВ на воде экранирован несущим корпусом. Вот такой "многокрыл".
Из-за большой хорды несущего корпуса А-16 имеет отличные экранные характеристики до высоты 6м, что позволяет эксплуатировать его на «химии».