Школа конструкторов СЛА

magnum380 сказал(а):
to Лапшин:Посоветуйте литературу почитать какую нибудь, может поможет для осознания целостной картины.
Даже и не знаю,что посоветовать,Алексей - целостная картина формируется в разных головах по-разному:поэтому одно и то же задание,выданное разным конструкторам ВСЕГДА выполняется по-разному,хотя законы природы неизменны.Главное,думаю,состоит в том,чтобы любую,вновь полученную информацию,подружить с уже сложенной в мозгах:если это не удается,существует лишь два варианта - либо ты не вполне понял какую-то часть информации (и тогда надо понять - что именно,и разобраться поглубже);либо какая-то информация неверна (и тогда надо найти эту неверную часть и не строить рассуждений на ее основе).Хорошо,когда есть кто-то,кого можно назвать Учитель,к которому всегда можно обратиться,обсудить проблему и сделать для себя соответствующик выводы - собственно,работа в такой обстановке и называется конструкторской (в данном случае) Школой:пройдя ее,в дальнейшем легче работать самостоятельно,научившись сопоставлять и увязывать множество почти всегда противоречащих друг другу факторов.
Не хвастаясь,припоминаю,что когда в 90-х ради поддержания штанов пришлось взяться за разработку и изготовление теплового аэростата спецформы в виде башни Кремля в натуральную величину,на тот момент ни одного теплового аэростата вживую не наблюдал - а в итоге получился отличный результат:очень реалистично выглядящий,самый большой в Европе (58м высотой) аппарат.
   Могу еще посоветовать научиться самые сложные понятия и зависимости сводить к элементарным - уровня законов сохранения и формулам уровня школьной физики:таким образом легко прогнозировать порядок рассчитываемых величин и отсеять негодные варианты еще до расчета.
 
Думаю уроки истории тоже важны в теме школы конструкторов летающих аппаратов, ведь кто не изучает историю, повторяет ее ошибки.
http://www.svavia.ru/info/lib/tergl.html
 
Владимир Павлович, существует ли схема, или может быть испытывалась где нибудь экспериментальная, такая, чтобы при управлении педалями рулём направления, на элевонах возникали бы соответствующие углы по крену и в то же время ими же можно было бы управлять ручкой по тангажу. Чтобы  сделать боковую ручку и не делать управление ручкой по крену, для минимизации ширины фюзеляжа?
 
Владимир Павлович, существует ли схема, или может быть испытывалась где нибудь экспериментальная, такая, чтобы при управлении педалями рулём направления, на элевонах возникали бы соответствующие углы по крену и в то же время ими же можно было бы управлять ручкой по тангажу. Чтобы  сделать боковую ручку и не делать управление ручкой по крену, для минимизации ширины фюзеляжа?
Предлагаемая Вами схема в числе известных мне не числится,да и зачем она?
Из-за перекрестных связей вообще зачастую канал крена и канал рысканья объединяют как бы в один - боковой:так на МАИ-223 схемы "парасоль" бочку можно скрутить одними педалями.
Боковые ручки делают часто и озвуяенной проблемы я просто не понимаю :управление по крену на такой ручке реализуется зачастую даже удобнее компоновочно,нежели на центральной.
 
javascript:quickLinks('627164666D7762756A700307')
Как было сказано выше, существуют перекрестные связи в поперечном и путевом каналах. Объединив все на педали, как вы будете исправлять отклонения на глиссаде скольжением, или восходящую или нисходящую спираль, или "нож" при проходе над полосой, а управляемую "бочку"?
Можно вообще летать без элеронов на некоторых самолетах ("Скай Пуп"), да и на нормальных самолетах по кругу можно только управляя педалями на разворотах, но это не правило. Управление в поперечном канале элеронами (или интерцепторами) ни с чем объединять не стоит и без этого (крен приводит к скольжению, скольжение -к крену) эти два канала связаны аэродинамически, что не всегда благоприятно
 
Ещё вопрос по управлению. Следует ли понимать, что при достаточной высокопланности серхлёгкой авиетки, отказ от элеронов как от "лишнего" элемента управления с целью упрощения системы управления и упрощения и облегчения конструкции аппарата вполне оправдан. Так как это сделал Минье?
Если использовать классическую схему (с сиквестироваными элеронами), но с частично несущим ГО Можно ли добиться  устойчивого и безопасного пилотирования и в случае отказа двигателя достаточно безопасного приземления.
Авиетка Минье с её системой управления передним крылом этого не обеспечивает. :'(
 
управление по крену на такой ручке реализуется зачастую даже удобнее компоновочно,нежели на центральной.

У меня в поперечном канале при исполнении боковой ручки, она будет пересекать силовой элемент фюзеляжа, который является ещё и подлокотником, а рука будет выходить за пределы фюзеляжа, нужен будет дополнительный козырёк. Кабина открытая. Переносить его не хотелось бы. Придётся усиливать и утяжелять конструкцию. Но если можно обойтись без элеронов, то всё получается очень хорошо (на мой взгляд) 🙂
 
У меня в поперечном канале при исполнении боковой ручки, она будет пересекать силовой элемент фюзеляжа, который является ещё и подлокотником, а рука будет выходить за пределы фюзеляжа,
Иными словами - "дело было не в бобине",не так ли?С таким подходом неизбежно получится,что для Вашего самолета и тип мотора придется изобретать новый,потому,что Вы не сподобились провести хоть минимальную работу головой,прежде,чем начать махать топором.
Воистину сказано:"Семь раз примерь - один раз отрежь"...
   Если же на самом деле такие сомнения возникают еще до строительства,то нужно просто выкинуть дерьмовый проект на помойку и нарисовать новый,где будут учтены,по возможности,ВСЕ факторы,с которыми придется столкнуться впоследствии.
Заранее отвергаю обвинения в нетолерантности:жесткий ответ (второй уже - первый был более чем корректен) вполне адекватен наплевательскому отношению к действительно непростому процессу создания самолета - если бы вопрос был продуманным,его не стоило и задавать;в случае недостатка знаний для такого анализа нечего и думать методом проб и ошибок экспериментировать с решениями,прямо влияющими на безопасность.
 
с частично несущим????

Да, конечно тандем. Только переднее как на классике неуправляемое с установочным углом атаки, а заднее с рулём высоты.
Переднее основное крыло несущее 60-70% нагрузки и заднее крыло оставшуюся часть веса аппарата. Правильнее было сказать несущее часть нагрузки.
 
если бы вопрос был продуманным,его не стоило и задавать

Помилуйте, как же возмещать недостатки в знаниях, не задавая вопросов? Пока экспериментирую только на моделях и бумаге.
 
В ветке о тандемах прочитал, что если переднее крыло сверху а заднее снизу, то аэродинамическая схема является неустойчивой, я не понял почему. Ведь если переднее крыло находится высоко над центром массы, и имеет V образность то даже при низком заднем крыле меньшего размера, аппарат обязан (как мне думается)  быть устойчивым. Разъясните пожалуйста!
 
Ведь если переднее крыло находится высоко над центром массы, и имеет V образность то даже при низком заднем крыле меньшего размера, аппарат обязан (как мне думается)быть устойчивым.
Совершенно не обязан - а для объяснения,почему именно,пришлось бы для начала объяснить:что такое устойчивость вообще,чем она отличается от неустойчивости;что такое - фокус,и еще много других  вещей,без которых такое объяснение способно лишь дополнительно дезориентировать.
Резюме прежнее - не владея предметом с достаточным совершенством,можно лишь копировать проверенные конструкции,соблюдая правило:"Шаг влево,шаг вправо расцениваются как побег."
И "Учиться,учиться и еще раз - учиться" (с) В.И.Ульянов (Ленин)
 
Некоторые представления об этих понятиях я наверно имею, если мне удалось добиться устойчивого полёта резиномоторной модели махолёта в ветренной (турбулентной) атмосфере. При боковом порыве ветра она разворачивается на ветер с набором высоты, а после расхода запасённой энергии переходит в устойчивое планирование.
Понимаю, что устойчивость летательного аппарата это не совсем то, что шарик на вогнутой или выпуклой поверхности, а фокус это сумма всех аэродинамических сил действующих на аппарат, таких как Сх крыла, фюзеляжа, вязкостное сопротивление, поверхностей.
Я в свои 54 года продолжаю учиться, и чем больше узнаю, тем более понимаю, что мало знаю. Поэтому не стесняюсь задавать вопросы. А Вы уважаемый Владимир Павлович не стесняйтесь объяснять, если уж вы приняли на себя гордое звание Учитель, я смышлёный может и пойму, а Ваше чувство собственной значимости не пострадает.
 
Ещё замечание по поводу непродуманных вопросов.
если бы вопрос был продуманным,его не стоило и задавать
Непродуманые вопросы (то же самое что глупые) вообще не стоят ответа, поскольку каков вопрос таков и ответ.
Только продуманные вопросы и следует задавать.
Мы тоже сильно смеемся над глюкальщиками (дельтики по самарски), что они только в молоке летать могут, но посмотрите, сколько их и сколько нас, так что иной раз задумаешься, не сотворить, что нибудь подобное по простоте и приближенное к самолету. 

леха (magnum) понял мой интерес к авиетке Минье.
Действительно сколько Вас "небожителей" (летающих на пайперах, канардах и пр.) и сколько нас дельтапланеристов, парапланеристов (к коим отношусь и я ваш преданный и недостойный слуга) дельталётчиков, паралётчиков и прочих "блохастых".
Для того, чтобы действительно развивать в России малую нужен авиацию аппарат доступный миллионам а не тысячам. Есть ниша в ассортименте летательных аппаратов, которую так и не удалось  заполнить Минье, из-за её склонности к затягиванию в пике. А между тем потребность в компактном, простом, максимально безопасном аппарате выходного дня, с высокой степенью готовности к полёту огромна. Я знаю многих дельта и парапланеристов, налетавшихся на динамикахи термиках, которые хотели бы перейти к моторному полёту. По многим причинам, ближайшим и наиболее доступным для них оказывается дельталёт и паралёт.
Перейти в другой класс аппаратов, для многих несбыточная мечта.  Хотелось бы создать нечто среднее между паралётом и одноместной парасолькой, с мотором 25-50лс. РМЗ 250, РМЗ 500  например.
Чтобы можно было прицепив хвост к фаркопу авто, отбуксировать его несколько километров до ближайшей подходящей поляны, расчехлить аппарат и разложив крылья, после непродолжительного предполётного осмотра взлететь и может быть слетать за сотню другую км. к друзьям и вернуться живиым и здоровым.
Аппарат должен прощать грубые ошибки пилота, при отпускании органов управления должен сам выходить в горполёт как параплан, чтобы ни при каких условиях он не входил в штопор и неконторолируемое пике, не сваливался а переходил в парашютирование, при низкой скорости. Понимаю что устойчивость и управляемость это противоречивые качества. А мне и не нужен пилотажный самолёт чтобы делать нож и садиться с одним крылом. Это удел спортсменов и профессионалов.
Массовый самолёт должен быть максимально устойчивым с хорошим запасом прочности. Пилот должен быть максимально защищён элементами конструкции аппарата. Самолёт KOLB с его открытостью пилота всем напастям, на мой взгляд не отвечает этим требованиям.

Да есть отработанные схемы и безопаснее и проще всего взять готовые чертежи и начать делать, кто же спорит.
Однако поиск новых решений и стремление сделать аппарат отвечающий каким то конкретным требованиям продолжается. И раз уж открылась такая ветка, уважаемые Учителя будьте добрее и внимательнее к своим ученикам, если вы действительно озабочены нашей безопасностью. Не отфутболивайте нас к первоисточникам. Без Вас этот процесс получения информации может затянуться (а времени не так много) и может завести в такие дебри, что и не выбраться к желаемой цели. Поэтому многие предпочитают идти своим путём проб и ошибок (от которых Вы нас предостерегаете) невзирая на все опасности.
целостная картина формируется в разных головах по-разному:поэтому одно и то же задание,выданное разным конструкторам ВСЕГДА выполняется по-разному,хотя законы природы неизменны.Главное,думаю,состоит в том,чтобы любую,вновь полученную информацию,подружить с уже сложенной в мозгах:если это не удается,существует лишь два варианта - либо ты не вполне понял какую-то часть информации (и тогда надо понять - что именно,и разобраться поглубже);либо какая-то информация неверна (и тогда надо найти эту неверную часть и не строить рассуждений на ее основе).Хорошо,когда есть кто-то,кого можно назвать Учитель,к которому всегда можно обратиться,обсудить проблему и сделать для себя соответствующик выводы - собственно,работа в такой обстановке и называется конструкторской (в данном случае) Школой

Хорошо сказано!
 
Понимаю, что устойчивость летательного аппарата это не совсем то, что шарик на вогнутой или выпуклой поверхности, а фокус это сумма всех аэродинамических сил действующих на аппарат, таких как Сх крыла, фюзеляжа, вязкостное сопротивление, поверхностей.
1.Это абсолютно то же самое.
2.Ответ неверный : фокус - это точка приложения не равнодействующей всех сил,а ИХ ПРИРАЩЕНИЙ;почувствуйте разницу.
А Вы уважаемый Владимир Павлович не стесняйтесь объяснять, если уж вы приняли на себя гордое звание Учитель
Не надо обуславливать одно другим:к тому же именовать себя так или иначе мне ни к чему - учениками моими могут себя считать,или не считать все,кто угодно,равно как и слушать мои рекомендации,либо поступать вопреки им:вольному воля.
Ваше чувство собственной значимости...
С моими чувствами позвольте мне управляться самому,что я и стараюсь делать,в т.ч.и отсеивая некоторых собеседников,общаться с которыми трудно из-за недостаточной подготовки,бессмысленно из-за излишнего отстаивания собственной точки зрения,либо просто некомфортно по любым иным причинам - мой статус вполне позволяет это делать без особых угрызений совести.
И раз уж открылась такая ветка, уважаемые Учителя будьте добрее и внимательнее к своим ученикам, если вы действительно озабочены нашей безопасностью. Не отфутболивайте нас к первоисточникам. Без Вас этот процесс получения информации может затянуться (а времени не так много) и может завести в такие дебри, что и не выбраться к желаемой цели. Поэтому многие предпочитают идти своим путём проб и ошибок (от которых Вы нас предостерегаете) невзирая на все опасности.
А Вы попробуйте посмотреть на ту же ситуацию с моей стороны (или многих других отличных профессионалов,которые предпочитают делать свое дело и не тратить столь краткое время жизни на стотысячпервое разжевывание азов очередному энтузиасту при всем к нему сочувствии) - так о том же фокусе только мне приходилось рассказывать многократно (а другие и более).Фактически,мои условия сводятся к тому,чтобы имелась возможность разговаривать на одном языке так,чтобы та или иная позиция была понята более-менее правильно.
И,наконец,не следует предполагать,что Вами впервые сформулированы требования к массовому самолету - увы,все "украдено до нас" и ,в случае достижимости результата любителем,летало бы в тысячах экземпляров уже лет 70...80 - ан нет:и профессионалы лишь до определенного предела смогли приблизиться к идеалу.Считать,что до Вас все были недостаточно умны и,дай Вам в голову малую толику знаний,сможете разрубить Гордиев узел "миллиона противоречий",компромиссом которых является любой самолет (удачный - удачным компромиссом),думаю,слишком самоуверенно.И я,и любой конструктор сочли бы за гордость разработать самолет,нужный многим-многим тысячам желающих (да и такой тираж стал бы неплохим материальным подспорьем),но увы - "не выходит малахитовая шкатулка".
 
Я в свои 54 года продолжаю учиться, и чем больше узнаю, тем более понимаю, что мало знаю. Поэтому не стесняюсь задавать вопросы. А Вы уважаемый Владимир Павлович не стесняйтесь объяснять, если уж вы приняли на себя гордое звание Учитель, я смышлёный может и пойму, а Ваше чувство собственной значимости не пострадает.
Мне тоже 55, я строю самолеты и опыт есть, а знаний мало.
Мы все здесь у Лапшина учимся и читаем его затаив дыхание. не надо его доставать, а то пошлет всех, и осиротеем нафиг.
 
Назад
Вверх