Почитал я ваши отзывы об СП и захотелось поделиться нашим опытом эксплуатации этого самолета.
Специалистами НП «Южный авиационный центр» самолеты семейства «СП» эксплуатируются с 2001 года. За это время общий налет наших самолетов составил более девяти тысяч часов. Несколько самолетов налетали более 1000 часов (основной налет на АХР) и эксплуатировались в течении восьми лет. Сезонная выроботка на АХР на один самолет составляет от 20 до 35 тысяч га. Сейчас у нас в эксплуатации находится 8 самолетов . За все время эксплуатации серьезных отказов техники не было . Нашими специалистами постоянно, в процессе ежегодного сезонного технического обслуживания каждого самолета, оценивалось техническое состояние систем и элементов конструкции. При этом можно отметить высокую коррозионную стойкость и прочность планера самолетов. Так фюзеляжи самолетов отработавших по восемь лет на АХР не имеют следов коррозии и усталостных разрушений и пригодны к дальнейшей эксплуатации.
Последние модификации самолета с увеличенным крылом имеют более высокую грузоподъемность и маневренность, а более прочная и высокая передняя стойка и рессора основного шасси с повышенной жесткостью в сочетании с широкими колесами увеличивают проходимость по грунту. Хорошо развитый стационарный киль, установленный вместо цельноповоротного киля, обеспечивает отличную путевую устойчивость, а предкрылок расширяет диапазон скоростей. Такое сочетание аэродинамических и конструктивных особенностей повышает эксплуатационные характеристики самолета и его безопасность при выполнении АХР. Так например, самолет может производить взлет и посадку с ограниченной неподготовленной грунтовой площадки (например, 80-метровой грунтовой проселочной дороги) и выполнять стандартные развороты с уменьшением приборной скорости до 60 км/час, без опасности сваливания.
Самолет легок в управлении, безопасен, надежен, устойчив на всех режимах полета, а также имеет высокую степень пассивной безопасности. Закрытая кабина самолета имеет стальную раму защищающую пилота при лобовых соударениях с препятствиями и капотировании. Переднее расположение двигателя и расположение химбака под кабиной пилота повышают безопасность экипажа при аварийных посадках. Цельнометаллический планер самолета обеспечивает его хорошую ремонтопригодность.
Аэродинамическая схема самолета позволяет производить авиаработы с навеской на самолет аппаратуры различных модификаций (химштанги с вращающимися распылителями жидкости или форсунками, подвесные бункеры для аэросева и пр.) без существенного изменения летных характеристик даже при нерасчетном режиме работы аппаратуры. Так например, при полной выработке одного из бункеров при аэросеве возникающие моменты легко парируются. Кстати вся аппаратура (химаппаратура и аппаратура для аэросева) прошла испытания в составе самолета в НПК «ПАНХ» и сертифицирована.
Небольшая стоимость эксплуатационных расходов и высокая производительность этих самолетов при выполнении авиаработ позволяют даже небольшой авиакомпании достичь хороших экономических показателей.
Как недостаток можно отметить малую крейсерскую скорость (90-110 км/час), что существенно уменьшает дальность перелетов, а также недостаточную герметичность кабины, что в свою очередь, не позволяет установить на самолет эффективную систему фильтрации воздуха.
Несмотря на это наш опыт использования самолетов семейства «СП» позволяет сделать вывод, что на данный момент это один из лучших сельскохозяйственных самолетов в классе до 700 кг максимального взлетного веса, в тоже время, обладая широким спектром возможностей этот самолет с успехом может использоваться и для других целей (авиатуризм, патрулирование, обучение и др.).
При оценке самолетов типа «СП» нужно учитывать, что сейчас существует несколько фирм специализирующихся на выпуске (сборке) самолетов, прототипом которых является СН-701. Качество изготовления некоторых из них не выдерживает никакой критики. В данном отзыве речь идет только о самолетах изготовленых Водолазским.
С уважением Олег Дронов