В истории "Спитфайра" есть непонятный момент-суета англичан,по поводу появившегося летом 41-го ФВ-190. Считалось,что он значительно превосходит 5-ку по большинству ЛТХ. При этом,"Спитфайр" имел заметное превосходство в скороподъёмности. У низковысотных модификаций Mk-VLF она составляла 24 м/с у земли и 16,5 м/с на высоте 4,5 км.
Это цифры совершенно фантастические для восточного фронта. 16 м/с имел Як-1 у земли,и это очень устраивало наших сталинских соколов. Более того,советские истребители,особенно Ла,имели превосходство в вертикальном маневре перед ФВ (что постоянно отмечается в мемуарах),и его появление на фронте в конце 42г( в JG54). совершенно не впечатлило наших лётчиков-истребителей (в отличие от бомбардировщиков и штурмовиков). Когда на вооружение наших ВВС поступили истребители со скороподъёмностью под 20 м/с (Як-3,Як-9У, Ла-7),о каких либо преимуществах немецких истребителей уже не упоминали вообще. Хотя превосходство в скорости последних Ме-109 имело место быть.
5-ка по ЛТХ примерно соответствовала Як-9,при значительно большей скороподъёмности у VLF, и скорости на большой высоте у обычных V. Нагрузка на мощность у VLF=1,9 кг/л.с.-заметно меньше,чем у Як-9 и ФВ-190.
Так были ли у англичан весомые основания для судорожных действий в 41 г. ? 😉