" Куда пропали?"
Сарай переделываю под мастерскую, а то все "Еропланы строят", а я
все собираюсь. Могу не успеть. Отпущенного времени остается мало.
Короче. "... но через месяц одного из этих асов посадили ко мне в экипаж..."
Выполняли мы грузовые рейсы на Игарку. А чтобы не тратить время
на перелеты Норильск - Игарка - Норильск, жить нам предписывалось тоже в Игарке. Тут, как на грех, испортилась погода
в пункте назначения. Фото аэропорта Вы видели. Пойти некуда -
живем на острове. Скука смертная. Домой в Норильск не отпускают - сидите, ждите погоду. Короче целыми днями - преферанс,
очко, храп /кто не знает - игра такая/. Потихонько звереем от безделья. И тут среди ночи поднимает меня дежурная летной гостиницы и говорит, что звонил диспетчер и просил командира позвонить в Норильск. Звоню. Выясняется. Звонил начальник
Норильского аэропорта. В Норильске застрял груз для геологов.
Начальник геологической партии, друг начальника аэропорта и тот
просит меня, пока нет погоды по основному маршруту, смотаться ночью отвезти груз геологам. Ночь. Естесственно, все мое начальство
спит. Ладно, задание на полет я нарисую, а заявки на полет? Так
сказать, кто будет оплачивать банкет? С этим, говорят, проблем никаких. Прилетаешь в Норильск - получаешь у геологов заявки,
грузишься и вперед с песней. Как говорится, за Родину, и в облака. К утру, когда большие начальники проснутся, вы будете уже снова в Игарке, готовы к основной работе. Почесал затылок,
какой никакой налет. Быстрей отмолотим саннорму, быстрей домой полетим. Да и экипаж засиделся, расслабился. Поднимаю экипаж,
рисую задание, вылетаем в Норильск. Прилетев, иду в перевозки,
докладываю, что самолет под загрузкой, мой ас - бортоператор на
борту дожидается груз, а сам со вторым пилотом и штурманом идем
готовиться к полету. "Бумажки" нарисовали, сидим в штурманской,
в креслах, дремлем, ждем сообщения от бортоператора об окончании загрузки. Через некоторое время заходит диспетчер и
говорит, что вышел на связь мой бортоператор и сообщил о готовности самолета к вылету. Можно подписывать задание на вылет.
Подписываю задание и иду на самолет. Три часа ночи. Глаза слипаются, сейчас бы в постельку. Но, как говорится, кто на гого
учился. Для тех, кто не знает. На грузовых самолетах груз
располагается в строго определенных местах, не ближе определенного расстояния к пилотской кабине и не дальше определенного расстояния до хвоста самолета. О чем на бортах самолета сделаны определенные метки. Длина груза тоже ограничена. На Ан-26, по моему, составляет 8 метров /если мне память не изменяет/. Вот в этих пределах оператор и должен разместить груз по заранее рассчитанной центровки. Это все в теории. А на практике. Подхожу я в полудреме к самолету и тут не
только сон пропадает напрочь, но и челюсть отпадает.
Рампа у самолета открыта, да и ее невозможно закрыть, так как из хвоста торчат метра на три буровые трубы и мой Ан-26 представляет из себя то-ли лесовоз, то-ли трубовоз. Бортоператор стоит рядышком. Спрашиваю его, что это за порнография, кто его
так учил грузить, что он перепутал трубовоз с самолетом и как мы
полетим, если я даже рулить в таком виде не могу,
так как он, боясь, что
самолет упадет на хвост, поставил под фюзеляж хвостовую опору и не снимает ее. На что я получил от него объяснение: Он положил трубы согласно руководства на определенное расстояние от кабины, но трубы оказались длинные, и получилось то, что получилось. Так какого ты вообще начинал грузить!? На этом мое терпение кончилось и я минут десять исключительно при помощи ненормативной лексики объяснял необходимость знания инструкций, руководства и что вообще, кроме
документов, есть еще здравый смысл, которым человек и должен
оперировать в первую очередь. Закончив воспитательный процесс,
я приказал самолет разгрузить и пошел искать заказчика - сообщить,
что выполнить рейс не представляется возможным, так как груз негабаритный, и получить заявку на перелет Игарка - Норильск -
Игарка. Но не тут-то было. В перевозках меня добили окончательно. Заказчик, успокоившись, что груз уже
в самолете, решил, что мне просто лететь расхотелось и категорически заявил: Или я везу груз, или заявки я не получу, так
как пустой прогон он оплачивать не намерен. После чего мне немного взгруснулось. Скоро утро. Проснется начальство, и им
обязательно доложат, что на перроне Норильского аэропорта
стоит самолет какого-то придурка, из хвоста самолета которого
торчат трубы. И то, что я разгружу самолет, кардинально ситуацию не улучшит. Получается, что я по собственной прихоти
прилетел в Норильск, и банкет будет теперь уже за мой счет.
Безвыходных положений нет!!! Просто человек не всегда находит
этот выход. Измерил длину труб. В принципе, если положить их начиная от переборки пилотской кабины, то в фюзеляж они войдут.
Но вот центровка? Такой груз запрещен к перевозке и центровочных графиков на него нет. Посчитал самостоятельно центровку. Получилось,что в рекомендованную укладываюсь,
после чего пошел к заказчику с предложением, что я вылечу, если
они быстренько найдут доски и перегрузят самолет так, как я скажу. Он согласился и тогда я стал проводить инструктаж с моим славным бортоператором. Идея была такова. Я снова иду подписывать вылет, так как прошло уже много времени, затем мы с экипажем садимся в кабину, закрываемся и он закладывает дверь пилотской кабины досками. Затем в хвосте самолета расстилает швартовочную сеть и по новой грузит эти злосчасные трубы, упирая их в доски у пилотской кабины. Тем самым запирая нас намертво, так что ни войти, ни выйти мы уже не можем. Затем в хвосты труб упирает доски, чтобы трубы не улетели в рампу и заворачивает все это в швартовочную сеть, которую привязывает к швартовочным узлам. В нашем отряде,
до этого уже было происшествие с трубами. В Красноярске у нашего Ан-12, тоже груженного трубами, на взлете они пошли назад /плохо были закреплены/,
вышибли грузовые створки и рассыпались по всей полосе. Хорошо
еще, что они успели остановиться, применив аварийное торможение.
Я заставил бортоператора несколько раз рассказать и показать мне
последовательность действий, напоследок сказав,что летит он в этом же самолете и если мы на взлете еб...ся, то все вместе. На что
мой бортмеханник сказал , что если мы еб...ся и останемся живы, то он все равно его придавит. После этих напутствий я взял у заказчика заявки на полет, зашел в кабину изакрыл за собой дверь...
О процессе загрузки я теперь мог судить только по звону железа
и матюгам, раздававшимся из грузовой кабины. Наконец все стихло
и бортоператор, стоя на улице, доложил мне в форточку, что творится у нас в фюзеляже, после чего получил команду сесть в самолет и закрыть за собой рампу. Отступать уже было некуда и мы пошли на взлет. Пришлось немного поволноваться, как поведет
себя самолет на взлете. Но все прошло благополучно.
Об этом перелете я, естесственно, никому не рассказал /вырос среди Норильских лагерей и воспитание не позволяло закладывать/ , но сделал все, чтобы получить в экипаж другого бортоператора. И получил...
Но об этом в другой раз...