Технология выклейки трехслойных кострукций

Шариковый пенопласт не используется в сендвичах, он сыпется со временем и его прочность очень невелика по отношению к весу. Мыже летательные аппараты делаем, а не холодильники. Во всех рекомендациях американских написано - использование экструдированного пенопласта. Необходимо использовать экструдированный ещё и вследствии его негигроскопичности, он не впитывает влагу, а шариковый наоборот впитывает, что плохо не только для амфибий, но и для остальных самолетов, роса, дождь и всё такое.

В силовых шпангоутах активно используется высококачественная авиационная фанера или закладные из алюминия, редко из стали или латуни если нужно сделать подшипник скольжения например. Вообще разъемное сочленение в композитной конструкции это тонкое место, к которому нужно подходить очень тщательно и осторожно. Лонжерон может выдержать приличную нагрузку, но место его стыковки может развалиться при существенно меньшей.

Деревяшка в такой конструкции очень хорошо защищена внешними слоями композита и не гниет десятки лет.

Насечки на пенопласте -
Квадратные/прямоугольные насечки практически на всю глубину пенопласта с последующим заполнением их смолой, смешанной с микросферой создают во первых гибкость конструкции при укладке, а во вторых служат ребрами жесткости, при этом не добавляя существенно веса. Получается как бы сота с жесткими ребрами и по такому днищу не страшно ходить даже на каблуках (я имею ввиду конечно не шпильки, которые желательно обламывать ещё до входа в самолет  ;D). Кроме того, эти соты очень надежно связывают внешнюю основу сендвича со внутренней и риск отслоения, даже при ударе, минимальный. пассивная защита такого корпуса очень высокая.
 
В силовых шпангоутах активно используется высококачественная авиационная фанера...

Где ж ее у нас, родимую, достать-та... 🙁

Вообще разъемное сочленение в композитной конструкции это тонкое место, к которому нужно подходить очень тщательно и осторожно. Лонжерон может выдержать приличную нагрузку, но место его стыковки может развалиться при существенно меньшей.

Может быть поделитесь инфой по изготовлению композитных лонжеронов? Хотя это лучше вынести в отдельную ветку, ИМХО.

Спасибо!
 
Шариковый пенопласт не используется в сендвичах, он сыпется со временем и его прочность очень невелика по отношению к весу. Мыже летательные аппараты делаем, а не холодильники. Во всех рекомендациях американских написано - использование экструдированного пенопласта. Необходимо использовать экструдированный ещё и вследствии его негигроскопичности, он не впитывает влагу, а шариковый наоборот впитывает, что плохо не только для амфибий, но и для остальных самолетов, роса, дождь и всё такое.

Вот интересно: сыпется с каким временем? И как это вообще "сыпется", он же между корками?
Американам хорошо у них экструдированного дофига. А вот этим летом лично от ХВОСТа слышал, что сейчас на рынках Москвы его вообще нет.
Кстати, еще два нюанса: шариковый пенопласт по идее сильнее растворяется американскими смолами, потому его и не применишь. Зато ЭТАЛ-1472 + 370/02 не растворяют, а пропитывают его между шариков. Эффект тот же, что от "насечек" заполненых смолой: пенопласт становится очень жестким. А может, даже "закрытоячеистым" и не столь склонным впитывать воду.

Что же до гигроскопичности, так ведь и сам стеклопластик впитывает. Смола собственно, и весьма говорят неплохо. Через неокрашеные поверхности особенно, в т.ч. внутри самолета.
 
Пенопласт есть и сейчас даже выбор проявляется. Просто с сначалом строительного сезона все языком слизало. Правда цены сейчас поднялись  🙁. Но действительно конечный результат с шариковый не легче экструдированного, только дешевле чуток. А работать с желто-сине-голубым-розовым  🙂 значительнее приятнее и проще.
Авиафанера толще 3-5мм без проблем. Для строительных опалубок выпускают вагонами. Просто тоньше 1,5мм спрос отсутствует, оттого и дефицит вечный.
Надо попробовать склеить по такой методе. Правда буду использовать потолочку (ок 3-4 мм). Только вот чешу репу в один слой, как раньше или в два :-?
 
Насчет шарикового пенопласта и гигроскопичности дополнение:
Насосав влаги зимой в оттепель/заморозки вода будет множество раз переходить из твердого состояния в жидкое. Что при этом происходит надеюсь все знают из школьных уроков физики  😉.
А нужны ли Вам отслоения в сендвиче?

Не экспериментируйте, правильный пенопласт есть, а разница в цене самолета будет минимальной.
 
Правильный пенопласт для “сендвичей” Divinycell, Klegecell фирмы DIAB (Швеция).
Можно купить у питерских дилеров (www.composite.ru) фирмы DIAB, в Москве есть их представители ООО "КМТ" (www.moskmt.ru,123060, г. Москва, ул. Берзарина, д. 34 Тел. (095) 196 08 11, 196 04 50, факс (095) 196 05 50).  Мы брали Klegecell SR, заявку отправили по факсу, получили пенопласт через 3-4 месяца (хотя обещали 2-3 недели), отдали 700 у.е. (20кв.м - 6мм., 3кв.м – 20мм, плотность 100 кг.куб). Пенопласт не растворяется обычными растворителями, не боится воды, боится высокой температуры и солнечного света. Плотность может быть от 20 до 200. Желательная процедура перед использованием – термостабилизация (максимальная температура в регионе эксплуатации плюс 20 гр. в течении 24 часов).  
 
В Москве собственно не проблема купить отечественный ПВХ пенопласт плотностью 100. Уж не знаю чем Divinycell правильнее, но свойства наверняка схожи. Не могу точно дать ссылку на память, но типа Химторг или Реахим, склад в Химках.
 
друзья пару лет назад  для авиамодельного кружка  пенопласт брали тут
http://www.chemas.ru/categories.php?pid=15
 
Попробовал склеить наполнитель в матрице, как рязанцы. Вообще говоря занятие не быстрое, особенно на поверхностях 2-го порядка с малым радиусом. Учитывая, что пластины только гнутся, но не тянутся, вопрос рационального раскроя очень актуален.
Еще манипуляции с термопистолетом  🙁. К счастью, как оказалось клея была только одна пачка, которая закончилась после первого слоя первой половинки  😀. И первое, что мне попалось в руки - бумажный скотч - оказался значительно более удобным и технологичным. Второй слой потолочки уложился раза в 3 быстрее, т.к. можно было до кучи схалтурить на подгонке пластин, скотч позволяет. Жесткость корки на скотче конечно ниже, но держится четко и не разваливается. Из достоинст, возможность без проблем прилепить и отлепить пластины к матрице. Хотя в железном гараже сам дал дуба, гнуть феном оказалось вполне сносно. Главное прогреть место изгиба с двух сторон, не перегрев до коробления. Здесь еще есть зависимость от марки пены. Если предварительно сделать насечку, то гнуть можно прямо в матрице, подогревая с одной внутренней стороны.
 
Покупаем стержни для термопистолета в радиомагазине.
Они длиннее тех которые прилагаются с пистолетом.
Стоят у нас 8 руб. штука.
Пистолет лучше Bort не дорогой и курки не так отлетают.
 
Фото в студию, плиз !
Нету  :~~) Некому батарейку зарядить  ;D
Вообще совет, сам сейчас делаю, взять плотную (крафт бумагу) и попробовать осуществить ЗАРАНЕЕ раскрой под те листы пены, что есть в  наличии. Подгонять каждый раз ПО МЕСТУ - это вешалка.  :STUPID  Слишком непродуктивная и неблагодарная работа  😡
А вообще кажется, что пластины можно как пластик типа термо-вакуумом на оправке вытягивать. Только прогреть равномерно, но не расплавить. Во всяком маленькие кусочки прогретые феном вытянулись в 2 плоскостях почти как пластилин  😀
 
Да. работка по изготовлению отдельных вкладышей наполнителя - жутко трудоемкое занятие. Подгонка радиуса в частности.
Если без вакуума,  то сдается вспенивание жидких реагентов будет оптимальнее.
 
здравствуйте, кто объяснит... про крыло из композитов?
лонжеррон, нервюры...все понятно, как дальше быть? как всю эту конструкцию завернуть в стеклоткань с эпоксидкой (немного утрирую), кто говорит про сэндвичи (но они плоские), в общем такой вот вопрос, пока не въезжаю 🙂
 
Bigfox, пластиковое крыло не имеет нервюр КАК ПРАВИЛО, т.к. не нужны они... Обшивки делают довольно толстые, чтобы пальцем не протыкались - то есть от 1 мм стеклопластика и толще, пример фюзеляж планера "Янтарь". (это НЕПОДКРЕПЛЕННЫЕ, если внутри пенопласт или что-то типа, можно намного тоньше, напр. 0,1-0,3-0,5мм) Лонжерон и обшивка лобика образуют ЗАМКНУТУЮ балку от носка до 30-50% хорды, в результате жесткость на кручение такая что подкрепление нервюрами лишнее. ОСОБЕННО если крыло сделано "безматричным" - moldless - способом, т.е. вырезано целиком из пенопласта и оклеено тканью . Теоретически, такая хрень может даже не иметь лонжерона! Хотя можно сымитировать классическую структуру, что-то типа такого: вырезать пенопластовое крыло от носика до лонжерона, на задний торец наклеить "стенку лонжерона" в несколько слоев, заворачивая их слегка на верхнюю и нижнюю поверхность - получатся "полки". Потом оклеить сверху, снизу и на лобике в два-три слоя, получим "обшивку". Количество слоев и тощину стеклоткани ессно надо рассчитывать по прочности, как в учебниках, по формулам. Сзади пенопласт оклееный тонким слоем стекла либо даже "хвостики" нервюр обтянутые тканью.
   Обшивка из сэндвичей предполагает, что вы их изначально изготовляете гнутые по форме профиля. Плоский сэндвич на крыло хрен согнешь - он жесткий. Это отдельная тема, т.к. обычно гнутые сэндвичи делают в матрицах под вакуумом, а как их делать попроще в гаражных условиях, большой вопрос.
рекомендую тут почитать:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1126537295
и тут:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1132942110
тут, про "Другой планер", вообще много чего про стеклопластик
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1148106457
А еще тему "Выращивание летающей тарелки" тут:
http://delta.wtr.ru/archive/index18072005.shtml
 
для Hind

спасибо!!! ... хоть какая то ясность, а то кого ни спрошу, умничать начинают и в итоге отсылают по ссылке, еще раз спасибо!
если появятся вопросы, можно будет обращаться? (наглею, но что делать?) 🙂
 
да спросить-то это всегда можно, плиз )  с ответами правда бывает напряженка )) Не забывайте, что:
1) На большинство "чайницких" вопросов уже где-то кто-то ответил - юзайте поисковики и внимательно читайте русские самостроительные форумы и сайты, их совсем немного! И ссылки если вам дают - обязательно смотрите.
2) На этом форуме мы бываем отнюдь не каждый день
3) Внятный ответ надо серьезно обдумать...
Если вы читаете по-аглицки - лезьте к забугорникам. Они спецы гораздо компетентнее нас. По крайней мере в области "гаражных" методик. Каталоги Aircraft Spruce и Wicks Aircraft продают целые учебники по композитам.
Поскольку вы далеко от столицы, постараемся вас поддержать через инет... Но все равно, ищите коллег по увлечению и спецов по пластику рядом с собой - хотя бы лодочников, авиамоделистов или автотюнингеров. Личное общение учит лучше, чем сетевое 🙂
 
для Hind

спасибо, это мысль - к лодочникам, у насм во Владивостоке, кажется, делают лодки)))...еще раз - спасибо за идею
 
для Hind
де то здесь на форуме читал что кто то уже пробовал крыло полностью из пенопласта вырезать.... а не тяжеловато получится, сплошной пенопласт+стекло с эпоксидкой?
 
1. По лодочникам и прочим "тюнингистам". Очень часто они используют полиэфирные материалы. Наша смола - эпоксидная. Стеклоткань тоже нужно брать на прямом замасливателе для эпоксидки! Некоторые приемы можно посмотреть у них, но копировать втупую не стоит т.к. материалы разные. У них время жизни смолы исчисляется минутами, а у нас часами.

2. Крылья изготовленные из целого куска пенопласта используют Vary-Eze, Long-EZ, Quickie, Velocity и множество других самолетов. По весу не сильно тяжелее получается, зато намного проще. Изготавливается лонжерон (иногда даже и без него) и спереди, сзади приклеиваются два куска пенопласта с формообразующей профиля. Эта конструкция обклеивается стеклотканью, затем шпаклюется, грунтуется и красится.
 
Назад
Вверх