Прошу прощенья за задержку с ответом на произошедшее, необходимо было осмыслить …
Итак.
1. Около семидесяти крыльев АТОМ эксплуатируются химиками. Среди них есть крылья с налетом более 1500 часов. Сказать, что эти крылья много находятся под солнцем, это ничего не сказать. Плюс полеты с бочкой, плюс перегрузки, которые закладывают химики, плюс воздействие химии.
Почему они не рвутся, а у Андрея порвался…
2. Официальным представителем фирмы Polyant в России является фирма Марабу. Мы приобретаем ткань в этой компании и пребываем с ней в дружеских отношениях. Несмотря на это, нам неоднократно приходилось сообщать им о том, что по нашим ощущениям качество ткани в различных партиях существенно отличается друг от друга. Каждый раз мы получали ответ, что вся ткань производится в Германии, что она имеет сертификат и что того, о чем мы говорим, не может быть. На самом же деле ткань бывает разная, и особенно это относится к «полосатой» Power LL и к цветной Сolor 170.
3. То, что ткань разрушилась через 350 часов, при том, что в других случаях налеты в 4-5 раз больше, однозначно говорит о том, что мы имеем дело с некачественной тканью. И ни о чем другом. Мы не способны организовать какой-либо объективный входной контроль ткани. Но мы сейчас принимаем меры, чтобы происходила фиксация того, из какой партии ткани пошит тот, или иной парус (с сохранением образцов), чтобы при возникновении сомнительных ситуаций можно было бы отправлять ткань на эксперизу в Polyant.
4. На днях дилер Quiq-ов из Таиланда рассказал ряд интересных вещей. Во-первых, у них, практически, независимо ни от чего, принято менять обшивки через 5-6 лет. Во-вторых, они имеют прибор от фирмы-производителя, который, как они говорят, ненавидят все дельтапланеристы. Это специальный динамометр с «гвоздем». «Гвоздь» втыкается в ткань и динамометр натягивается до определенного усилия. Если ткань рвется, - замена паруса. Мы приобретем в ближайшее время это устройство и определим усилия, которые будут считаться критическими для применяемых нами тканей.
5. Впредь, на верхней поверхности паруса будут нашиваться 5 тестовых образцов ткани. Первые два года их можно будет не отрывать, а в последующие годы будет необходимо присылать нам по образцу в конверте, мы будем их проверять и давать заключение о годности паруса для дальнейшей эксплуатации.
6. «Полосатая» ткань Power LL, помимо посредственных характеристик растяжения, также, теряла свою механическую прочность гораздо быстрее, чем другие силовые ткани паруса. Мы исключили эту ткань из нашего производства и заменили ее одной из лучших и самых дорогих тканей фирмы Polyant. Даже при воздействии ультрафиолета, новые паруса будут иметь гораздо больший ресурс, не говоря уже о том, что летные свойства крыльев существенно улучшились.
7. Мы начинаем дополнительно усиливать заднюю кромку паруса. Это решение принято до данного происшествия. Плюс, мы вводим в парус дополнительную тканевую полосу, призванную увеличить ресурс крыла.
8. Ростовчане к данному происшествию не имеют никакого отношения. Претензии к их парусам носят совершенно иной характер.
9. Идея о то, что прочность паруса сокращается потому, что он долго стоит натянутый, как минимум, говорит о безграмотности. Эти нагрузки несравнимы с теми, которые действуют на парус в полете. Ультрафиолет разрушает химические связи в ткани, а знакопеременные нагрузки способствуют выкрашиванию наполнителя, применяемого при колландрировании и нарушению структуры ткани, возникающей при этом процессе. Если ткань некачественная, то и ее разрушение произойдет быстрее. Наверное, все понимают, что ткань мы не ткем, мы ее покупаем у солидной фирмы и применяем.
10. Про регулировки. С прискорбием вынужден констатировать, что наши бесчисленные и разнообразные попытки возвратить растаявшие свойства крыльям с парусами, пошитыми в Ростове, не привели к успеху. Мы научились приводить управляемость в приемлемое состояние, но восстановить скорость не удается. Единственное, что можно с ними делать, это перешивать. Этот процесс представляется нереальным. Со своей стороны мы предлагаем владельцам таких АТОМ-ов рассмотреть вопрос замены парусов на новые и готовы пойти на их продажу по себестоимости. При этом вы получите не просто свежее крыло, а крыло, обладающее улучшенными летными характеристиками, управляемостью и ресурсом. Если честно, оно того стоит.
Изложенное можно считать официальным ответом фирмы АэроПромСервис в связи с данным происшествием.
Александр Русак.