Трубы на дельталет

Серьёзно? У самоделок нагрузка на крыло редко больше 50кг/м, а у сверхзвуковых меньше 300 не бывает. У самоделок скорости не выше 300км/ч, а про второй закон Ньютона слышали, где масса умноженная на скорость в квадрате?
Прочность и время работоспособности конструкции определяется не внешней нагрузкой, а величной действующих напряжений в материале. Например, если лонжерон "гаражного" и сверхзвукого самолета сделаны из того же Д16Т то материала одинаков (σ0,2 около 30кг/мм^2) . А вот действующи напряжение разные. В серхзвуковом самолет они будут в пределах 10-15кг/мм^2, в гаражном - 25-27кг/мм^2. Вы еще рисок добавили. Естественно, материалу лонжерона это не нравиться и он быстро сломается в "гаражном" исполнении.
 
Не нагнетайте ... про риски. Риск, он конечно, всегда присутствует. Есть риск, что строитель не тот материал нашел " на свалке"; есть риск, что строитель не так посчитал напряжения; есть риск, что не тем и не там процарапал риски при разметке сверлений... И, чем больше лет жизни проходит, тем меньше хочется рисков, больше покоя и стабильности.

Молодые преодолевают препятствия тем, что их не замечают... Пожилые - тем, что выбирают другой путь... Что "правильно" ..? Мой ответ - осознанный опыт, который можно приобрести не зависимо от возраста. Тому, кто обладает таким качеством, никакие риски не помеха.

P/S: " Не влезай,
Убьет, мудила!
Ну, залез ..
Ну и убило...

С криком:
"Всех не перебьет!"
Лезет новый идиот.
.."
( Тимур Шаов )

PP/S:
Доберусь до компьютера, продолжу про риски и разметку.
 
Согласен с тем, что кернить дюраль трубу керном и молотком, ни есть гуд.... Всегда намечаю отверстие при помощи крупного шила , заточенным на три грани и сверлю только шуруповёртом
 
Один из ГОСТированных способов заделки ШС или подшипника в ухо качалки или кронштейна - кернение.

Плакирование алюминия применяется в том числе, чтобы наносить риску при разметке ( с последующим зашкуриваеием царапины ). Есть способ "разметки по краске". Он применяется с использованием инструмента, процарапывающего краску и оставляющего риску...

Полагаю, что риска, царапина, трещина в металле - это разные по степени повреждения поверхности факторы.
 
А вот действующи напряжение разные. В серхзвуковом самолет они будут в пределах 10-15кг/мм^2, в гаражном - 25-27кг/мм^2.
Во-первых, откуда такие цифры? Во-вторых, откуда берётся напряжение в лонжероне?
 
Согласен с тем, что кернить дюраль трубу керном и молотком, ни есть гуд.... Всегда намечаю отверстие при помощи крупного шила , заточенным на три грани и сверлю только шуруповёртом
Блин, а я сорок лет царапаю трубы чертилкой и керню налево и направо, И у меня не было случая разрушения конструкции в полёте.
 
Один из ГОСТированных способов заделки ШС или подшипника в ухо качалки или кронштейна - кернение.
Кернение, при заделке подшипников в авиации применется как крайний метод. Когда нет возможности при выполнении ремонта выполить закатку по ОСТ1 и то после согласования с производителем.
Для закатки подшипников применется вот такое присполобление. Оно позволяет сделать глубину канавки четко по требования ОСТ. Для гаражного самолетостроения применется упрощеный варинт приспособления
1676278951206.png
 
Последнее редактирование:
Во-первых, откуда такие цифры? Во-вторых, откуда берётся напряжение в лонжероне?
Ну откуда беруться напряжения в лонжероне это вам надо самому разобраться. Откуда такие цифры. По гаражному самолету - большинство строителей ограничивается расчетом на статическую прочность, и с учетом всех входных данных получат близки к приведенным цифрам величины. "Сверхзвуковой самолет" считается сложнее и учитывает ресурс. А в по ресурсу для Д16Т действующие напряжения должны быть в таком диапазоне как максимум. А при желании увеличить ресур - еще меньше. Например, для вертолетов детали из стали 30ХГСА с термообработкой ( σв > 110кг/мм^2 ) действующие напряжения не должны привышать 20кг/мм^2.
 
На самом деле не нужны риски, кернение и прочие царапины при сверлении труб. Самое, приблизительно, точное сверление без специального оборудования, это кондуктор или призма. В первом случае сразу сверлом, в втором сначала центровочным сверлом. Трубы дюралевые имеют отклонения, бывает десятка а то и больше радиально по диаметрам в сечении, т.е. не идеально круглая цельнотянутая дюралевая труба.
 
Это еще одно часто встречающееся заблуждение🙂 Что в гараже не найдется мягкого карандаша для разметки? Разве "в гараже" сложно придумать и изготовить в течении 15 минут простейшее приспособление-кондуктор с направляющими отверстиями для сверления отверстий? Больше времени потрачено на обсуждение "проблемы", которой на самом деле и нет. Достаточно соблюдать элементарные правила авиационного производства.
Нет возражений.Время бы найти на приспособы. Одно дело производство, другое гараж. Это разные миры.
 
Продолжим про разметку и сверление трубы "без приспособлений" (?)

Считаем, что одно - "самое главное" отверстие в трубе сделано ( Ф18Н7 ). От него будем базироваться. Нас интересует не столько расстояние от оси этого отверстия до соседних, сколько перпендикулярность плоскостей отверстий. Можно, конечно пользоваться призматическими плитками, подкладками и т.п., но мы будем делать всё "на глаз"...
Для этого, в наше БАЗОВОЕ отверстие ( Ф18 ) вставляем, достаточно плотно, ровную трубку или стержень. Размещаем трубу на станине сверлильного станка и по этой трубке, на глаз, выставляем ось отверстия в плоскость станины. Этой точности достаточно для того, чтобы установить швеллер подкоса.
Пример выставления "на глаз" привожу ниже:
000.jpg


Для того, кто не доверяет или ещё не научился пользоваться своим глазомером, предлагаю воспользоваться мерительным инструментом. Как по раствору штангенциркуля выставлять средний размер, я приводил пример ранее. В данной картинке ( см. выше ) удобно замерять штангой ( рейсмусом ) размер от верхней поверхности стержня до плиты станины. Проворачивая понемногу трубу, добиться равных расстояний на концах стержня.

Пользуясь тисками и набором призм, я выставляю "на глаз" с точностью до +/-15' ( это зависит от длины стержня и плотности его посадки в отверстии ).

001.jpg


002.jpg


При хорошем освещении и фоне в мастерской, "световая щель" оказывается достаточно точным "приспособлением" при установке.

Далее, к нанесённой на трубе риске подводим сверло и выставляем центр сверла по риске, перемещая его вдоль оси трубы*. Таким образом, при достаточном опыте, по пропорции половинок сверла ( удобнее выставлять, когда оно вращается ) на глаз, подводим центр сверла и делаем контрольную "лунку". Т.е. немного засверливаем поверхность, чтобы проверить попадание оси сверла на риску разметки. Для этого, очень удобно, когда сверло заточено "без перемычки" - т.е. имеет "двойную заточку", с остриём в вершинке. Или используется сверло диаметром Ф1,5 - 2.0 мм.
В данном случае, я использовал сверло Ф4.0 мм.

*( Полагаю, что из ранее размещённых картинок нам известно, как выставлять сверло в плоскости оси трубы. В альтернативном варианте, сверло выставляется по середине канавки призмы, как на карандашном рисунке вверху. Для этого призму необходимо закрепить на станине, чтобы она не "убежала" при сверлении верхнего отверстия в трубе. При достаточном опыте и достаточно "прямой" призме, сверло по середине канавки выставляется так же, на глаз. )

И так, подводим сверло...

003.jpg


004.jpg


**( Извините, за качество картинок... полагаю, что можно разобрать ключевые моменты о которых я пишу ).


Вот, проверяю, как "лунка" попала на риску разметки... ( На картинке - это блестящая точка ).

005.jpg


Ну, и ещё один "штрих"... При установке детали на плоской поверхности в тисках, используйте "жертвенную прокладку" - кусочек пластины или обрезок ровной плиты сплава Д16Т. На выходе из отверстия, сверло не будет подрывать и оставлять большие заусенцы. Это так же необходимо, чтобы не перекосило трубу в губках тисков, при давящей нагрузке на сверло.

006.jpg
 
Можно считать, что с "ближайшими соседями" БАЗОВОГО отверстия (Ф18мм) разобрались...Теперь о втором базовом отверстии.

Если речь идёт о пилоне дельталётной тележки, то, от того, насколько ровно в продольной плоскости тележки собран пилон ( точнее узел подцепки крыла ) зависит, получим ли мы "криволёт" или приятный в управлении аппарат... Второе базовое отверстие - это отверстие нижнего крепления трубы пилона. Расстояние между отверстием оси шарнира узла подцепки ( Ф18мм) и нижним отверстием может быть +/- 2 мм. А вот, угловой размер должен быть выдержан довольно точно - 90 или 0 градусов (+/-30'). Т.е. оси этих отверстий должны быть перпендикулярны, либо лежать в одной плоскости.
Конечно же, подразумевается, что конструкция узлов тележки к которым присоединяется пилон, так же, достаточно ровные.

Как разметить, выставить и засверлить второе базовое отверстие в трубе, каждому придётся выбирать из своих возможностей. Можно выставлять по "световой щели" или подкладкам и засверливать в станке. Можно размечать продольную плоскость трубы на плоскости по направляющей или по двум параллельным трубам. Сверлить отверстие "на выход" ( в станке с жёсткой фиксацией трубы ) или по разметке полоской бумаги, в ручную - с двух сторон. И т.п...

В любом случае, это всё будет на глаз. Поскольку, до сих пор, никакая синтетическая оптическая система и программное обеспечение не позволяет выполнить весь цикл разнообразных операций, с точностью, которую позволяет человеческий глаз и рука. ( Возможно, потому, что эти системы создаются ...)

Теперь, необходимо засверлить прочие отверстия в трубе пилона. Эти отверстия относятся к узлам крепления конструкции тележки и они взаимосвязаны расстояниями более жёстко, чем расстояние до отверстия Ф18. Потому и потребовалось второе базовое отверстие. От него откладываются линейные размеры до отверстий узлов. Эти отверстия, как правило выполняются предварительным диаметром меньше номинального на 2-4 мм. При сборке, они рассверливаются СОВМЕСТНО ( в трубе пилона и в пластинах узла ). При очень хорошо отработанной технологии и конструкции, можно предварительно рассверливать отверстия в деталях узла и трубе пилона диаметром под развёртку и совместно разворачивать их.
Если вместо отверстий под развёртку, выполнять отверстия "примерно Ф8 мм", а затем, при сборке несовпадающих отверстий узла, "рассверливать" их совместно дрелью сверлом Ф8, то в деталях получатся "неваляшки". Так я называю двойные ( восьмёркообразные ) или овальные отверстия. Ни о какой жёсткости на кручение такой конструкции говорить не приходится. Вся работа по "вылизыванию" первого БАЗОВОГО отверстия (Ф18мм) и плотной посадке оси будет испорчена такой сборкой.

Часто, в конструкции тележек можно встретить не только "совместно раздрелленые" отверстия, но и не соответствующие плотной посадке диаметры отверстий и болтов. Об этот "Кунь-Луньский камень" разбилась не одна конструкция... Болт, обычно покупается из автомобильного ассортимента. Эти "метизы" имеют диаметр на 0,08 - 0,05 мм меньше номинального размера. Это позволяет их легко вставлять в отверстия, полученные простым сверлением. В основном, в таких соединениях, болты работают на растяжение, а не на передачу нагрузки в плоскости перпендикулярной телу болта. В наших ( условно авиационных или безусловно авиационных ) конструкциях, такая работа болтов приводит к быстрому увеличению зазоров в соединении и большим люфтам узла при нагружении кручением.
Есть способ несколько улучшить ситуацию при использовании покупных автомобильных метизов. Для этого берётся сверло диаметром меньше номинального на 0,1-0,15 мм. И, соответствующие развёртки. Однако, раздобыть такие свёрла не просто, а самостоятельно доводить номинальное сверло - требует достаточной "усидчивости".*

*( Это возможно в принципе, но очень трудоёмко. Когда-то, при переделывании узлов автомата перекоса лёгкого вертолёта американского производства, потребовалось совместить отверстия оригинальных узлов с отверстиями в изготовленных заменяемых деталях. Дюймовые размеры отверстий и болтов соответствовали Ф6,35 мм. Пришлось перетачивать инструмент вручную, на плоских абразивных камнях, плите и алмазными надфилями. Развёртка была переточена из Ф6,5. )

Какой выход из такой не простой ситуации, когда отверстия в узле уже просверлены номинальным диаметром ( допустим Ф8 мм ), а в узел нужно установить трубу ?( допустим, при ремонте с заменой трубы пилона )?
В этом случае, удобно только разметить на трубе центры этих отверстий , а сверлить их на месте и "по месту". Разметку можно сделать кернением центров будущих отверстий, без засверливания, или просто разметить центр пересечением линий. Это потребуется для того, чтобы выставить примерное положение трубы, ориентируясь на положение пересечений рисок в отверстиях узла и зафиксировать её на месте струбциной или как-либо иначе. Нужно постараться, чтобы при дальнейшем сверлении, труба не смещалась относительно пластин узла.

Теперь, потребуется подобрать или изготовить трубки-кондукторы. Это короткие ( 25- 40 мм ) отрезки из стали или даже твёрдого алюминия, с наружным диаметром, соответствующим отверстию в узле ( Ф8 мм ) и внутренним отверстием, соответствующим диаметру сверла, которым будем производить предварительное засверливание в трубе. Вставив сверло ( пусть Ф2,5 мм ) в трубку-кондуктор, сдвигаем трубку, чтобы сверло не выступало за торец. Затем, вставляем трубку в отверстие в пластине и засверливаем центровочное отверстие в трубе. Приходится периодически вынимать кондуктор для удаления стружки. Можно использовать набор трубок-кондукторов или, после первого диаметра, сразу сверлить номинальным сверлом ( Ф8мм ). В первое просверленное отверстие, полезно вставить отрезок плотно подходящей алюминиевой трубки, чтобы при сверлении с обратной стороны трубы отверстия на "разбежались". Так же поступают при сверлении нескольких отверстий в одном узле.

При ремонте сильно изношенных отверстий в узле и трубе, приходилось совместно рассверливать пластины с трубой на больший диаметр и вытачивать ремонтные болты. Их диаметр на 0,5 или 1,0 мм больше номинального. Или, как временный вариант, вставлять трубку из стали с плотной посадкой в отверстия и болта в неё.

Полагаю, что достаточно полно изложил информацию по вопросу сверления на глаз отверстий в трубах при изготовлении и ремонте дельталёта.
 
Последнее редактирование:
При ремонте сильно изношенных отверстий в узле и трубе, приходилось совместно рассверливать пластины с трубой на больший диаметр и вытачивать ремонтные болты. Их диаметр на 0,5 или 1,0 мм больше номинального. Или, как временный вариант, вставлять трубку из стали с плотной посадкой в отверстия и болта в неё.
Спасибо за развернутый рассказ. Вопрос как вы изготавливаете резьбы на своих ремонтных болтах? Очень актуальная тема.
 
Спасибо за развернутый рассказ. Вопрос как вы изготавливаете резьбы на своих ремонтных болтах? Очень актуальная тема.
Резьбы, обычно остаются номинальными ( предпочтительного ряда ). Зачем вам понадобились "ремонтные" и экзотические резьбы?

К стати, существует книга 193* года издания "Полевой ремонт самолётов". Я встречал ей в интернете. Полезное чтение...
 
Резьбы, обычно остаются номинальными ( предпочтительного ряда ). Зачем вам понадобились "ремонтные" и экзотические резьбы?

К стати, существует книга 193* года издания "Полевой ремонт самолётов". Я встречал ей в интернете. Полезное чтение...
Да я знаком с этим изданием и не только с ним. Вопрос был про изготовление резьбы.
 
Труба в трубе (практически без зазора) или буж. Сверлятся в сборе?
Именно в сборе и сверлятся. Места с отверстиями, обычно бужуются короткими капролоновыми вставками. Они хорошо усиливают тонкостенную трубу от смятия при стягивании болтов в узлах.
 
Вот такие правильно изготовленные призмы для сверления очень удобны. А лучше две-три.
А ещё ровную поверхность на всю длину изделия (трубы), чтобы сверлить отверстия под 90° относительно друг друга.

IMG_20230214_225225.jpg


IMG-20230214-WA0009.jpg
 
Спасибо за развернутый рассказ. Вопрос как вы изготавливаете резьбы на своих ремонтных болтах? Очень актуальная тема.
Извините, сразу не сообразил, что вопрос про нарезание резьбы на изготовляемых ремонтных болтах (?)
Я их нарезаю плашкой. Лучше новой, с пятью режущими кромками. Предпочитаю Чешский инструмент или из наследия СССР.
Вероятно, у Вас вопрос не про способ нарезания а выбор материала для болтов (?) 😉 Но, это совсем другая история...
 
Назад
Вверх