Веревочная башня в качестве лонжерона

D

DesertEagle

Существуют довольно оригинальные конструкции, состоящие исключительно из трубок, воспринимающих нагрузки на сжатие, и тросовых растяжек, работающих только на растяжение. Практической пользы от них никакой, выставляются в музеях как художественные скульптуры. За исключением разве что вышек на таком принципе, достигающих приличных высот в десятки метров.

300px-Needle_Tower.jpg


Трубки не касаются друг друга, висят исключительно на тросах. Неплохое описание внутренней структуры есть, к примеру, здесь: http://www.kennethsnelson.net/new_structure/structure12.htm. А здесь и здесь описан математический аппарат и методы оптимизации.

page12_04.jpg


На первый взгляд, в такой конструкции избыточный расход материала, так как трубки располагаются с перекрытием. Но без точного расчета не уверен, что можно это утверждать. Ведь все элементы, работающие на растяжение, заменены на тросы. А трубки сжатия довольно короткие, что благоприятно в плане потери устойчивости.

Но главное не в этом. А в том, что трубки не связаны жестко друг с другом, а висят на тросах. Поэтому если придумать способ ослабления натяжения тросов, то такая башня может мгновенно складываться в набор коротких трубок.

В принципе, даже в таком виде эти вышки имхо представляют интерес в качестве лонжерона (при условии быстрой сборки и разборки натяжением тросов). Недостатки очевидны - острые углы, стремность доверяния жизни натянутым веревочкам, которые могут в любой момент перетереться в узлах и порваться 🙂 и т.д.. Но учитывая, что потенциально такая конструкция может оказаться легче традиционной и учитывая складываемость, то для медленно летающих ультралайтов и при наличии запасного парашюта, все не так уж страшно. Да и некоторая гибкость подобных конструкций в данном случае имхо только плюс (будет легче переносить кратковременные перегрузки и жесткие посадки с касанием консолью земли).


Но гораздо интереснее другой вариант. Что если на таком принципе сделать весь самолет? Представляется что-то вроде летающего крыла с толстым центропланом, в котором находится пилот. И объемной структурой крыла с натянутой полотняной обшивкой. Возможно, с проходящими в латкарманах тросами. По форме напоминающее крылья братьев Хортен или скорее Facetmobile (из-за граненных форм), только нормального удлинения.

Ключевой момент в том, чтобы вся конструкция должна складываться и приводиться в рабочее состояние натяжением нескольких ключевых тросов. Как это сделать пока не совсем ясно, ведь каждая трубка должна быть зафиксирована от смещения на своих веревках. Но подозреваю, что должно существовать техническое решение (может быть со съемными набалдашниками на трубках?), просто до сих пор это никому не нужно было.

Если бы удалось найти такое решение, то может получиться сверхкомпактный в сложенном виде самолет, который можно перевозить в салоне легковушки. И приводимый в летное состояние за несколько минут. Да и функциональные аналоги дельтаплана, то есть планеры со стартом с ног, с крыльями на таком принципе тоже возможны, если их вес получится меньше традиционных вариантов.

Что думаете по этому поводу, как бы осуществить в такой конструкции натяжение всех тросов и потом ослабление для разборки одним или несколькими ключевыми тросами?

P.S. существует также вариант с изогнутыми элементами жесткости, который не имеет острых выступающих углов (может быть полезен в качестве лонжерона). Но он требует доработки, в частности, фиксации элементов под углами 120 градусов, чтобы не вращались на центральной оси. Вот иллюстрация, красные элементы-жесткости не касаются друг друга, но вся конструкция сохраняет вертикальное положение за счет проходящей по центру натянутой нитки.

4f1b158163cf.jpg


А это вблизи:

acf3ad000b49.jpg
 
Очень забавная конструкция. Раньше не видел. Можно металлические тросы заменить на кевларовые стропы подходящего диаметра и будет вероятно очень легкая конструкция.
 
который можно перевозить в салоне легковушки. И приводимый в летное состояние за несколько минут
1)в 1913 году, наши дедушки(2 механика)  могли собрать и запустить разобранный Моран за 11 минут. Засекалось время с момента откручивания болтов ящика в котором он был упакован-и момент когда колеса уже в воздухе)
(снять крышку ящика, выкатить фюзюляж, вынести крылья, состыковать, навесить тросы управления, расчалки, натянуть их, залить масло и бензин, запустить двигатель, прогреть его, усадить летчика ну и взлет)
2) стоит ли городить?
 
Интересная конструкция. Много лет назад я принимал участие в мозговом штурме по конструированию сверхлегкого ультракомпактного быстросборного дельтаплана. Тогда ничего не получилось. Одним из предложений было использовать трубы, порезанные на короткие сегменты с вырезанными в торцах фигурными замками. Трубы должны были приводиться в боевое состояние натяжением внутреннего троса. На мысль натолкнула игрушка в виде ослика на тумбочке, с веревочками в сегментированных ногах, связанными с донышком тумбочки. Нажимаешь на подпружиненное дно - ослик ложится, отпускаешь - встает.
 
Сообщений: 177
     
Re: Веревочная башня в качестве лонжерона
Ответ #2 - Сегодня :: 07:51:04 Отметить & Цитировать Цитировать
DesertEagle писал(а) Сегодня :: 05:05:18:
который можно перевозить в салоне легковушки. И приводимый в летное состояние за несколько минут

1)в 1913 году, наши дедушки(2 механика)могли собрать и запустить разобранный Моран за 11 минут. Засекалось 

Просто не вериться, что такое возможно... :🙂
 
Просто не вериться, что такое возможно..
В конструктивном и эксплуатационном отношении самолет был отработан хорошо, обслуживание его было простым. Трудно поверить, что в 1913 г. этот самолет, запакованный в ящик, мог быть собран и выпущен в полет двумя механиками за 11 минут (по точному хронометрированию от начала отвертывания болтов ящика до отрыва самолета от земли).

http://eroplany.narod.ru/shavrov/chr2/for_plan/moran.htm

Этот текст взят с книги Шаврова стр 134.
 
В таком случае "Моран" был таким же новаторством в технике того времени, как и   эти оригинальные конструкции, тем более, что использован один и тот же принцип растяжки жестких контуров....  Крылья “Морана-Ж” были двух размеров: размахом 9,3 и 10,2 м при той же хорде 1,8 м, имели площадь 14 и 16 м2 и могли взаимозаменяться на одном и том же фюзеляже. Поэтому самолеты различались по крыльям: “Моран-Ж” 14-метровый и “Моран-Ж” 16-метровый (три пары расчалок вместо двух) с различными летными качествами.
 
Трубы должны были приводиться в боевое состояние натяжением внутреннего троса. На мысль натолкнула игрушка в виде ослика на тумбочке, с веревочками в сегментированных ногах, связанными с донышком тумбочки. Нажимаешь на подпружиненное дно - ослик ложится, отпускаешь - встает. 
Тоже были подобные мысли после того как в армии побегал с носимыми радиостанциями типа "Глёт", "Багульник", "Айва" и пр. У них у всех имелась антенна "четвертьволновой штырь" аналогичной конструкции: на стальной трос нанизанны дюралевые "бусинки" типа мааааленьких катушек для ниток, внизу имелся простой замок с фиксатором. В свёрнутом состояни полутораметровая антенна сворачивалась в компактный клубок, помещавшийся в карман бриджей.
 
Реально сборка такой конструкции заняла бы очень много времени, т.к. натяжение растяжек должно обеспечивать симметричность конструкции. А даже на авиатике, где бипланная коробка сделана на растяжках, добиться симметричность довольно муторно.
Хотя идея красивая.
 
Прикольно 🙂
А нет ли где в инете примера готовой конструкции, метров на 10?
Я бы у себя на даче соорудил на зависть соседям  😀
 
А нет ли где в инете примера готовой конструкции, метров на 10?
Типа такой? 🙂 (картинка утянута с инета)

efb11de583ab.jpg


58cc5aa55912.jpg



С соединениями труб не очень понятно, но кажется в этих вышках никаких узлов и стопоров нет. Непрерывный трос входит в отверстие, изгибается и выходит из соседнего. И идет к следующим трубкам. Все держится за счет трения и довольно крутого перегиба тросика внутри трубки. А там где количество тросов от одной вершины нечетное, то одиночный тросик имеет на конце петлю, которая обхватывает другой трос.

Вот пара фотографий деталей, лучше найти не удалось:

3101fe37caa8.jpg


93b4f65c5aca.jpg


Я сам еще не очень разобрался с деталями, поэтому и создал ветку, может уже кто-то работал в этом направлении. Самое проблемное место - это как сделать такую конструкцию быстро разборной. В чистом виде это невозможно. Но бродят какие-то мысли сделать, например, два троса, натягиваемых встречно друг другу. Тогда если на них будут узелки, то эти узелки стянут трубки друг к другу. А при ослаблении эти трубки получат свободу перемещения в пределах до следующего узелка и смогут сложиться в один пакет (если хватит длины веревки до след. узелка).

Еще можно зафиксировать от перемещения только кольцевые тросы, и идущие вдоль мачты пропустить через колечки на концах трубок. Тогда при натяжении конструкция примет свой жесткий вид. Или зафиксировать идущие по контуру вдоль, а натягивать несколько кольцевых... В общем, тут есть над чем подумать 🙂. Было бы крайне забавно иметь дельтаплан с длиной пакета в один метр.
 
ИМХО Лонжероны  скорее не получатся. Только башни, держащие сами себя.
acf3ad000b49.jpg


По сути - это поли лук. В вертикальной плоскости будет стоять на "тетиве". Но если положить горизонтально, то эта тетива начнет работать на изгиб в месте сочленения двух "луков".
Понятно, что пользы от горизонтального "лонжерона" в данном случае не дождемся. Да и не будет он горизонтальным  :IMHO
 
Но если положить горизонтально, то эта тетива начнет работать на изгиб в месте сочленения двух "луков".
🙂

ac3ec0f4a05d.jpg


Тетива ведь натянута и продолжает работать на растяжение. Другое дело, что даже у кевлара растяжение под нагрузкой около 1.5%, что учитывая получающееся перемещение при таких длинах веревок может свести всю затею на нет... Для примера: если метровая тетива растянется на 1.5%, то это по теореме пифагора даст смещение в центральной части на 8.7 см! И куда уплывет следующая метровая секция, если ее кончик, закрепленный посредине этой тетивы сдвинется почти на 9 см? 🙂. А на размахе 10 м? Поэтому вариант с жесткостями-полудугами и одним центральным тросом маловероятен. А вот в виде башни, где стропы идут по внешнему контуру, еще может сработать за счет большой строительной высоты такого "лонжерона" 🙂. Но это конечно нужно еще считать.

Один мужик по дуговой схеме делает красивые арки из воздушных шариков без гелия. То есть свою форму арка держит за счет изложенного принципа, подъемной силы шарики не имеют:

1acf567d4553.jpg
 
И несколько занимательных видео... Так поднимали одну из башен, удивила жесткость структуры (не гнется и не пружинит, хотя это конечно вопрос материалов и степени предрастяжения тросов).

[media]http://www.youtube.com/watch?v=xDNohDRWTvU[/media]


А вот и то, о чем шла выше речь, быстроборная башня с помощью натяжения единственного троса:

[media]http://www.youtube.com/watch?v=gTpLHA-gLx4[/media]

По ссылке в описании видео есть pdf с фотографиями в хорошем разрешении (страница 69 и 70). Если коротко, то по контуру элементы связаны жестко, а центральное "кольцо", соединяющее шесть вершин, может скользить сквозь трубки. И его натяжение приводит башню в рабочее состояние.


И еще один прикольный домкрат 🙂

[media]http://www.youtube.com/watch?v=7R-EJAyC-V8[/media]
 
Могу объяснить, как собираются подобные конструкции. В основании делается тросовый треугольник в вершинах которого закреплены жесткие стержни одинаковой длины, на противоположных концах стержней делается второй тросовый треугольник, после чего верхний поворачивается на 120[sup]о[/sup], так, чтоб вершины совпали
 

Вложения

  • b_001_001.JPG
    b_001_001.JPG
    22,2 КБ · Просмотры: 115
Далее в серединах сторон верхнего треугольника крепим стержни, сверху снова собираем их в треугольник и верхний треугольник поворачиваем на 60[sup]о[/sup]. Как крепить боковыми тросами, надеюсь, ясно из эскизов. При натяжении тросов все промежуточные треугольники (кроме верхнего и нижнего) деформируются до 6-угольников. Пропорциональность в эскизе не очень соблюдена, старался показать принцип крепления элементов.

Расчитывал недавно геометрию такой башни знакомому. Зачем она ему, так и не сказал.

Что неясно, спрашивайте.
 

Вложения

  • b_002_001.JPG
    b_002_001.JPG
    20 КБ · Просмотры: 121
  • b_003.JPG
    b_003.JPG
    26 КБ · Просмотры: 123
О складном лонжероне на таком принципе думал и даже считал, но весовая отдача получается далеко не оптимальной.
 
В одном видео вместо отдельных веревок использовались замкнутые веревочные кольца, которые одевались на прорези в торцах трубок. Должно быть удобно для макетов, чтобы не вязать узлы и не отмерять равные расстояния на веревке.

О складном лонжероне на таком принципе думал и даже считал, но весовая отдача получается далеко не оптимальной. 
А что со складываемостью, нашлись какие-то решения как его быстро приводить в рабочее состояние и потом складывать?

По идее, если центральное шестиугольное кольцо будет иметь возможность отсоединяться всего лишь от одной трубки (отмечено красным крыжком), то вся конструкция теряет жесткость и может складываться. Но все упирается хватит ли длин других участков, чтобы трубки легли вплотную друг к другу.

969c8d940ba0.jpg


Расчитывал недавно геометрию такой башни знакомому.
Считали вручную, писали собственную программу или существуют готовые по расчету таких конструкций? (я имею ввиду с сужением как в оригинальных башнях)
 
Прочность не считалась, считал идеальную геометрию (длины трубочек и веревочек без учета удлинения-сжатия-прогиба). Вручную с калькулятором. По формулам средней школы.

В качестве лонжерона прикидывал иную конструкцию с тросовыми растяжками. В паинте пока изобразить не получилось. Но, по моим прикидкам для достижения необходимой жесткости предварительные усилия и масса конструкции никак не могли нести сами себя с учетом необходимых перегрузок и кроме того разрушение одного из элементов разваливает всю конструкцию, поэтому не стал даже додумывать в том направлении. Если не пытаться вписать все тросовые растяжки в габарит крыла - задача упрощается, но с аэродинамикой становится хуже.
 
Понятно, спасибо. Есть еще вариант почти правильного кубика из четырех прутков.

tensegrity084.jpg


Из таких кубиков можно составить практически любую форму крыла. И можно увеличить жесткость, если добавить диагональные растяжки. Но остается вопрос быстрого складывания и оптимизации расчета. Жаль что видимо нет готовых программ для этого, заниматься этим с нуля займет много времени.

А вот иллюстрация к предыдущему посту как складывается трехпрутковый элемент при отсоединении одного троса:

tensegrity010.jpg


tensegrity011.jpg


В принципе, если речь идет только о лонжероне (к примеру для крыла с наддувом типа вупи), то вариант с отстегиванием одного троса кажется приемлимым. Точнее, с его удлинением.

Представляется примерно такая схема: трубки длиной около 50-100 см будут все время находиться внутри крыла, тросы проведены в латкарманах. Перед полетом нужно разложить крыло на земле и вытянуть несколько шнуров (по количеству сочленений) с фиксацией яхтенными замками. Лонжерон примет объемную форму и можно лететь 🙂. По сравнению с классическими двухметровыми трубам, которые нужно вставлять в крыло и соединять болтами, это может оказаться намного удобнее и практичнее.

Потому что как показала практика, именно наличие разборного лонжерона ставит жирный крест на идее вупи-крыла. Когда рядом лежит параплан, нет никакого желания возиться со сборкой вупи (там есть несколько неочевидных проблем при стыковке частей лонжерона). Нужно либо каким-то образом упрятать разборный лонжерон внутрь крыла, чтобы не доставать его каждый раз, либо искать альтернативные решения. Например, надувной балон с жестким элементом вдоль, воспринимающим нагрузку на сжатие. Но до этого руки точно не скоро дойдут, да и вес там набегает больше, чем у обычного трубчатого лонжерона из Д16Т.
 
Назад
Вверх