Вертолеты Василия Свербиля.

Дорога в Зеленчукскую
 

Вложения

  • DSC02890_002.JPG
    DSC02890_002.JPG
    24,1 КБ · Просмотры: 294
Редкие кадры. 20 лет назад

https://www.youtube.com/watch?v=hTxhdF2oU5c

С тридцать первой секунды чётко видно, как идиально отбалансирован НВ.
Ручка даже не шелохнётся.
Суппер.

Вот, что значит фирменный трёхлопастный Несущий Винт с разнесёнными ГШ!!!!

Кстати, и сегодня нет проблем для изготовления вертолёта с использованием части колонки НВ вертолёта Ка-226.
Были бы только деньги.
 
     А мне довелось полетать на вертолёте Василия. Вот как это было:  Лет 10 назад химичил в Ростовской области. Организовался перерыв, сидим, с аборигенами беседуем. И вдруг один говорит, что где-то поблизости есть самодельный вертолёт! Садимся с техником в машину и едем искать.  На краю одной не большой деревушки наконец находим то, что искали пол дня. Вертолёт! Самодельный! Определённо эксплуатируемый не эпизодически. Химаппаратура, потёртости в соответствующих местах, небольшие потеки масла с прилипшей пылью. Короче - рабочая лошадка. Без чехлов и охраны. Благоговейно начинаем осматривать. Руками не трогаем, руки за спинами из уважения. Минут через 10 подъезжает жигулёнок, выходит из него парень лет 25-30.
  Здрасьте - здрасте. Ваш вертолёт? - Мой. Можно посмотреть? - А вы кто? Мы представляемся. Смотрите, конечно. Начинаем расспрашивать, он отвечает, а сам достал канистру из багажника и начинает сливать из жигуленка. Спрашиваю - зачем? А он говорит: а вы что, полетать не хотите?
Мы с техником переглядываемся с открытыми ртами.
Короче, заправился он, после не долгой предполётной сел в кабину, запустился, погазовал и полетел. Сделал не большой кружок метров на 100 и сел. Открывает дверь и машет нам приглашая. Сергей, мой техник, оказался попроворней и первым побежал к вертушке. Сел и через минуту они уже вдвоём вознеслись. Полетали минут 5-7 и сели. Как-то быстро они выключились. Когда я подошёл, винты уже замедляли вращение.      :-[Вот с таким выражением лица говорю: А как-же я?! Я тоже хочу!! Пилот спрашивает: А ты кто? Я говорю - лётчик. И тут случилось неожиданное. Он говорит: Ну садись лети. Вот нет здесь такого смайлика, что-бы выразить мою эмоцию. Я только с дурацкой улыбкой уточнил: Что, правда можно!?!? Он говорит- правда. Я говорю: Ну ты запусти тогда. Он сел рядом, запустил, вылез из кабины, притащил какую-то болванку тяжёлую, положил за педалями правого лётчика и закрыл дверь.  :~~) Я пошевелил рычагами, ввёл коррекцию, сосредоточился и начал увеличивать шаг. Реакция вертолёта аналогична двоечной, т.е. с увеличением шага, начинает крениться влево и опускает нос. В канале путевого управления тоже все ожидаемо и привычно. В общем побыв секунд 40 во взвешанном положении, взлетел и повисел на полуметре с минуту. Вполне устойчиво. Ветерок был ессесно встречный, метра 3-4. Потом поднялся на пару метров, выполнил развороты вправо, влево, поперемещался в стороны, назад и пошёл в разгон. На скорости примерно 40, почувствовалась косая обдувка, пришлось чуть сбросить общий шаг и ручку чуть от себя.
  В общем допишу позже, пошёл пить водку во славу Российской авиации!
 
rjycfknbyu сказал(а):
кстати колонка НВ специально сделана такой высокой, чтоб на химии можно было в полный рост ходить под работающим НТВ от корня до кончиков

Да не.

Скорее всего колонка такой высокой получилась сама собой.

Василий в качестве вала применил штатный вал верхнего винта Ка-26.

Вверху этого вала уже есть шлицы и все причиндалы для установки на него втулки винта.
Внизу флянец для крепления ведомой шестёркой.
Где-то между ними две дорожки для установки двух главных подшипников.
Чуть выше дорожек штатное место для установки штатного камовского автомата перекоса.

Вот и все.

Колонка получилась без переделок главного вала.

По этому получилась такой высокой.

Но безопасность эксплуатации этого вертолета от этого только возрасла.

Это же идеальный вариант быстро и с минимальными затратами на проектные работы изготовить лёгкий одновинтовой вертолёт.

Покупаете готовые запчасти к колонке несущей системы вертолета Ка-226 (главный вал верхнего винта, втулку винта, три штатных лопасти собранных в один комплект, штатный АП верхнего винта со всеми тагами и поводками, кое-что из потрахов главного редуктора), изготавливаете корпус главного редуктора и считсй, что несущая система для для вертолетика взлетным весом не более 1000 кг у вас готова.

Ресурс унесущей системы с колонкой будет практически неограниченным.
 
С Вашего позволения, продолжу. Значица перевёл в набор, с вертикальной метра 3 набрал 100м и начал виражить сначала мелкие, потом 30 и 45гр. Виражи выполняются стабильно, даже в свою спутку попадал. Полетал минут 10, вдруг вижу на приборной доске замигала красная лампочка, а под ней надпись - "Аварийный остаток топлива". Понятное дело, начинаю строить заход - расчёт. И тут происходит весёлый сюрприз. Снижаюсь по нормальной глиссаде и метров с 25-30 начинаю плавненько гасить скорость. Замечаю, что с гашением скорости вертолёт начинает уходить выше намеченной глиссады, а общий шаг уже на нижнем упоре! Пришлось уйти на второй круг. Проходя над ребятами, замечаю, что наш новый друг поднял левую руку и крутит кулаком, вращая воображаемую коррекцию. Ага, думаю себе, вон оно чё, Михалыч! Следующий заход начинаю строить подальше и метров с 50, с гашением скорости начинаю плавно выкручивать коррекцию. Алилуйя! Всё идёт как надо. Завис в намеченной точке и плавно сел. Подошёл хозяин, залез в кабину и выключил двигатель. Когда всё стихло, спрашивает: А чё так мало полетал? Я говорю: Так вот-же лампочка аварийного остатка замигала. А он в ответ: Ну ты же видел - я целую канистру в бак залил! :-/
Вот так я познакомился с Юрой Алентьевым, ростовским фермером, который купил этот замечательный вертолёт у Василия. Разумеется я узнал историю этого вертолёта и впервые услышал имя Вася Свербиль. Примерно через месяц мы с Юрой таки съездили в гости к Васе. Очень простой, добрый и умный человек! Гостепреимный хозяин. Ну то, что руки золотые, нет смысла повторяться. К сожалению на тот момент готового летающего у него ничего не было. Под навесом стояло нечто разобраное Шторьхоподобное, а в сарае,т.е. в сборочном цеху, стоял будущий одноместный химик-вертикальный в стадии 50% готовности.
  И вот что ещё хочется отметить, дорогие вертофорумчане. Очевидно на некоем интуитивном уровне Василию Алексеевичу удалось таким образом скомпановать управление без триммеров и гидросистемы, что практически на всех режимах нагрузки на рычагах управления абсолютно сносные (напомню, вертолёт используется не по выходным по часу, а на химии с соответствующей интенсивностью). Реакция вертолёта на управляющие воздействия настолько адекватна, что, полагаю, позволило самому Василию научиться летать на испытываемом им-же вертолёте. И не просто летать, а летать в горах, облаках, ночью и работать на АХР 😱 Для махровых скептиков уточняю - не одновременно ;D. Вот такая загогулина, понимаешь. Кстати Юра Алентьев купивший вертолёт, волею случая тоже сам научился летать на нём. (не дождался-не утерпел Василия, который должен был приехать в качестве инструктора на вывозную). Справедливости ради надо добавить, что Юра сам чуть модернизировал управление, добавив в канал общего шага гидроусилитель от трактора какого-то. Так, что я летал на нём уже с гидросистемой. Вертолёт продолжает жить. В этом году Юра работал на нем в своём хозяйстве.
 
Хелираф, Вы случайно не узнавали основные цыфры по вертолётам Василия?

Максимальный взлетный вес.....?
Диаметр НВ  (обрезаны ли лопасти)........................?
Интервал полетных оборотов НВ ..........?
 
Диаметр НВ(обрезаны ли лопасти)........................? 
Для несущего винта правого (то есть по часовой стрелке) вращения В.Свербиль использовал модернизированные им лопасти верхнего воздушного винта вертолета Ка-26. Длина каждой лопасти (от оси конических отверстий узла креп¬ления и до кончика) 5941 мм, удлинение 26, сужение 2,42. Величина хорды лопа¬сти по ее длине колеблется от 175 до 350 мм, а относительная толщина профиля (NАСА 230)— от 12 до 15 процентов. Угол отрицательной крутки составляет 11"36'.
 
CINN, спасибо.
Значит диаметр 13 метров.
Лопасти не подрезаны.

Правда, я думал, что максимальный взлетный у него максимум 1150 кг.

В принципе, 1500 это как раз тот вес, который и приходится на каждый из двух винтов Ка-26.
 
Читал еще школьником про этого дядьку в Моделисте-Конструкторе. Изобилие техники впечатлило.
 
С 15 минуты  сам "Дядька"
http://www.youtube.com/watch?v=Keo3eFJWviE
 
Перед выездом прошол сильный дождь размочил полосу. Прошло стадо коров и испортело все своими капытами..
 

Вложения

  • VID_20120812_054106_3gp_snapshot_00_39__2015_10_07_19_33_31_.jpg
    VID_20120812_054106_3gp_snapshot_00_39__2015_10_07_19_33_31_.jpg
    52,4 КБ · Просмотры: 249
Назад
Вверх