Во многих высказываниях споры по поводу управляемости, легкости управления и точности управления происходят, видимо, по причине различного понимания этих терминов применительно к ЛА с балансирным управлением. Для четкого понимания, что и куда относится, вероятно, необходимо сделать аналогию с обычными самолетами.
На сколько я правильно понимаю, для самолетов управляемостью считается реакция ЛА на отклонение рулей определенной площади на определённый угол. Т.е. из двух ЛА одинаковых по площади, весе и мощности, у которого для какого-либо маневра площадь руля или угол отклонения его будут меньшие чем у другого (меньшие затраты), то этот аппарат и будет считаться лучше управляемым. Естественно, это должно увязываться с маневренностью - высокая управляемость означает и высокую маневренность и зависит от общей аэродинамики ЛА. К примеру, "классика" имеет высокую управляемость и маневренность в сравнении с другими схемами.
Легкость управления означает количество прилагаемых усилий на органы управления для отклонения рулей и, соответственно, зависят от их площади и угла отклонения, но, главное, от конструктивного совершенства системы управления этими рулями - положения оси вращения, весовые и аэродинамические компенсаторы, соотношение рычагов и др. естественно, эти усилия стремятся максимально снизить. Однако совершенство СУ ни коим образом не влияет на управляемость и маневренность, если у вас достаточно сил для отклонения и удержания органов управления при маневре.
Точность управления, на мой взгляд, это не что иное, как приобретённые навыки пилота, которые и позволяют правильно выполнять маневры на конкретном ЛА.
Применительно к ДП и МДП управляемостью можно считать реакцию ЛА на перемещение ЦМ - чем меньше требуется отклонить ЦМ, тем выше управляемость. Напрямую зависит от аэродинамики (геометрии) крыла.
Легкость управления - это, прежде всего количество прилагаемых усилий для наибольшего перемещения маятника и зависит от геометрии крыла и от совершенства или оптимума СУ (рычага). Если мы ограничим отклонение рулей, т.е. перемещение маятника, то ограничим и маневренность.
Точность управления - навык пилота.
Возможно ошибаюсь. Поправьте.
.