Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Когда Северок вышел к Амдерме и развернувшись над Карским морем начал снижение, то тут и стала очевидна скорость ветра. ПВД на снижении давал воздушную скорость 100, но относительно земли я еле полз с неба на крейсере со скоростью меньше 50-ти!

Первый раз Северок на глиссаде сбросило у полотна дороги порывом ветра. В таких условиях уходить на второй круг очень непросто и потому уже второй раз притерся издали к узкой ленточке.

Пока ждал моих встречающих, поставил Северок на стоянку. Надежно закрепил с учетом изменения погоды следующих дней. Спасибо, Алексею и Борису на машине. Приехали, загрузили продукты и снаряжение, забрали меня.
 

Вложения

  • IMG_9162_001.JPG
    IMG_9162_001.JPG
    102,9 КБ · Просмотры: 136
  • IMG_9163-01.JPG
    IMG_9163-01.JPG
    127,6 КБ · Просмотры: 134
  • IMG_9171_001.JPG
    IMG_9171_001.JPG
    96,3 КБ · Просмотры: 128
Благодаря маленькой видеокамере Ксяоми от ПОРА, как говорится вскоре будем посмотреть видео - на странные образования льда на замерзающих горных озерах, на силу ветра легко раскручивающего винт заглушенного самолета.

На следующий день уже сделав все дела, я зашел в маленькую школу. Постарался интересно рассказать и показать ребятам как проходят наши полеты, о их сложностях и красоте.
Рассказал о экспедиции в становище Хабарово.

Спасибо всему учительскому коллективу за отзывчивость, отдельно завучу, Галине Порывкиной.

А на Карском море в это время южак со снегом тянул языки поземки и сбрасывал их в воду...

Продолжение следует..
 

Вложения

  • IMG_9088-01.JPG
    IMG_9088-01.JPG
    127,1 КБ · Просмотры: 137
  • IMG_9177-01.JPG
    IMG_9177-01.JPG
    137,1 КБ · Просмотры: 129
Еще один день закончен.
Но еще я успел подняться на горушку, где находится метеостанция, поговорил с бывшим учителем, Григорием Мырзак и поднялся на смену к Людмиле Максимовой.

Мы уже давно дружим со всей ее семьей. К сожалению на полярке какие то беды с аппаратурой дающей интернет и потому Люду немного потеряли со связи друзья и знакомые.
 

Вложения

  • 20191020_120332-01.JPG
    20191020_120332-01.JPG
    204,4 КБ · Просмотры: 136
  • 20191020_120742-01.JPG
    20191020_120742-01.JPG
    120,5 КБ · Просмотры: 129
Весь вечер и ночь сыпал снежок, похолодало.
С утра еду к самолету и встретил меня Северок уже в снежной шубке.

В 9 30 появились солнечные просветы, но после моего вылета, к сожалению хорошей погоды хватило только на 50 километров от Амдермы.
 

Вложения

  • IMG_9217-01.JPG
    IMG_9217-01.JPG
    90,9 КБ · Просмотры: 129
  • IMG_9236-01.JPG
    IMG_9236-01.JPG
    133,3 КБ · Просмотры: 131
И вот далее пришлось лететь над самой поверхностью тундры, буквально чиркая шасси по кустам и камням ибо в 10-15 метрах над крылом висела дымка и только стоило чуть погрузиться в нее, как самолет тут же предательски индевел и начиналась тряска на винте.

Несмотря на это я благополучно пробился без изменения маршрута и сел у поселка, а вот рейсовый борт уже отменили и перенесли.
Так что Северок иногда тоже дает фору многочленным экипажам
🙂
 

Вложения

  • IMG_9264.JPG
    IMG_9264.JPG
    63,6 КБ · Просмотры: 133
  • IMG_9250_002.JPG
    IMG_9250_002.JPG
    68 КБ · Просмотры: 124
Небольшой отдых и продолжил путь.
Еще несколько дней назад мне звонили друзья, говорили что в тундре у одного из вездеходов по пути из Воркуты полетела бортовая передача, возможно сами не управятся. Дошли до поселка на одном.

Иду вдоль одинокого вездеходного следа. На свежевыпавшем снегу он постоянно перемежается темными участками, где гусеницы месили болотину. Ох, и непростые нагрузки тут у тяжелой техники.
Прошел 70 километров.

Сел на базе благополучно, раскидав широкими покрышками девственную белизну и у сторожа пил чай.
Вездеходов не было.
Так, понятно, думал я, значит они где-то уже совсем близко.
 

Вложения

  • IMG_9298-01.JPG
    IMG_9298-01.JPG
    117,4 КБ · Просмотры: 125
  • IMG_9286-01.JPG
    IMG_9286-01.JPG
    114 КБ · Просмотры: 131
Через 25 километров увидел их вместе. Машут из люков, вроде все норме.
Прошел один раз с прицелом на след и относительно ровный участок дороги, второй проход и на третий, хоть и получил солидного козла при ударе о бугор дороги, но сел благополучно.
Один из вездеходов подошел ко мне.

- Всё, починились! И сказав, что у него нет зарядки генератора спешно уехал.
Как я буду взлетать и все ли у меня хорошо уже никого не волновало ))
 

Вложения

  • IMG_9305-1.jpg
    IMG_9305-1.jpg
    116,6 КБ · Просмотры: 123
  • IMG_9308_001.JPG
    IMG_9308_001.JPG
    77,6 КБ · Просмотры: 128
  • IMG_9312-1.jpg
    IMG_9312-1.jpg
    124 КБ · Просмотры: 141
Ну и отлично.
Мужикам еще многочасовой переход предстоит и желаю только удачи!
Взлетел благополучно с геоточки и взял курс на Воркуту. Махнул крылом проходя над вездеходами.

Вскоре прошел рубеж 80 а чуть позже и 40.
Появились ориентиры шахт и неизменный дым из труб.
Воркута. Посадка!

Так был закончен очень непростой полет через хребет Пай Хой в начале зимнего сезона.
 

Вложения

  • IMG_9324_002.JPG
    IMG_9324_002.JPG
    170,9 КБ · Просмотры: 129
Что же.
Вскоре Северок встал в ангар и снял с себя редуктор. Попутно обнаружилась очень неприятная вещь, один из болтов крепящих винт к ступице редуктора лопнул пополам, но засчет контровки и резьбы со стороны ступицы с виду был полностью невредим.
Берем на заметку!

И мы отправились на Большую землю, отдохнуть и отдать редуктор на ревизию. Спасибо, конструктору, Александру Чернову, он зная наши условия полетов, сразу ответил согласием провести внеплановый осмотр.

Впереди нам предстоит смена шасси и период Полярной ночи. А значит будут новые интересные отчеты и неповторимые фотографии!
 

Вложения

  • 20191023_194114.JPG
    20191023_194114.JPG
    79,6 КБ · Просмотры: 145
  • 20191023_102322.JPG
    20191023_102322.JPG
    73 КБ · Просмотры: 143
  • 20191021_171402.JPG
    20191021_171402.JPG
    97,7 КБ · Просмотры: 142
Друзья!
Рад вам представить новый календарь от самолёта Северок!

Такого ещё не было на моей памяти. ))
Работа над четвертым выпуском идёт сейчас за Полярным кругом, где мы находимся во время полетов в условиях крайне сложной погоды и Полярной ночи, во время стоянки самолёта по погодным условиям.
В наш календарик, естественно войдут самые новые и эксклюзивные фотографии с полётными фотографиями, недавних экспедиций, в частности к становищу Хабарово. А также фотографии во время полетов Полярной ночью, ещё даже не вошедшие в отчеты.

С 2017 года постоянно выходит наш календарик и он уже успел полюбиться всем моим друзьям, землякам-северянам, авиаторам, путешественникам.
Цена календаря, с небольшой поддержкой #самолет_Северок оставлена прежняя 2000 руб., с форматом на две страницы в развороте и включенной отправкой по всей России.
Для заказа отправляем денежку на карту сбербанка  4276 8402 6414 1266 и обязательно!!! пишем в личном сообщении об отправке.

Тираж будет небольшой, работают над календариком, как и прежде наши опытные друзья - коллектив издательства Цитата Плюс.

До встречи!
 

Вложения

  • Kalendar__Severok_2020_kopija-1-1024x724.jpg
    Kalendar__Severok_2020_kopija-1-1024x724.jpg
    129,8 КБ · Просмотры: 132
Вадим привет и с Наступающим!
Спасибо дружище за классные фото Шаврушки из музея Арктики в Питере.
К сожалению раньше выйти на связь не мог, был на полетах..

До базы добрался, а вот причины вибрации пока не удается определить, несмотря на постепенное исключение из возможных причин поочередно систем редуктора и двигателя.
 
Друзья, авиаторы! С Наступающим поздравляю Вас!

Сверхлегкий самолет Северок вернулся с 69.45 северной широты от Карского моря.
Благополучно завершив плановые, транспортные и экспедиционные одиночные полеты за Полярным кругом, в разгар зимы и Полярной ночи.

В копилку нашего самолетика, прибавился незаменимый опыт ПВП вдоль припая открытого моря в сложнейших метеоусловиях.
Полеты в мороз, давящим планку далеко за тридцать градусов, сквозь дымку и облачность, когда на момент вылета отказали оба девайса, отвечающие за навигацию воздушного судна.
Без преувеличения скажу - наш опыт дался нам дорогой ценой.  И психологически, и в плане работы техники в экстремальных условиях - досталось по полной!
Но справились!

И тем более сейчас в уходящем году, очень жаль что очередной этап стагнации Малой авиации моей страны, продлился.
Мы так и не получили возможности получить вменяемый по деньгам и возможностям сертификат летной годности для судов АОН, не упрощена ситуация с прохождением медкомиссии для частных пилотов, а налог на сверхлегкий самолет Северок, до сих пор остается мною непогашенным из-за своей несоразмерной величины.

Стать частным пилотом в России, по прежнему очень дорого и остается возможностью доступной для единиц и десятков, а не сотен и тысяч россиян. Несмотря на это люди учатся и поднимаются в небо.
Я уже не раз говорил о том, что вскоре мы получим пришедших в небо новых частных пилотов без должного опыта, а попадание для них в экстремальные условия полетов, (а в Арктике особенно!) однозначно приведут к резкому росту происшествий и печальной статистике.
Вижу в этом прямую вину регулирующих органов, росавиации и минтранса дистанцирующихся от АОН и тормозящим ее развитие.
К слову сказать, и я это вижу сейчас на севере, региональная авиация также испытывает немалые трудности. Это и отсутствие должного количества пилотов и обновление парка летной техники.

Что же.
Насколько сложным в погодном плане выдался мой с Северком декабрь, знают только мимолетные мгновения, запечатленные в памяти видео и фотокамеры. И мы их скоро увидим!
Настолько же теплыми и душевными были встречи с друзьями, помогающими нам с Северком и провожающими в одиночный полет по Арктике маленький самолет.

Но бывает и так, что зависть и тщеславие отдельных индивидуумов к свободным пилотам, пересиливают все остальные чувства, и тогда Северок старающийся хоть как-то выжить в стагнирующей по вине государства Малой авиации, начинает ощущать на себе жалкие усилия запретов и доносов.
Меньше всего бы мне хотелось, чтобы в России процветала жаркая и неприкрытая зависть к своим соплеменникам.
---------------------------------------

Искренняя благодарность в уходящем году всем Вам, моим друзьям, кто практически и на деле поддерживал одиночку - маленький, но сильный духом самолет Северок ))

Компания Bask и лично Владимир Богданов, спасибо вам за участие и поддержку в экспедиционных полетах, в частности на Югорский Шар в нынешнем декабре. Отчет впереди!
https://baskcompany.ru/
сайт интернет магазина https://bask.ru/

АОПА- Россия и Владимир Тюрин. С момента выхода в Арктику постоянно ведется спутниковое наблюдение по замечательной системе АОПА-трекер и информационное сопровождение самолета Северок.
https://www.aopa.ru/

Проектный офис развития Арктики- ПОРА. Поддержка недавней экспедиции "План полета-Север! К становищу Хабарово"
https://porarctic.ru/

Жители душевной Воркуты и заполярных поселков, близкие и неблизкие расстоянием мои друзья - всегда готовые помочь и выручить, хоть литром бензина и парой сильных рук, хоть разделить кров и кусок хлеба.
Впереди интересный и объективный рассказ о полетах в Полярную ночь и о Вас, моих друзьях..

На фото: перед вылетом, на берегу Карского моря, было маленькое окно в несущихся с северо-востока облаках. Взлет и скорый подъем  - полет, временами переходящий в приборный.
Километр высоты. Полярная ночь.
Момент выхода самолета Северок над Карским морем и тогда мое лицо. Не до шуток, знаете ли...
Сейчас уже конечно можно улыбнуться. ))

Над облачностью, далеко на юге - перламутровые стратосферные облака...
" Перламутровые облакa (полярные стратосферные облака) — это конденсационные образования, которые образуются в нижней стратосфере в зимне-весенний период, преимущественно в полярных широтах при аномально низких температурах (< 195 K) [..... принято называть полярными стратосферными облаками (ПСО). ПСО наблюдаются на высотах от 15 до 27 км и являются достаточно редким явлением...(Вики)

К этим непростым снимкам мы совсем скоро вернемся в отчетах.
В замечательное время январских каникул выйдут наши новые фото отчеты и небольшие вставки видео. Надеюсь порадуют романтиков, любителей неба и ценителей эксклюзивных фотографий.

P.S. Тем кто финансово поддержал и заказал календарь от самолета Северок, спасибо отдельное от нас за поддержку!

В непростых условиях работы и поездок, вышла из строя флешка с уникальными полетными снимками, сильно разбит полетный и рабочий планшет на котором проходила работа по календарю. Все это задержало выпуск. Но теперь большая часть снимков восстановлена. Практически закончена работа над формированием календаря, к сожалению я немного не успеваю перед НГ. Наш издатель - Ольга Петрова прости)) Но зато в декабрьский листок войдут новейшие эксклюзивные фотографии!

У нас еще есть немного свободных экземпляров нового календаря 2020 от самолета Северок. Цена календаря, с небольшой поддержкой оставлена прежняя, 2000 руб., с форматом на две страницы в развороте и включенной отправкой по всей России.
Для заказа отправляем денежку на карту сбербанка 4276 8402 6414 1266 и обязательно!!! пишем в личном сообщении об отправке.

Спасибо!
 

Вложения

  • 89_007.JPG
    89_007.JPG
    103,1 КБ · Просмотры: 133
  • 90_007.JPG
    90_007.JPG
    113,1 КБ · Просмотры: 133
  • 91_008.JPG
    91_008.JPG
    115,5 КБ · Просмотры: 127
Огромное спасибо, всем вам моим друзьям - авиаторам, путешественникам, кто читает страничку, отмечает комментариями, кто поздравил с Новым годом!

Прежде чем мы начнем интересный, непростой разговор о полетах в Полярную ночь, несколько недавних фотографий от самолета Северок.

Для тех, кто ценит природу Арктики и свободный полет..

Небольшое озерцо на 6757 СШ, минус 7С. Молодой лёд.
Путевая скорость с попутным югом 129 км/ч.
Предельная загрузка.
До конца маршрута еще 210 километров..
Колесное шасси.


Желаю всем нам, чтобы небо было ближе, а возможностей подниматься к нему, все больше.
С Наступившим Новым годом, друзья!
 

Вложения

  • 21_050.JPG
    21_050.JPG
    226,9 КБ · Просмотры: 134
Предлагаю посмотреть нашу новую работу.

Обратите внимание на интереснейшие ледовые образования на замерзающих озерах.
В таких пустынных и необжитых местах, вид слегка потрясает..

[media]https://youtu.be/sYCWODvGc_Q[/media]

P.S Подготовка к выпуску календаря от самолета Северок завершена.
После рождественских каникул, ждем выхода!
 
С Наступающим Рождеством, друзья, читатели, авиаторы!
Вскоре новый отчет..

Не нужно говорить, насколько бывает людям важно внимание и возможность прямого сообщения в любых уголках севера и Арктики с помощью Малой Полярной авиации.

На фото: посадка самолета Северок в бухте Белый Нос, Баренцева моря, близ полярной станции в Полярную ночь.
 

Вложения

  • 22-2.JPG
    22-2.JPG
    81 КБ · Просмотры: 129
"Над проливом Югорский Шар в полярную ночь"

Как все начиналось..

Всегда бывает старт. Старт начинается в начале пути. И в этот раз, начало пути перешло в пассажирский поезд: Москва - Воркута.

Изучая историю крайних точек нашего перелета, нахожу редкие строчки, например как с Москвы в военные годы добирались до Воркуты и пролива Югорский Шар наши предки. Иногда читая хочется грустить, а иногда и радоваться.

Так в июле 1941 года, группа ответственных товарищей, проводивших геологические изыскания и аэрофотосъемку в Большеземельской тундре, добиралась из Москвы до г. Абезь, что на реке Усе и 160 км. южнее Воркуты в течении двух недель. Они сменили три поезда и два парохода. Но зато из Абези сразу были переброшены в Нарьян-Мар через Кожву самолетом.
А вот в наш бурный век уже не осталось такой возможности. Нет уже ни аэродромов в Абези, ни чудесных летающих лодок типа Каталина и т.п.

Наш нынешний поезд на Воркуту идет двое суток.
Делает крюк через архангельский Вельск, а в Коноше до этого меняет электричество на дизель, только потом уходя на восток.
Напомню, что свой маршрут: Сергиев Посад - Воркута на самолете Северок я проделал от Грязовца, Вологодской обл., напрямую уйдя на Котлас, выбросив эти лишние 140 километров.

" Вагонные споры - последнее дело, когда больше нечего пить.."
А у нас было (между нами) что выпить, но спорить не хотелось, ибо не так часто в вагоне встречается и интересная компания и интересный человек, которого затаив дыхание слушает вагон.
Надежда ЧернАя. Ехала с санатория в районе Минеральных Вод в Ухту со своей коллегой.
Надежда много лет проработала помощником начальника по ж.д. станции Ухта. Обладая профессиональной памятью и творческим талантом она участвует в местной городской самодеятельности, также часто их коллектив ездит по окрестным селам с выступлениями. Так вот обладая отличной памятью, Надежда собирает и помнит наизусть множество интереснейших стихов своих современников.
Вашему вниманию потрясная запись чтения юморески (посмотрите- не пожалеете), которую по моей просьбе повторно прочитала Надежда!
https://www.facebook.com/viktor.mihajlov1/videos/2907359029288586/

А еще в нашем плацкартном купе ехал в Усинск, Пантелеич, который сам из Воркуты и много лет работал в тундре. Он неожиданно оказался напарник и помощник моего друга, Сергея Павловича Берстнева в Воркуте. Мы отправили фото и позвонили Палычу из Котласа и было слышно, что связь друзей обоим очень приятна!

Павел, спокойный парень, также из нашего купе ехал до Ухты и несмотря на предстоящий Новый год и большую семью, собирался на вахту в удаленном месторождении больше трех месяцев!
 

Вложения

  • 2_448.JPG
    2_448.JPG
    114,3 КБ · Просмотры: 123
  • 3_333.JPG
    3_333.JPG
    94,3 КБ · Просмотры: 123
  • 1_582.JPG
    1_582.JPG
    102,1 КБ · Просмотры: 125
Имея семью и маленьких детей, я сам уезжаю на полеты подчас на один, полтора месяца. Редко на два месяца, но тогда это становится серьезным испытанием и такой образ жизни может позволить себе далеко не каждый и то, только, если только очень любить север. Ну, или иметь хороший заработок.
Для меня важнее первое и пусть у меня, как и большинства из нынешней Малой авиации карман частенько пуст и она не в фаворе нынешних недальновидных руководителей и страны и отраслей, но лично я занимаюсь любимым делом.
Бывает, что иногда от моих друзей, всех неравнодушных, приходит поддержка на полеты.

Именно так нам удалось совместными усилиями провести интереснейшую летнюю экспедицию "К становищу Хабарово". Тогда же, Северок впервые в истории авиации смог сесть на каменной гряде у поселка Варнек на Вайгаче
Спасибо вам огромное, друзья!
Владимир Б., Максим М и Анастасия З., Александра Н., Борис С., Ольга С., Сергей Р., Татьяна В., Илья К., Владимир Ш., Михаил В.

Так и в этот раз, перед началом экспедиции помог копеечкой Алексей Р. из Воронежа , а я как раз покупал ж.д. билет до Воркуты. А Михаил К. поддержал неожиданно, когда я по погоде уже неделю сидел с Северком в далеком поселке близ Баренцева моря и был в простонародье на подсосе.

Уверен, что может и не в ближайшее время, но к Малой Полярной авиации повернется лицом государство и она будет почетной в нашей стране и об частных авиаторах будут показывать фильмы и приглашать на передачи на ЦТ, вместо этих нынешних, бесконечных и бестолковых токшоу с высосанными из пальца сюжетами и приглашенных пересыпанных тальком звезд.

Ну, а теперь о погоде.))
Выезд из Московской области - 0 град. Котлас -8, Сыктывкар -15, в Воркуту прибыли в 12 40 - 13 град.

В этот же день я с поезда на машине с Володей забросил на базу к Северку набор с инструментами и редуктор, привезенный после ревизии. Спасибо моему другу, конструктору Александру Чернову из Белоруссии за внеплановый осмотр.
Но вначале пришлось брать в руки БСЛ (кто служил, тот знает)) и работать, откапывая ворота ангара.

Продолжение интересное впереди!
 

Вложения

  • IMG_7897_001.JPG
    IMG_7897_001.JPG
    90,2 КБ · Просмотры: 121
  • 4_251.JPG
    4_251.JPG
    123,5 КБ · Просмотры: 122
  • 5_206.JPG
    5_206.JPG
    97 КБ · Просмотры: 129
Часть 2

Начало работ по самолету.
Первые пробежки.
О грустном..


Одну поврежденную лыжу, которая честно вернула меня еще прошлой весной из талой тундры, нужно разобрать, снять с нее кабанчик, что одевается на ось и боковые уширители, аккуратно все переставить на новую лыжу привезенную в октябре. Установочных сверлений на ней нет, а потому и подгонять и засверливать нужно по новой - аккуратно и не торопясь.

Справился постепенно, ну и до кучи привел в порядок покрасил две остальные лыжи.
Установил, выставил, выровнял резину натяжения и тросы.

Перешел к бедненькому, заиндевевшему в железном ангаре двигателю.
Ставил редуктор, проверял заменял тех. жидкости.
 

Вложения

  • 6_174.JPG
    6_174.JPG
    199,1 КБ · Просмотры: 129
  • 7_157.JPG
    7_157.JPG
    214,9 КБ · Просмотры: 130
Неспешно текли дни в кропотливой работе.
Все короче становился день и все реже можно было увидеть на открытых местах затянутые дымкой горы Полярного Урала.

Ослабевшее солнце еле волоча ножки выглядывало стыдливо меж домов и производственных строений, перекатывалось и копошилось вздыхая по обледеневшим кустам и с облегчением падало в стылую землю..

Тут же наступала темнота..
 

Вложения

  • 9_125.JPG
    9_125.JPG
    138,4 КБ · Просмотры: 114
  • 13_076.JPG
    13_076.JPG
    148,6 КБ · Просмотры: 126
Назад
Вверх