Боудены - преимущества и недостатки.

Sudibor

Я люблю строить, но больше летать!
Откуда
Красноярск
Предлагаю обсудить в сравнительном порядке преимущества и недостатки конструктивные, исполнение, материальные, доступность и т.д. схемы привода управления ротором на боуденах и в классическом варианте на тягах. К сожалению не имел опыта пилотирования ни в том ни в другом вариантах по сему мнения гуру жду с нетерпением  🙂
 
Боудены "тяни-толкай" (push-pull) используются в управлении АЖ давно. Единственный плюс - в некоторых случаях облегчается компоновка. Минусы: цена, вес, ресурс, возможность визуального контроля состояния, вероятность клина при попадании пыли-грязи, а зимой - даже одной капли влаги. Усилия на управлении тоже будут хоть ненамного, но выше.
При выборе боуденов для проводки управления необходимо выбирать только те, что имеют опубликованные производителем технические данные по допустимым нагрузкам и ресурсу, обращая внимание на конструкцию, особенно заделку концов с шарнирами.
Короче говоря, начинающему строителю не стоит с этим заморачиваться в случае сочинения собственной конструкции, возможность ошибиться довольно высокая, а цена отказа управления слишком велика. Практичнее поискать решение обычными трубами.
 
Вот ещё мнение из архивов:-

"Валерий СПб писал(а) 20.01.10 :: 20:31:02:
о таком способе управления ротором

Трудно понять, что именно вас интересует. Если управление посредством боуденов "тяни-толкай", то - да, они используются в некоторых аппаратах: Windryder, LittleWing и изображенный на фото Calidus.

Основные плюсы - не торчат в разные стороны вертикальные тяги и протащить боудены легче, чем прямые тяги. Плюсом можно считать и то, что при такой конфигурации один канал может работать по тангажу, другой - по крену  (как на фото). Это повышает жизнестойкость системы управления, т.к. при обрыве одного канала, второй продолжает работать. При двух вертикальных тягах обрыв одной делает вторую ненужной. Хотя случаи отказов в проводке управления ротором крайне редки. Обычно они вызваны либо грубыми нарушениями (или ошибками) в постройке и/или эксплуатации, либо использованием неподходящих ШСов (такое одно время было в китах RAF-2000, покупая кит нормальные владельцы сразу выкидывали дешевые бытовые ШСы и ставили нормальные).

Из минусов - вес чуть больше, цена выше, ресурс - возможно - несколько меньше, чем у труб, плюс необходимость предохраняться от попадания в рубашку грязи и/или влаги."

Может у кого есть хотя бы в эскизе сочленение "боуден - ручка управления"
 
Хочу добавить, что из опыта использования такого управления на катерах (в основном управление двигателем), по курсу уже используется гидравлика. Усилие в значительной степени зависит от радиуса изгиба боудена, и может резко возрасти даже при незначительном уменьшении радиуса укладки. И еще, если измерить индикатором, люфт, то это вас тоже удивит, он отнють не нулевой. И это тоже понятно, т.к. существующий зазор между "рубашкой" и тросом, работает на создание этого люфта при ходе тяни и толкай, трос как бы извивается. И зазор этот ни когда не сможет быть равным нулю, иначе клин. Клин оч. часто бывает и при замерзании. В общем капризная штука это тяни/толкай, не говоря уже о контроле качества заделки наконечников, на катере, это не проблема! В крайнем случае в берег ткнешься, а в АЖ, уже в планету!
  Фотки пожалуйста!
 

Вложения

  • ufo_interior_001.jpg
    ufo_interior_001.jpg
    77,8 КБ · Просмотры: 492
  • ufo_construction.jpg
    ufo_construction.jpg
    54,7 КБ · Просмотры: 505
  • MAIN_CONTROLLER_x3a.JPG
    MAIN_CONTROLLER_x3a.JPG
    14 КБ · Просмотры: 502
Push-Pull cables(троса) используются с успехом на самолетах "JABIRU"(смотрите фото). Но нужно использовать только продукцию "TFXTREME", фирмы "Teleflex". Хотелось услышать мнение  Авианяни, как они ведут себя на их самолете.
 

Вложения

  • Push-Pull_1.JPG
    Push-Pull_1.JPG
    12,6 КБ · Просмотры: 403
Для себя я толк уже извлёк за что спасибо Вам за участие, а "хотя бы в эскизе" будет домик тандем.
Lev Dу спасибо за фото, принципиально всё понятно.
На сегодняшний день на поверхности в основном одни минусы, но они все решаемы и довольно легко кроме одного это люфт о , котором писал Lev D. Но даже его можно обойти скомбинировав переход от ручки до мачты как есть, далее боуден. Люфт проявляется в большей степени на изгибах.
 

Фото оч в тему. Вот это место - где крепится конец рубашки боудена - с виду простое, но его довольно легко по незнанию смонтировать неправильно, отчего конец рубашки рано или поздно (на АЖ с его циклическими нагрузками - намного раньше, чем на самоле) оттуда вылезет и управление по этому каналу будет тут же потеряно.
Не так давно именно такое было на самолете в Подмосковье: отказ руля высоты, причем на взлете. Опыт и хладнокровие пилота победили, хотя без серьезного ремонта не обошлось - садиться пришлось на высокой скорости, снесли носовую стойку и т.п.
 
Ну коли он Push-Pull, соответственно и крепёж. Я так думаю это вопрос скорее "квалификации" и умственного развития в целом. 😱
 
Я использую боудены только как более надёжную замену обычных тросиков в рубашке в управлении хвостом, но никак не ротором. Причем ставлю их "в натяг", как и тросики. Повышение надёжности достигантся за счет того, что при обрыве одного из боуденов, второй продолжает работать (хоть и с небольшим люфтом) из-за своих пушпульных свойств.
Авария, но не катастрофа.
На выставке (Хелераша-2010) ко мне подошел мужик с огромной сумкой и давай расхваливать боудены нового покаления. В них вместо центральной проволоки - целое сооружение с шариками, по сути - система линейного перемещения, да еще и гибкая. Там люфта действительно нет. Но когда я услышал цену, то даже название фирмы-изготовителя из головы вылетело 🙂
 
Я не смог найти характеристик этих тросов по надежности (ресурсности), не только в нормальных условиях эксплуатации, да и в условиях знакопеременных нагрузок (вибрациях), циклических нагрузках таких как в управлении ротором в АЖ. В свое время такую информацию и АБМ мне не дал, по примеру например калидуса (какую там заложили ресурснось этого узла). А вот др. инф. например по передаваемому усилию, и размерности, я нашел по фото калидуса. http://www.m-knoepfli.com/felsted/images/downloads/M%20%20Knoepfli%20AG%20HP%20Kabel%20Katalog%20Orscheln.pdf каталог
или http://www.m-knoepfli.com/index.htm и т.д.
 

Вложения

  • SAM_0450mid.jpg
    SAM_0450mid.jpg
    121,5 КБ · Просмотры: 393
2 AcroBatMan
На фото Jabiru показан крепеж свободного конца троса. Он просто держит оболочку. Основное крепление(Bulkhed type) на кронштейне, как на фото автожира, несет всю нагрузку. TFXTREME троса испытывались в экстримальных условиях от -40 до +100 градусов и миллион циклов. Прилагаю информацию, правда на английском.
 

Вложения

На фото Jabiru показан крепеж свободного конца троса.

Вот как раз эту обойму, которая держит конец рубашки боудена, и собрали неправильно. На наружной половине обоймы есть подштамповка, которая должна входить в соотв. паз стального наконечника конца рубашки. С обратной стороны - ответная часть обоймы, тоже с подштамповкой. Их установили некорректно, наконечник вылез из обоймы, и все - управление по тангажу кончилось.
 
нашел еще фото применения пул-пуш
 

Вложения

  • control-stick-assy_001.jpg
    control-stick-assy_001.jpg
    26 КБ · Просмотры: 446
у меня на катере рулевое управление собрано на такой штуке в красной оболочке только оно у меня называется гибкий вал рулевого управления

пользуюсь катером с 1997 года когда купил мотор меркурий 50 и к нему рулевое управление.

работает безотказно ни разу регламент ему не делал даже за все зимы не снимал с катера просто на зиму обматываю старыми одеялами и все зимой бывает за 40 градусов.

полхого про них не чего не скажу

оболочка сделана не как у тросика она цельная плостмассовая имеет масленку по концам герметичная по пьяне друзья залазя в лодку ссади через мотор наступали на висячую оболочку ногами и стояли на ней пока не согнал а она осталась целой в лодке стоит жестко чтобы ерзал вал или болтался мотор на этом устройстве такого небыло
 
Мне нравится такая простая в изготовлении схема, а вся ее критика быстрее надуманна или теми кто не пользовался ею или имеет личную заинтересованность в ее не применении тот же АБМ продает чертежи Домика в которых не применяются боудены, т.е. личная заинтересованность может тормозить прогресс и рекомедации их использовать ИМХО.
 
Назад
Вверх