Бюллетень от ВМ

Dagerotip сказал(а):
В Атлетах случай другой.
Интересно эту старую статью Сергея Игнатова многие читали ???
http://airbridge.narod.ru/unatlet.html
По "Бидону" (аппарат для двух благородных донов) сам был свидетелем на сборах в 92 на Юце. Когда класический апарат настраивался инструктором в соло варианте, а в парном все было совсем иначе.
 
potoki сказал(а):
Dagerotip сказал(а):
В Атлетах случай другой.
Интересно эту старую статью Сергея Игнатова многие читали ???
http://airbridge.narod.ru/unatlet.html
По "Бидону" (аппарат для двух благородных донов) сам был свидетелем на сборах в 92 на Юце. Когда класический апарат настраивался инструктором в соло варианте, а в парном все было совсем иначе.
Ранее статью не читал, но прочитав сейчас, только убедился, что мои аналитические предположения подтвердились производителем.
Там есть весьма примечательный пункт среди отрицательных моментов:
Отрицательные моменты: 

1.Увеличивается время сборки-разборки на одну операцию, длительностью 1 минута.

[highlight]2.Появляется ещё одна система, от надёжности которой зависит безопасность полётов (хотя  полётные нагрузки на СПИК в несколько раз меньше наземных).[/highlight]

3.Увеличивается незначительно вес и цена конструкции.
 
Флаттер на дельтапланах был актуален тогда, когда они не имели лат. Именно из-за этого по аналогии с парусами яхт стали стали устанавливать короткие трубки-вставыши со стороны задней кромки. У современного же крыла, которое растянуто как барабан флатера в том виде, которое было на "рогало" в принципе быть не может. Трепыхания задней кромки не в счёт. Это не флатер, а недостатки раскроя паруса. 
А вот о том флаттере, который возникает у жёстких крыльев, т.е. самовозбуждающиеся колебания крыла, здесь имеет смысл поразмышлять. Только вот ведь что интересно! Пилоты на тяжёлые тачки ставят крылья других производителей и никакого флаттера не возникает. А тут, где консоль, да и всё крыло в целом мощнее и жёстче, вдруг флаттер. А был ли флатер? И до какой скорости надо разогнать ЛА, чтобы крыло стало совершать прогрессирующие колебательные движения?
Кроме всего прочего мы не знаем как крыло было собрано, как часто проверяли элементы конструкции, разбиралось ли крыло до винта с регулярностью, прописанной в руководстве по эксплуатации. Факт гнилой резинки говорит не в пользу эксплуатанта. Так к авиационной технике нельзя относиться. Вопросов возникает очень много. Например почему производитель не сделал так, что бы вообще нельзя было неправильно собрать в принципе и что бы ничего не откуда не выскакивало? Почему главный персонаж этой ветки информацию выдаёт очень дозированно? Вопросов много, четыре страницы уже наговорили, а ответа так и нет!
 
Прочитал всё и хочется спросить - не ужели нельзя сказать как всё было на самом деле! - Что надеемся на гарантийный случай? У меня сложилось именно такое впечатление, я не защищаю ВМ, они в этом не нуждаются.
На "Атлетах" летаю с 2003 года, ни разу не слышал что бы спик в полёте выскочил, лично у меня соскакивала лямка крепления крыла на консоли, произошло это в полёте "на гоне", крыло начало тянуть, по ощущениям не сильно, прекратил гон, набрал немного высоты чтобы сесть на вынужденную, но передумал садится на вынужденную так как крыло управлялось, сел на аэродроме. После посадки выяснилось, что в спешке забыл закрепить лямку саморезом,  лямка остановилась на АПУ. Слышал что летали без взведённых спиков и одним взведённым спиком, самое грустное что это допустили.
P.S. Добавлю, являюсь владельцем "Форсажа" крыло апрель 2010 года, так случилось что о трагедиях с "Форсажём" узнал во время работы на туризме, с начала подумал что случайность, но после гибели С.Игнатова испытал ступор, не знал что делать, к этому времени крыло имело налёт около 30 часов, возил пассажиров до 150кг., решил провести испытания по полной программе чтобы успокоиться. На моём аппарате установлена спас.система БПС К-500, набрав 1000 метров провёл полную программу, выполнял горки, развороты на горке, спирали с креном до 60 градусов с быстрой перекладкой, завешивал крыло до мин. скорости 55 км. меньше не получилось большое усилие на ручку, разгонял до 135 км. при балансировочной 85 км. , до скорости 100 км крыло разгоняется одной рукой, дальше усилия возрастают, не сколько раз пробовал на полном газу в устойчивом наборе +6 м\с бросать газ, в крене и прямолинейном... - НИ ЧЕГО С ЭТИМ КРЫЛОМ НЕ ПОНЯТНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО. По просьбе жаждущего адреналина пассажира весом около 120кг. проделал почти тоже самое.
 
burval сказал(а):
При знакопеременных нагрузках возможен вариант ослабления натяжения задней кромки и как следствие выпадения аутригера из высохшей резинки.
Мне кажется, что при ослаблении натяжения задней кромки упругость консоли тем более не даст стержню СПИКа выпасть из гнезда.
 
burval сказал(а):
Но что-то заставило его выпасть? 
Это не факт!  При ударе о землю такое могло быть.


ra0acm сказал(а):
решил провести испытания по полной программе чтобы успокоиться. На моём аппарате установлена спас.система БПС К-500, набрав 1000 метров провёл полную программу, выполнял горки, развороты на горке, спирали с креном до 60 градусов с быстрой перекладкой, завешивал крыло до мин. скорости 55 км. меньше не получилось большое усилие на ручку, разгонял до 135 км. при балансировочной 85 км. , до скорости 100 км крыло разгоняется одной рукой, дальше усилия возрастают, не сколько раз пробовал на полном газу в устойчивом наборе +6 м\с бросать газ, в крене и прямолинейном... - НИ ЧЕГО С ЭТИМ КРЫЛОМ НЕ ПОНЯТНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО. По просьбе жаждущего адреналина пассажира весом около 120кг. проделал почти тоже самое. 
А это ФАКТ!   И я его тоже могу подтвердить!
 
Alexander_2010 сказал(а):
burval сказал(а):
Но что-то заставило его выпасть? 
Это не факт!  При ударе о землю такое могло быть.

и увеличил скорость до 94 км.ч. После 10-15 секунд такого полёта в районе правой консоли услышал и почувствовал хлопок, сразу же пошел крен влево, который я пытался компенсировать полным перемещением трапеции вправо. Беглый осмотр крыла,-вижу из паруса на правой консоли торчит железная палка!

Как видно из рассказа, произошло всё в воздухе
 
@ Alexander_2010
Какой вы нудный, Александр. И абсолютно без чувства юмора: 3 поста про предполагаемую пьянку за рулём!...

Вечером Leprikon выложит трек с момента вылета из Н.Городища до падения.
 
выкладываю трек полёта, прога Mapsourse, ищите сами фигуры запредельного пилотажа. Я же прекращаю этот бесполезный флудеразм
 

Вложения

Читая сообщения, вижу, что у некоторых Атлет управляется без замечаний, даже если один из СПИКов забыли взвести. Другие пишут, что 2 оборота СПИКа помогают устранить крен. Кому верить? Сам менял регулировку СПИКов во всем диапазоне хода болта (правда симетрично), пытался найти лучшую управляемость (это я к тому, что тоже имею некоторое представление об этих крыльях, а еще и о других более 40 моделях за свою летную жизнь). А еще меня жизнь научила, что если событие произошло, то на это было несколько причин обычно.
1. Завязали оборвавшуюся резинку и удлинили веревочку - уменьшили длину хода подтягивающего механизма.
2. У каждого свой предварительный изгиб консолей - отсюда и заметил или не заметил, что забыл про один СПИК.
3. Пилот говорит про хлопок, торчащую палку - хочешь верь,  хочешь не верь, но кренение откуда-то появилось и немалое.
Возможный, как мне кажется вариант событий был таков.
Пилот делает пикирования с набором скорости (а не горки) и с перегрузками выходит на горки. В этот момент консоли подзагибаются и СПИК почти вываливается из гнезда, но застревает где-то на краю стаканчика в нижней полусфере( см. 1), парус его при перегрузках со стороны троса тянет вверх. Далее в один из моментов СПИК срывается и стрела полетела(см.2) уже не важно куда, просто в данном случае сюда и вот вам нижняя поверхность со 170 дакроном (возможен дефект ткани или какой-то упор) , а не лобик с тройным слоем(см.3).  Ну а дальше несиметричность изгиба консолей(см. приамбулу), и далее как пишет автор. С днем рождения тебя. И заметьте, что при перегрузках аппарат управлялся. Или в последнем предложении я ошибаюсь?
 
-- при такой динамике изменения курса и высоты показателям скорости с GPS верить нельзя.
Причина - в алгоритмах интерполяции и фильтрации. Доводилось видеть скорость 300км/ч зафиксированную для пешехода при резкой смене направления движения.
 
P.S.
Хотелось бы добавить о возможном восприятии пилотом ситуации.
Зима, холод(или ух как холод), теплая одежда длительность полета нам не известна и состояние подмороженности рук и других частей не указана. Высота полета мне кажется не слишком большой. Попробуйте представить на себе эту одежду, некоторое закрепощение тела и рук от холода и сделайте поворот головы туда где что-то хлопнуло. Куда сдвинулись ваши руки? Вот еще одна добавка к резкому заваливанию.
Ну а что на самом деле видел и делал пилот приходится воспринимать только с его слов. Мне приходилось разбирать летные происшествия и я знаю сколько бывает вопросов надо задать, чтобы пилот вспомнил какую-то часть своих действий.
Как говорится его же никто не предупреждал, что будут с пристрастием трясти - а что ты делал на такой-то секунде полета? Он же просто думает - "а что это было?" и как чудно пахнет этот воздух, какой снег мягкий....
 
gryurij сказал(а):
Читая сообщения, вижу, что у некоторых Атлет управляется без замечаний, даже если один из СПИКов забыли взвести. Другие пишут, что 2 оборота СПИКа помогают устранить крен. Кому верить? Сам менял регулировку СПИКов во всем диапазоне хода болта (правда симетрично), пытался найти лучшую управляемость (это я к тому, что тоже имею некоторое представление об этих крыльях, 
Друзья, я написал про не взведённые спики с чужих рассказов, сам я этого не видел и у меня есть сомнения что это было на самом деле.
  P.S. Ни кто не обратил внимание, что я написал что у меня соскакивала лямка натяжения крыла с консоли, а это приблизительно тоже самое что и спик соскочил, и это было не только у меня, кто то уже писал здесь в особых случаях в полёте. 
 
gryurij сказал(а):
Ну а что на самом деле видел и делал пилот приходится воспринимать только с его слов. Мне приходилось разбирать летные происшествия и я знаю сколько бывает вопросов надо задать, чтобы пилот вспомнил какую-то часть своих действий.

Я тоже работая на довольно известной фирме выезжал на катастрофы в ВЧ. Пилот по-моему все описал достаточно точно и подробно. Профессиональный летчик-испытатель сделал бы это лучше, но его учили специально.

К Вам вопрос. Вы единственный на этом форуме по-моему кто поставил свою подпись под актом расследования катастрофы с Сергеем Игнатовым. Кареткина, Никитина и Наумова здесь нет. Там есть слова о том что крыло на какое-то время потеряло несущие свойства и отчетливо был слышен характерный звук флаттерящей обшивки. Поясните пожалуйста, случайно ли туда попали эти слова? Были ли особые мнения кого-то из членов комиссии, требующие исключить данное утверждение как ложное?

Спрашиваю не потому что хочу поставить под сомнение Ваши или Кареткина-Никитина-Наумова выводы. Наоборот, сам слышал рассказ очевидца, и данный факт удивил его, заставил обратить внимание на себя как нетипичный. Меня он тоже удивил, ибо с флаттером обшивки (за исключением небольшого на ЗК) на современных крыльях не встречался. Но думаю что с взведенной СПИК на малых углах атаки, особенно на перегрузке меньше единицы (например при взятии ручки на себя для разгона или пикирования) он возможен. 

Но прошло полгода, и некоторые товарищи либо забыли данный факт, либо считают Вас и других членов комиссии лжецами (некомпетентными). Они утверждают что флаттер обшивки на Атлете невозможен, и говорить об этом "бред".
 
Читал, молчал, думал.

Тут вспомнилось, что один мой знакомый после поездки в одну зарубежную страну делился со мной впечатлениями, как на дороге установлено много ящичков перед каждым из которых водители всегда сбрасывают скорость.

На вопрос водителю:"Зачем сбрасывать?" В ответ было сказано:"В одном из этих ящичков МОЖЕТ быть установлена видеокамера...". Т.е. не обязательно она там стоит, а МОЖЕТ стоять...
Просто? Нет - гениально!

К чему это я?
Совершенно не имеет значения почему выскочил шток из гнезда. Вполне достаточно того, что при порванной резинке и нагрузке на крыло более 500кгс он МОЖЕТ выскочить из гнезда в полёте и это допускают все.
Только у нас ведь не автомобиль и штраф то уже другой совсем...

Таким образом, вероятно, всё же хоть какой-то смысл имеет сконцентрироваться на решении задачи как сделать так, чтобы шток просто НЕ МОГ выскочить. А не на выяснении кто не договаривает либо напротив чистую правду матку излагает.
В конце концов никто со свечкой за спиной пилота не сидел и что было на самом деле - теперь уже это дело исключительно веры.

По результатам АП (видимо исходя из той же логики), чтобы принципиально исключить возможность выпадания штока из гнезда, Воздушный мост предложил решение и изложил его в бюллетене.

Насколько оно надёжное и постоянное, либо напротив временное и имеет смысл придумывать что-то более капитальное?

На мой взгляд имеет смысл морщить мозг только в этом направлении. Всё остальное контрпродуктивно. Ведь кроме обид и недоверия ничего не даст.
 
aes сказал(а):
На мой взгляд имеет смысл морщить мозг только в этом направлении. Всё остальное контрпродуктивно.
Правильно.
И ещё, надо выкладывать не абстрактные идеи, а то что будем реализовывать у себя.
И так , я на своём Атлете просто продену вокруг консоли шнурок и во время сборки буду привязывать краспицу через регулировочное отверстие.
С булавками в крыле мне идея не понравилась.
Да , я понимаю что шнурок со временем будет перетираться, но он легко контролируется и сменить его не составит труда.
 
Vassili мы все члены комиссии читали про хлопки на крыле в объяснительной записке очевидца (случай с Игнатовым). Эти хлопки, как мы поняли были слышны при скольжении на крыло с креном 90. Исходя из конструктивных особенностей данного крыла и опыта проведения испытаний многих других крыльев на предмет скольжения (где иногда флаттерит нижняя поверхность при неудачных кроях, а крыло в этот момент начинает дергаться в сторону прохлопывания обшивки) мы и допустили данный вариант развития событий.
 
gryurij сказал(а):
Пилот делает пикирования с набором скорости (а не горки) и с перегрузками выходит на горки. В этот момент консоли подзагибаются и СПИК почти вываливается из гнезда, но застревает где-то на краю стаканчика в нижней полусфере( см. 1), парус его при перегрузках со стороны троса тянет вверх. Далее в один из моментов СПИК срывается и стрела полетела(см.2) уже не важно куда, просто в данном случае сюда и вот вам нижняя поверхность со 170 дакроном (возможен дефект ткани или какой-то упор) , а не лобик с тройным слоем(см.3).Ну а дальше несиметричность изгиба консолей(см. приамбулу), и далее как пишет автор. 

Не хотел писать, но сегодня был телефонный звонок по этому поводу, где утверждалось, что в этой версии есть основания.
Сразу скажу, что оснований нет,  вот почему:

1)Носик СПИКа имеет сферическую форму, а цилиндрические края  "гнезда" имеют слишком маленькую кромку - порядка 1 мм и при возникновении боковой нагрузки от троса СПИК там физически не удержится нисколечко. Проверте, кто хочет или может.
2)Даже если бы он и сорвался с гнезда, то в том месте где он пробил (30 см влево, к носу) он был бы под ничтожно малым углом к поверхности паруса и по касательной просто прошел бы "вскользь" по натянутой поверхности, поскольку составляющая силы "вниз" в этом случае была бы ничтожно мала, особенно если мы вспомним какие силы действуют на СПИК в полете. (см. мой предыдущий пост)
3)В гипотетическом случае, что СПИК "завис" на краю гнезда правого полукрыла - правая консоль загнется больше, что неминуемо и сразу даст тенденцию к правому крену, а не левому, как описывается в данных событиях и подтверждается GPS треком.

Поэтому можно утверждать, что единственно верной версией произоршедшего, если учитывать все факторы, является та, что соскакивание СПИКа и протыкание паруса случилось при ударе об землю - уж там точно есть сила и влево и вниз и большая.

Про Игнатова, как ни больно. Свидетель не ВИДЕЛ, а СЛЫШАЛ флаттерение. Это говорит о двух вещах - первое, что двигатель работал на холостых, что привело к потере высоты и второе, что флаттерение могло быть у прослабленной ткани. Если учесть, что аппарат был трехместный и там были сзади ремни безопасности на двух человек, которые были СОВСЕМ не натянуты, то говорить о флаттере паруса явилось некоторым недоразумением, поскольку целый аппарат живьем не видел ни один из членов комиссии и только двое видели обломки на месте происшествия, к которым Юрий Гришаткин не относится.
Тот, кто делал пилотаж на Атлете может подтвердить, что там флаттер не возникает ни при каких условиях полета, в том числе и при сильном скольжении.
 
Назад
Вверх