Чтобы всем было понятнее, предлагаю убирать из лексикона "малоустойчивый или устойчивый ", нормально сконструированная бесхвостка должна быть устойчива по умолчанию. Как летать на аппарате, который не сбалансирован - нет смысла обсуждать, это удел определенного круга экспертов, которые и так знают, что делать, а для среднестатистического пилота пытаться оседлать "неустойчивость" это верная дорога к фатальным неприятностям. Неустойчивый аппарат - это не изделие, а полуфабрикат, промежуточный результат некого творческого процесса, который не факт, что трансформируется в нормальный аппарат.Но продольно устойчивый не попадёт в кувырок. Если, конечно, не крутить петли, колокола, бочки на дельталёте.
Но это совсем не значит, что нормальный, заводской аппарат не кувыркнется, также верно и то, что просто так - нормальный аппарат не кувыркается.
Динамический срыв (в англоязычной среде whip-stall) гарантированно загонит в кувырок любой аппарат.
В обычном виде этот режим интуитивно понятен, мало кому в голову приходит загонять аппарат свечой в небо, другое дело, когда в дело вмешивается срез, градиент, термическая активность. Распознать режим в таком случае и успеть ПРАВИЛЬНО среагировать - задача не тривиальная, времени на осознанные действия совсем не остается, работают только наработанные правильные рефлексы. Причем чем более спортивный аппарат, тем времени меньше. Поэтому начинающим рекомендуют аппараты с открытой поперечиной.
Аэродинамическое управление не панацея, жесткокрылы тому подтверждение. Соблюдение эксплуатационных режимов и умение читать аэрологическую и метео обстановку - залог успеха.при необходимости, используя аэродинамическое управление.
У всех ЛА есть своя "ахиллесова пята": у вертолёта - зона мертвеца и вихревые кольца, у автожира - захлест (не уверен в правильности названия режима) лопастей на малых углах или остановка ротора, самолеты и планера - штопорят, дельтики - кувыркаются, а пешеходы попадают под машины....
Квалифицированное обучение, качественная техника от заслуженных производителей. Идем вверх по лестнице мастерства последовательное и постепенно, все время на шаг позади своих текущих возможностей - мне кажется на этом нужно делать акцент.
P.S. По мимо озвученных книг и статей, про кувырки бесхвосток с балансирным управлением есть неплохой материал на английском
"TOWARDS THE TUMBLE RESISTANT MICROLIGHT"
Dr. Guy Gratton, MSETP
School of Engineering and Design, Brunel University, UK (also Test Pilot, British Microlight Aircraft Association)
Dr. Simon Newman
School of Engineering Sciences, University of Southampton, UK