Катамараны

Мне кажется , прежде чем строить что то , нужно узнать для начала хотя бы что такое удлинение крыла ..Народ пытается что то разжевать , объяснить , а ему лень в поисковике узнать элементарное..
Казак, огромное спасибо за участие и желание помочь.
Зачем в поплавки , лучше в кабинку в середине рядышком , а платформу делать с удлинением 0.4
днище кабины нужно сделать плоским и больше в рамках удлинения 0.4
Прекрасно знаю что такое удлинение крыла. Точно так же знаю про удлинение кабины (корпуса, фюзеляжа). Эти удлинения несут информацию "перпендикулярную". Конкретно про крыло Вы не писали. Зато писали про кабину и какую-то платформу.
Потому и поинтересовался, что Вы имели ввиду написав про удлинение 0,4.
 
А перед строительством аппарата такой схемы, надо с эксплуатантами пообщаться. А не с теоретиками.
В эксплуатации открываются совершенно другие пробоемы
1. Доступ к двигателю на воде.
2. Выход на крыло.
3. Удобная посадка в самолёт.
4. Меньше брызг на кабину.

И с практической точки зрения цесна 172 на поплавках идиальный гидро самолёт))
Совершенно верное замечание. А ещё бы, по возможности, полетать на гидриках разных схем некоторое время. Приходит осознание нюансов которые не учитываются ни в каких расчётах...
А список можно продолжать, например:
5. Заброс воды в винт.
6. Засорённость акватории.
7. Удобство причаливания, в т.ч. при заросших берегах... Всё это нужно учитывать при проектировании.
 
Конкретно про крыло Вы не писали. Зато писали про кабину и какую-то платформу.
Потому и поинтересовался, что Вы имели ввиду написав про удлинение 0,4.
Когда говорят про летательный аппарат и про удлинение , то всегда , если нет уточнения , имеется ввиду несущая система .. У вертолёта несущая система это винт, у самолёта крыло а у катамарана- экранолёта несущей системой является соединительная платформа между поплавками которая и имеет удлинение 0.4 ширина (размах крыла) делённая на длину (хорда крыла)..Это оптимальное соотношение установил исследователь экранопланного движения Владимир Панченков ещё в эру создания алексеевских экров .. Ваша схема с двумя фюзеляжами по всем практическим параметрам является убогой , про это вам пытаются донести люди ..Использовать катамаранную схему с двумя опорными поплавками реально , но вы её рассматривать почему то не хотите, ну поэтому и флаг вам в руки..
 
схема с двумя фюзеляжами по всем практическим параметрам является убогой
Ну, я бы не стал так категорично. Скорее "не логична". В то время как любой конструктор стремится упростить и облегчить здесь всё наоборот. Любое решение должно иметь за собой определённые резоны, а здесь, кроме хорошей остойчивости, ничего не наблюдается.
 
Ваша схема ... является убогой , про это вам пытаются донести люди ..
Использовать катамаранную схему с двумя опорными поплавками реально , но вы её рассматривать почему то не хотите
Возможно Вы не заметили, но в этой теме только катамаранная схема и рассматриваетя. Только в корпуса помещён экипаж. Вот и все отличия от обычного поплавкового, с Ваших слов "убогого", гидросамолёта.
Когда говорят про летательный аппарат и про удлинение , то всегда , если нет уточнения , имеется ввиду несущая система
Это настолько же самолёт, насколько и лодка. Тем более при упоминании Вами "корпуса". Поэтому Вами написанное выглядело неоднозначным.
 
Вот и все отличия от обычного поплавкового, с Ваших слов "убогого", гидросамолёта.
Я про гидросамолёт ничего не писал плохого .. Схема катамарана с двумя корпусами , которые являются ещё и кабинами, на мой взгляд убога ! Давайте рассмотрим подробней почему .. Катамаран в гидродинамике выглядит более привлекателен чем однокорпусник того же водоизмещения по некоторым параметрам - во первых поперечная устойчивость обеспечивает хорошую мореходность при волнении ..Во вторых с хорошей мореходностью на волнении обеспечивает бОльшую скорость чем однокорпусник такого же водоизмещения и в результате посредством мостика используется экранный эффект..Примером является довоенный пассажирский катамаран на Чёрном море ОСГА-25 "Экспресс" с рекордной эксплуатационной скоростью в 70 км/час .. Глиссер-катамаран ОСГА-25 Но когда подобный двухкорпусный корабль поднимается в воздух , наличие воздушного сопротивления превращает его в убогого ЛА..
 
Схема катамарана с двумя корпусами , которые являются ещё и кабинами, на мой взгляд убога ! Давайте рассмотрим подробней почему
Конечно давайте рассмотрим. С удовольствием почитаю чужие мнения по теме.
...в результате посредством мостика используется экранный эффект...
Глиссер-катамаран ОСГА-25 Но когда подобный двухкорпусный корабль поднимается в воздух , наличие воздушного сопротивления превращает его в убогого ЛА.
Пока не осиливаю понять к чему в этой теме особенности поведения экранопланов в режиме самолёта, то есть далёком от "экрана".
Тем более, что Вы вызвались попытаться пояснить за "убогость" расположения кабин. Где связь "экрана" с кабинами?
 
Вас не смущает разнос масс от продольной оси самолёта при различных вариантах загрузки?
Помню, когда после ЯК-18 пересел на ЯК-12М, сразу это в полёте почувствовал.
Лётчиком-инструктором в Пермском АСК у меня была Валентина Павловна Бабко (Ядрова) массой в 55-60 кг. А я и в свои 18 лет под 90 кг был. Так долго не мог понять, почему на ЯК-12М у меня в полёте постоянно ЛЕВЫЙ крен организовывался. Лететь с брошенной ручкой управления не получалось - затягивало в вираж левый.
А ведь там и плечо и разница в массах в сравнении с вашим вариантом в разы меньше будет.
Да и взлётная масса вашего аппарата будет поменьше, чем у ЯК-12М.
Не задумывались об этом?
Триммер на элерон придётся ставить в обязательном порядке...
 
...Вас не смущает разнос масс от продольной оси самолёта при различных вариантах загрузки?
...под 90 кг был. Так долго не мог понять, почему на ЯК-12М у меня в полёте постоянно ЛЕВЫЙ крен организовывался...
...Триммер на элерон придётся ставить в обязательном порядке.
Очень даже смущает. Благодарю за полезные замечания и ценные советы!
Наверное это основная причина почему катамараны (с обитаемыми корпусами) не прижились.
 
Где связь "экрана" с кабинами?
Элементарно.. Экранный эффект по оценкам большинства мнений даёт прибавку Су от 30 до 50 % , у некоторых авторов можно услышать оценку в разы ! Как известно качество летательного аппарата = Су/Сх , В случае полёта вне экрана наличие габаритных корпусов кабин(фюзеляжев) кроме веса обладают ещё и приличным сопротивлением ! Падение качества вне зоны влияния ВП хотя бы на треть обеспечит вам убогость такого катамарана.. Меньше потерь принесёт катамаран с лёгкими лыжами и одной кабиной..
 
...В случае полёта вне экрана наличие габаритных корпусов кабин(фюзеляжев) кроме веса обладают ещё и приличным сопротивлением ! Падение качества вне зоны влияния ВП хотя бы на треть обеспечит вам убогость такого катамарана...
Взяли, например, аппарат типа Ш-2, где в каждом ряду экипаж сидит плечём к плечу. Или любой другой поплавковый гидросамолёт с таким же расположением экипажа. Убрали их широкое (двухместное) ловобое стекло (или всю кабину). Поставили на поплавки по одному узкому (одноместному) лобовому стеклу.
Если кто подзабыл школьный курс, то напоминаю - от переноски мест слагаемых, сумма не меняется.
Отсюда вопрос! Вне зависимости от режима движения, на экране или по "самолётному", за счёт чего сопротивление становится вдруг "приличным"?
Экранный эффект по оценкам большинства мнений даёт прибавку Су от 30 до 50 %
А так же
...замаетесь на посадке бороться с этим экранным эффектом. Лучше уж подумать об установке не щитка, а спойлера.

Мы в своё время с экранным эффектом столкнулись в поплавковом варианте самолёта "АККОРД-201", когда боковые поплавки возле плоского днища фюзеляжа в сумме дали экранный эффект. И самолёт начинал выскакивать из воды на взлёте ещё до того, как крыло начинало его держать в воздухе...
То есть, как я понимаю, на " экран" выходят при меньших скоростях, при которых не хватает площади управляющих плоскостей. Соответственно, если стремиться получить от аэроплана хорошее аэродинамическое качество, то от экранного эффекта нужно уходить. Это позволит, как минимум, уменьшить площадь вертикального оперения. Значит увеличить аэродинамическое качество.
Где связь "экрана" с кабинами?
Попробуйте ещё раз. А то, мягко выражаясь, недопонято )))
 
То есть, как я понимаю, на " экран" выходят при меньших скоростях, при которых не хватает площади управляющих плоскостей. Соответственно, если стремиться получить от аэроплана хорошее аэродинамическое качество, то от экранного эффекта нужно уходить.
Экранный эффект здесь хороший помощник. Поплавки быстрее выходят из воды , чем обеспечивают меньшее гидродинамическое сопротивление при наборе скорости . Когда не было возможности получения этого эффекта , то применяли подводные крылья . К примеру Бе-8...

Аппараты на подводных крыльях ОКБ Бериева
 
Взяли, например, аппарат типа Ш-2, где в каждом ряду экипаж сидит плечом к плечу. Или любой другой поплавковый гидросамолёт с таким же расположением экипажа. Убрали их широкое (двухместное) лобовое стекло (или всю кабину). Поставили на поплавки по одному узкому (одноместному) лобовому стеклу.
Если кто подзабыл школьный курс, то напоминаю - от переноски мест слагаемых, сумма не меняется.
Отсюда вопрос! Вне зависимости от режима движения, на экране или по "самолётному", за счёт чего сопротивление становится вдруг "приличным"?
Кроме школьного курса математики существует и курс аэродинамики. В котором есть такое понятие как интерференция (если это вам о чём-то говорит, конечно).
То есть, как я понимаю, на " экран" выходят при меньших скоростях, при которых не хватает площади управляющих плоскостей. Соответственно, если стремиться получить от аэроплана хорошее аэродинамическое качество, то от экранного эффекта нужно уходить. Это позволит, как минимум, уменьшить площадь вертикального оперения. Значит увеличить аэродинамическое качество.
И тут вывод не в ту сторону. Экран подстилающей поверхности есть увеличение аэродинамического качества аппарата при полёте на экране.
И при чём тут вертикальное оперение?
Вам следовало бы таки ознакомиться с такой наукой как аэродинамика (или динамика полёта). Чтобы не делать ТАКИХ выводов...
 
...курс аэродинамики. В котором есть такое понятие как интерференция (если это вам о чём-то говорит, конечно).
Кажется Вы как-то причастны к самолёту "Аккорд-201".
20210311053846.jpg

Как там дела с интерференцией?
Про инрерференцию корпуса с поплавками на самолёте "Катран" страшно упоминать )))
Экранный эффект здесь хороший помощник.
Экран подстилающей поверхности есть увеличение аэродинамического качества аппарата при полёте на экране.
Мы в своё время с экранным эффектом столкнулись в поплавковом варианте самолёта "АККОРД-201", когда боковые поплавки возле плоского днища фюзеляжа в сумме дали экранный эффект. И самолёт начинал выскакивать из воды на взлёте ещё до того, как крыло начинало его держать в воздухе...
Казалось бы радоваться надо.
Тогда зачем Вы пишете это
Вы и без установки закрылка замаетесь на посадке бороться с этим экранным эффектом.
Что было не так с "бесплатным экраном" на Аккорде-201?
И при чём тут вертикальное оперение?
Вам следовало бы таки ознакомиться с такой наукой как аэродинамика (или динамика полёта). Чтобы не делать ТАКИХ выводов...
Отсылка в неизвестность - это любимое занятие участников данной темы ))) Типа, ищите, и обрящете...
Давайте разбираться.
20210311044742.jpg

20210311044922.jpg

20210311045006.jpg

20210311045055.jpg

Навскидку. Пара реально существовавших экранопланов (не проектов) и пара самолётов.
Не копаясь в справочниках, видно, что вертикальное оперение (как и горизонтальное) на самолётах имеет меньшую относительную площадь.
Далее. Гуглим и открываем первый же попавшийся источник по вопросу теории экранопланов.
Площадь этих дополнительных плоскостей довольно велика, так как скорость движения экраноплана все же значительно меньше, чем скорость самолета. Так, суммарная площадь V-образного хвостового оперения на «KAG-З» составляет 3,2 м2 или около 35% площади несущего крыла.
В контексте шла речь вообще про все управляющие плоскости.
 
Это + 2...3℅ Сх. А вот увеличение омываемой поверхности, равное удвоенной площади боковой проекции фюзеляжа (поплавка) при такой "распиловке" даст на порядок больше. Это не учитывая рост суммарного миделя фюзеляжа\жей 🙂 По памяти - ширина стандартной, т.е. тесной 1-местной кабины 650мм, 2-х местной 1100 мм.
А вот плюсов, кроме +Сх ;-) ДЛЯ ЛЕГКОГО САМОЛЕТА не видно. Ах, да! боковых поплавков или жабр не надо. Но две новые весомые "стены" взамен виртуальной плоскости симметрии с лихвой компенсируют этот "недостаток" и по массе конструкции тоже. А куча уже озвученных другими авторами проблем никуда не денется.
 
Казалось бы радоваться надо.
Тогда зачем Вы пишете это
Чему радоваться?
Тому, что самолёт, вытаскиваемый экраном днища кабины из воды в воздух на скорости, когда крыло ещё не держит его в воздухе, а эффективности РВ и элеронов для продольной и поперечной балансировки на экране ещё недостаточно?
С курсовой управляемостью на "Аккордеоне" в этот момент всё было ОК, так как оба киля находились с струе от воздушных винтов, и суммарная площадь ВО у этого самолёта и так избыточна. А излишне резкие движения ногами на предельно малой высоте (чтобы парировать возникающие крены, т.к. эффективности элеронов недостаточно) могли привести к тому, что поплавки коснутся воды при просадке под углом к вектору движения самолёта (со всеми вытекающими из этого последствиями) и не под тем углом атаки, который бы следовало иметь при касании.
Вопрос - Вы сами хотя бы раз в жизни за ручку управления самолётом держались (или за штурвал) окромя флайт-симуляторного джойстика?
Что было не так с "бесплатным экраном" на Аккорде-201?
Ничего хорошего. Первые пять секунд такого неуправляемого "полёта" на предельном малой высоте (для разгона скорости до эволютивной) счастья лётчику-испытателю не добавляли.
Как он мягко выразился по этому поводу в Геленджике в 2000 году (после того как "дядя Женя" Лахмостов чуть не утопил самолёт на взлёте с воды): "седых волос на моей заднице стало во много раз больше"...
Достаточно было после отрыва от воды малейшего порыва ветра, чтобы снова "завалить" самолёт в воду. Что на такой скорости при несимметричном касании воды поплавками привело бы к АП и к разрушению самолёта.
 
Последнее редактирование:
самолёт, вытаскиваемый экраном днища кабины из воды в воздух на скорости, когда крыло ещё не держит его в воздухе, а эффективности РВ для продольной балансировки на экране ещё недостаточно
Не помните, на какой скорости это происходило на Аккорде-201?
 
На 10-15 км/час раньше, чем это бы было надо для обеспечения безопасного взлёта.
Скорость сваливания во взлётной конфигурации на "аккордеоне" порядка 105 км/час.
То есть из воды его экран выталкивал на скорости порядка 90 - 95 км/час...
 
Кажется Вы как-то причастны к самолёту "Аккорд-201".
На приведённом вами эскизе не "Аккорд-201" (двухкилевой), а его предшественник - пятиместный "Аккорд" Евгения Маслова (однокилевой).
 
Экранный эффект здесь хороший помощник...
Чему радоваться?
Коротко и ёмко 🤣
...самолёт, вытаскиваемый экраном днища кабины из воды в воздух на скорости, когда крыло ещё не держит его в воздухе, а эффективности РВ и элеронов для продольной и поперечной балансировки на экране ещё недостаточно...
Ну так я об этом же и цетировал теорию экранолёта, и небольшим пояснением от себя.
В контексте шла речь вообще про все управляющие плоскости.
То есть, в среднем "по больнице", любые управляющие плоскости (хоть вертикальные, хоть горизонтальные) для экраноплана требуются большей площади. Это было ясно и без теории.
...если стремиться получить от аэроплана хорошее аэродинамическое качество, то от экранного эффекта нужно уходить...
Я это написал чисто интуитивно. Сейчас немного почитал теорию экраноплана. Всё мной написанное подтверждается.
...увеличение омываемой поверхности, равное удвоенной площади боковой проекции фюзеляжа (поплавка) при такой "распиловке"...
...Это не учитывая рост суммарного миделя фюзеляжа\жей...
Так давайте же считать 🙂
Летательный аппарат - это не только фюзеляж.
Про увеличение миделя "распилованной" лодки уже писал и "детские" картинки изображал. Как оказалось мидель даже уменьшился.
Омываемая воздухом поверхность конечно увеличилась, но не настолько как Вы написали. Потому как пропали поплавки в количестве двух штук, с их омываемой поверхностью и стойками (подкосами).
...недостаток" и по массе конструкции тоже...
Возвращаемся к случаю из первого сообщения этой темы - перенос экипажа в поплавки гидросамолёта.
В поплавках прибыло, из фюзеляжа убыло.
За счёт чего должна увеличиться масса летательного аппарата?
...куча уже озвученных другими авторами проблем никуда не денется.
Реальная проблема, или скорее особенность, с которой согласен - поперечная балансировка, особенно если "сосед" парашютист и захочет выйти 🤭
Остальные "проблемы" носят характер гипотез, то есть предположений.
 
Назад
Вверх