Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Два сезона аппарат отлетал штатно. Зимой выбрались на полеты. Погода спокойная, теплая, но "ушки" у Солнца, указывают на скорую перемену с усилением ветра. Пока, летаем.... С Запада начала приближаться темная серая масса. Летаем круги и поглядывает в эту сторону.
Перерыв. Пьем чай. Пока тихо, но дело к закату. Я взлетаю один, чтобы посмотреть подальше, что к нам идёт.
От Запада видно плотную стену снега и она движется к нам. Ясно, что нужно "сматывать удочки" и поскорее. На третьем развороте начинает побалтывать, а когда приземлился, полосу накрыл шквалистый ветер и снег.
Чтобы собирать аппарат в ветровой тени, прямо по посадочному курсу, в продолжении полосы, стоит полоса деревьев, и я еду по снегу к ним. Ветер порывами бьёт то справа, то слева и словно стремится вырывать ручку трапеции. С трудом удается удерживать аппарат от опрокидывания. И, в какой то момент, чувствую вибрацию по крылу и до слуха доносится дробный цокающий звук. Не раздумывая глушу мотор и "якорюсь" - подставляю крыло на ветер, чтобы не перевернуло.

Минут через 15 шквал прошел и сменился ровным умеренным ветром с снегопадом, а позже и он прошел. При осмотре обнаружилась причина вибраций и вызвавшего беспокойство звука. Крыло крутило ветром по курсу и пропеллер достал - таки две латы. Порубил их, сам не пострадал и скреб по кончикам.

Это к тому, что летаешь, летаешь, а в один момент да попадешь в условия, на которые не рассчитывал...
Погода на этом видео была не мягче , чем в день катастрофы. Согласитесь.


 
Кто сможет ответить на такой вопрос...В самой верхней точке траектории (горки) происходит ХЛОПОК , где положительная перегруза прекратила свое действие. Соответственно , дальнейшее устремление дельталета ВНИЗ , с последующими широко раскрытыми "ножницами" . Где рубится все , чему можно рубиться. ...Так вот , таких ГОРОК в его летной карьере было "вагон и маленькая тележка" -ХЛОПКОВ НЕ БЫЛО. Больше чем уверен , что покойный летал и в интенсивных термических условиях и при приличных ветрах-ХЛОПКОВ НЕ БЫЛО. ...А теперь прошу разьяснить мне природу этого ХЛОПКА.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно будет обработать видео таким образом, чтобы были видны линии между крылом и трайком.
Затем отследить, как это конструкция меняет свое положение относительно кадра и друг-друга.
Если вращение телеги и крыла происходит вместе с телегой, то угол линии телеги и крыла будет неизменным, а значит это классический кувырок.
Если эта разница значительно измениться, то возможен какой нибудь обрыв.
Но даже на этих фотках видно, что угол остается в нормальных пределах.

Вы летали когда-нибудь в термичку на дельтаплане? Так вот когда вываливаешься из приличного плюса в минуса, воспринимается это довольно резким рывком в результате которого ноги бьют по нижней обшивке с ощутимой силой. Так вот представьте себе, как будет вести себе тяжелая, с приличной инерцией ВМУ?
Подушки, как и вся конструкция будут подвержены не характерной нагрузке, в результате которой двигатель будет стремиться уйти вверх, как тот пассажир на моем видео, а крыло под действием нисходящего потока и меньшей инерции будет стремить вниз. Таким образом килевая летит навстречу с пропеллером.

Теперь остается отметить тот факт, может ли достать винт в этом случае до килевой или нет. В принципе не должен, но есть одно но.
Если внимательно глянуть фото с места падения, то можно увидеть проставку между винтом и редуктором.
Дело в том, в данном случае стоит конверсия, двигатель тяжелый и вес растянут по длине, что требует его максимально придвинуть вперед для лучшей центровки.
А это, в свою очередь, приближает край лопасти к килевой, как наиболее далеко выступающей части задней кромки.
Проставку ставить просто так не имеет смысла, значит проблема с недостатком расстояния уже была и ее решили таким образом.
Не стоит оценивать достаточность расстояния до килевой на аппарате стоящим на колесах, как правило никто не знает как сместиться двигатель при отрицательной нагрузке. Производители, которые работают серийно наверняка этот вопрос изучают, а вот у самодельщиков на это не всегда есть ресурс, знания и возможности.

Фотка на которой хорошо видна проставка:
izobrazhenie_viber_2022-10-30_18-29-04-779-snova-v-adygee-3-jpg.517832
 
Подушки, как и вся конструкция будут подвержены не характерной нагрузке, в результате которой двигатель будет стремиться уйти вверх, как тот пассажир на моем видео, а крыло под действием нисходящего потока и меньшей инерции будет стремить вниз. Таким образом килевая летит навстречу с пропеллером.
Так может случиться только при обрыве подушек. Если так было, то это и есть главная, то есть техническая причина катастрофы. А турбуленция только предпосылка. Не должны подушки рваться при расчетных перегрузках +4/-2. Об этом и толдычим тут для особенно упрямых.

image-20-03-24-08-54.png
 
Погода на этом видео была не мягче , чем в день катастрофы. Согласитесь.
А как вы определяете качество погодных условий? Если знаете дату, то ищите в архиве. Интресует давление, направление и сила ветра, а самое важное направление.
Ровный ветер, даже 10м/с. проблем не представляет в определенных условиях. Мы вот любим летать на побережье в Юркалне, там берег высокий и отличный динамик, на наветренной части склона ламинарный поток не создает никаких проблем от слова вообще.
А вот при полете в подветренной стороне склона даже 5м/с может быть фатальным и тут термички особой не нужно. Вертолеты в роторах разбиваются, а вы хотите дельтапланом его победить?

А то что я вижу на видео, так это взлет по ветру, что говорит о том, что пилот пренебрегает элементарными мерами безопасности.
Думаю не нужно объяснять чем чревато аварийное приземление по ветру на деревья или на не подготовленную площадку в случае отказа двигателя на взлете?

P.S. Это только предположение, но на видео ветер ни как не тянет на 7м/с и уж тем более не тянет на порывы до 14, и направление ветра на склон, что в данном случае будет создавать широкую зону восходящего потока перед склоном, такие полеты пилоты парители называют "динамиком". Но это только догадка, дайте данные из погодных архивов, станет все понятнее.
 
Так может случиться только при обрыве подушек. Если так было, то это и есть главная, то есть техническая причина катастрофы. А турбуленция только предпосылка. Не должны подушки рваться при расчетных перегрузках +4/-2. Об этом и толдычим тут для особенно упрямых.
Особо упрямым предлагаю создать тему "Может ли достать или нет" и там продолжить. Только желательно мнение приправить фактами.
А еще не хило бы показать как винт "рубит килевую, как спичку", тоже очень интересно.
А еще особо упрямым стоит задуматься над тем фактом, что чиркнуть по килевой это не катастрофа, от слова совсем. Хлопок будет, кончики лопастей обломает, но этого еще никто не умирал. А вот когда аппарат кувыркается - это уже фатально, если спассистемы нет под рукой.
 
А еще не хило бы показать как винт "рубит килевую, как спичку", тоже очень интересно.
Если интересно, то попробуйте сами рубануть. В этой катастрофе среди обломков была перерубленная труба килевая, насколько мне известно. Постом выше я Вам еще лучше кадр сделал про винт и килевую погибшего аппарата.
 
А вот когда аппарат кувыркается - это уже фатально, если спассистемы нет под рукой.
То есть Вы полагаете, что хлопок такой силы не был свидетельством фатальной поломки?? И аппарат кувыркался от воздействий атмосферы и пилота?? В этом собственно и весь спор. Который ни о чем. Не должно ничего хлопать никогда на исправной технике, пока не превышены расчетные перегрузки.
 
Погода в день катастрофы . Лаги-Наки. 30.10.2022. Архив.

Архив погоды в Лаго-Наки (rp5.ru)


Ничего аномального и критического для покатушек , как видим. Что и подтверждается на видео с крушением обсуждаемого дельталета.


п.с. В окошечко сами забейте дату.
 
Погода в день катастрофы . Лаги-Наки. 30.10.2022. Архив.
Архив погоды в Лаго-Наки (rp5.ru)
Ничего аномального и критического для покатушек , как видим. Что и подтверждается на видео с крушением обсуждаемого дельталета.
п.с. В окошечко сами забейте дату.

Указанная вами ссылка, действительно показывает нормальные условия, но на тот момент было несколько публикаций в СМИ про погоду и локальные грозы в этом районе, что и подтверждалось архивами.

Погода в Майкопском крае была ветренной:
В Адыгее два человека погибли в результате падения дельтаплана

Архив погоды, ветер западный порывами до 11м/с. Здесь обратите внимание на давление, когда давление падает и есть солнце, тогда обычно хорошая термичка и могут формироваться локальные грозы, которые могут образовать шквалы.
Метеосервис | Погода в Майкопе: архив погодных условий за 30 октября 2022 года

Пользователь Silver Wing в сообщении #66 процитировал следующее:
"Что касается погоды. На 10.00 местного от диспетчера Майкопа по данному району ветер 260 градусов 7м.с, порывы до 14м.с, слабая турбулентность до 80 эшелона. В 11.00 местного прогноз не изменился. При этом под горой на ВПП ветра могло не быть или ( скорее всего) был встречный. К сожалению не знаю прогноз когда летал Силинский. Это уже третий случай в этом районе. (первый был герман у всех кувырки)."
https://reaa.ru/threads/katastrofa-deltaleta-v-adygee-30-oktjabrja-2022-g.104145/post-2075143
Третий случай, у всех кувырки....

Честно говоря, видел похожие данные из многих источников, но сегодня не все доступны, не многие хранят данные больше года.
Источники из аэропортов гораздо надежнее, так как они указывают и ветер по высотам и давление и градиент.
 
Последнее редактирование:
То есть Вы полагаете, что хлопок такой силы не был свидетельством фатальной поломки?? И аппарат кувыркался от воздействий атмосферы и пилота?? В этом собственно и весь спор. Который ни о чем. Не должно ничего хлопать никогда на исправной технике, пока не превышены расчетные перегрузки.
Ииии? Какой силы? Как оценить силу? То что аппараты кувыркаются от воздействия атмосферы, так это не новость. На дельтапланерных соревнованиях такое случается, потому и летают с запаской.
Если там все было офигенно с "зазором", то зачем проставка?
prostavka.jpg
 
То что аппараты кувыркаются от воздействия атмосферы, так это не новость
Кто с этим спорит? Только в этом случае они хрустеть начинают при нерасчетных перегрузках во время вращения!!! А не до того)
 
Указанная вами ссылка, действительно показывает нормальные условия, но на тот момент было несколько публикаций в СМИ про погоду и локальные грозы в этом районе, что и подтверждалось архивами.

Погода в Майкопском крае была ветренной:
В Адыгее два человека погибли в результате падения дельтаплана

Архив погоды, ветер западный порывами до 11м/с. Здесь обратите внимание на давление, когда давление падает и есть солнце, тогда обычно хорошая термичка и могут формироваться локальные грозы, которые могут образовать шквалы.
Метеосервис | Погода в Майкопе: архив погодных условий за 30 октября 2022 год

"


Знаете , многие схожие авиакатастрофы в истории , нередко связывали с Законом Парных Чисел и все эти действия непременно тонули в конспирологии..ПОКА на воздушных судах не появились усовершенствованные Средства Объективного Контроля. В нашем случае происходит именно так , как в первой половине моего изложения. "Черными ящиками" наши примитивные конструкции не оснащены и все начинает крутиться на догадках и предположениях , после очередного несчастья. Но все-таки , видеозаписи дают хоть какой-то шанс разгадать причину крушения . Будь то сьемка с борта во время полета , будь то сьемки случайных зевак , находящихся на земле. Просмотрев множество материала , снятых самими героями роликов , несложно определить в каких погодных условиях они производили свои полеты. Практически , все полеты на одно лицо. С незначительными "плюс-минусами" по температуре и ветру . Со схожими рабочими высотами и с манерами пилотирования. Вот на последнем и нужно заострить внимание , как мне видится. Эксплуатация своей техники на пределах возможностей. И если следовать из Аксиомы авиации - Причина фатального исхода складывается из стечении нескольких обстоятельств , а не только из-за одной причины- можно смело утверждать , что состояние матчасти будет стоять на первом месте. Тем более , если сами владельцы компоновали свои аппараты по своему разумению.
 
Знаете , многие схожие авиакатастрофы в истории , нередко связывали с Законом Парных Чисел и все эти действия непременно тонули в конспирологии..ПОКА на воздушных судах не появились усовершенствованные Средства Объективного Контроля. В нашем случае происходит именно так , как в первой половине моего изложения. "Черными ящиками" наши примитивные конструкции не оснащены и все начинает крутиться на догадках и предположениях , после очередного несчастья. Но все-таки , видеозаписи дают хоть какой-то шанс разгадать причину крушения . Будь то сьемка с борта во время полета , будь то сьемки случайных зевак , находящихся на земле. Просмотрев множество материала , снятых самими героями роликов , несложно определить в каких погодных условиях они производили свои полеты. Практически , все полеты на одно лицо. С незначительными "плюс-минусами" по температуре и ветру . Со схожими рабочими высотами и с манерами пилотирования. Вот на последнем и нужно заострить внимание , как мне видится. Эксплуатация своей техники на пределах возможностей. И если следовать из Аксиомы авиации - Причина фатального исхода складывается из стечении нескольких обстоятельств , а не только из-за одной причины- можно смело утверждать , что состояние матчасти будет стоять на первом месте. Тем более , если сами владельцы компоновали свои аппараты по своему разумению.
"Если плохо учить физику в школе, то мир будет казаться полным чудес"(с) Гадать не нужно, видео даёт достаточный пласт информации, во всяком для человека обладающего определенными знаниями и опытом. Без этого просмотр "множество материала , снятых самими героями роликов" дело бесполезное.
 
"Если плохо учить физику в школе, то мир будет казаться полным чудес"(с) Гадать не нужно, видео даёт достаточный пласт информации, во всяком для человека обладающего определенными знаниями и опытом. Без этого просмотр "множество материала , снятых самими героями роликов" дело бесполезное.
Дали бы Вы объяснение ХЛОПКУ и можно тему смело закрывать..
 
"Если плохо учить физику в школе, то мир будет казаться полным чудес"(с) Гадать не нужно, видео даёт достаточный пласт информации, во всяком для человека обладающего определенными знаниями и опытом. Без этого просмотр "множество материала , снятых самими героями роликов" дело бесполезное.
видео даёт достаточный пласт информации, во всяком для человека обладающего определенными знаниями и опытом.
В том то и дело , что видео многое чего дает ..Да еще подкрепленное архивными данными. Это я про Вашу аэрологию в тот день , если что...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх