Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Windguru,посмотрите внимательно на "шлейф" падения дельталёта,нет там никаких сдвигов в дымном следе падения ,и вертикальных ускорениях последних,которые говорили бы о роторе или сдвиге ветра, то есть метеусловия не припятствовали полёту ! ИМХО. Причина я думаю в аппарате и методике пилотирования пилотом, опять же ИМХО.
 
Windguru,посмотрите внимательно на "шлейф" падения дельталёта,нет там никаких сдвигов в дымном следе падения ,и вертикальных ускорениях последних,которые говорили бы о роторе или сдвиге ветра, то есть метеусловия не припятствовали полёту ! ИМХО. Причина я думаю в аппарате и методике пилотирования пилотом, опять же ИМХО.
Всего лишь пытаюсь исследовать один из вариантов, тщательно, насколько это возможно. Если версия будет реальная - факты на это укажут.
А насчет дыма - будьте спокойны, в подветренной стороне горы даже при сильном ветре может быть абсолютный штиль, но как только выходишь на уровень вершины - схлопочешь по самое не могу. А если склон ориентирован на юг и день солнечный, то он может генерировать предательский ветер в лицо. Стартуя в таких условиях можно великолепно набирать, а потом крыло может улететь в ноги. У меня такое было на параплане, когда я подумал, почему в такую хорошую погоду никто не летает в этом красивом месте. Если внимательно смотреть видео, то можно увидеть справа внизу ленточку, которая указывает на легкий ветер в лицо.

Кроме того здесь может иметь место наложение фактов. Например, крыло с нестабильным дизайном, попадает в легкий ротор и кувыркается.
Каждая из причин в отдельности не имеет фатальных последствий, а когда все сошлось - кувырок. Повторюсь, подобные "горки" не повод для такой реакции крыла.

P.S. Если глянете архив погоды по Краснодарскому краю на 30.10.2022 то там порывы ветра до 14 м/с. и локальные выпадения осадков.
Кроме того одно из изданий отмечает, что "Жителей района заранее предупреждали о том, что погода в воскресенье будет ветреной.":

Понимаю, что современная журналистика древнейшая из профессий, но повод задуматься, согласитесь есть.
 
Площадка в Даховской находится под юго- восточным склоном горы (почти вертикальной стены) высотой метров 200, далее идет почти вертикальный обрыв в долину реки белой где и находиться Даховская (высота тоже метров 200-300). Взлет в сторону обрыва.
Что касается погоды. На 10.00 местного от диспетчера Майкопа по данному району ветер 260 градусов 7м.с, порывы до 14м.с, слабая турбулентность до 80 эшелона. В 11.00 местного прогноз не изменился. При этом под горой на ВПП ветра могло не быть или ( скорее всего) был встречный. К сожалению не знаю прогноз когда летал Силинский. Это уже третий случай в этом районе. (первый был герман у всех кувырки). Человек ( далекий от полетов) в разговоре рассказал, как он летал чс Германом " После взлета набрали очень большую скорость вдоль земли, а потом резго взлетели вверх и моментально набрали большую высоту" Выводы делай те сами. Скорее всего причина катастрофы останется не известной. Поэтому к сведению надо принять все три фактора 1. Пилотирование. 2. Погода 3. Конструкция.
 
Еше выскажу свою мысль. Есть подозрение на отрубание одного троса сзади. Поперечина вроде не отошла - страховочная петля не разрушалась по предварительному мнению. (полкрыла не сложилось , как кленовый лист работало)Тогда хлопок ложится в ряд. Может скрутил крыло относительно телеги. Крыло в крен, а телега (м.б. тяжелая) пошла прямо. Помнится была раньше дискуссия по жесткости узла подвески, были рубки тросов с ЛП. Выводы -кили + повышение жесткости на скручиване. Мое мнение. Да, пожалуй дистанция до аппарата до 500м. Посмотреть бы на аппарат (фото до аварии в сборе).
 
Еше выскажу свою мысль. Есть подозрение на отрубание одного троса сзади. Поперечина вроде не отошла - страховочная петля не разрушалась по предварительному мнению. (полкрыла не сложилось , как кленовый лист работало)Тогда хлопок ложится в ряд. Может скрутил крыло относительно телеги. Крыло в крен, а телега (м.б. тяжелая) пошла прямо. Помнится была раньше дискуссия по жесткости узла подвески, были рубки тросов с ЛП. Выводы -кили + повышение жесткости на скручиване. Мое мнение. Да, пожалуй дистанция до аппарата до 500м. Посмотреть бы на аппарат (фото до аварии в сборе).
А откуда информация про поперечину и страховочную петлю?
 
пожалуй дистанция до аппарата до 500м.
В начале ролика, когда МДП летит над дорогой, от МДП до оператора на глаз примерно 100м.
(не забывайте, что широкоугольный объектив смартфонов, отдаляет объекты)
Горка была сделана с небольшим удадением от оператора + набор высоты = на мой взгляд в момент кувырка
от оператора до МДП было не более 250м.
.
 
В начале ролика, когда МДП летит над дорогой, от МДП до оператора на глаз примерно 100м.
(не забывайте, что широкоугольный объектив смартфонов, отдаляет объекты)
Горка была сделана с небольшим удадением от оператора + набор высоты = на мой взгляд в момент кувырка
от оператора до МДП было не более 250м.
.
Не пойму я, к чему эти вычисления. На видео щелчок раньше сваливания. Звук летит до камеры дольше, чем свет. Значит фактический щелчок был ещё раньше, чем свал. А если так, то вывод очевиден, на мой взгляд.
 
Именно потому-что полукрыло не сложилось, т.е каркас и троса этой половины.целы. Иначе полукрыло ушло бы вверх , а не крутило-бы аппарат как кленовое семечко. И стойки трапеции были целы. Так-же по вертикальному дымному следу предполагаем спокойную атмосферу в этом месте.
 
Площадка в Даховской находится под юго- восточным склоном горы (почти вертикальной стены) высотой метров 200, далее идет почти вертикальный обрыв в долину реки белой где и находиться Даховская (высота тоже метров 200-300). Взлет в сторону обрыва.
А можете координаты площадки прислать? Вроде к делу не относиться, но все же.

Что касается погоды. На 10.00 местного от диспетчера Майкопа по данному району ветер 260 градусов 7м.с, порывы до 14м.с, слабая турбулентность до 80 эшелона. В 11.00 местного прогноз не изменился. При этом под горой на ВПП ветра могло не быть или ( скорее всего) был встречный. К сожалению не знаю прогноз когда летал Силинский.
"Метеусловия не припятствовали полёту" - Фига се, порывы 7-14 м/с. это довольно сурово, особенно для полёта в горах, разве нет?

Это уже третий случай в этом районе. (первый был герман у всех кувырки). Человек ( далекий от полетов) в разговоре рассказал, как он летал чс Германом " После взлета набрали очень большую скорость вдоль земли, а потом резго взлетели вверх и моментально набрали большую высоту" Выводы делай те сами. Скорее всего причина катастрофы останется не известной. Поэтому к сведению надо принять все три фактора 1. Пилотирование. 2. Погода 3. Конструкция.
А крыло какой модели было в этом случае? Если проблема в наборах после разгона, то я тогда промолчу, как вообще Лев Киносян на Атоме летает, следуя такой логике у него каждый полет должен был заканчиваться кувырком (не дай бог, естественно). Аппарат у него с тяжелой конверсией. Larry Mednik - тоже должен был накувыркаться в волю, но все слава богу живы и здоровы.
Повторюсь, даже первый случай меня удивил, не должно было такого случиться, не видел зависания. Я даже больше скажу, у нас пилот петли крутил в свое время на Стрейнджере, так он выпихивал ручку до упора, а потом почти рывком притягивал ее к себе, чтобы начать разгон в пикировании. И никогда не кувыркался при этом. Однажды ошибся, было зависание в верхней точке, перевернулся на спину, в этом виде плоско провернулся, а потом соскользнул через боковую консоль и полетел дальше. Гвидо Герман на спортивном дельтаплане зависал и летал на спине, с последующим переворотом в нормальное положение без последствий.
Если во всех трех случаях один и тот же производитель и модель крыла - то тут нужно сильно задуматься над целесообразностью такого выбора.
Как развивается кувырок здесь хорошо видно:
 
Кто-нибудь может сказать, какие крылья фигурировали в этих, трёх известных, случаях?
Думаю владельцам нужно пересмотреть, как минимум трос поперечены, желательно результаты осмотра выложить сюда для общественности.
Если там все норм, нужно обсуждать возможные варианты с производителем.

Буду признателен за содействие.
 
Кто-нибудь может сказать, какие крылья фигурировали в этих, трёх известных, случаях?
Думаю владельцам нужно пересмотреть, как минимум трос поперечены, желательно результаты осмотра выложить сюда для общественности.
Если там все норм, нужно обсуждать возможные варианты с производителем.

Буду признателен за содействие.
В отчете указано https://mak-iac.org/upload/iblock/c34/report_ra-1063g.pdf

Тип СВС, ЕЭВС дельталёт «Эльф»
Разработчик ВС ЗАО «Красные крылья» (г. Таганрог)
 
Про 250м или 500м.:
Солнце по времени на 18°-19° над горизонтом, пусть 20, округлим, данных съёмки все равно пока не дали. Да и на телефоне точность до первого знака после запятой не получится. В ракурсе на паузе рядом с верхней точкой траектории размах крыла занимает около 2,5°. Берём размах•cosBetaОтн 7-8 метров. Делим на tg 2,5°. Приблизительная дистанция 160-180 метров. С оригиналом записи и на компе, на проигрывателе со звукоанализатором можно параметры полета более-менее точно написать. Если это чем-то поможет.
Земля небом.
 
На мой взгляд:
горка делается в сильном восходящем потоке - динамик или термодинамик(солнце в склон)
аппарат вываливается из потока в самый неподходящий момент - минимальная скорость
граница потока - "ножницы"

возможно локальный сильный термик или пузырь внутри термодинамика
если повторяется: вероятно там(именно в этом месте), есть стабильный триггер этого потока

Нужно расспросить местных свободников, парапланеристов судя по горке - должны быть
 
На мой взгляд:
горка делается в сильном восходящем потоке - динамик или термодинамик(солнце в склон)
аппарат вываливается из потока в самый неподходящий момент - минимальная скорость
граница потока - "ножницы"возможно локальный сильный термик или пузырь внутри термодинамика
если повторяется: вероятно там(именно в этом месте), есть стабильный триггер этого потока
Нужно расспросить местных свободников, парапланеристов судя по горке - должны быть

Основное направление ветра по данным метео - западное, поэтому здесь очень может быть и наложение всех факторов: ветер на склон в результате термической активности, срез и ротор на срезе за гребнем и комбинация этих явлений.
Повторюсь, такое бывает на южных, освещенных склонах, когда термическая активность передавливает метеоветер, но на уровне гребня или немного ниже может получиться крайне сложная аэрологическая обстановка, особенно при порывах в 14м/с.
По себе знаю, что на выходе из потока на наветренную сторону потока (против ветра) знакопеременные нагрузки короткие по времени и воспринимаются больше, как ухабистая дорога. А выход по ветру сопровождается более длительными и глубокими фазами. Так получается потому, что по ветру аппарат двигается некоторое время попутно с возмущениями и контакт с турбулентностью растянут во времени. В октябрьском случае метео-ветер способствовал этому моменту, так как летел по ветру и в конечной фазе аппарат находился в непосредственной близости к гребню. Возможно поэтому, кувырок разивается медленноо, Крыло опускает нос, но не находя "опоры" продолжает движение вниз.

В июньском случае архив погоды говорит о северном ветре, а это тоже как раз то направление, которое создает в этом месте зону сильной турбулентности.
Понятно, что это только гипотеза и на лицо наложение факторов, но случай на равнине произошедший несколько лет назад говорит, что у крыльев этого типа есть определенная склонность к нестабильности.

Что касается погоды. На 10.00 местного от диспетчера Майкопа по данному району ветер 260 градусов 7м.с, порывы до 14м.с, слабая турбулентность до 80 эшелона. В 11.00 местного прогноз не изменился. При этом под горой на ВПП ветра могло не быть или ( скорее всего) был встречный. К сожалению не знаю прогноз когда летал Силинский. Это уже третий случай в этом районе. (первый был герман у всех кувырки). Человек ( далекий от полетов) в разговоре рассказал, как он летал чс Германом " После взлета набрали очень большую скорость вдоль земли, а потом резго взлетели вверх и моментально набрали большую высоту" Выводы делай те сами. Скорее всего причина катастрофы останется не известной. Поэтому к сведению надо принять все три фактора 1. Пилотирование. 2. Погода 3. Конструкция.

Благодарю за содержательные ответ, буду признателен, если получиться найти условия по первому инциденту: 28.10.2017, примерно 17:35 местного времени (14:35 UTC), сумерки
 
Данные получил из официального отчета по инциденту от 28.10.2017, там указано:
Х-14 МД.2002.500 П, No 303 - это ошибка или действительно крылья разные в отчете и в реальности?
Катастрофы 2022 с крыльями х-157
Катастрофа 2017 на крыле х-14
Ps. Ссылка на видео в ветке Полеты в Ростове
На видео полет Сергея, его аппарат и то крыло х-157 на котором он погиб.
 
Видео с момента когда начала уходить телега назад. Присмотрелся на движение задних колес и крыла создаётся впечатление что были ножницы рассогласования траектории полета телеги и крыла . Такое ощущение что крыло переваливается через левое полукрыло.. В момент начала закидывания тележки видно едва разлечимую струйку дыма.. позже она растворилась в небе.
Предположу что могла быть разгрузка крыла, при большом моменте винта , который спровоцировал закрычивание телеги вокруг подвеса крыла, а далее классический кердык.


Ps. Найти бы видео оригинал , без потери качества.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх